Консультация для воспитателей "Сказка как средство духовно - нравственного развития дошкольников"
консультация
В данной статье рассматривается важность сказки как инструмента для духовного и нравственного развития детей, а также ее роль в воспитательном процессе. Акцентируется внимание на том, что сказка является не только источником развлечения, но и мощным образовательным средством, способным формировать ценностные ориентации у детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад №1» г. Карабаша
КОНСУЛЬТАЦИЯ
для воспитателей
«Сказка как средство духовно - нравственного развития дошкольников»
Подготовила:
Мезенцева Е.А.
Воспитатель группы раннего возраста
2024 г.
Консультация для воспитателей
«Сказка как средство духовно - нравственного развития дошкольников»
Духовно–нравственное воспитание – это передача из поколения в поколение социального опыта, духовных и нравственных качеств, которые в дальнейшем станут некой «почвой» для развития личности ребенка, становления его характера. В результате духовно-нравственного воспитания у детей происходит формирование собственных взглядов, определённых привычек и правил поведения, убеждений, в основе которых гуманистические ценности: доброта, сопереживание, уважение к старшим, чувство справедливости, честность.
Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться представления о добре и зле, дружбе, патриотизме справедливости. Все общественно-важные качества человека, являются «инструментами» для воспитателя. А неким образцом, откуда дети могут с большим интересом черпать нравственные и духовные качества, является сказка.
Что такое сказка?
Сказка всегда вовлекает человека в какой-то небывалый потусторонний мир, где царит волшебство, существует какая-то тайна, загадка, которую главный герой должен разгадать. Сказка учит нас различать добро-зло, правду-ложь, любовь-предательство, храбрость-трусость. Именно на таких контрастах ещё в дошкольном возрасте и закладывается нравственность. С понятием «сказка» знаком каждый из нас. Первое знакомство произошло ещё в колыбели, когда мама, склонившись над изголовьем, читала про красивую принцессу, храброго принца и злого Кощея Бессмертного.
Подрастая, мы шли в детский сад, где сказка приобретала для нас уже совершенно новый облик. Как раз-таки в этот период нашего детства и происходит духовно-нравственное воспитание ребенка. Именно в детском саду воспитатели закладывают детям те моральные качества, которые представляют собой правильные нормы и ценности, положительные для общества. Именно на таких людях строится нравственность, эстетические, моральные, корпоративные, религиозные нормы.
Проблема духовно-нравственного воспитания актуальна для современного мира. Именно в этот период, когда происходит раскол, размытие между нормами морали, семейными, религиозными, духовными ценностями, нельзя показывать ребенку то, что вокруг происходящее является нормой общества.
Необходимо воспитывать и буквально по крупинкам вкладывать в каждого дошкольника те качества, которые служат идеалом, эталоном для всех людей и не подвергаются сомнению.
Зачем воспитывать духовность и нравственность именно в дошкольном возрасте?
В период от 3 до 7 лет у ребёнка развиваются такие зрелые способности, как мышление, потребности, творчество, чувства. Именно в этом возрасте дошкольник способен впитывать информацию как губка. Немаловажным фактором так же является и то, что дети любят во всем подражать взрослым, а более часто этим взрослым как раз и является воспитатель в детском саду.
Следовательно, на воспитателе лежит огромная ответственность кем станет этот ребёнок в будущем, какие нормы морали и нравственности будут стоять у него на первом месте. Опыт, приобретённый детьми в дошкольный период, будет являться прочным фундаментом для дальнейшего становления личности.
Сказка — это лучший проводник для ребёнка в в мир знаний. Художественный язык сказки наиболее доступен ребёнку и на таком простом языке лучше всего получается объяснять дошкольнику о морали, духовности, нормах и правилах поведения в обществе. Сказка способствует развитию воображения, проведению простых логических операций, становлению мышления ребёнка.
В сказке все герои имеют чёткую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребёнка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств.
Например, сказка «Теремок» учит быть дружелюбным, гостеприимным. Уроком служит то, что жить сообща всё же лучше. Слушая сказку «Курочка Ряба» дети вместе с курочкой учатся сочувствию к ближним, к поддержке, пониманию .Сказка «Репка» способна научить тому, что различные трудности стоит преодолевать вместе с близкими людьми, общими усилиями, дружно бороться с внезапно возникнувшей проблемой и ни в коем случае не опускать руки..
Сказки очень ценны тем, что они оказывают всестороннее развитие на ребёнка, внушают уверенность на торжество правды, победы любви над злом, взаимовыручки над попыткой какого-либо отрицательного героя разделить друзей, влюблённых, близких людей.
Для того, чтобы ребёнок вырос достойным гражданином общества, правильным, хорошим человеком, с ним необходимо работать с раннего детства, оказывая влияние на его только начинающуюся формирующуюся личность с помощью духовно - нравственного воспитания.
Сказки, как одно из средств зарождения морали у ребёнка , помогают воспитателю заложить в дошкольника духовность, милосердие, гуманность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
САМООБРАЗОВАНИЕ ТЕМА: СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости,...
Консультация для родителей " Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» - эффективное средство духовно-нравственного развития дошкольников»
Консультация для родителей " Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» - эффективное средство духовно-нравственного развития дошкольников»...
Самообразование по теме: "СКАЗКА - КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ" Подготовительная группа 2018 – 2019гг
Актуальность выбранной мною темы вижу в следующем: в настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важну...
Консультация: "Детское волонтерство как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"
Воспитание у дошкольников нравственных качеств, духовности, толлерантности - главная задача педагогической деятельности, которую можно осуществлять через разные формы, одна из которых детское волонтер...
Сказка, как средство духовно-нравственного развития дошкольников
Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедли...
Консультация для родителей Тема: «Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» - эффективное средство духовно-нравственного развития дошкольников»
Консультация для родителей Тема: «Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» - эффективное средство духовно-нравственного развития дошкольников»...
Консультация для родителей "Народные праздники как средство духовно - нравственного развития дошкольника"
Консультация для родителей «Народные праздники как средство духовно-нравственного развития дошкольника»«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей ...