«Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить!»
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)

Родионова Светлана Юрьевна

Нейрогимнастика - это комплекс упражнений, принцип которых заключается в синхронной работе обеих рук, причём каждая выполняет своё задание. При таком виде тренировки происходит согласованная работа обоих полушарий мозга. Путем физических упражнений тренируется мозг, ведь организм человека - это целостная система, в которой тело и ум взаимосвязаны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyroigry_i_uprazhneniya.docx277.27 КБ

Предварительный просмотр:

 

«Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить!»

        Многими учеными доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развитости тонких движений пальцев рук. Изучая
деятельность детского мозга, психику детей вообще, ученые отмечают большое
стимулирующее значение функции руки, и заключают, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от кончиков пальцев.
        Следствие слабого развития общей моторики, и в частности руки, есть общая
неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно сказать, что, если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.
         Тонкая работа пальцами способствует развитию речи детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику.

В этом нам поможет нейрогимнастика!!!

Цели нейрогимнастики:
• Развитие межполушарного взаимодействия
• Синхронизация работы полушарий
• Развитие памяти, внимания
• Развитие мышления, речи
• Развитие мелкой моторики                                          
• Развитие способностей                                                

Гимнастика мозга (нейрогимнастика) разработана американскими психологами Полом и Гейлом Деннисон.

Данное направление было развито в 60-е годы прошлого столетия, поэтому его можно считать относительно молодым.

Как работает наш мозг?

Его составляют 2 полушария, которые разделяют между собой обязанности: левое полушарие решает логические задачи, а правое – творческие.

Соответственно, когда мы фантазируем, рисуем и занимаемся любой другой творческой деятельностью, то активизируется именно правое полушарие, а когда мы считаем, анализируем и что-либо говорим, то активно левое полушарие.

Когда лучше начать заниматься?

Наиболее благоприятный период для выполнения нейрогимнастики для детей – это средний дошкольный возраст, т. е. 4-5 лет. К 6 годам можно внедрять более сложные упражнения, что будет важной частью подготовки к обучению в школе.

Следует выполнять ряд несложных правил:

• Средняя продолжительность занятий – 5-7 минут.

• Важна регулярность нейрогимнастики, т. е. упражнения нужно проводить каждый день, не пропуская.

Нейрогимнастика - это комплекс упражнений, принцип которых заключается в синхронной работе обеих рук, причём каждая выполняет своё задание. При таком виде тренировки происходит согласованная работа обоих полушарий мозга. Путем физических упражнений тренируется мозг, ведь организм человека - это целостная система, в которой тело и ум взаимосвязаны.

Предлагаю отличный комплекс упражнений с применением различных подручных материалов. Упражнения можно провести и с детьми, и с родителями, как мастер-класс.

https://sun9-15.userapi.com/impg/PzDodYn8n4i1a2p53QAAPUJKrls5htfO-QA-lA/QDYhkjYzTtE.jpg?size=1280x960&quality=95&sign=ed3f37bf2932da5744cd62da7d144336&type=album

  1. Палочки или карандаши

1. Стучим крест – накрест (как на барабане)

2. Хлопок руками – одной рукой хлопнуть об стол между карандашами в середину, опять хлопок, потом другой рукой в середину (карандаши положить параллельно на некотором расстоянии друг от друга)

3. Хлопок руками – двумя ладошками хлопнуть об стол, перепрыгивая через карандаши

4. Перекладываем крест – накрест (берем карандаши со стола двумя руками и перекрещивая руки, переложить карандаши крест-накрест)

5. «Утюжок»

6. «Добывание огня»

7. «Волчок на столе»

8. «Вертолетики в руках»  https://sun9-35.userapi.com/impg/P5aJuiLoDKwJZKO3eoYDDF9eJJHWfscJGF2-Mw/0w2Rt33NQ4w.jpg?size=1280x960&quality=95&sign=6449c4a9faeee79a7f64232e6809522d&type=album

9. «Прятки»

10. «Подняться вверх, спуститься вниз»

11. «Скольжение вниз, вниз»

12. «Обрисовать ладошку»

  1. Речевая игра «Блины»  (с платочками) 

(положили на сковородку, на ладошку)

Начинаем печь блины (перекладываем платок с одной ладошки на другую)

И румяны и вкусны.            

С одной стороны, с другой стороны    2 раза (берем платок двумя руками за два конца и переворачиваем его вперед несколько раз)

Жарим в масле мы блины.

В трубочку сверну, другу предложу.      (сворачиваем платок в трубочку)

Кушай мой румяный блин,

Завтра снова поедим.      

  1. Игра с бумагой  

(нарезать квадраты из бумаги, бумагу можно держать в каждой руке)

1. Помахали пальчиками

2. Собрали бумагу в кулачок  (постараться собрать одной рукой)

3. Похлопали кулачками

4. Разгладили бумагу   (постараться разгладить одной рукой)

5. Пошуршали

6. Похлопали

7. Помахали

8. Сложили пополам – показали – разложили

9. Повернули от себя – 3 раза

                        на себя – 3 раза

10. В трубочку свернули, посмотрели, как в подзорную трубу

11. Опять собрали бумагу в кулачок, спрятали, постучали

12. Разгладили бумагу

13. А теперь спрятались за листочками, как за окошком, глазки спрятали

14. А теперь подуем, чтобы я вас увидела в окне

15. Улыбнулись мне. Какие молодцы, похлопаем себе!

  1. Нейрогимнастика под музыку  (работаем правой и левой руками)

1. «Стул»

2. «Ежик»

3. «Пожать руку»

4. «Сжать – разжать»

5. «Кулак – ребро»

6. «Козырек – класс»

7. «Погрозить – хлопок – кулак»

8. «Класс – двойка»

9. «Нос – ухо»

10. «Грибок»

11. «Пальчики здороваются»

12. «Окошко»  

13. «Колечки»

14.  Конец:  руки скрестить, класс показать!

https://sun9-13.userapi.com/impg/kxGylQULwfqRigEjihAEdZmNFGKFktqWyWmu3Q/ODl7Vm-FhWQ.jpg?size=810x1080&quality=95&sign=3f569d70bed7f8c05c2bc86bbc15d363&type=album

  1. «Разноцветные губки» 

Все резиночку мы взяли

И на губку надеваем.

Надеваем, надеваем, - 4, 5 раз.

Путаницу мы получаем.

А теперь резиночки снимаем!


  1. «Черепашка» (прищепки)

Прищепка с каждой стихотворной строчкой «открывается - закрывается».

При произношении последней строчки много раз  «кусает» за палец левой руки.

Ах, обжора-черепашка!

Панцирь - вот ее рубашка.

Поплывет - и цапнет рыбку,

Съест с довольною улыбкой.

Отдохнет она немножко,

На обед поймает мошку.

Если ужинать пора,

Цап - и схватит комара.

Но еды ей не хватило:

Цап! Меня за пальчик схватила!

«Птичка»     (прищепки)

Локоть на столе. Водить прищепкой вправо-влево.

Открытая прищепка наклоняется к поверхности стола и закрывается (повторить несколько раз).

Рука возвращается в исходное положение.

Птичка клювом повела,

Птичка зернышки нашла.

Птичка зернышки склевала,

Птичка вновь защебетала.

  1. «Самомассаж рук с применением шишек»

Раз, два, три, четыре, пять!
Будем с шишкой мы играть!
Будем с шишкой мы играть,
Между ручками катать!     

Шишки, словно ежики,
Колются чуть-чуть.
Покатать в ладошках.
Шишку не забудь.

Я сильнее всех на свете!

Буду шишки я сжимать.

Буду шишки я сжимать,

Буду руки развивать.

Левую и правую,

Правую и левую.

Шишку я на пальчик ставлю

И постукиваю.

На другой переставляю -

Поворачиваю.

По всем пальцам пройду-

Шишку переверну.

От ладони до локтя

Покатила шишку я.

От локтя и до ладони

Катит шишка по дороге.

Возвратилася в ладошку!

Отдохнет она немножко!

  1. Музыкальная пальчиковая гимнастика «Бежали бегемотики»

1.Бежали бегемотики- надутые животики,
Бежали и бежали, и дружно повторяли: https://sun9-35.userapi.com/impg/P5aJuiLoDKwJZKO3eoYDDF9eJJHWfscJGF2-Mw/0w2Rt33NQ4w.jpg?size=1280x960&quality=95&sign=6449c4a9faeee79a7f64232e6809522d&type=album

(Руки сжаты в кулаки, поочередно стучим по столу)

Ладонь-кулак, ты тоже делай так! 2 раза

(Поочередно сжимаем в кулак (цветной круг) и разжимаем руки,

 стуча по цветной ладошке своими ладошками)

2. А маленькая змейка в траве ползла, шуршала.
А маленькая змейка за всеми повторяла:

(Делаем поочередно руками плавающие движения)

Ладонь-кулак, ты тоже делай так!  2 раза

(Поочередно сжимаем и разжимаем руки, стуча по тренажеру)

3.Веселые лягушки скакали на опушке,
Скакали и скакали, и дружно повторяли:
(Одновременно сжимаем и разжимаем руки, растопыривая пальцы)

Ладонь-кулак, ты тоже делай так!  2 раза

(Поочередно сжимаем и разжимаем руки, стуча по тренажеру)

4. К нам птички прилетали и крыльями махали.
К нам птички прилетали и крыльями махали. (Машем ручками как птички)

Ладонь-кулак, ты тоже делай так!  2 раза

(Поочередно сжимаем и разжимаем руки, стуча по тренажеру)

 

                      Рекомендации:

  1. К каждому упражнению можно подобрать музыку
  2. Закончить мастер – класс можно танцем «Замри!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить

В данной статье подобран материал , который поможет укрепить мелкую моторику рук и подготовить руку к письму....

"Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить"

В консультации предложены упражнения для развития пальцев рук дошкольников....

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста. «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить!»

Цель:•пропаганда педагогических знаний среди родителей;• научить родителей создавать условия для проведения пальчиковой гимнастики в домашней обстановке;• показать способы и приёмы проведения пальчико...

“Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить”

Консультация для родителей по развитию речи....