Воспитательная практика «Волонтерское движение в детском саду как средство эффективной социализации дошкольников»
проект (старшая группа)
Модернизация образования требует работать не только в режиме функционирования, но и в режиме развития. Развиваться — это значит применять инновационные технологии. Одной из таких технологий является «волонтёрское движение», которое оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Волонтёр — это синоним слова «доброволец». Волонтер – это человек, несущий веру в доброе, надежду на будущее и любовь к окружающим!Организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование качеств, необходимых не только для успешной адаптации и обучению в школе, но и для жизни в современном обществе, взаимодействие с окружающим социумом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volonterskoe_dvizhenie_luchiki_dobra.docx | 127.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Северная сказка»
Тема воспитательной практики:
«Волонтерское движение в детском саду как средство эффективной социализации дошкольников»
Автор: воспитатель высшей
кв. категории Пронина А.И.
г. Новый Уренгой
Актуальность темы:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: — игре, общении, познавательно- исследовательской деятельности, конструировании.
- Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
- Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
- Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительные функции в совместной деятельности.
Модернизация образования требует работать не только в режиме функционирования, но и в режиме развития. Развиваться — это значит применять инновационные технологии. Одной из таких технологий является «волонтёрское движение», которое оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Волонтёр — это синоним слова «доброволец». Волонтер – это человек, несущий веру в доброе, надежду на будущее и любовь к окружающим!
Настоящий волонтёр – это пример нравственности и здорового образа жизни, толерантности и сотрудничества, осознанности и бескорыстия. Об этом говорит Всемирная декларация добровольцев.
Волонтерское движение в детском саду – это желание научиться новому, приобрести круг общения, помочь нуждающимся людям. В основе волонтерского движения стоят принципы: «хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому», «сам захотел, и сам выбрал что делать» Объединяя родителей, педагогов и детей волонтёрской деятельностью, которая продиктована доброй волей состоит в том, что оно приведет:
- к более эффективному формированию у дошкольников милосердия, ответственности, самостоятельности и инициативы
- к оптимизации детско-родительских отношений и умению работать в команде.
Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к развитию таких качеств, является их желание помочь, проявить добродушие, пожалеть слабого, маленького, одинокого, больного.
Организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование качеств, необходимых не только для успешной адаптации и обучению в школе, но и для жизни в современном обществе, взаимодействие с окружающим социумом.
Цель воспитательной практики:
Создать в детском саду волонтерское движение, объединив воедино активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста и их участие в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях проектах дошкольной организации.
Задачи воспитательной практики:
1.Расширить представления о волонтерском движении у воспитанников, педагогов, родителей детского сада.
2.Формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества, позитивные установки на добровольческую деятельность.
3. Формировать у воспитанников чувство собственного достоинства как представителя своего народа. Способствовать повышению значения семейных ценностей.
4. Создать условия для возможностей детям, родителям и педагогам приобретать новые знания, полноценно развивать свой творческий потенциал и уверенность в себе.
5. Воспитывать толерантное отношение к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности.
6. Воспитывать в детях такие качества, как милосердие, внимательность, заботу о ближнем, желание помогать другим людям.
Участники воспитательной практики:
Дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги.
Оригинальная идея воспитательной практики:
Заключается в организации волонтёрского движения «Лучики добра». Нас заинтересовала технология «Дети-волонтеры», автором которой является Н.П. Гришаева. Мы провели ряд мероприятий по изучению данной технологии. Изучив технологию, поняли, что с ее помощью можно эффективно развивать личностные качества у дошкольников, и прежде всего, коммуникативные. Определили ответственного в ДОУ, который координируют всю деятельность, организует работу волонтёров по различным направлениям, осуществляет планирование деятельности.
Участвуя в событиях, имеющих социальную значимость, воспитанники получают:
-возможность самореализации,
-осваивают опыт внутри социальных отношений,
-выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и в ближайшем социальном окружении.
В практику легко включаются и взрослые, и дети, что позволяет организовать дружественный социум на территории детского сада и ближайшего социального окружения для развития социально - коммуникативных навыков у дошкольников.
Ценностно-смысловое наполнение Воспитательной практики:
Выбор данной формы работы с дошкольниками обусловлен тем, что важными особенностями волонтерского движения являются ненавязчивость и необычность, с помощью проектов, мероприятий, акций можно содержательно и довольно быстро донести до большого количества людей нужную информацию.
Значимость и ценность волонтерского движения для дошкольников состоит в том, что:
1) с помощью волонтерского движения формируется активная жизненная позиция: каждый человек может понять, что от него зависит состояние окружающего мира, и даже ребенок способен изменить в лучшую (худшую) сторону свое окружение.
2) участвуя в волонтерском движении, ребенок не просто механически запоминает правила поведения в окружающем мире, а преобразовывает свои знания в опыт: открывает для себя новое, делает выводы. У дошкольников развивается эмоциональная сфера, формируются отношения и система ценностей.
3) в движении принимают участие все субъекты образовательного процесса (дети, педагоги, родители, социальные партнеры).
4) в ходе подготовки акций, мероприятий, проектов осуществляется принцип интеграции различных видов деятельности, задач социального развития детей, содержания разных образовательных областей.
Волонтёрство – это инициатива, это безвозмездная помощь.
Через участие в волонтерском движении, у дошкольников формируется их гражданская позиция, умение ориентироваться в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.
Описание основных этапов реализации Воспитательной практики:
Организация волонтерства осуществляется в три этапа:
I этап - социально-психологическая подготовка волонтёров;
II этап - развитие волонтёрского движения, проведение акций и мероприятий;
III этап – определение перспектив дальнейшего развития волонтёрского движения
I этап
На 1 этапе у педагогов и родителей воспитанников формируются представления о роли и месте добровольчества в современном обществе, а детям дается определение понятия «волонтёр».
На одном из родительских собраний узнали мнение родителей о волонтерском движении и о возможности создания волонтерского отряда в детском саду. У родителей идея создания детского волонтерского отряда вызвала одобрение.
Начали работу в сентябре 2023 года с детьми старшего дошкольного возраста. Мы определили для себя цель и поставили задачи. Начали знакомить детей с тем, кто такие волонтеры и в чем заключается их деятельность. Представили детям мультфильмы, презентации, в которых объяснялось, кто такие волонтёры, чем они занимаются, и какую работу они выполняют. У детей загорелись глаза, ребята выразили желание стать добровольцами – волонтёрами! Ведь мы будем помогать людям, нашим братьям меньшим, животным и птицам, беречь родную природу, быть примером для всех. Нести всем только добро!
Совместно с детьми и педагогами был придуман логотип с ладошками.
и придумали девиз: «Мы солнечные лучики, мы дарим всем добро, и от улыбок наших становится светло!» Чтобы дети участвовали в этом с интересом, внесли атрибутику (желтые ленточки, галстуки); совместно приняли правила.
Был разработан план деятельности волонтерского отряда. Если в ходе реализации плана появляются инициативы, исходящие от детей, план корректируется.
Создав отряд волонтерского движения, определив уровень сформированности социально - значимых личностных качеств детей - волонтеров, были определены следующие задачи:
- формирование позитивных установок на добровольческую деятельность;
- формирование практических навыков участия в волонтерском движении;
- воспитание духовно - нравственной личности с активной жизненной позицией;
- развитие коммуникативных навыков.
В процессе работы придерживалась таких принципов:
- добровольности;
- партнерства и сотрудничества;
- творчества и соавторства;
- развития и самореализации.
II этап
На 2 этапе проходит тренировка навыков эффективной коммуникации, развитие уверенности в себе, разработка атрибутов волонтёрского движения.
Этот этап подразумевает реализацию программы волонтёрского движения.
Перспективный план работы волонтерского отряда «Лучики добра»
Дата | Название мероприятия | Цель |
Август | Просмотр видео презентации «Дети – волонтеры». | Показать детям суть работы и помощи окружающим волонтерами. |
Акция «Собери ребенка в школу» | Оказание помощи в подготовке к новому учебному году детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации. | |
Сентябрь | Акция «Чистый город» | Улучшить экологическое состояние территории детского сада, воспитывать бережное отношение к природе. |
Октябрь | Видеоролик «Поделись теплом души своей» | Поздравление сотрудников детского сада с праздником ко Дню дошкольного работника. |
Поздравительная открытка «От всей души» | Формирование духовности, нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста по отношению к старшему поколению. | |
Акция «Бумбатл» Сбор макулатуры. | Формирование экологической культуры. | |
Ноябрь | Акция «Ждем в гости птиц!». Создание птичьей столовой на территории детского сада. | Вовлечь детей и их родителей в трудовую деятельность по изготовлению кормушек для птиц; пропагандировать среди дошкольников и родителей знания о пользе птиц; воспитывать желание помогать птицам. |
Благотворительный марафон «Свои» | Привлечение детей и родителей к проблемам военнослужащих и мирных жителей, находящихся в зоне СВО. | |
Декабрь | Акция «Зеленая елочка» | Формирование экологической культуры, сознания и мировоззрения. |
Январь | Беседа «Мы – маленькие волонтеры» | Формирование у детей позитивных установок на добровольческую деятельность; воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми. |
Февраль | Выпуск и распространение буклетов «Волонтер – это актуально!» | Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми. |
Март | Акция «Помоги малышам». Помощь в расчистке снега на участке малышам, собирание на прогулку, подклеивание книг, показ сказки - драматизации. | Оказание шефской помощи. |
Апрель | Акция «Помоги братьям нашим меньшим!». Сбор корма для животных приюта. | Оказание помощи бездомным животным приюта. |
Май | Акция «С праздником, ветераны!». Изготовление подарков своими руками ветеранам ВОВ, ветеранам труда, труженикам тыла. | Формирование духовности, нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста по отношению к ветеранам ВОВ. |
Акция «Береги первоцветы!» | Формирование у дошкольников воспитания экологической культуры. | |
Июнь | Выставка рисунков «Береги свою планету, ведь другой такой же нету!» | Формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей. |
Акция «Посади цветок!» | Оказание помощи в озеленение территории детского сада; воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира, ответственность за посаженные растения, трудолюбие и опрятность. | |
Июль | Выпуск и распространение листовок «Не оставайся в стороне!» о необходимости оказания посильной помощи нуждающимся. | Оказание помощи нуждающимся детям. |
III этап
На 3 этапе происходит разработка, подготовка и проведение просветительско-профилактических мероприятий; привлечение общественности родительского и педагогического контингента к поддержке развития волонтёрского движения.
Результаты воспитательной практики:
Ожидаемый результат Основной результат – создан отряд волонтёров «Лучики добра»
1. Апробирована система работы деятельности отряда волонтёров «Лучики добра», направленная на успешную социализацию и повышение нравственных качеств личности дошкольника.
2. Разработан план мероприятий деятельности волонтёрского отряда «Лучики добра».
3. Создана команда волонтёров, принимающих участие в работе волонтёрского отряда.
4. Разработаны сценарные планы и сценарии мероприятий в рамках реализации проекта.
5. Заключены соглашения с социальными партнерами.
Проводя сравнительный анализ на начальном и завершающих этапах, сделала вывод, что может ребята еще и не стали настоящими волонтерами, но в процессе волонтерской деятельности у них сформировались: личностная и нравственная саморегуляция, моральные суждения и оценки, понимание общественного смысла нравственной нормы. Дети понимают переживания других, проявляют заботу, отзывчивость, взаимопомощь, сочувствие, адекватно реагируют на удачи и неудачи других. Некоторые ребята уже могут самостоятельно провести мастер - класс. А разнообразные формы работы помогают поддерживать интерес к волонтерской деятельности.
Считаю, что идея организации волонтерского движения в детском саду способствует позитивной социализации дошкольников. И, надеюсь, что и в школьном возрасте ребята продолжат заниматься волонтерской деятельностью. А родители, активно принимавшие участие в волонтерской работе, будут своих детей поддерживать и помогать им.
Результаты своей работы представляла на сайте детского сада, на страницах nsportal.
Список используемой литературы и источников:
Алтунина, И.Р. Мотивы и мотивация социального поведения (история и современное состояние исследований). М.: Полиграф-Центр, 2006.
Диссертация «Педагогические условия воспитания и развития милосердия у детей старшего дошкольного возраста».
Гришаева Н.П. Анализ социальных проблем дошкольного воспитания// Управление в дошкольном образовании. 2002 № 5.
Дошкольный мир: социальный проект. Гришаева Н.П. // Учительская газета 1988. 30 июня.
Железная Т.С., Елягина Л.Н. Программа воспитания и социализация обучающихся детей в контексте ФГОС нового поколения: Методические рекомендации по разработке программы. – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2011.
Как воспитать настоящего человека //Педагогика, 1990 //Библиотека учителя.
Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие / Н.П.Гришаева. - М.: Вентана - Граф, 201.
Слабжанин Н.И. «Как эффективно работать с волонтерами» «Питер», СПб. 2000.
Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно - развивающая программа для детей 5 - 7 лет. М: Аркти 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Волонтерское движение в детском саду как средство формирования инициативы и самостоятельности старших дошкольников»
опыт работы о волонтерском отряде нашего детского сада...
Консультация: «Волонтерское движение в детском саду как средство формирования инициативы и самостоятельности старших дошкольников»
Консультация...
Волонтерское движение в детском саду как средство формирования инициативы и самостоятельности старших дошкольников
2018 год был объявлен Годом добровольца и волонтёра. Об этом Президент РФ Владимир Владимирович Путин (Указ «О проведении в Российской Федерации Года д...
«Волонтерское движение в детском саду, как средство развития духовно-нравственной личности дошкольников»
Волонтерская деятельность - это активные формы общения, взаимопомощи и самопомощи, которые осуществляются добровольно на благо широкой общественности. В результате своего труда ребенок получает не мат...
"Волонтерское движение в детском саду как средство эффективной социализации"
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:- Ребенок овладевает основными культурными средств...
План по теме: «Детское волонтёрство, как средство эффективной социализации дошкольников» на 2021-2022учебный год
Направление работы: «Волонтерское движение в детском саду»План по теме: «Детское волонтёрство, как средство эффективной социализации дошкольников» на 2021-2022учебный год...
План по теме: «Детское волонтёрство, как средство эффективной социализации дошкольников» на 2022-2023 учебный год
Направление работы: «Волонтерское движение в детском саду»План по теме: «Детское волонтёрство, как средство эффективной социализации дошкольников» на 2022-2023 учебный год...
- Мне нравится (1)