«Сотрудничество семьи и детского сада по направлению нравственного воспитания детей в ДОУ».
статья (старшая группа)

Коновалова Галина Николаевна

А. С. Макаренко писал: "Наши дети это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной".

 

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому,

Родители пример ему.

Кто при жене и детях груб.

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них все то, чему их учит...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение  Панкрушихинский детский сад «Улыбка»

Панкрушихинского района Алтайского края

Доклад на тему:

«Сотрудничество семьи и детского сада по направлению нравственного воспитания детей в ДОУ».

Составила:    

воспитатель  Коновалова Г.Н.  

с. Панкрушиха

«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина». В. А. Сухомлинский. 

Семья и детский сад – два общественных «института», которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагогические работники, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, воспитывать, научить его думать, размышлять.

Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития и воспитания ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

А. С. Макаренко писал: "Наши дети это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной".

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому,

Родители пример ему.

Кто при жене и детях груб.

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них все то, чему их учит...

Строками средневекового поэта Себастьяна Брандта хотела сказать родителям, что воспитание необходимо начинать именно в семье - это основа основ. Все остальное детский сад, школа, институт, окружение - дополнительная шлифовка, не более. Только личный пример родителей - это основное условие воспитания. Что ребенок видит ежедневно в семье, то он обязательно перенесет во взрослую жизнь.

       Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Нравственные качества нельзя воспитать, лишь разъясняя ребенку, что хорошо, а что плохо, нельзя научить его быть добрым так же, как научить читать или производить арифметические действия.

Малыш может прекрасно знать, что нужно сочувствовать чужой беде, но не сделать даже попытки помочь попавшему в беду, знать, что лгать стыдно,  говорить неправду и т. п.   Необходимо, чтобы ребенок с малых лет упражнялся в нравственных поступках в доступной ему деятельности.

Дошкольный период детства пора интенсивных накоплений физических, умственных и духовных сил. По мнению ученых исследователей, в области педагогики и детской психологии, дошкольный возраст, именно тот период, когда закладывается фундамент формирования личности. С ростом культурного и материального уровня современной семьи, её нравственным совершенствованием возрастает и её ответственность за нравственное воспитание подрастающих детей.

Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто кроме самых близких для него в семье людей матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём.

И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Тот дух, который царит в семье и детском саду, которым живут родители и воспитатели, люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребёнка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребёнка.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы возросло положительное и уменьшилось отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка.

В своей педагогической деятельности взаимодействие с родителями организовано на родительских собраниях, в частной беседе. На родительские собрания выносятся специальные темы для обсуждений: «Давайте познакомимся», «Как подготовить ребенка к детскому саду», «Какой он - мой ребенок», «Здоровая семья - здоровый ребенок», «Играем и развиваемся» и другие.

Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление её членов проводить свободное время в домашнем кругу, общение на интересующие всех темы, совместное выполнение домашней работы.

Умение осуществлять взаимодействие с семьёй в общем деле духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста является важной составляющей профессиональной компетентности педагогов.

Беседуя с родителями на различные темы воспитания ребенка, даем  понять родителям, что все то, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Без доброго и мудрого воспитания со стороны родителей не может вырасти человек.

В группах нашего детского сада в помощь родителям, создан и оформлен «Уголок для родителей», включающий информацию о праздниках и семейных традициях, где периодически размещается интересный психолого-педагогический материал по вопросам нравственного воспитания и развития.

Нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков персонажей художественных произведений. Первые художественные произведения, с которыми знакомится ребенок, это сказки.

Посредством событий в сказке можно помочь усвоить детьми нравственные категории (добро–зло, послушание–непослушание, трудолюбие–лень), содействовать обогащению словарного запаса ребёнка, развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, воспитывать послушание, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь, воспитывать трудолюбие, доводить начатое дело до конца, с уважением относится к результатам чужого и своего труда, развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

Сказка не дает прямых наставлений детям «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Например, сказка «Репка» учит детей быть дружными, трудолюбивыми; «Теремок» учит дружить; «Колобок» послушанию, а еще учит не доверять незнакомым; в сказке «Курочка Ряба» дети вместе с курочкой учатся сочувствию к ближним.

Воспитание ребенка, в первую очередь, должно нести в себе нравственную направленность, привитие моральных, этических и эстетических ценностей! Педагоги ориентируют родителей на совместную работу в данном направлении, на осознание того, как важно, чтобы после пребывания в детском саду, ребенок окунулся в тепло и уют семейного очага, а рядом были мама и папа, бабушка и дедушка, которые одарят его вниманием и любовью, а не отмахнутся в очередной раз. 

 Для того чтобы лучше узнать семью, в начале года педагоги составляют «социальный паспорт» группы, в котором отмечают следующие факторы: возраст родителей, количество детей в семье, состав семьи, образовательный уровень родителей, социально-экономическая ситуация в семье.

Совместно с музыкальным руководителем проводятся для родителей и детей народные праздники, такие как: «Рождество», «Колядки», «Масленица», «Пасха».

Совместно с инструктором по физической культуре проводятся такие семейные праздники как: «23 февраля», «8 марта», «Папа, мама, я – спортивная семья».

Совместно с семьями воспитанников оформлены коллажи «Любимые места отдыха моей семьи», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Здоровый образ жизни нашей семьи». Родители вместе с детьми каждый год активно участвуют в организации выставки поделок из природного материала, Новогодней и Рождественской выставки, в создании Пасхальных композиций.

Взаимодействие с родителями проводится  через приобщение мам и пап, бабушек и дедушек к совместному творчеству с ребенком, активном участии в конкурсах, где те радуются за успехи своих детей.

 Роль семьи в формировании личности подрастающего поколения огромна, она является традиционно главным институтом воспитания. От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий. Ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере любви и дружбы, доверия и взаимных симпатий. Важно с раннего детства начинать процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения в окружающем мире ребёнка.

Эта работа способствует обмену творческим опытом, единению педагогов,  родителей и детей, укрепляет связь детский сад – семья. Это лишь капля в море, но и она позволяет сделать вывод: работа, проводимая по нравственному воспитанию дошкольников, на основе сотрудничества семьи и детского сада, постоянно, дает положительный результат.

 Хочется отметить, что успех взаимодействия воспитателя и родителей напрямую связан с активной позицией обеих сторон, с их желанием научиться, измениться. Древняя мудрость гласит: «Сложно изменить мир, но если ты хочешь этого – начни меняться сам». Нам, взрослым, нужно помнить, что нет ничего дороже, чем видеть горящие глаза детей, слушать их радостный смех, восторженные рассказы о семье, о родителях, которые живут их интересами, о друзьях, нет ничего дороже, чем бьющиеся в унисон сердца детей, родителей и воспитателей!

Желаю Вам и Вашим семьям жить в ладу, в мире и согласии!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственное воспитание детей»

Консультация для родителей«Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственное воспитание детей»...

Консультация для родителей «Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственное воспитание детей»

Дошкольный возраст – самый благодатный период для детей, в это время закладываются духовные ценности и нравственные нормы и стереотипы.Формирование правильных духовно-нравственных основ личности...

Консультация для родителей Тема: "Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственное воспитание детей"

Консультация для родителейКонсультация для родителей Тема: "Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственное воспитание детей"Дошкольный возраст – самый благодатный период дл...

"Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственное воспитание детей"

Дошкольный возраст – самый благодатный период для детей, в это время закладываются духовные ценности и нравственные нормы и стереотипы.Формирование правильных духовно-нравственных основ личности...

Влияние семьи и детского сада на духовно - нравственное воспитание детей

Дошкольный возраст - это время закладываются духовные ценности и нравственные нормы и стереотипы....

"Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственное воспитание детей"

quot;Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственное воспитание детей"...

Папка - передвижка "Влияние семьи и детского сада на духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста"

         Дошкольный возраст – самый благодатный период для детей, в это время закладываются духовные ценности и нравственные нормы и стереотипы.    ...