План по самообразованию «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»
методическая разработка по математике (старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_matematika.docx | 34.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 53 комбинированного вида Красногвардейского района г.Санкт-Петербурга
План по самообразованию
«Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»
на 2021-2022 уч.г.
Воспитатель: Серас Инна Напаевна
г. Санкт-Петербург
2021-2022г.
Тема самообразования:
«Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Цель: Повышение своего профессионального уровня (теоретического и практического) и компетентности. Создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.
Задачи:
- проанализировать исследования по проблеме творческих способностей в отечественной и зарубежной психологии;
- составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;
- использовать разработанный материал на занятиях математики с детьми дошкольного возраста;
- активно воздействовать на всестороннее развитие детей:
обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).
Актуальность:
«Предмет математики настолько серьезен, что надо не упускать случая сделать его занимательным».
Блез Паскаль
Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным:
- Это понятие состоит из взаимосвязанных, и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.
- Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
- Математическое развитие - значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.
В начальной школе курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по предмету. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету.
Следовательно, одной из наиболее важных задач, воспитателя и родителей - развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.
Ожидаемые результаты:
- активизация познавательного интереса дошкольников;
-развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;
-формирование элементарных математических представлений;
- сформировать представления о разновидностях форм работы;
- сотрудничество ДОУ и семьи;
- заинтересовать родителей актуальностью данной темы;
- повысить уровень знаний о значимости аппликации в развитии творческих способностей детей.
Все дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.
В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся с признаками предметов: цветом, величиной, формой.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети познают окружающий мир, углубляют приобретенные знания в новых связях, в новых обстоятельствах, также они направлены на развитие речи и правильной ориентировке в пространстве.
Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, мозаика, разрезные картинки и кубики. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет, устанавливать сходства и различия предметов, научить сравнивать и выделять признаки предметов.
Также при формировании элементарных математических способностей у дошкольников можно использовать игры на плоскостное моделирование, игры-головоломки, задачи-шутки.
Но, не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру.
Формы работы с родителями и детьми:
- Родители:
- - сотрудничество через консультации,
- - беседы,
- - совместное изготовление и приобретение традиционного и нетрадиционного материала (раздаточного, демонстрационного)
- Дети:
- Стихи, загадки, считалочки, задачи.
- Игры с числами и цифрами.
- Игры на ориентировку в пространстве и времени.
- Игры с геометрическими фигурами.
Дети с большим удовольствием строят геометрические фигуры из счётных палочек и палочек Кюизенера.
- Игры со строительным материалом.
В процессе знакомства и закрепления знаний геометрических тел (шар, конус, цилиндр, куб) использую игры со строительным материалом в организованной деятельности, в совместной и в самостоятельной деятельности детей.
Предлагаю детям следующие игры и упражнения: «Построй башню только из кубов», «Катится-не катится», «Что похоже на цилиндр?», «Назови детали конструктора», «Построй по образцу» и другие.
Во время проведения этих игр, дети не только запоминают названия геометрических тел, но и развивают мелкую моторику рук, закрепляют пространственные отношения: «выше - ниже», «вверху-внизу», «слева-справа» и другие понятия, а так же любят обыгрывать постройки с мелкими игрушками, с деревянными матрёшками и машинками.
- Игры на развитие логического мышления.
Благодаря таким играм как: «Что изменилось?», «Найди отличия», «Найди лишний предмет», «Колумбово яйцо», «Танграм» , «Найди закономерности», «Обобщение», «Что к чему?» и другие, дети учатся строить логические цепочки, анализировать, делать выводы, учатся мыслить самостоятельно.
- Игры на развитие цветового восприятия.
В работе по развитию цветового восприятия я использую следующие дидактические игры : «Найди свой гараж по цвету», «Подбери к чашке блюдце», «Собери цветы», «Собери капельки в стакан», «Домино», «Светофор» и другие.
- Индивидуальный дидактический материал.
Большое значение в развитии элементарных математических представлений имеет работа с индивидуальным или раздаточным материалом, который мы можем использовать во всех возрастных группах детского сада.
Процесс познания наиболее интенсивно протекает не тогда, когда дети только созерцают окружающий мир, а когда активно участвуют в его преобразовании. В своей работе я использую игры и упражнения математического содержания : «Полочки», «Разноцветные полоски», «блоки Дьёнеша», «палочки Кюизенера», шишки, орехи, жёлуди, макароны, ленты, пуговицы крупного размера и другие материалы.
- Игры с блоками Дьёнеша.
Основная цель использования блоков Дьёнеша -это обобщение блоков по одному, двум, трём и четырём признакам: цвету, форме, величине, толщине.
Блоки могут использоваться как демонстративный материал, так и раздаточный. В процессе использования блоков дети развивают умения сравнивать геометрические блоки между собой, выявлять общий признак и находить фигуры по заданным признакам.
В своей практике я использую следующие дидактические игры с блоками Дьёнеша: «Найди блок по заданному признаку», «Чудесный мешочек», «Домино», «Продолжи ряд», «Найди лишний блок», «Магазин» и другие.
Блоки Дьёнеша можно использовать как плоскостное конструирование предметов на столе, на коврике с последующим обыгрыванием построек.
- Игры с палочками Кюизенера.
Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее-короче», «выше-ниже» и многое другое.
Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.
На начальном этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами.
На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
В работе с детьми я использую следующие дидактические игры с палочками Кюизенера: «Найди такую же», «Построй лесенку», «Спрячь палочку в группе», «Подбери палочку к числу», «Свободное конструирование по желанию детей» и многие другие.
- Использование ИКТ
- Индивидуальная работа с детьми
- Групповая и подгрупповая
Работа по данному направлению началась с изучения педагогической литературы, анализа исследования ученых по данной теме.
Отчет по самообразованию за 2021-2022 учебный год по теме:
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета. И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Самое главное - это привить ребенку интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения. Таким образом, в игровой форме прививание ребенку знания из области математики, научите его выполнять различные действия, разовьете память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают близкие люди - его родители и педагог.
В ходе своей работы по развитию математических способностей детей дошкольного возраста посредством дидактических игр», я постаралась развить у детей интерес к познанию и исследованию мира, чтобы ребенок в процессе развития этого интереса мог реализовать свои умственные и творческие способности.
Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры развивает:
1) Способность к формализации математического материала, к отделению формы от содержания, абстрагированию от конкретных количественных отношений и пространственных форм и оперированию формальными структурами, структурами отношений и связей;
2) Способность обобщать математический материал, вычленять главное, отвлекаясь от не существенного, видеть общее во внешне различном;
3) Способность к оперированию числовой и знаковой символикой;
4) Способность к «последовательному, правильно расчленённому логическому рассуждению», связанному с потребностью в доказательствах, обосновании, выводах;
5) Способность сокращать процесс рассуждения, мыслить свернутыми структурами;
6) Способность к обратимости мыслительного процесса (к переходу с прямого на обратный ход мысли);
7) Гибкость мышления, способность к переключению от одной умственной операции к другой, свобода от сковывающего влияния шаблонов и трафаретов;
8) Математическую память. Можно предположить, что её характерные особенности также вытекают из особенностей математической науки, что это память на обобщения, формализованные структуры, логические схемы;
9) Способность к пространственным представлениям, которая прямым образом связана с наличием такой отрасли математики как геометрия.
Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые разучиваем и играем. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики.
Таким образом, подводя итоги моей педагогической работы, направленной на развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством дидактических игр можно отметить, что у детей повысился не только уровень умственных способностей, но и стал очевиден личностный рост всех субъектов творческого взаимодействия, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством математических сказок
Методическая разработка по теме с приложениями....
Проект по самообразованию "Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством интеллектуальных игр"
Проект по «Развитию математических способностей посредствам интеллектуальных игр», направлен на поиск наиболее эффективных методов и приёмов, по формированию элементарных матем...
План самообразования "Развитие психических процессов у детей дошкольного возраста посредством использования дидактических настольно-печатных игр".
quot;В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которо...
Презентация для родителей «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста посредством универсального дидактического материала – палочки Кюизенера»
Презентация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста посредством универсального дидактического материала – пал...
Консультация для родителей: «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений»
laquo;Развитие математических способностей детей дошкольноговозраста посредством дидактических игр и упражнений». Дошкольное детство – короткий, но важный период в жизни каждо...
план по самообразованию Развитие поликультурного образования у детей дошкольного возраста средствами дидактических игр
в данном документе можно увидет перспективы самооразвития на учебный год...
«Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений».
Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний....
- Мне нравится (1)