Паспорт педагогического проекта по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Умники и умницы идут по улице» для детей 6-7 лет.
методическая разработка по обж (подготовительная группа)
В нашей стране, как и во всём мире, увеличивается число дорожно-транспортных происшествий. По статистике каждой десятой жертвой ДТП является ребёнок. Часто это связано с несоблюдением правил дорожного движения, их незнанием. Чтобы оградить детей от опасности, надо как можно раньше начать готовить их к встрече с улицей, городским движением, приучать обращаться к старшим за помощью, а также и самим правильно и своевременно реагировать на сложившуюся ситуацию. Важная роль в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма принадлежит детскому дошкольному учреждению.
Данный проект поможет создать условия, оптимально обеспечивающие процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирования у них необходимых умений и навыков; выработать положительные, устойчивые привычки безопасного поведения на улицах города.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_pdd_umniki_i_umnitsy_idut_po_ulitse.docx | 38.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№ 89 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга
Паспорт педагогического проекта
по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах и улицах
«Умники и умницы идут по улице»
для детей 6-7 лет
(долгосрочный проект)
Составила и провела
воспитатель
Венедиктова И.С.
Санкт – Петербург
2020 - 2021 учебный год
ТЕМА ПРОЕКТА: «УМНИКИ И УМНИЦЫ ИДУТ ПО УЛИЦЕ».
АКТУАЛЬНОСТЬ.
В нашей стране, как и во всем мире, увеличивается число дорожно-транспортных происшествий. По статистике каждой десятой жертвой ДТП является ребенок. Часто это связано с несоблюдением правил дорожного движения, их незнанием. Предоставленные самим себе, дети мало считаются с реальными опасностями на дороге, так как недооценивают собственные возможности, считая себя ловкими и быстрыми. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке, поэтому важно научить детей дорожной грамоте, правилам поведения на улице.
Чтобы оградить детей от опасности, надо как можно раньше начать готовить их к встрече с улицей, городским движением, приучать обращаться к старшим за помощью, а также и самим правильно и своевременно реагировать на сложившуюся ситуацию. Чем раньше удастся познакомить ребенка с правилами дорожного движения, сформировать у него навыки культуры поведения в транспорте, на улице, тем меньше вероятности нежелательных происшествий с ним на дороге.
Обучение маленького человека начинается с детства, когда рядом с малышом всегда находятся родители, воспитатели детского сада. Взрослые несут ответственность за жизнь и здоровье ребенка, обязаны научить ребенка жизненно важным правилам, подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями. Поэтому необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице, поэтому главной задачей является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.
Важная роль в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма принадлежит детскому дошкольному учреждению. Поэтому в нашей группе мы уделяем большое внимание вопросам здоровья сбережения детей и их безопасности.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, воспитатели группы, учитель – логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре.
ТИП ПРОЕКТА: информационный, практико-ориентированный, комплексный, групповой, долгосрочный, в рамках государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №89.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: долгосрочный с 21 сентября 2020 года по 28 мая 2021 года.
I ЭТАП. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.
Цель. Сoздание условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дoшкольников правилам дорожного движения и формирование у них необхoдимых умений и навыков, вырабoтка положительных, устойчивых привычек безoпасного поведения на улицах гoрода.
Задачи.
1. Освoение детьми практических навыков поведения в различных ситуациях дорожного движения через систему обучающих занятий, игр, тренингов.
2. Организация предметно-развивающей среды группы по проблеме.
3. Активизация прoпагандистской деятельности среди родителей воспитанников группы по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.
4. Повышение прoфессиональной компетентности педагогов в области обучения дошкольников правилам дорожного движения.
5. Разрабoтка комплекса мероприятий по формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге и улице.
6. Обеспечение консультативной пoмощи рoдителям по соблюдению правил пoведения на улицах и дoрогах с целью пoвышения ответственности за безoпасность и жизнь детей.
Предполагаемые результаты.
Образовательный:
- овладение базовыми правилами поведения на дороге;
- анализ готовности решать дорожно-транспортные ситуации;
- формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
- развитие творчeских способностeй;
- формирование устойчивого познавательного интерeса.
Воспитатeльный:
- формирование культуры повeдения в процессе «общeния» с улицей, дорогой и в транспорте;
- привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.
Социальный:
- формирование сознатeльного отношения к своим и чужим поступкам;
- развитие отрицательного отношения к нарушeниям ПДД.
Постановка проблемы и ее актуальность.
1.Поставить проблему перед детьми «Для чего необходимо знать правила дорожного движения?»
2.Диагностика детей по образовательной области «безопасность».
3.Анкетирование родителей по проблеме.
4.Изучение статистики в СМИ по детскому дорожно-транспортному травматизму.
5.Проведение родительского собрания, с целью привлечения родителей в проектную деятельность.
II ЭТАП. ПОДГОТОВКА К ВНЕДРЕНИЮ ПРОЕКТА.
- подбор и изучение методической, художественной и научной литературы по ПДД;
-создание и разработка картотеки дидактических и подвижных игр по ПДД;
- подбор и изготовление материала о ПДД: дорожные знаки, картинки с изображением ситуаций на дорогах, железная дорога, рули, элементы костюма (фуражка, жезл, кепка шофера, билеты для кондуктора и т.д.), машины (специальный транспорт), конструктор (разного вида) и т.д.
- подборка занимательных и проблемных заданий;
- подборка видеоматериала по ПДД;
- подбор информации для оформления родительского уголка по ПДД в приемной группы.
III ЭТАП ПРОЕКТА: ОСНОВНОЙ. ПРАКТИЧЕСКИЙ.
Дата Тема занятия | Программное содержание | Оборудование | Предварительная работа | Словарная работа | Компонент ДОУ | Сопутствую щие формы работы |
Сентябрь 1. Диагности ка уровня знаний детей по ПДД | При выполнении заданий и ответах на вопросы учитывать уровень подготовленности детей. | Слайды, магнитная доска, макеты светофора и дороги. | Показ слайдов, вопросы по диагностике. знакомство детей с правилами дорожного движения, экскурсии, наблюдения, рассматривание иллюстраций, беседы о ПДД, о правилах поведения на улице и в транспорте. | Светофор, дорожные знаки, правила поведения, перекрёсток, водитель, пассажир, железная дорога, транспорт (общественный, водный, наземный, железнодорожный, воздушный, легковой, грузовой), впереди – позади, дальше – ближе, пешеходный переход. | Дидактическая игра « Найди безопасный путь до детского сада» | Драматизация сказки «Веселый светофор», Беседа «правилам дорожного движения-наше уважение» Просмотр презентаций, видеофильмов, мультфильмов. |
Октябрь 2.«Знаки, предупреж- дающие пешеходов об опасности». | Обеспечить усвоение знаний о предупреждающих знаках: опасный поворот, скользкая дорога, неровная дорога, крутой спуск и крутой подъем. Познакомить с историей появления первых дорожных знаков. Закрепить правила поведения в общественном транспорте. Повторить названия различных видов транспорта. Развитие поискового мышления, умения использовать полученные знания на практике. Воспитывать культуру поведения, наблюдательность, уважительное отношение к правилам дорожного движения. | Предупреждающие знаки, опасный поворот, крутой спуск и подъем, неровная дорога, скользкая дорога, | Экскурсия к светофору, наблюдение за его работой и за движением машин. Изготовление предупреждающих знаков с использованием шаблонов. Встреча с работниками ГИБДД. Беседа «Мчатся по улице автомобили» Чтение художественной литературы: рассказ И.Серюкова «Улица, где все спешат» | Демонстрационный материал – слайды. Раздаточный материал: карточки с цифрами и карточки с изображением знаков. | Проблемные ситуации, сюрпризные моменты, наглядность, художественное слово, вопросы. Сюжетно-ролевая игра «Улица» «ГБДД» | Изготовле ние дидактической игры «Дорожные знаки» Дидактическая игры: «расположи правильно дорожный знак» Подвижные игры «Цветные автомобили». ИКТ Просмотр мультфильмов |
Ноябрь 3.«Запрещающие знаки» | Обеспечить усвоение запрещающих знаков, учить отличать их от других знаков, развивать воображение, умение применять знания на практике, воспитывать культуру поведения, наблюдательность, уважительное отношение к правилам дорожного движения. | Слайды, раздаточный материал. Карандаши Мозаика. |
Беседа, вопросы, наглядность, игровые приемы, художественное слово (загадки, стихи), сюрпризный момент. Беседа «Правила пешехода» «Пост ГАИ» Чтение художественной литературы: «Сказка про дорожные знаки». | Запрещающие знаки, въезд запрещен, движение пешехода запрещена, поворот запрещен, езда на велосипеде запрещено, движение запрещено. | Использование макета прилегающей территории и наглядного материала группы Дидактическая игра «Играй, да смекай». | Рисование карандашом, свечкой. Выкладывание мозаикой запрещающих дорожных знаков. Подвижная игра «Светофор» ИКТ. Просмотр мультфильмов и презентаций. |
Декабрь 4.« Если бы я очутился в метро…» | Закрепить знания детей о городском наземном пассажирском транспорте. Познакомить с новым видом пассажирского транспорта – метро, с правилами безопасного поведения в метро. Воспитывать культуру поведения в общественном транспорте. Развивать умение сравнивать, обобщать, анализировать, рассуждать. Развивать умение работать с планом-схемой. | Слайды, жетон, билеты различных видов транспорта, планы-схемы, костюм кота Леопольда. | Наблюдение за транспортом, чтение художественной литературы: Я.Пишумова «Посмотрите-постовой», М. Ильин, Е. Сигал «Машины на нашей улице» Дидактическая игра «Светофор и дети». | Метро, метрополитен, эскалатор, жетон, поручни, станция, схема, турникет, дежурный по станции. | Сюжетно-ролевая игра, используя опыт детей «Поездка в метро» | Рисование на тему: «Поездка в метро» (из опыта детей). ИКТ. Просмотр мультфильмов и презентаций |
Январь 5.«Приключение Незнайки в Санкт-Петербурге» | Учить детей правильно вести себя на улице. Уточнить представления детей о тротуаре, дороге, улице, перекрестке. Учить ориентироваться на расположенных по близости улицах, в названиях общественно –бытовые здания в ближайшем окружении. Учить работать с макетами. | Макеты детского сада школы больницы, магазина, разметка дороги, дорожные знаки, светофор, костюм Незнайки, слайды. | Экскурсия на прилегающие к детскому саду улицы, загадывание загадок, знакомство с дорожными знаками. Беседа «Будь осторожен»- познакомить с опасностями зимней дороги для пешеходов. Чтение художественной литературы: Г. Циферов «Сказки на колесах» | Название улиц: Петергофское шоссе, Улицы Адмирала Коновалова, Адмирала Трибуца, Адмирала Черокова, Капитана Грищенко, Катерников. | Составление маршрутов до детского сада, больницы, магазина на магнитной доске, используя плоскостные модели зданий. Дидактическая игра «Собери светофор». Сюжетно-ролевая игра «Автобаза» | Строительство и обыгрывание макета территории детского сада. Обыгрывание ситуации «Как поступить» ИКТ. Просмотр мультфильмов и презентаций |
Февраль 6. «Неправильная карта» | Развивать умения читать карту-схему и двигаться согласно ей. Закрепить умение переходить дорогу согласно дорожным знакам. Воспитывать дисциплинированность на дороге. | Конверт с картой-схемой маршрута. Карточки с дорожными знаками, кроссворд. | Рассматривание иллюстраций, плакатов, дидактические игры по правилам. Чтение художественной литературы: С. Маршак «Скверная история» | Скорая помощь, знаки особого предписания. Знаки сервиса. | Дидактическая игра «Найди что лишнее», Сюжетно ролевые игры «Улица», «семья». | Составление кроссвордов, загадок. Игровая ситуация «Бабушка на другой стороне» ИКТ. Просмотр мультфильмов и презентаций |
Март 7.«Автомобили бывают разные» | Учить детей создавать мысленные конструкции специализированных машин, уточнить значение звукового сигнала (сирены) развивать умение решать проблемные задачи в совместной деятельности со взрослыми используя различные дорожные ситуации, развивать интеллектуальные способности через умение решать проблемные ситуации, воспитывать у детей уверенность, умение смело высказывать свои мысли. | Костюмы для героев: Карлсона, Малыша, изображение специального транспорта, разрезные детали машин, карточки с изображением номеров телефонов, мяч, изображение накладного контура транспорта. | Чтение с детьми рассказа С.Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое», Д.Чуйко «Пожарные», В.Кожевникова «Светофор», загадывание загадок, наблюдение за дорогой, игры по ПДД. Беседа «Безопасная улица» | Активизировать в речи детей понятия: специальный транспорт, проблесковый маячок употреблять в речи название специально го транспорта: пожарная машина, скорая помощь, милиция, газовая служба закрепить умение описывать машины, используя прилагательные. | Дидактические игры «Хорошо –плохо», «Зоркий глаз», «это я, это я. Это вся моя семья» Сюжетно-ролевая игра «Мы водители» | Рисование на тему «Машины бывают разные», сюжетно-ролевая игра «Гараж». Игровая ситуация «Странный водитель» Подвижная игра «Тише едешь, дальше будешь» ИКТ. Просмотр мультфильмов и презентаций |
Апрель 8. «Приключение зайчонка» | Познакомить детей с понятиями «тормозной путь», «скользкая дорога», с особенностями движения по ней транспорта; со знаком «скользкая дорога». Упражнять в умении решать противоречия экспериментальным путем; Продолжать формировать представление о многообразии звуков. Развивать умение прогнозировать события. Закреплять знания о дорожном движении; Воспитывать у детей сознательное отношение к соблюдению правил безопасности движения. | Презентация, аудиозапись «Звуки природы», две доски: гладкая и ребристая, игрушечные машины, две ленты, мяч, поощрительные значки. | Экскурсия к дороге, наблюдение за ее изменением в зависимости от состояния погоды; беседы о правилах дорожного движения, чтение стихотворения «Гололед» И. Лешкевича., А.Северный «Светофор» Беседа «Опасные предметы на дороге» | Тормозной путь, проезжая часть дороги, длинная, гладкая, сухая, широкая, прямая, извилистая, узкая, мокрая, шероховатая дорога, сигнал автомобиля, дорожное покрытие, пешеход, путь скольжения. | Аутотренинг, художественное слово (сказка про зайца), беседа, вопросы причинно-следственного характера, создание проблемной ситуации, проведение эксперимента. Дидактическая игра «Красный-зеленый» | Составление коллективной сказки « Как зайчонок учил правила дорожного движения». Развлечение «Папа, мама, я-дорога и семья» Игровая ситуация «Я вышел из автобуса и увидел друга на другой стороне и дороги». Выставка книжек-самоделок «Школа юного пешехода» ИКТ. Просмотр мультфильмов и презентаций |
Май 9. Викторина по ПДД «Вопросы инспектора Светофорова» Итоговая диагностика. | При выполнении заданий и ответах на вопросы учитывать уровень подготовленности детей. | Эмблемы команд, карточки, дорожные знаки, краски , кисти, бумага | Подготовка команд: название, эмблема, девиз, приветствие Беседа «Школа моего микрорайона» Чтение художественной литературы Шорыгина «Марта и Чичи идут в парк» | Закрепление овладения понятиями в соответствии с программными требованиями. | Дидактическая игра «Что?, Где?, Откуда?» | Конкурс детского рисунка «Безопасная дорога» ИКТ. Просмотр мультфильмов и презентаций |
Работа с родителями
Сентябрь
1. Круглый стол "Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители - пример всему».
2 Оформление наглядной агитации «Ребенок и взрослый на улице».
3.Анкетирование родителей «Правила и безопасность дорожного движения»
Октябрь
1. День открытых дверей:
• Игра-соревнование «Вперед, пешеход!»;
• Буклеты «Воспитываем грамотного пешехода».
2. Изготовление макета ул. Адмирала Коновалова.
Ноябрь
1.Привлечение родителей к совместному творчеству: изготовления атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Мы - пешеходы».
2. Выставка семейных рисунков «Мы за безопасное движение».
3. Викторина «Безопасное поведение на улице».
Декабрь
1. Круглый стол «Аккуратность в гололед на дороге вас спасет».
2. КВН «Знатоки дорожных правил».
3. Презентация плана-схемы «Мой путь в детский сад». Воспитатели
Январь
1. Встреча с работниками ГИБДД (профилактика детского травматизма).
2. Экскурсия «Пешеходный переход».
3. Фотоколлаж «Дорога и дети». Инспектор ГИБДД
Февраль
1. Папка-передвижка «Обогащайте речь детей» (словарная работа по ПДД).
2. Библиотека для родителей.
3. Стенд для родителей «Это интересно», «Правила перевозки детей в автомобиле».
Март
1. Советы для родителей-водителей «Неблагоприятная погода на дорогах весной».
Апрель
1. Совместный досуг «Эстафета зеленого огонька»;
2. Игротека «Играйте вместе с детьми»
3. Фотоматериал «Улицы нашего микрорайона».
4. Развлечение «Папа, мама, я-дорога и семья»
IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
Цель. Презентация проекта и подведение его результатов.
- Фотовыставка «Правила дорожные соблюдай всегда»;
- Презентация книги «Стихи о ПДД»;
- КВН с участием родителей «Правила движения достойны уважения»
Литература:
- Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. «Основы безопасности детей дошкольного возраста.»: Просвещение, 2007г.
- К.Ю. Белая «Я и мая безопасность.» Тематический словарь в картинках: Мир человека. – М.: Школьная пресса, 2010г. -48
- Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, М.Д. Маханева «Безопасность на улицах и дорогах» : методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста». – М.: ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1997.
- Л.А. Вдовиченко «Ребенок на улице»., «Детство – пресс», 20087г.
- Т.Г. Храмцова «Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста» . Учебное пособие. – М.: педагогическое общество России, 2005г.
- Л.Б. Подубная «Правила дорожного движения подготовительная группа», - Волгоград, «Корифей», 2009.
- Ф.С. Майорова «Изучаем дорожную азбуку», м., «Издательство Скрипторий 2003», 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге "Страна ПДДейка"
Данный проект представляет собой систему работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах. Необходимость данного материала обусловлена тем, что цель дошкольного образования – формирован...
Использование интегрированного подхода для формирования у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах
Безопасность пешехода на дороге во многом зависит от соблюдения им правила дорожного движения. И чаще всего подвергаются опасности дети. Оказавшись в критической ситуации, они не могут моментально при...
Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге
особенности психофизиологического развития детей;задачи по воспитанию безопасного поведения дошкольников на дороге;принципы, способствующие успешному решению задач в работе с детьми;предметно-раз...
Методические рекомендации по теме: Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге посредством интегрированного подхода
Проблема дорожно-транспортного травматизма очень остро стоит в настоящее время в нашей стране. Условия современного дорожного движения сложные, поэтому очень высокие требования предъявляются ко всем у...
Статья: "Взаимодействие с родителями по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге".
Взаимодействие с родителями по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге...
Памятка для родителей"Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге и транспорте"
Памятка предназначена для родителей с целью ознакомления дошкольников навыкам безопасного поведения на дороге и транспорте....
Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге
Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге...