Самообразование по теме: "СКАЗКА - КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ" Подготовительная группа 2018 – 2019гг
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Актуальность выбранной мною темы вижу в следующем: в настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.
Цель – изучение влияния сказок на развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие
задачи:
- изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования сказок в формировании нравственных качеств у дошкольников;
- выявить особенности нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте;
- создать необходимые условия для знакомства детей с сказками;
- разработать диагностические методы и игровые тесты, направленные на исследование позитивного влияния сказок на воспитание нравственных качеств дошкольников;
- определить эффективность использования сказок для развития нравственных качеств в процессе специально организованной деятельности детей.
Перспективный план на 2018 – 2019гг
Месяц | Тема занятия | Задачи | Совместная деятельность педагога с детьми |
Сентябрь | Знакомство детей со сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях
| Рассказать об источниках зла: зависти, гордости, своенравии, злости; раскрыть красоту качеств, присущих нравственному человеку; воспитывать непримиримость к проявлениям всякого в себе зла, своеволия | Творческое задание: Раскрась картинку так, чтобы получилась царевна или ее мачеха (предлагается контурное изображение). Задача детей – с помощью цвета изобразить положительного и отрицательного героя. |
Октябрь | Воспитание любви к родителям через сказку «Василиса Прекрасная» | Воспитывать почтительное отношение к родителям; рассказать о том, почему необходимо быть послушными, выполнять наказы со смирением и любовью; раскрыть значение родительского благословения. | Беседа по содержанию; пересказ отрывков сказки |
Ноябрь | «Сказка о золотом петушке»
| Раскрыть понимание чувства совести. Воспитывать чувства ответственности в себе, бдительности по отношению ко злу. | Рисование по сказке |
Декабрь | Знакомство со сказкой «Мороз Иванович»
| Воспитание чуткости, честного отношения к труду: лень, грубость и легкомыслие наказываются, осуждаются людьми. Формирование способности давать оценку художественным образам сказки. | Чтение по ролям отрывка сказки, Обсуждение главного героя сказки |
Январь | Знакомство со сказкой «Снегурочка» | Воспитание доброжелательности и сочувствия. Формирование способности детей всесторонне характеризовать главный персонаж сказки.
| Инсценировка сказки |
Февраль | Знакомство со сказкой «По щучьему веленью» | Воспитание благодарности за хорошие дела и поступки | Беседа по содержанию |
Март | «Сказка о старике и рыбки» | Знакомство детей с таким качеством нравственного воспитания как скупость, жадность | Творческое задание: Изобразить хорошее и плохое через рисунок. Описать главных героев сказки через рисунок |
Апрель | Знакомство со сказкой «Никита – Кожемяка | Воспитывать в детях такое качество как милосердие. | Беседа по содержанию |
Май | «Сказка Золушка на новый лад» | Воспитывать в детях трудолюбие, упорство.
| Драматизация сказки |
Взаимодействие с родителями и детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet2019.docx | 17.6 КБ |
deti.pdf | 471.16 КБ |
deti.pdf | 471.16 КБ |
rabota_s_roditelyami.pdf | 903.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет о проделанной работе воспитателя подготовительной группы
за учебный год 2018-2019 год.
Тема: «Сказка - как средство духовно- нравственного воспитания дошкольников».
Я считаю, что сказка, доступна пониманию дошкольника. Ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, делают ее особенно интересной и волнующей для детей. Сказка помогает понять на доступном ему языке красоту окружающего мира.
Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ведущая педагогическая идея моего исследования состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Главное достоинство опыта я считаю, заключается в том, что посредством событий в сказке детьми усваиваются духовно – нравственные категории (добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность) ;
- развивается образный строй речи, обогащается словарный запас, формируются навыки связной речи,
- развивается способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни;
- воспитывается у детей милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;
- воспитывается трудолюбие, доводить начатое дело до конца, с уважением относится к результатам чужого и своего труда;
- развивается эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
В результате поставленных задач у детей сформированы следующие знания, умения, навыки:
- знание определенных сказочных сюжетов;
- умение понимать сюжетную линию сказки;
- выделять проблему, актуализированную в сказке;
- выражать свои мысли и чувства в речи;
- умение передавать художественный образ в рисунке (иллюстрация, в словесной форме;
- сочинение небольшой сказки на заданную или свободную тему;
- умение применить сказочный урок в свою «копилку жизненных ситуаций»;
Результативность опыта.
Считаю, что результатом воспитания детей сказкой является:
- усвоение ребенком норм нравственно – духовного воспитания, открытость его к добру, позитивное отношение ребенка к окружающему миру, к другим людям и самому себе;
- знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах; деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки;
- осознание ребёнком тех базовых нравственных качеств, которые я пытаюсь воспитать в детях: совестливость и порядочность, самоотверженность и незлобие, сопереживание и сочувствие, патриотизм;
- понимание необходимости развития таких волевых качеств, как послушание, почитание родителей и взрослых.
Результаты, которые мною достигнуты:
- дети знают определённые сказочные сюжеты, составляющие духовный опыт человечества;
- научились понимать сюжетную линию сказки, выражать свои мысли и чувства.
Таким образом, Сказка - как средство духовно- нравственное воспитание дошкольников важна тем, что отражает интересы ребенка.
В результате проделанной работы дети стали добрее, отзывчивее, внимательнее к окружающим.
В своей работе я использую следующую литературу: журналы «Дошкольное воспитание», «Детский сад будущего»; Гриценко З. А. «Ты детям сказку расскажи» М., 2003.; Доронова Т. Н. «Играют взрослые и дети» Линка – Пресс, 2006.; Рик Т. «Сказки и пьесы для семьи и детского сада» Линка – Пресс, ;
Рыжова Н. А. Коллекция увлечений. Линка – Пресс, 2005. ; Шорохова О. А. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. М., 2006.; Безруких М. М. Сказка как источник развития творчества детей. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС., 2001.;
Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. Харьков. 1996.;
О. А. Шиян. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. Мозаика-синтез; М. :; 2012.;
М. Д. Маханева. Театрализованные занятия в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2003г.
Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко. Кукольный театр- дошкольникам: Театр картинок. Театр игрушек. Театр петрушек. - М. : Просвещение, 1982г.
Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей, средней, старшей, подготовительной группах детского сада. – М. : Мозаика – Синтез, 2012, 2013.
А так же сайт нс портал
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
САМООБРАЗОВАНИЕ ТЕМА: СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости,...
Консультация для родителей " Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» - эффективное средство духовно-нравственного развития дошкольников»
Консультация для родителей " Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» - эффективное средство духовно-нравственного развития дошкольников»...
Сказка, как средство духовно-нравственного развития дошкольников
Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедли...
«Сказка как средство духовно – нравственного развития дошкольников»
В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способст...
«Сказкотерапия как средство духовно-нравственного развития дошкольника»
Сообщение на тему «Сказкотерапия как средство духовно-нравственного развития дошкольника»...
План по самообразованию воспитателя второй младшей группы Тема "Духовно- нравственное развитие дошкольников посредством экологического воспитания"
План самообразования...
План самообразования на тему: "Сказка как средство духовно-нравственного развития дошкольников"
САМООБРАЗОВАНИЕТЕМА: СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ...