Конспект по развитию речи "Чтение русской народной сказки Хаврошечка"
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель: Развитие связной речи детей.
Задачи:
Обучающие задачи:
- познакомить детей с русской народной сказкой «Хаврошечка»;
- учить детей строить полные, выразительные ответы на вопросы по содержанию прочитанного;
- продолжить работу над словарным составом языка (подбор антонимов);
-учить называть признаки предмета, обогащать речь качественными прилагательными;
Развивающие задачи:
- развивать внимание, познавательную активность, словесно-логическое мышление: умение обобщать, рассуждать, делать выводы.
- формировать умение внимательно и заинтересованно слушать сказки;
Воспитательные задачи:
- воспитывать любовь к устному народному творчеству;
- воспитывать доброту, уважение, умение прийти на помощь в трудную минуту;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_russkoy_narodnoy_skazki_havroshechka.docx | 33.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад № 93 г. Тверь
Конспект открытого занятия
Тема: «Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»
(В обработке А.Н. Толстого)»
старшая группа
Колесникова Анна Александровна, воспитатель
Программное содержание
Цель: Развитие связной речи детей.
Задачи:
Обучающие задачи:
- познакомить детей с русской народной сказкой «Хаврошечка»;
- учить детей строить полные, выразительные ответы на вопросы по содержанию прочитанного;
- продолжить работу над словарным составом языка (подбор антонимов);
-учить называть признаки предмета, обогащать речь качественными прилагательными;
Развивающие задачи:
- развивать внимание, познавательную активность, словесно-логическое мышление: умение обобщать, рассуждать, делать выводы.
- формировать умение внимательно и заинтересованно слушать сказки;
Воспитательные задачи:
- воспитывать любовь к устному народному творчеству;
- воспитывать доброту, уважение, умение прийти на помощь в трудную минуту;
Речевые задачи:
- расширять словарный запас детей новыми словами и понятиями;
- совершенствовать диалоговую речь;
Тип непосредственно-образовательной деятельности: интегрированное
- анализ раздела программы;
- анализ перспективного и календарного плана;
- составление конспекта;
- подбор материала к НОДу
Структура:
Организационный момент ( 1 минута)
1ч. – Основная: чтение русской народной сказки «Хаврошечка» (15 минут)
Физкультминутка: 1 минута
2 ч. – Творческая часть (5 минут)
3 ч. – Заключительная часть (3 минуты)
Общее время – 25 минут
Резервное время (1-3 минуты)
Материал: Текст русской народной сказки «Хаврошечка» в обработке А.Н. Толстого, портрет А.Н. Толстого, мяч, картинка с изображением коровы, платочки для росписи, цветные карандаши (фломастеры).
Расширить и активизировать словарный запас: Сирота, Одноглазка, Двухглазка, Трехглазка, рябая корова, журить, пять пудов, распеклась, листвицы шумят золотые, барин,; в добре поживать, лиха не знать.
Предварительная работа: вспомнить с детьми русские народные сказки и авторские сказки, беседа о добре и зле.
Ход занятия:
Содержание | Методы и приёмы |
Какое радостное, доброе утро. Мы сегодня, ребята, не одни. К нам пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями. Взялись за руки, передали тепло своих рук и хорошее настроение другу справа, другу слева. – Когда я пришла в детский сад, то увидела интересную деталь! Возле нашей библиотеки стоял красивый расписной сундучок. Я вам предлагаю открыть его и посмотреть, что же находится внутри! Откроем? Воспитатель достаёт большой конверт. Воспитатель: Посмотрите в сундучке оказался большой конверт. Ребята, что нужно с ним сделать? Дети: Открыть! Воспитатель: Давайте посмотрим что в нём. (воспитатель открывает конверт и достаёт лист бумаги) Воспитатель: Ребята, а здесь написано «Загадку отгадаете, что дальше узнаете. Отгадаем загадку? Дети: Да! Воспитатель: В ней всегда конец хороший, Добрый молодец пригожий Бабка-Ёжка у окна ... Догадайтесь, кто она? Дети: это сказка! Воспитатель: правильно! Подождите в сундучке ещё что то есть, давайте посмотрим, ещё один конверт (воспитатель достаёт конверт и открывает) О, здесь ещё одна загадка, послушайте ее внимательно: Гуляет летом по полям И молоко дает всем вам, Громко «му» кричит хозяйке Сена мне побольше дайте. Дети: корова! Воспитатель: Ребята, а почему вы решили, что это корова? Дети: (ответы по загадке) Воспитатель: А что вы еще можете рассказать о корове? Дети: Корова – это крупное домашнее животное. За ней ухаживает человек. Она приносит пользу: молоко, мясо. У коровы рождается теленок. Она мычит и бодается. Воспитатель: А коровушка, она какая? Дети: Добрая, большая, домашняя, пёстрая Воспитатель: А ещё можно сказать, что она пёстрая или рябая, т. е. её шерсть двух цветов. | Проблемная ситуация Переключение внимания детей на предстоящую деятельность Загадка Беседа (активизация речевой активности детей) Загадка |
Воспитатель: Существует много русских народных сказок, и есть сказки про животных, например, там тоже одним из героев является корова. Сказка называется «Хаврошечка». Но, русские народные сказки пересказывали друг другу от матерей детям. Посмотрите это русский писатель Алексей Николаевич Толстой записал сказку «Хаврошечка» А вы хотите послушать эту сказку? Дети: Да - Чтение русской народной сказки «Хаврошечка» в обработке А.Н. Толстого (воспитатель читает сказку). Словарная работа: пуд- старинная русская мера веса, равна 16,35 кг прясть- скручивание (волокна делать нить ткать – изготавливать (ткань из материала) из нити рябая корова – пестрая с пятнами другого цвета заморили- замучили распеклась на солнышке – пригрелась лихо- зло наливное (яблоко) – сочное, созревшее Физминутка Мы устали, засиделись Нам размятся захотелось. (одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки) То на стену посмотрели, То в окошко поглядели. Вправо, влево поворот, А потом наоборот. (повороты корпусом) Приседанья начинаем Ноги до конца сгибаем. Верх и вниз, вверх и вниз, Приседать на торопись. (приседания) И в последний раз присели А теперь на место сели. (дети садятся на места) Воспитатель: Ребята, понравилась вам сказка? Кто является главным героем сказки? Дети: Хаврошечка Воспитатель: Скажите, кто помогал ей в трудной жизни, в работе? Дети: Хаврошечке помогала корова. Воспитатель: Как она ей помогала? Дети: В одно ушко влезет Хаврошечка, а в другое вылезет- все и готово. Воспитатель: Легко ли жилось Хаврошечке в этой семье? Дети: нет, Хаврошечка ткала, пряла, работала, слова доброго никогда не слыхала, обижали ее, а жалеть никто не жалел. Воспитатель: «Меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят». Воспитатель: Как мачеха узнала о том, что Хаврошечке помогает коровушка? Дети: Ей сказала об этом Трехглазка. Мачеха посылала дочерей на луг подсматривать за Хаврошечкой. Воспитатель: Какую песню пела Хаврошечка дочерям на лугу для того чтобы они скорее заснули? Дети: Спи глазок, спи другой. Воспитатель: Чем закончилась сказка? Дети: Хаврошечка угостила яблочком барина. Воспитатель: Как вы понимаете «…и стала она в добре поживать, лиха не знавать» Дети: Больше ее никто не ругал, работать не заставлял, а только ее любили. Упражнение «Скажи какая?» Мачеха какая? Дети: злая, недобрая, сварливая, грубая, жестокая, некрасивая, крикливая Воспитатель: Хаврошечка какая? Дети: добрая, ласковая, трудолюбивая, терпеливая, красивая и др. | Демонстрация портрета А.Н. Толстого Переключение внимания на предстоящую деятельность Словарная работа Динамическая пауза Дети выполняют движения соответственно словам Вопросно-ответный метод (воспитатель обращает внимание на действия главных героев) Восприятие и усвоение новых знаний |
Воспитатель: Посмотрите на столах у вас лежат платочки – один для Хаврошечки, другой для мачехи. Раскрасьте платочки: «Какой вы бы подарили мачехе, какой вы бы подарили Хаврошечке». Почему? (выполненные работы вывешиваются на доске) Дети: ответы детей Воспитатель: Ребята подойдите ко мне. (дети встают в круг на ковре) Собрались ребята в круг, Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Говори наоборот». Я буду бросать мяч, тот кто поймает мяч, должен ответить слово наоборот. Злой-добрый Маленький-большой Грустный - веселый Черное-белое Кислое-сладкое Длинный –короткий Высокий-низкий Холодный-горячий Тусклый-светлый Голодный-сытый Мокрый- сухой Интересный- скучный Громко-тихо. | Продуктивный метод Художественное слово Приём – речевой образец Словесное упражнение |
III Заключительная часть Воспитатель: С какой русской народной сказкой мы с вами познакомились сегодня? Дети: Хаврошечка Воспитатель: С каких слов начинается сказка? Дети: Есть на свете люди хорошие, а есть и похуже.. Воспитатель: Кто и как помогал Хаврошечке? Дети: Хаврошечке помогала коровушка. Воспитатель: Кто и как следил за девушкой? Дети: За девушкой следили: Одноглазка, Двуглазка, Триглазка. Воспитатель: Какими словами закончилась сказка? Дети: И стала она в добре поживать, лиха не знать. | Уточнение знаний детей о сказке Рефлексия занятия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по образовательной области " Речевое развитие".Тема : Чтение русской народной сказки " Крошечка-Хаврошечка"
Программное содержание : Обучающие :Познакомить детей с русской народной сказкой .Учить понимать целесообразность использования в литературном произведении выразительно - изобразительных средств....
Конспект НОД по ВХЛ "Чтение русской народной сказки "Крошечка-Хаврошечка"
Программные задачи:1.Познакомить детей с русской народной сказкой «Хаврошечка»2.Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя по прочитанному произведению3.Формировать представлен...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Чтение русской народной сказки «Крошечка-Хаврошечка».
Формирование умения слушать, понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев....
Конспект совместной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Тема: Знакомство с русской народной сказкой «Крошечка - Хаврошечка»
Познакомить детей со сказкой, учить внимательно и заинтересованно слушать воспитателя, развивать интерес к художественной литературе. Воспитывать любовь к устному народному творчеству. Учить сопережив...
Занятие по развитию речи в старшей группе «Василек» «Пересказ русской народной сказки «Крошечка - Хаврошечка» с использованием приема скрайбинг».
Цель: создать условия для связного последовательного пересказа текста. Задачи: Познакомить детей с русской народной сказкой «Хаврошечка». Создать условия для построения полных, выразительных от...
Конспект занятия в старшей группе по приобщению к художественной литературе «Чтение русской народной сказки «Крошечка – Хаврошечка»» (Речевое развитие)
Данная разаботка помогает развивать интерес к устному народному творчеству, создать условия для развития речи детей посредством приобщения к художественной литературе....
Конспект НОД по речевому развитию .Чтение русской народной сказки "Крошечка - хаврошечка"
НОД по развитию речи с применением технологий "Продуктивное чтение" и "Наглядное моделирование"...