Консультации для педагогов
консультация
Консультация для воспитателей «Сюжетно-ролевая игра как средство организации нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОО»
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Сюжетно-ролевая игра как средство организации нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОО»
«Без игры нет и не может быть полноценного развития.
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.
Игра-– это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.»
В.А. Сухомлинский
Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.
Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.
Именно в дошкольном периоде детства закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к окружающим.
Игра, как ведущая деятельность дошкольника имеет важнейшее значение в формировании личности. Она оказывает влияние на нравственное развитие ребенка дошкольника.
Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества Механизм нравственного воспитания
Задачи нравственного воспитания:
- Формирование механизма - представлений, чувств, привычек и норм, практики поведения.
- Формирование нравственных качеств в зависимости от потребности общества.
- Воспитание гуманитарных чувств и отношений, патриотизма, трудолюбия, умение и желание трудиться, коллективизм.
Методы нравственного воспитания
В.Г.Нечаева – 2 группы:
1. Организация практического опыта общественного поведения (приучение, показ действий, пример, организация деятельности)
2. Формирование нравственных представлений, суждений, оценок (беседы, чтение, рассматривание и обсуждение картинок)
Формы нравственного воспитания
Специальные учебные занятия, игровые ситуации, взаимодействие с окружающим (общение со сверстниками).
Сюжетно-ролевые игры
Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение в развитии ребенка, развивая произвольное внимание, память, воображение, творчество. Через сюжетно-ролевую игру педагог выводит ребенка во взрослую жизнь, учит думать, чувствовать, действовать, адаптироваться к меняющимся условиям, принимать решения в незнакомой обстановке.
Особенности сюжетно-ролевой игры раскрыты в работах психологов:
Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец
педагогов:
Д.В. Менджерицкая, Н.Я. Михайленко
Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация.
Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре – одна из ее характерных черт.
Самое главное – в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает
Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль
Особенности сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте
У дошкольников старшей группы развивается содержание игр. Начинают отражаться разнообразные общественные отношения, поступки. В играх находят отражение специфика деятельности взрослых, их взаимодействия в труде, их отношения к труду. Изменение тематики связано с расширением их источников. Дети отражают не только те события, в которых они сами принимали участие, но и те, которые они наблюдали на экскурсиях, прогулках, а также повседневной жизни. Для этого возраста наша задача заключается в том, чтоб показать, как роль может быть включена в различные взаимосвязи с другими ролями. Воспитатель чаще берет дополнительную роль на себя. Постепенно подводит детей к более сложным изменениям знакомого сюжета, затем к придумыванию новых сюжетов.
У детей возрастает требовательность к качеству выполняемой роли. Основная задача руководства играми – развитие у них самостоятельности и самоорганизации, формирование умений договориться о теме игры, распределить роли, подготовить игровую обстановку. Также педагог должен постоянно обогащать содержание игр.
СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ «ПОЛИКЛИННИКА», «БОЛЬНИЦА», «СКОРАЯ ПОМОЩЬ»
Цель: вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры, санитарки, расширить словарный запас детей –закрепляются такие понятия как «аптека», «осмотр», «доктор», «медсестра», «поликлиника», «рецепт». Свести к минимуму страх перед походом к врачу.
Игровые ситуации: «На приеме у лор врача», «На приеме у хирурга», «На приеме у окулиста» и др.
Значение в воспитании нравственности: учить детей уходу за больными и использованию медицинских инструментов, воспитывать в детях внимательность, чуткость, заботливое отношение к людям.
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «САЛОН КРАСОТЫ»
Цель: расширить и закрепить знания детей о работе в «Салоне красоты».
Игровые ситуации: «Парикмахер», «Мастер маникюра», «Мастер косметического кабинета».
Значение в воспитании нравственности: воспитывать культуру общения, формировать положительные взаимоотношения между детьми; кроме того, дети начинают уделять большее внимание своему внешнему виду, учатся быть аккуратными.
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «ШКОЛА»
Цель: расширять знания детей о школе.
Значение в воспитании нравственности: воспитывать у детей желание учиться; прививать уважение к труду учителя и труду работников школы; помогать детям усвоить некоторые моральные нормы; воспитывать справедливые отношения; упрочнить формы вежливого обращения; воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллективе.
СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ «ДОМ, СЕМЬЯ», «ДОЧКИ - МАТЕРИ»
Цель: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного
сюжета игровую обстановку.
Значение в воспитании нравственности: воспитывать ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «АТЕЛЬЕ»
Цель: Расширить и закрепить знания детей о работе в швейном ателье, формировать первоначальное представление о том, что на изготовление каждой вещи затрачивается много труда.
Значение в воспитании нравственности: воспитывать уважение к труду работников швеи, модельера, закройщика, расширять представления о том, что их труд коллективный, что от добросовестной работы одного человека зависит качество другого; развивать и укреплять дружеские взаимоотношения между детьми.
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «ПОЖАРНЫЕ»
Цель: формирование у детей целостного представления о пожарной безопасности.
Значение в воспитании нравственности: расширять представления детей о гуманной направленности работы пожарных, ее необходимости, мобильности в чрезвычайных ситуациях; воспитывать уважение к труду пожарных, к людям разных профессий и желание оказывать помощь другим; воспитывать чувство ответственности за свои действия, смелость, товарищество; формировать положительные взаимоотношения между детьми; воспитывать у детей такие качества, как мужество, самоотверженность, находчивость.
Игра — одно из незаменимых средств сплочения детского коллектива. Она помогает педагогу всесторонне изучить ребят, проникнуть в их духовный мир. В творческой игре каждая роль раскрывает определенные правила общественного поведения. Игровые цели достигаются только в совместной коллективной деятельности. Выполняемая каждым роль имеет смысл при условии, если соответственно выполняют свою роль все участники игры. Эта роль вынуждает ребенка проявлять дисциплинированность, выдержку, терпение, великодушие. Обсуждение с детьми положительных и отрицательных поступков, отношений в процессе игры помогает формированию общих оценочных мнений и суждений о нравственных поступках и нравственных нормах.
Сюжетно - ролевые игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой активной личности, способной находить выход из критического положения, принимать решение, проявлять инициативу, т. е. приобретают те качества, которые необходимы в будущей жизни.
Список литературы
1.Аникиева Н.П. Воспитание игрой. М., Просвещение. 1997,-143 с.
2.Бондаренко А.К. ,Матусик А.И. Воспитание детей в игре. М. Просвещение,1983.-192с.
3.Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Роль игры в нравственном развитии ребенка. М. Просвещение,1991.
4.Гербова В.В. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду М-«Мозайка-синтез» 2005.
5.Ивакина И.А. Руководство творческими сюжетно-ролевыми играми дошкольников ,Учебно-методическое пособие Пенза- 1995. -185 с.
6.Каирова И.А. ,Богданова О.С. «Азбука нравственного воспитания» Издание 2-е, переработанное и дополненное. М.,Просвещение-1975. -320с.
7.Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре М-Просвещение, 1982.
8.Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей Сочинение в 7-ми томах, том 4, М-1957.-383 с.
9.Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе, М-Владос,2001.
10.Шедровицкий Г.П. Методология педагогических исследований игры, М-1964.-108 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

Консультация для педагогов. Консультация для педагогов "Учёт свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками"
Информация для педагогов...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....
Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи
Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...