ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "Поздняя осень"
проект (старшая группа)

ОсипянМарина Вачагановна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 33

 

 

 

 

 

Познавательно-творческий проект

«ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ»

 

для воспитанников

старшей  группы

 

 

 

 

 

 

 

Подготовили: Осипян М.В., ,

                                                                                

 

 

 

 

 

ст. Кавказская

 2024 г.

Тема проекта: «Поздняя осень»

Тип проекта: познавательно-творческий. 

По продолжительности: краткосрочный.

Срок реализации: 2 недели (28.10-08.11.2024).

Участники проекта: воспитатели, учитель-логопед,  дети  подготовительной к школе   группы «Сказка».

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, информационно-творческая, двигательная.

Актуальность реализации проекта.

Особенностями развития ребенка дошкольного возраста является стремление к познанию окружающего мира, любознательность и активность. Но, к сожалению, в большинстве случаев, знания получаемые детьми имеют обрывочный и несистемный характер.

Данный проект, через интеграцию образовательных областей и вовлечение различных видов деятельности позволяет обобщить и систематизировать знания и представления детей о природных сезонных изменениях, позволяет выявить причинно-следственные связи, формирует бережное отношение к природе и способствует ее эстетическому восприятию, стимулирует детей грамотно оформлять в речи свои суждения, включать воображение, память для создания определенных образов.

Одной из важных составляющих данного проекта является художественно-эстетическое воспитание и развитие: дети знакомятся с художественными произведениями осенней тематики различных видов искусств – живопись, музыка, поэзия, проза, народное творчество, и, учатся получать эстетическое удовольствие от общения с прекрасным, что способствует развитию эмоциональной отзывчивости, чувствительности и восприимчивости, что в свою очередь, способствует более умелой передачи своих собственных ощущений (в речи, изо деятельности, пении, танцах, творческих проявлениях, повседневной жизни).

 

Цель проекта: Обобщение  и систематизация представлений  у детей об изменениях, происходящих в живой и неживой природе осенью.

Задачи:

-познакомить с музыкальными произведениями на осеннюю тематику

знакомство с творчеством композиторов

-расширить представления детей о природных явлениях и их закономерностях

-развивать умения видеть красоту окружающего мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения, музыкальные и художественные произведения

-расширить и активизировать словарный запас детей на основе углубления представлений об окружающем мире

-расширить знания детей об овощах, грибах, ягодах и их пользе

-расширить знания детей о деревьях и их особенностях; учить бережному отношению к природе; закреплять знания о разных жанрах музыкального искусства (песни и танцы)

-развивать эмоциональную отзывчивость, отразить знания, полученные опытным путем в различных видах деятельности: речевой, изобразительной, игровой, театрализованной, музыкальной, познавательной ; способствовать развитию психических процессов (восприятие, память, мышление, и т.д.)

-развивать умение видеть прекрасное

-развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сада.

Предполагаемый результат:

Дети имеют четкие представления о природных изменениях;  развитие эмоциональной восприимчивости; пополнение словарного запаса; расширение кругозора; ознакомление с творчеством  композиторов, художников, поэтов, прозаиков, народным творчеством; заинтересованность родителей и активизация их участия в образовательном процессе ДОУ.

 

Содержание проекта.

Подготовительный этап:

  • Опрос детей: «Что я знаю об осени?»;
  • Подобрать методическую, научно-популярную, художественную литературу, иллюстративный материал по данной теме;
  • Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой и проектной деятельности;
  • Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей;
  • Составить перспективный план мероприятий.

Основной этап.

Социально-коммуникативное развитие

  • Формирование основ безопасного поведения в природе: беседы с детьми на темы о различных деревьях.
  • Устные сообщения детей о перелетных птицах.
  • Чтение стихотворений об осени.
  • Инсценировка сказки «Лягушка - путешественница».
  • Сюжетно-ролевые игры: «Мы- листики осенние», «Муравьишкина семья», «Путешествие птиц».

Познавательное развитие

Обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках осени. Научить самостоятельно находить их и устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных. Расширять представления об осенних  природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность. Воспитывать бережное отношение ко всему живому, развивать наблюдательность, мышление, внимание, познавательную активность.

 

Речевое развитие

 

Художественно - эстетическое развитие

 

Уточнить признаки осени. Упражнять в составлении предложений, рассказов, описания картин на тему «Осень». Активизировать словарь по данной теме. Развивать внимание. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

 

Физическое развитие

 

Совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать коллективному, дружному взаимодействию в играх с правилами. Развивать физическую выносливость, ловкость, быстроту, гибкость, поддерживать интерес детей к спорту, к активному здоровому образу жизни

 

Работа с родителями

Оформление папок - передвижек для родителей по теме:

«Осень»;

Подборка стихотворений об осени для разучивания с детьми дома.

Организация деятельности детей и родителей: Выставка совместных работ детей и родителей на тему «Что нам осень принесла».

Заключительный этап.

  • Подведение итогов по проекту.
  •  Представление проекта педагогическому сообществу (внутри учреждения, на сайте МБДОУ).
  • Участие в конкурсах разного уровня.

Ожидаемые результаты:

Реализация данного проекта научила детей сравнивать, анализировать, делать выводы.

Ребята приобрели новый опыт познавательной и творческой деятельности.

Дети должны понять, почему опадает листва, что с ней происходит, какова польза от опавшей листвы.

Должны уметь устанавливать причинно-следственные и причинно-зависимые связи, делать выводы.

Знать названия и узнавать листья разных деревьев.

 

Итоги проекта:

 

Вначале нашего проекта мы стали искать информацию об осени. Ребята стали приносить книги, энциклопедии с рассказами, стихами, загадками про осень.

Мы изучили интернет ресурсы,  и нашли много информации по теме.

На втором этапе стали рассматривать иллюстрации, фотографии, энциклопедии  по теме « Прощай  осень».

Побеседовали о явлении «Листопаде» и выяснили, что листопад-это сбрасывание листвы деревьями. Это явление свидетельствует о наступлении холодов.  Когда наступает холод, в месте крепления лиса к ветке, образуется пробка, из-за нее не поступают вода и вещества к листику.  Место крепления листа становится очень хрупким. Даже при небольшом ветре листики отрываются. Опадая, листья чернеют, постепенно  гниют и превращаются в торф. Торф полезен для растений. Они питаются веществами и растут.

Узнали, что осенью птицы улетают на юг, животные впадают в спячку. Насекомые прячутся в сухую траву, в землю.

Совместно с ребятами читали книги об осени Е. Благигниной «Осень просим», Я . Акима «Где ты ходишь, осень?» обсуждали приметы про осень

Играли в дидактические игры:  «Что собирает ежик?», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Найди дерево по описанию», «Следопыты», «С какого дерева лист ?» . У ребят вызвали большой интерес продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, аппликация.

В ходе проекта ребята уяснили, что такое листопад, каковы признаки осени. Научились видеть красоту данного времени года. но главное- старались как можно больше говорить про осень, описывать картинки, проговаривать слова и звуки в них.

Данный проект был направлен на формирование у детей дошкольного возраста об осени. Проводимые мероприятия в рамках данного проекта, позволили сформировать знания о красоте осени, ее признаках, осенних явлениях. Был найден ответ на основополагающий вопрос: «Почему опадают листья?».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План-схема проведений мероприятий

Время проведения мероприятий

Содержание работы

Ответственные лица

1 неделя (28.10- 02.11)

Беседы: «Почему деревья сбрасывают листья?», «Приметы поздней осени», «Что мы знаем о лесе?», «Осень. Что мы знаем об осени?» 

Чтение:

-разучивание стихов:

А. Фета «Осенняя пора»

А. Некрасова «Славная осень»;

- чтение и обсуждение пословиц на тему: «Осень»;

Дидактические игры: 

«Что собирает ежик?», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Найди дерево по описанию», «Следопыты», «С какого дерева лист ?»

Игры – драматизации по сказкам «Репка»

 Физкультминутки: «Ветер качает деревья», Трудолюбивая пчелка».

Подвижные игры: 

«Покажи листопад»,«Орехи, жёлуди, шишки», «Летает - не летает».

 Рисование : «Лес, точно терем расписной», «Золотая осень».

Отрывная аппликация : «Осеннее дерево»;

Слушание отрывков из музыкального альбома «Времена года» П.И.Чайковского;

Консультация для родителей «Наблюдения в природе осенью».

 

Воспитатели

2 неделя (05.11- 08.11.)

Беседы: Почему в лесу нельзя ничего пробовать?», «Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?», «Как вести себя у водоемов поздней осенью?»

Дидактические Речевые игры: «Закончи предложение» (Муравей сидел около…. Божья коровка ползла по…. Жук спрятался под… И так далее), «Подбери признак» (Бабочка какая? Муравей какой?), «Подбери предметы к признакам» (пчелиный…, пчелиная …, пчелиные), «Один – много» (1 муха - много мух), «Найди 10 отличий (у бабочки)», «Где спрятались насекомые?».

Чтение художественной литературы:

А.К. Толстой «Осень, осыпается весь наш бедный сад», А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!», К. Бальмонт «Осень».     Чтение рассказов В. Бианки «Синичкин календарь», К. Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев», Г. Скребицкий «Белка готовится к зиме»

Подвижные игры :

«Поймай листок», «Листопад», «Раз, два, три! Этот лист бери!», «Перелет птиц», «Гуси-лебеди». 

Лепка на тему: «Удивительный мир осени».

Аппликация: «Корзина с грибами». 

Сюжетно-ролевыеигры:  «Путешествие в осенний лес»;

Просмотр мультфильмов «Пчёлка Майя», «Муха цокотуха».

Пальчиковые игры: «Дует ветерок», «Птицы улетают».

Отгадывание загадок.

Совместное художественное творчество детей и родителей (рисунки и поделки) на тему: «Что нам осень принесла?».

Воспитатели

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий проект "Золотая осень"

Коллективная проектная деятельность педагога ДОУ, детей и родителей, посвященная углублению представлений об осени через поисковую и творческую деятельность...

Познавательно-творческий проект "Художница-Осень"

Познавательно-творческий проект-"Художница Осень"...

Долгосрочный познавательно- творческий проект "Дары осени"

Проект для разновозрастной группы совместно с родителями....

Познавательно-творческий проект "Золотая осень"в старшей группе детского сада.

Тип проекта:долгосрочный, познавательно-творческийгрупповой, детско-родительский, педагогический.Способы разработки проекта:системная «Паутинка»Способы реализации:метод мыслительных карт Т...

Познавательно-творческий проект «Волшебница Осень» в средней группе с учетом возможностей детей с ОВЗ.

Задачи проекта:Образовательные:познакомить детей с понятием «время года – осень», с сезонными изменениями в природе происходящими осенью;познакомить с овощами и фруктами;способствова...

Презентация:Познавательно творческий проект «Чудесница осень» для детей 2 младшей группы.

В современном мире актуальна проблема воспитания творческой личности, способной самостоятельно пополнять знания и реализовывать собственные цели в жизни. Общение с природой даёт большие возможности дл...