«Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить!»
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)
Нейрогимнастика - это комплекс упражнений, принцип которых заключается в синхронной работе обеих рук, причём каждая выполняет своё задание. При таком виде тренировки происходит согласованная работа обоих полушарий мозга. Путем физических упражнений тренируется мозг, ведь организм человека - это целостная система, в которой тело и ум взаимосвязаны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neyroigry_i_uprazhneniya.docx | 277.27 КБ |
Предварительный просмотр:
«Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить!»
Многими учеными доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развитости тонких движений пальцев рук. Изучая
деятельность детского мозга, психику детей вообще, ученые отмечают большое
стимулирующее значение функции руки, и заключают, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от кончиков пальцев.
Следствие слабого развития общей моторики, и в частности руки, есть общая
неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно сказать, что, если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.
Тонкая работа пальцами способствует развитию речи детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику.
В этом нам поможет нейрогимнастика!!!
Цели нейрогимнастики:
• Развитие межполушарного взаимодействия
• Синхронизация работы полушарий
• Развитие памяти, внимания
• Развитие мышления, речи
• Развитие мелкой моторики
• Развитие способностей
Гимнастика мозга (нейрогимнастика) разработана американскими психологами Полом и Гейлом Деннисон.
Данное направление было развито в 60-е годы прошлого столетия, поэтому его можно считать относительно молодым.
Как работает наш мозг?
Его составляют 2 полушария, которые разделяют между собой обязанности: левое полушарие решает логические задачи, а правое – творческие.
Соответственно, когда мы фантазируем, рисуем и занимаемся любой другой творческой деятельностью, то активизируется именно правое полушарие, а когда мы считаем, анализируем и что-либо говорим, то активно левое полушарие.
Когда лучше начать заниматься?
Наиболее благоприятный период для выполнения нейрогимнастики для детей – это средний дошкольный возраст, т. е. 4-5 лет. К 6 годам можно внедрять более сложные упражнения, что будет важной частью подготовки к обучению в школе.
Следует выполнять ряд несложных правил:
• Средняя продолжительность занятий – 5-7 минут.
• Важна регулярность нейрогимнастики, т. е. упражнения нужно проводить каждый день, не пропуская.
Нейрогимнастика - это комплекс упражнений, принцип которых заключается в синхронной работе обеих рук, причём каждая выполняет своё задание. При таком виде тренировки происходит согласованная работа обоих полушарий мозга. Путем физических упражнений тренируется мозг, ведь организм человека - это целостная система, в которой тело и ум взаимосвязаны.
Предлагаю отличный комплекс упражнений с применением различных подручных материалов. Упражнения можно провести и с детьми, и с родителями, как мастер-класс.
- Палочки или карандаши
1. Стучим крест – накрест (как на барабане)
2. Хлопок руками – одной рукой хлопнуть об стол между карандашами в середину, опять хлопок, потом другой рукой в середину (карандаши положить параллельно на некотором расстоянии друг от друга)
3. Хлопок руками – двумя ладошками хлопнуть об стол, перепрыгивая через карандаши
4. Перекладываем крест – накрест (берем карандаши со стола двумя руками и перекрещивая руки, переложить карандаши крест-накрест)
5. «Утюжок»
6. «Добывание огня»
7. «Волчок на столе»
8. «Вертолетики в руках»
9. «Прятки»
10. «Подняться вверх, спуститься вниз»
11. «Скольжение вниз, вниз»
12. «Обрисовать ладошку»
- Речевая игра «Блины» (с платочками)
(положили на сковородку, на ладошку)
Начинаем печь блины (перекладываем платок с одной ладошки на другую)
И румяны и вкусны.
С одной стороны, с другой стороны 2 раза (берем платок двумя руками за два конца и переворачиваем его вперед несколько раз)
Жарим в масле мы блины.
В трубочку сверну, другу предложу. (сворачиваем платок в трубочку)
Кушай мой румяный блин,
Завтра снова поедим.
- Игра с бумагой
(нарезать квадраты из бумаги, бумагу можно держать в каждой руке)
1. Помахали пальчиками
2. Собрали бумагу в кулачок (постараться собрать одной рукой)
3. Похлопали кулачками
4. Разгладили бумагу (постараться разгладить одной рукой)
5. Пошуршали
6. Похлопали
7. Помахали
8. Сложили пополам – показали – разложили
9. Повернули от себя – 3 раза
на себя – 3 раза
10. В трубочку свернули, посмотрели, как в подзорную трубу
11. Опять собрали бумагу в кулачок, спрятали, постучали
12. Разгладили бумагу
13. А теперь спрятались за листочками, как за окошком, глазки спрятали
14. А теперь подуем, чтобы я вас увидела в окне
15. Улыбнулись мне. Какие молодцы, похлопаем себе!
- Нейрогимнастика под музыку (работаем правой и левой руками)
1. «Стул»
2. «Ежик»
3. «Пожать руку»
4. «Сжать – разжать»
5. «Кулак – ребро»
6. «Козырек – класс»
7. «Погрозить – хлопок – кулак»
8. «Класс – двойка»
9. «Нос – ухо»
10. «Грибок»
11. «Пальчики здороваются»
12. «Окошко»
13. «Колечки»
14. Конец: руки скрестить, класс показать!
- «Разноцветные губки»
Все резиночку мы взяли
И на губку надеваем.
Надеваем, надеваем, - 4, 5 раз.
Путаницу мы получаем.
А теперь резиночки снимаем!
- «Черепашка» (прищепки)
Прищепка с каждой стихотворной строчкой «открывается - закрывается».
При произношении последней строчки много раз «кусает» за палец левой руки.
Ах, обжора-черепашка!
Панцирь - вот ее рубашка.
Поплывет - и цапнет рыбку,
Съест с довольною улыбкой.
Отдохнет она немножко,
На обед поймает мошку.
Если ужинать пора,
Цап - и схватит комара.
Но еды ей не хватило:
Цап! Меня за пальчик схватила!
«Птичка» (прищепки)
Локоть на столе. Водить прищепкой вправо-влево.
Открытая прищепка наклоняется к поверхности стола и закрывается (повторить несколько раз).
Рука возвращается в исходное положение.
Птичка клювом повела,
Птичка зернышки нашла.
Птичка зернышки склевала,
Птичка вновь защебетала.
- «Самомассаж рук с применением шишек»
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем с шишкой мы играть!
Будем с шишкой мы играть,
Между ручками катать!
Шишки, словно ежики,
Колются чуть-чуть.
Покатать в ладошках.
Шишку не забудь.
Я сильнее всех на свете!
Буду шишки я сжимать.
Буду шишки я сжимать,
Буду руки развивать.
Левую и правую,
Правую и левую.
Шишку я на пальчик ставлю
И постукиваю.
На другой переставляю -
Поворачиваю.
По всем пальцам пройду-
Шишку переверну.
От ладони до локтя
Покатила шишку я.
От локтя и до ладони
Катит шишка по дороге.
Возвратилася в ладошку!
Отдохнет она немножко!
- Музыкальная пальчиковая гимнастика «Бежали бегемотики»
1.Бежали бегемотики- надутые животики,
Бежали и бежали, и дружно повторяли:
(Руки сжаты в кулаки, поочередно стучим по столу)
Ладонь-кулак, ты тоже делай так! 2 раза
(Поочередно сжимаем в кулак (цветной круг) и разжимаем руки,
стуча по цветной ладошке своими ладошками)
2. А маленькая змейка в траве ползла, шуршала.
А маленькая змейка за всеми повторяла:
(Делаем поочередно руками плавающие движения)
Ладонь-кулак, ты тоже делай так! 2 раза
(Поочередно сжимаем и разжимаем руки, стуча по тренажеру)
3.Веселые лягушки скакали на опушке,
Скакали и скакали, и дружно повторяли:
(Одновременно сжимаем и разжимаем руки, растопыривая пальцы)
Ладонь-кулак, ты тоже делай так! 2 раза
(Поочередно сжимаем и разжимаем руки, стуча по тренажеру)
4. К нам птички прилетали и крыльями махали.
К нам птички прилетали и крыльями махали. (Машем ручками как птички)
Ладонь-кулак, ты тоже делай так! 2 раза
(Поочередно сжимаем и разжимаем руки, стуча по тренажеру)
Рекомендации:
- К каждому упражнению можно подобрать музыку
- Закончить мастер – класс можно танцем «Замри!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить
В данной статье подобран материал , который поможет укрепить мелкую моторику рук и подготовить руку к письму....
"Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить"
В консультации предложены упражнения для развития пальцев рук дошкольников....
«Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить»
Развитие мелкой моторики...
Консультация для родителей. "Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить"
Для дополнительной работы родителей с детьми ....
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста. «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить!»
Цель:•пропаганда педагогических знаний среди родителей;• научить родителей создавать условия для проведения пальчиковой гимнастики в домашней обстановке;• показать способы и приёмы проведения пальчико...
“Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить”
Консультация для родителей по развитию речи....