Воспитательная практика «Волонтерское движение в детском саду как средство эффективной социализации дошкольников»
проект (старшая группа)

Альфия Ильгизеровна Пронина

Модернизация образования требует работать не только в режиме функционирования, но и в режиме развития. Развиваться — это значит применять инновационные технологии. Одной из таких технологий является «волонтёрское движение», которое оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Волонтёр — это синоним слова «доброволец». Волонтер – это человек, несущий веру в доброе, надежду на будущее и любовь к окружающим!Организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование качеств, необходимых не только для успешной адаптации и обучению в школе, но и для жизни в современном обществе, взаимодействие с окружающим социумом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volonterskoe_dvizhenie_luchiki_dobra.docx127.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Северная сказка»

                                                     

 

Тема воспитательной практики:

«Волонтерское движение в детском саду как средство эффективной социализации дошкольников»

                                                                                 E:\Documents\Desktop\slajd81.jpg                                                                                                                                   

                                                                                                                                 

                                                                                                                                                                                     Автор: воспитатель высшей

кв. категории Пронина А.И.

г. Новый Уренгой

                                                Актуальность темы:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

- Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: — игре, общении, познавательно- исследовательской деятельности, конструировании.

- Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

- Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

- Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительные функции в совместной деятельности.

Модернизация образования требует работать не только в режиме функционирования, но и в режиме развития. Развиваться — это значит применять инновационные технологии. Одной из таких технологий является «волонтёрское движение», которое оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Волонтёр — это синоним слова «доброволец». Волонтер – это человек, несущий веру в доброе, надежду на будущее и любовь к окружающим!

Настоящий волонтёр – это пример нравственности и здорового образа жизни, толерантности и сотрудничества, осознанности и бескорыстия. Об этом говорит Всемирная декларация добровольцев.

Волонтерское движение в детском саду – это желание научиться новому, приобрести круг общения, помочь нуждающимся людям. В основе волонтерского движения стоят принципы: «хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому»«сам захотел, и сам выбрал что делать» Объединяя родителей, педагогов и детей волонтёрской деятельностью, которая продиктована доброй волей состоит в том, что оно приведет:

- к более эффективному формированию у дошкольников милосердия, ответственности, самостоятельности и инициативы

- к оптимизации детско-родительских отношений и умению работать в команде.

Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к развитию таких качеств, является их желание помочь, проявить добродушие, пожалеть слабого, маленького, одинокого, больного.

Организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование качеств, необходимых не только для успешной адаптации и обучению в школе, но и для жизни в современном обществе, взаимодействие с окружающим социумом.

                                  Цель воспитательной практики:

 Создать в детском саду  волонтерское движение, объединив воедино активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста и их участие в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях проектах дошкольной организации.

                                Задачи воспитательной практики:

 1.Расширить представления о волонтерском движении у воспитанников, педагогов, родителей детского сада.

 2.Формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества, позитивные установки на добровольческую деятельность.

 3. Формировать у воспитанников чувство собственного достоинства как представителя своего народа. Способствовать повышению значения семейных ценностей.

 4. Создать условия для возможностей детям, родителям и педагогам приобретать новые знания, полноценно развивать свой творческий потенциал и уверенность в себе.

 5. Воспитывать толерантное отношение к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности.

6. Воспитывать в детях такие качества, как милосердие, внимательность, заботу о ближнем, желание помогать другим людям.                                                                                                                                  

                          Участники   воспитательной практики:

 Дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги.

Оригинальная идея воспитательной практики:

Заключается  в организации  волонтёрского движения «Лучики добра».  Нас заинтересовала технология «Дети-волонтеры», автором которой является Н.П. Гришаева. Мы провели ряд мероприятий по изучению данной технологии. Изучив технологию, поняли, что с ее помощью можно эффективно развивать личностные качества у дошкольников, и прежде всего, коммуникативные. Определили ответственного в ДОУ, который координируют всю деятельность, организует работу волонтёров по различным направлениям, осуществляет планирование деятельности.


Участвуя в событиях, имеющих социальную значимость, воспитанники получают:

-возможность самореализации,

-осваивают опыт внутри социальных отношений,                                                                                                          

-выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и в ближайшем социальном окружении.

В практику легко включаются и взрослые, и дети, что позволяет организовать дружественный социум на территории детского сада и ближайшего социального окружения для развития социально - коммуникативных навыков у дошкольников.  

       Ценностно-смысловое наполнение Воспитательной практики:

Выбор данной формы работы с дошкольниками обусловлен тем, что важными   особенностями волонтерского движения являются ненавязчивость и необычность, с помощью проектов, мероприятий, акций можно содержательно и довольно быстро донести до большого количества людей нужную  информацию.

Значимость и ценность волонтерского движения для дошкольников состоит в том, что:

1) с помощью волонтерского движения формируется активная жизненная позиция: каждый человек может понять, что от него зависит состояние окружающего мира, и даже ребенок способен изменить в лучшую (худшую) сторону свое окружение.

2) участвуя в волонтерском движении, ребенок не просто механически запоминает правила поведения в окружающем мире, а преобразовывает свои знания в опыт: открывает для себя новое, делает выводы. У дошкольников развивается эмоциональная сфера, формируются отношения и система ценностей.

3) в движении принимают участие все субъекты образовательного процесса (дети, педагоги, родители, социальные партнеры).

4) в ходе подготовки акций, мероприятий, проектов осуществляется принцип интеграции различных видов деятельности, задач социального развития детей, содержания разных образовательных областей.

Волонтёрство – это инициатива, это безвозмездная помощь.

Через участие в волонтерском движении, у дошкольников формируется их гражданская позиция, умение ориентироваться в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.

Описание основных этапов реализации Воспитательной практики:

Организация волонтерства осуществляется в три этапа:

I этап - социально-психологическая подготовка волонтёров;

II этап - развитие волонтёрского движения, проведение акций и мероприятий;

III этап – определение перспектив дальнейшего развития волонтёрского движения

                                                      I этап

На 1 этапе у педагогов и родителей воспитанников формируются представления о роли и месте добровольчества в современном обществе, а детям дается определение понятия «волонтёр».

На одном из родительских собраний узнали мнение родителей о волонтерском движении и о возможности создания волонтерского отряда в детском саду. У родителей идея создания детского волонтерского отряда вызвала одобрение.

Начали работу в сентябре 2023 года с детьми старшего дошкольного возраста. Мы определили для себя цель и поставили задачи. Начали знакомить детей с тем, кто такие волонтеры и в чем заключается их деятельность. Представили детям мультфильмы, презентации, в которых объяснялось, кто такие волонтёры, чем они занимаются, и какую работу они выполняют. У детей загорелись глаза, ребята выразили желание стать добровольцами – волонтёрами! Ведь мы будем помогать людям, нашим братьям меньшим, животным и птицам, беречь родную природу, быть примером для всех. Нести всем только добро!

Совместно с детьми и педагогами был придуман логотип с ладошками.
и придумали девиз: «Мы солнечные лучики, мы дарим всем добро, и от улыбок наших становится светло!» Чтобы дети участвовали в этом с интересом, внесли атрибутику (желтые ленточки, галстуки); совместно приняли правила.

Был разработан план деятельности волонтерского отряда. Если в ходе реализации плана появляются инициативы, исходящие от детей, план корректируется.
Создав отряд волонтерского движения, определив уровень сформированности социально - значимых личностных качеств детей - волонтеров, были определены следующие задачи:

- формирование позитивных установок на добровольческую деятельность;

- формирование практических навыков участия в волонтерском движении;

- воспитание духовно - нравственной личности с активной жизненной позицией;

- развитие коммуникативных навыков.

В процессе работы придерживалась таких принципов:

- добровольности;

- партнерства и сотрудничества;

- творчества и соавторства;

- развития и самореализации.

II этап

На 2 этапе проходит тренировка навыков эффективной коммуникации, развитие уверенности в себе, разработка атрибутов волонтёрского движения.

Этот этап подразумевает реализацию программы волонтёрского движения.

Перспективный план работы волонтерского отряда «Лучики добра»

Дата

Название мероприятия

Цель

Август

Просмотр видео презентации «Дети – волонтеры».

Показать детям суть работы и помощи окружающим волонтерами.

Акция «Собери ребенка в школу»

Оказание помощи в подготовке к новому учебному году детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Сентябрь

Акция «Чистый город»

Улучшить экологическое состояние территории детского сада, воспитывать бережное отношение к природе.

Октябрь

Видеоролик «Поделись теплом души своей»

Поздравление сотрудников детского сада с праздником ко Дню дошкольного работника.

Поздравительная открытка «От всей души»

Формирование духовности, нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста по отношению к старшему поколению.

Акция  «Бумбатл» Сбор макулатуры.

Формирование экологической культуры.

Ноябрь

Акция «Ждем в гости птиц!». Создание птичьей столовой на территории детского сада.

Вовлечь детей и их родителей в трудовую деятельность по изготовлению кормушек для птиц; пропагандировать среди дошкольников и родителей знания о пользе птиц; воспитывать желание помогать птицам.

Благотворительный марафон «Свои»

Привлечение детей и родителей к проблемам военнослужащих и мирных жителей, находящихся в зоне СВО.

Декабрь

Акция «Зеленая елочка»

Формирование экологической культуры, сознания и мировоззрения.

Январь

Беседа «Мы – маленькие волонтеры»

Формирование  у детей позитивных установок  на добровольческую деятельность; воспитание  духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Февраль

Выпуск и распространение буклетов «Волонтер – это актуально!»

Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Март

Акция «Помоги малышам». Помощь в расчистке снега на участке малышам, собирание на прогулку, подклеивание книг, показ сказки  - драматизации.

Оказание шефской помощи.

Апрель

Акция «Помоги братьям нашим меньшим!». Сбор корма для животных приюта.

Оказание помощи бездомным животным приюта.

Май

Акция «С праздником, ветераны!». Изготовление подарков своими руками ветеранам ВОВ, ветеранам труда, труженикам тыла.

Формирование духовности, нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста по отношению к ветеранам ВОВ.

Акция «Береги первоцветы!»

Формирование у дошкольников воспитания экологической культуры.

Июнь

Выставка рисунков «Береги свою планету, ведь другой такой же нету!»

Формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.

Акция «Посади цветок!»

Оказание помощи в озеленение территории детского сада; воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира, ответственность за посаженные растения, трудолюбие и опрятность.

Июль

Выпуск и распространение листовок «Не оставайся в стороне!» о необходимости оказания посильной помощи нуждающимся.

Оказание помощи нуждающимся детям.

III этап

На 3 этапе происходит разработка, подготовка и проведение просветительско-профилактических мероприятий; привлечение общественности родительского и педагогического контингента к поддержке развития волонтёрского движения.

Результаты воспитательной практики:

Ожидаемый результат Основной результат – создан отряд волонтёров «Лучики добра»

 1. Апробирована система работы деятельности отряда волонтёров «Лучики добра», направленная на успешную социализацию и повышение нравственных качеств личности дошкольника.

2. Разработан план мероприятий деятельности волонтёрского отряда «Лучики добра».

3. Создана команда волонтёров, принимающих участие в работе волонтёрского отряда.

 4. Разработаны сценарные планы и сценарии мероприятий в рамках реализации проекта.

5. Заключены соглашения с социальными партнерами.

 Проводя сравнительный анализ на начальном и завершающих этапах, сделала вывод, что может ребята еще и не стали настоящими волонтерами, но в процессе волонтерской деятельности у них сформировались: личностная и нравственная саморегуляция, моральные суждения и оценки, понимание общественного смысла нравственной нормы. Дети понимают переживания других, проявляют заботу, отзывчивость, взаимопомощь, сочувствие, адекватно реагируют на удачи и неудачи других. Некоторые ребята уже могут самостоятельно провести мастер - класс. А разнообразные формы работы помогают поддерживать интерес к волонтерской деятельности.

Считаю, что идея организации волонтерского движения в детском саду способствует позитивной социализации дошкольников. И, надеюсь, что и в школьном возрасте ребята продолжат заниматься волонтерской деятельностью. А родители, активно принимавшие участие в волонтерской работе, будут своих детей поддерживать и помогать им.

Результаты своей работы представляла на сайте детского сада, на страницах nsportal.

Список используемой литературы и источников:

Алтунина, И.Р. Мотивы и мотивация социального поведения (история и современное состояние исследований). М.: Полиграф-Центр, 2006.

Диссертация «Педагогические условия воспитания и развития милосердия у детей старшего дошкольного возраста».

Гришаева Н.П. Анализ социальных проблем дошкольного воспитания// Управление в дошкольном образовании. 2002 № 5.

Дошкольный мир: социальный проект. Гришаева Н.П. // Учительская газета 1988. 30 июня.

Железная Т.С., Елягина Л.Н. Программа воспитания и социализация обучающихся детей в контексте ФГОС нового поколения: Методические рекомендации по разработке программы. – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2011.

Как воспитать настоящего человека //Педагогика, 1990 //Библиотека учителя.

Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие / Н.П.Гришаева. - М.: Вентана - Граф, 201.

Слабжанин Н.И. «Как эффективно работать с волонтерами» «Питер», СПб. 2000.

Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно - развивающая программа для детей 5 - 7 лет. М: Аркти 2004.

                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волонтерское движение в детском саду как средство формирования инициативы и самостоятельности старших дошкольников

     2018 год был объявлен Годом добровольца и волонтёра. Об этом Президент РФ Владимир Владимирович Путин  (Указ «О проведении в Российской Федерации Года д...

«Волонтерское движение в детском саду, как средство развития духовно-нравственной личности дошкольников»

Волонтерская деятельность - это активные формы общения, взаимопомощи и самопомощи, которые осуществляются добровольно на благо широкой общественности. В результате своего труда ребенок получает не мат...

"Волонтерское движение в детском саду как средство эффективной социализации"

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:- Ребенок овладевает основными культурными средств...

План по теме: «Детское волонтёрство, как средство эффективной социализации дошкольников» на 2021-2022учебный год

Направление работы: «Волонтерское движение в детском саду»План по теме: «Детское волонтёрство, как средство эффективной социализации дошкольников» на 2021-2022учебный год...

План по теме: «Детское волонтёрство, как средство эффективной социализации дошкольников» на 2022-2023 учебный год

Направление работы: «Волонтерское движение в детском саду»План по теме: «Детское волонтёрство, как средство эффективной социализации дошкольников» на 2022-2023 учебный год...