Консультация для родителей Тема: «Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» - эффективное средство духовно-нравственного развития дошкольников»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Консультация для родителей
Тема: «Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» - эффективное средство духовно-нравственного развития дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_sotsiokulturnye_istoki_do.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга»
Консультация для родителей
Тема: «Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» - эффективное средство духовно-нравственного развития дошкольников»
Воспитатель:
Александрова А.С.
Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Нравственность – принятие на себя ответственности за свои поступки, то есть действовать согласно своей совести.
Роль семьи в духовно-нравственном становлении растущей личности огромна и только совместная работа с родителями даёт ощутимые результаты.
Мы приглашаем Вас принять активное участие в духовно-нравственном развитии наших детей.
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит их жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя.
В нашем детском саду мы продолжаем знакомиться с программой
«Социокультурные истоки» и участвуем в реализации программы «Истоки»,
вместе мы развиваемся и двигаемся дальше в этом направлении.
В основе программы «Истоки» социокультурный системный подход, который опирается на учение о ценностях и обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. На передний план выступает идея развития ребенка через присвоение культурных ценностей Российской цивилизации, понимание им природы и человека как величайших ценностей, желание жить в гармонии с окружающим миром.
Элементы культуры, накопленной человечеством, не могут быть переданы ребенку в готовом виде через выработанные нормы и правила.
Приобщая детей к истокам русской национальной культуры, направленный на формирование духовно-нравственных качеств через развитие интереса и внимания к истории русского народа и народному искусству, семейным ценностям, мы преодолевали ступеньку для приобретения социокультурного опыта.
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения эффективно осуществлять в дошкольном детстве, когда ребенок еще всецело открыт, когда закладываются базовые качества личности, то есть происходит процесс накопления ребенком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний, умений и т.д. ДОУ на современном этапе активно решают задачи по духовно-нравственному развитию личности дошкольников, но ведущую роль в её становлении играет семья, ведь именно
- семье благодаря примеру взрослых ребенок приобретает, первый социокультурный опыт, к сожалению не всегда положительный. Поэтому,
актуальной становиться задача объединения усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи для успешного духовно-нравственного развития и воспитания ребенка-дошкольника. В современной педагогике эту задачу позволяет решить программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования, способствующая возрождению многовековых традиций России. Поэтому программа предполагает тесное сотрудничество и взаимодействие ДОУ с семьей.
Содержание программы составляют ценности культуры:
дошедший до нас фольклор родного народа, являющийся хранителем Отечественного языка, что само по себе уже представляет большую ценность; мудрые пословицы и умные с хитрецой загадки, хороводные игры, песенки и потешки, торжественные былины, поучительные сказы и сказки, лучшие образцы литературных текстов классиков русской литературы, картины наших выдающихся художников, музыкальные произведения
русских композиторов, родная песня и народная игрушка – все это помогает дошкольникам лучше понять и принять ценности родной культуры.
Программа «Социокультурные истоки» для детей дошкольного возраста позволяет:
- Создавать условия для активного приобщения воспитателей,
воспитанников и их родителей к базисным социокультурным ценностям российской цивилизации;
- Развивать социокультурную основу личности, начиная с дошкольного возраста;
- Обеспечивать единство умственного и эмоционально-нравственного развития дошкольника;
- Создавать единый союз между ДОУ и семьей в воспитании и развитии ребенка, повышать педагогическую культуру родителей;
- Интегрировать знания об окружающем мире, в котором живет и развивается ребенок, формировать опыт его целостного восприятия;
Воспитательная программа для ДОУ «Социокультурные истоки» разработана для четырех возрастных групп:
- Младшая группа (3-4 года)
- Средняя группа (4-5 лет)
- Старшая группа (5-6 лет)
- Подготовительная группа (6-7 лет).
Принцип построения программы «Социокультурные истоки» для дошкольного образования обусловил следующие этапы освоения курса:
В младшей группе (3-4 года) формирует понятия: Слово, Образ, Книга Работа строиться на основе русских-народных песен, хороводов, игр, потешек, сказок, стихов и т.д.
- средней группе (4-5 лет) происходит первоначальное знакомство с истоками наиболее близкой ребенку социокультурной среды и деятельности человека в ней.
- старшей группе (5-6 лет) обращается внимание на истоки ценностей
внутреннего мира человека (вера, надежда, любовь, мудрость…);
- подготовительной группе (6-7 лет) осуществляется первоначальное ознакомление с истоками русских традиций, базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.
Вся деятельность по программе позволяет эффективно решать задачи духовно-нравственного воспитания и речевого развития детей, то есть происходит обогащение и активизация словарного запаса, развитие монологической и диалогической речи. Вся деятельность в течении месяца является предварительной работой к итоговому мероприятию (занятию), которое рекомендуется проводить в последнюю неделю месяца. Таким образом, программа предполагает 9 итоговых мероприятий (занятий) в год в каждой возрастной группе. Содержание программы «Социокультурные истоки» и предполагаемые способы взаимодействия выстроены с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и усложняются постепенно.
Существенной особенностью программы «Социокультурные истоки» является тесное взаимодействие педагогов с родителями, семьей, а именно непосредственное участие родителей в подготовке и проведении итоговых занятий (мероприятий). Активное взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяет взрослым приобрести новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение.
Деятельность с детьми и родителями в рамках программы строиться с помощью активных форм обучения:
- ресурсный круг
- работа в паре
- работа в микрогруппах
Такие формы взаимодействия способствуют приобретению всеми участниками воспитательного процесса коммуникативных и управленческих навыков.
Эффективным средством формирования системы духовно-нравственных ценностей и высоких нравственных чувств у детей и их родителей являются книги для развития детей 3 – 7 лет. В них заложена основная предварительная работа с детьми и родителями по подготовке к занятиям по программе. Структура книг имеет определенную последовательность. Каждая из книг серии начинается с обращения к родителям, поскольку именно родители являются первыми педагогами своего ребенка. В этом обращении раскрывается смысл важнейших духовно - нравственных категорий и ценностей, заложенных в программе. Обращение к родителям заканчивается народными пословицами, поговорками и меткими изречениями. Книги обращены к семье в первую очередь. Основная задача здесь – организовать эффективное взаимодействие между родителями и детьми.
Центральное место в книге занимает сказка, сказ, былина, фрагменты произведений классический или житийной литературы. После текстов в книгах помещены вопросы и задания к ним. Народные игры, песенки, потешки, поговорки, пословицы, помещенные в книгах для развития, являются составной частью традиций народа, т.е. его духовного потенциала, формировавшегося на протяжении длительного времени. Они возвращают детей к ценности родного слова, возрождают их генетическую память.
- конце каждой книги предлагается литература для дополнительного чтения. Это не случайные произведения. Их цель – помочь детям и взрослым глубже осмыслить традиционные ценности родного народа, расширить и обогатить познания и чувства, используя ресурс семьи.
Программой предусмотрено создание каждым ребенком (семьей) своего альбома по рабочим книгам, то есть в создании альбома должны принять активное участие родители, а также воспитанники старшего возраста. Создание альбома является своеобразным результатом совместной работы ребенка, родителей, педагогов.
Конечным результатом программы «Социокультурные истоки» в ДОУ является:
- Первоначальное освоение воспитателями, дошкольниками и их родителями системы социокультурных ценностей;
- Развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга,
выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию и т.д.);
- Развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результатов);
- Развитие речевого взаимодействия (увеличение количества и объема высказываний);
- Развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов);
- Создание предпосылок для успешной адаптации ребенка в начальной
школе.
Таким образом, программа «Социокультурные истоки» формирует гражданскую позицию детей и их родителей, воспитывает у них чувство любви к своему Отечеству. Чувство любви к Родине является духовной ценностью, определяющей жизненный путь человека, проясняющей его смысл. Только через испытание великого чувства любви к Отчизне воспитывается патриотизм.
Список литературы:
- И.А. Кузьмин Истоковедение т.5, издание 5-е (дополненное) издательский дом ИСТОКИ, 2016
- И.А. Кузьмин Истоковедение т. 3-4, издание 3-е (дополненное) издательский дом ИСТОКИ, 2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей " Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» - эффективное средство духовно-нравственного развития дошкольников»
Консультация для родителей " Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» - эффективное средство духовно-нравственного развития дошкольников»...
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ГОРОДА "ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ-СЛУШАНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ"
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ГОРОДА ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ-СЛУШАНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ...
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ-СЛУШАНИЯ как эффективное средство духовно-нравственного воспитания дошкольнико
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ-СЛУШАНИЯ как эффективное средство духовно-нравственного воспитания дошкольнико...
Народная тряпичная кукла – эффективное средство духовно-нравственного воспитания и обучения дошкольников
Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы...
Консультация для родителей. «Программа «Истоки» - воспитание духовно - нравственного развития дошкольников».
Консультация для родителей...
Консультация для родителей «Программа «Истоки» — воспитание духовно-нравственного развития дошкольников»
Мы приглашаем Вас принять активное участие в духовно-нравственном развитии наших детей....
«Народная тряпичная игрушка – эффективное средство духовно-нравственного воспитания и обучения дошкольников"
ØДуховно-нравственное воспитание дошкольников на народных традициях посредством использования народных тряпичных кукол и кукол-проводников , как эффективного средства для поддержания познавательного и...