Приобщения к наследию казачества через игры
консультация (старшая группа)
Описание игр, которые помогают воспитывать в детях духовно-нравственные качества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Приобщения к наследию казачества через игры | 19.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Рязанова В.И
МБДОУ детский сад 56
«Солнышко» г. Белгород
Консультация для родителей
«Приобщения к наследию казачества через игры»
Многовековая история казачества сложила народную педагогическую традицию, которая сохранилась до сегодняшнего дня и является основой для возрождения казачества и его культуры.
В связи с этим, существенное значение приобретает проблема внедрения народных игр казачества в практику воспитания детей дошкольного возраста.
Казачьи игры обладают не только многовековой историей казачества, но и позитивным воздействием на физическое и духовное развитие дошкольников. Такие игры доступны для любого возраста, их можно проводить и на улице, и в помещении.
Эти игры не требуют специального инвентаря. Можно использовать подручные средства. Например, вместо коня можно взять гимнастическую палку и "скакать" на ней, как на лошадке. Кроме того, в казачьи играх много мелодичности, они очень музыкальны. Часто игры сопровождаются словами, в которых есть донской говор, есть исконно казачьи слова и выражения. Тем самым дети в игре развивают память, выразительность речи и саму речь, пополняя её новыми словами из казачьего говора.
Казачьи подвижные игры, основываясь на быте и традициях донских казаков, имеют важную роль в приобщении подрастающего поколения к здоровому образу жизни. Помимо развития физических качеств - ловкости, быстроты, координации движений, игры развивают коллективные действия в защите, в атаке уже в дошкольном возрасте, что создает благоприятные условия для дальнейшего обучения спортивным играм.
Виды казачьих детских подвижных игр
Казачьи игры чаще всего ассоциируют со знаменитыми «Казаками-разбойниками». На самом деле этих игр много, и их можно разделить на три группы:
Игры без предметов;
Игры с предметами (шарами, игрушками, палками и пр.);
Символические игры.
Игра в шапку
Цель игры: развитие ловкости, внимания.
На площадке играющие садятся на землю, образуя круг, в центре стоит один из игроков. Сидящие по кругу игроки бросают один другому шапку. Стоящий в кругу должен поймать шапку в тот момент, когда она перелетает от одного игрока к другому, или попытаться вырвать ее из рук игроков.
Правила игры:
шапку перебрасывают, не соблюдая порядка, взад или вперед;
если стоящему в кругу удается поймать шапку, то он садится в кругу. А тот игрок, у которого была отнята шапка или который вовремя не поймал шапку, остается стоять в кругу.
Вариант игры: на ровной игровой площадке один из играющих («болван») садится на землю и ставит на своей голове шапку верхом вниз. Остальные играющие друг за другом перепрыгивают через сидящего, и кто первый свалит шапку, тот садится на место «болвана».
Казаки
Цель игры: развитие внимания, ловкости.
Играющие мальчики выбирают себе начальника, который приказывает им строиться в шеренгу, поворачиваться, скакать в карьер, схватывать на бегу какой-нибудь приз, перепрыгивать через барьер или ров. Играющие попадают в цель камешками.
Правила игры: наиболее отличившиеся в игре и выполнении приказаний получают от начальника чины и знаки отличия.
Грыбаки (Крестик)
Цель игры: развитие скоростной выносливости.
Играющие дети берутся руками попарно и становятся пара за парой. Выбираются «грыбаки» — пара, которая становится впереди всех на небольшом от них
расстоянии. Сначала бежит первая пара игроков, мимо «грыбаков». Бегущие должны бежать в одиночку, не держась за руки. «Грыбаки» ловят и бегут вместе с ними, взявшись за руки.
Правила игры:
если один из бегущих будет пойман «грыбаками», не успев подать руку товарищу, то он и его товарищ становятся «грыбаками», а «грыбаки» становятся позади всех пар;
если «грыбаки» не поймали ни одного из бегущих, то становятся на прежнее место и бежит следующая пара, а та, что бежала, становится позади последней.
Папаха
Дети выстраиваются в круг. Под музыку по кругу пускается казачья папаха. На ком музыка останавливается, тот должен громко крикнуть:"ЛЮБО!", - и надеть папаху на голову.
Кривой кочет
("Кочет" - это петух)
Дети образуют круг. Выбирается Кочет. Ему завязывают глаза и ставят в центр круга. Дети стоят на одной ноге, руки на поясе.
Дети: Кривой Кочет, на чём стоишь?
Кочет: На иголочках!
Дети: Как тебе, не колко?
Кочет: На подковках!
Дети отбивают ритм - чередование "кулачки-ладошки".
Дети:
Ступай в кут, там блины пекут.
Там блины пекут, тебе блин дадут.
Кочет ловит детей.
Кого Кочет поймал, им и становится. Игра продолжается.
Иголка, нитка и узелок
Ход игры: Игроки становятся в круг и берутся за руки. Считалкой выбирают «Иголку», «Нитку» и «Узелок».
Герои друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же «Нитка» или «Узелок» оторвались (отстали или неправильно выбежали, вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие герои.
Выигрывает та тройка, в которой дети двигались быстро, ловко, не отставая друг от друга.
Правила игры. «Иголку», «Нитку», «Узелок» надо впускать и выпускать из круга, не задерживая, и сразу же закрывать круг.
Петух (сон казака)
Из играющих выбирается «казак», который становится в середине круга. «Казаку» завязывают глаза, или он закрывает их сам. Дети двигаются по кругу со словами:
Кто с утра чертей гоняет,
Песни звонкие спивает,
Спать мешает казаку
И кричит «Ку-ка-ре-ку»?
Один из стоящих в кругу, кричит по- петушиному, стараясь изменить голос. Казак, открыв глаза, старается угадать, кто кричал. Если ему это удается, — забирает кричащего в середину круга. Игра продолжается:
Все коровы во дворе
Размычались на заре.
Не понятно никому,
Почему «Му-Му, Му-Му».
Стоящий в кругу мычить, изображая корову. Казак угадывает его и забирает к себе в круг. Игра продолжается:
Вот казак заснул опять,
Но не долго ему спать.
Утка уточек не зря
Учит крякать «кря-кря-кря».
Действие повторяется – казак забирает «утку».
Надоело казаку
«Кря-кря-кря» с «Ку-ка-ре-ку».
- Я не лягу больше спать
Вас я буду догонять!
По окончании слов дети, образующие хоровод, поднимают руки – «воротники», а казак догоняет тех детей, которых он забирал в круг.
Золотые ворота
Играющие, берутся за руки, образуя круг. В центре его встают двое играющих, берутся за руки и поднимают их вверх – делают «золотые ворота». Рядом с «воротами» втыкают ветку.
Один из участников игры – водящий. Он проходит через «золотые ворота», подходит к кругу и ребром ладони разрывает руки одной из стоящих там пар. При этом все говорят:
В золотые ворота проходите господа:
В первый раз – прощается,
Второй – запрещается,
А на третий раз не пропустим вас!
Играющие, руки которых разъединил ведущий, бегут в стороны по кругу к воткнутой в его центре ветке. Первый, выдернувший ветку, идет в «золотые ворота», а проигравший встает в пару с водящим в круг.
Перетяжки
Участники делятся на две команды и становятся на крайних линиях лицом друг к другу. Затем они сходятся на средней черте и, не поворачиваясь, выстаиваются в одну шеренгу так, что каждый играющий одной команды занимает место между двумя играющими другой команды.
Участники игры берут друг друга за руки. По сигналу начинают «перетяжки». Каждая команда старается перетянуть всех противников за ту крайнюю черту, где они раньше стояли. Побеждает команда, которой удается это сделать.
Если во время «перетяжки» цепь разорвется, то два человека, допустившие разрыв, выходят из игры.
Достань платок
Играющие ходят по кругу, выполняя любые танцевальные движения. В центре круга стоит водящий с шестом в руке, на конце которого – платок. По сигналу воспитателя или по окончании музыки нужно подпрыгнуть и достать платок. Кому это удается, тот и победитель, который становится водящим. Игра продолжается.
Чапля
По жребию или по считалке выбирали водящего – «чаплю». Остальные – «лягушки». Пока «чапля» спит, т. е. стоит, наклонившись вперед и опираясь на прямые ноги, лягушки прыгают на корточках. Проснувшись «чапля» издает крик о начинает ловить (салить) лягушек обязательно большими шагами и на прямых ногах (не сгибая коленей) и держась хотя бы одной рукой за голени ног. Лягушки должны спасаться от «чапли», прыгая на корточках. При нарушении условий, например, или если кто-то из лягушек встанет во весь рост или выпрыгнет за пределы площадки, а также при осаливании, они меняются местами.
Казачья
В игре участвуют только мальчики, они стоят в кругу. В центре круга стульчик – «боевой конь», верхом на «коне» — командир с красным флажком.
Дети скачут на воображаемых лошадках, ноги слегка пружинят в коленях. Левая рука каждого вытянута вперед, правая поднята вверх.
По сигналу воспитателя командир соскакивает с «коня», кладет флажок и становится в общий круг. Все остальные маршируют на месте, затем поворачиваются вправо и идут по кругу за командиром. Командир делает шаг внутрь круга, берет дудку, и, поворачиваясь кругом, дудит в нее. Двое мальчиков, около которых он остановился, поворачиваются спиной друг к другу и бегут в противоположные стороны вдоль круга. Каждый из них старается первым взять флажок и вскочить на «коня». Выигравший становится командиром.
Заплетайся плетень
Выбирается водящий, который должен выйти в другую комнату или отвернуться от остальных играющих, чтобы не видеть их действий. Играющие образуют «плетень» — замкнутый руками круг. Кто – либо из участников хоровода проходит под руками детей противоположной стороны круга, затягивая за собой остальных, и так – до полного «заплетения», запутывания. Затем играющие зовут водящего, который должен распутать хоровод. Причем соединенные руки игроков должны находиться в правильном (не ломанном) соединении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Развитие личности ребенка в процессе приобщения к культурно-историческому наследию казачества"
Представляю вам презентацию "Развитие личности ребенка в процессе приобщения к культурно-историческому наследию казачества". Надеюсь она будет полезна воспитателям....
Описание опыта работы на тему: "Система работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурному наследию казачества Белогорья"
Описание опыта работы на тему: "Система работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурному наследию казачества Белогорья"...
Презентация "Формирование нравственно-патриотической культуры дошкольников через приобщение к традициям казачества"
Презентация "Формирование нравственно-патриотической культуры дошкольников через приобщение к традициям казачества". Цель: патриотическое воспитание дошкольников, развитие кадетского движения, сохрани...
Приобщение дошкольников к культурному наследию России через знакомство с Урало - Сибирским промыслом
В статье раскрывается история, особенности Урало-Сибирской росписи и значение приобщения дошкольников к ее традициям с точки зрения патриотического воспитания и культурного наследия....
"Формирование нравственно- патриотической культуры дошкольников через приобщение к традициям казачества"
Казачество- часть общей культуры, наследие , с которым нужно познакомить наших детей....
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре и традициям Донского Казачества через развивающуб предметно пространственную среду группы.
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре и традициям Донского Казачества через развивающую предметно пространственную среду группы....
Консультация для родителей "Казачьи игры как средство приобщения к наследию донского казачества
Многовековая история казачества сложила народную педагогическую традицию, которая сохранилась до сегодняшнего дня и является основой для возрождения казачества и его культуры.В связи с этим, существен...