Консультация для родителей «Казачьи игры как средство приобщения к наследию белгородского казачества»
консультация (старшая группа)

Гузеева Юлия Владимировна

Казачьи подвижные игры, основываясь на быте и традициях белгородских казаков, имеют важную роль в приобщении подрастающего поколения к здоровому образу жизни. Помимо развития физических качеств - ловкости, быстроты, координации движений, игры развивают коллективные действия в защите, в атаке уже в дошкольном возрасте, что создает благоприятные условия для дальнейшего обучения спортивным играм.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Казачьи игры как средство приобщения к наследию белгородского казачества»

Многовековая история казачества сложила народную педагогическую традицию, которая сохранилась до сегодняшнего дня и является основой для возрождения казачества и его культуры.

В связи с этим, существенное значение приобретает проблема внедрения народных игр белгородского казачества в практику физического воспитания детей дошкольного возраста.

Казачьи игры обладают не только многовековой историей казачества, но и позитивным воздействием на физическое и духовное развитие дошкольников. Такие игры доступны для любого возраста, их можно проводить и на улице, и в помещении (в музыкальном зале, в групповой комнате). Эти игры не требуют специального инвентаря. Можно использовать подручные средства. Например, вместо коня можно взять гимнастическую палку и "скакать" на ней, как на лошадке. Кроме того, в казачьих играх много мелодичности, они очень музыкальны. Часто игры сопровождаются словами, в которых есть белгородский говор, есть исконно казачьи слова и выражения. Тем самым дети в игре развивают память, выразительность речи и саму речь, пополняя её новыми словами из казачьего говора.

Казачьи подвижные игры, основываясь на быте и традициях белгородских казаков, имеют важную роль в приобщении подрастающего поколения к здоровому образу жизни. Помимо развития физических качеств - ловкости, быстроты, координации движений, игры развивают коллективные действия в защите, в атаке уже в дошкольном возрасте, что создает благоприятные условия для дальнейшего обучения спортивным играм.

Одно из важнейших условий успешного внедрения казачьих игр в учебно-воспитательный процесс - эффективное их проведение. Задача педагога - умело «подать» игру, создав предварительно необходимое настроение у дошколят.

Применение народных казачьих подвижных игр позволит оптимизировать процесс физического воспитания, духовного и физического оздоровления детей в условиях нашего региона.

Виды казачьих детских подвижных игр

Казачьи игры чаще всего ассоциируют со знаменитыми «Казаками-разбойниками». На самом деле этих игр так много, что современные педагоги разделили их на три группы:

игры без предметов;

игры с предметами (шарами, игрушками, палками и пр.);

символические игры.

Предлагаю вашему вниманию подборку игр, в которые играли и играют на Белгородчине.

Игра в шапку

Цель игры: развитие ловкости, внимания.

На площадке играющие садятся на землю, образуя круг, в центре стоит один из игроков. Сидящие по кругу игроки бросают один другому шапку. Стоящий в кругу должен поймать шапку в тот момент, когда она перелетает от одного игрока к другому, или попытаться вырвать ее из рук игроков.

Правила игры:

шапку перебрасывают, не соблюдая порядка, взад или вперед;

если стоящему в кругу удается поймать шапку, то он садится в кругу. А тот игрок, у которого была отнята шапка или который вовремя не поймал шапку, остается стоять в кругу.

Вариант игры: на ровной игровой площадке один из играющих («болван») садится на землю и ставит на своей голове шапку верхом вниз. Остальные играющие друг за другом перепрыгивают через сидящего, и кто первый свалит шапку, тот садится на место «болвана».

Казаки

Цель игры: развитие внимания, ловкости.

Играющие мальчики выбирают себе начальника, который приказывает им строиться в шеренгу, поворачиваться, скакать в карьер, схватывать на бегу какой-нибудь приз, перепрыгивать через барьер или ров. Играющие попадают в цель камешками.

Правила игры: наиболее отличившиеся в игре и выполнении приказаний получают от начальника чины и знаки отличия.

Грыбаки  (Крестик)

Цель игры: развитие скоростной выносливости.

Играющие дети берутся руками попарно и становятся пара за парой. Выбираются «грыбаки» — пара, которая становится впереди всех на небольшом от них расстоянии. Сначала бежит первая пара игроков, мимо «грыбаков». Бегущие должны бежать в одиночку, не держась за руки. «Грыбаки» ловят и бегут вместе с ними, взявшись за руки.

Правила игры:

если один из бегущих будет пойман «грыбаками», не успев подать руку товарищу, то он и его товарищ становятся «грыбаками», а «грыбаки» становятся позади всех пар; если «грыбаки» не поймали ни одного из бегущих, то становятся на прежнее место и бежит следующая пара, а та, что бежала, становится позади последней.

Папаха

Дети выстраиваются в круг. Под музыку по кругу пускается казачья папаха. На ком музыка останавливается, тот должен громко крикнуть: «ЛЮБО!», - и надеть папаху на голову.

Кривой кочет

(«Кочет» - это петух)

Дети образуют круг. Выбирается Кочет. Ему завязывают глаза и ставят в центр круга. Дети стоят на одной ноге, руки на поясе.

Дети: Кривой Кочет, на чём стоишь?

Кочет: На иголочках!

Дети: Как тебе, не колко?

Кочет: На подковках!

Дети отбивают ритм - чередование "кулачки-ладошки".

Дети:

Ступай в кут, там блины пекут.

Там блины пекут, тебе блин дадут.

Кочет ловит детей.

Кого Кочет поймал, им и становится. Игра продолжается.

Иголка, нитка и узелок

Ход игры: Игроки становятся в круг и берутся за руки. Считалкой выбирают «Иголку», «Нитку» и «Узелок».

Герои друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же «Нитка» или «Узелок» оторвались (отстали или неправильно выбежали, вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие герои.

Выигрывает та тройка, в которой дети двигались быстро, ловко, не отставая друг от друга.

Правила игры. «Иголку», «Нитку», «Узелок» надо впускать и выпускать из круга, не задерживая, и сразу же закрывать круг.

Петух (сон казака)

Из играющих выбирается «казак», который становится в середине круга. «Казаку» завязывают глаза, или он закрывает их сам. Дети двигаются по кругу со словами:

Кто с утра чертей гоняет,

Песни звонкие спивает,

Спать мешает казаку

И кричит «Ку-ка-ре-ку»?

Один из стоящих в кругу, кричит по- петушиному, стараясь изменить голос. Казак, открыв глаза, старается угадать, кто кричал. Если ему это удается, — забирает кричащего в середину круга. Игра продолжается:

Все коровы во дворе

Размычались на заре.

Не понятно никому,

Почему «Му-Му, Му-Му».

Стоящий в кругу мычит, изображая корову. Казак угадывает его и забирает к себе в круг. Игра продолжается:

Вот казак заснул опять,

Но не долго ему спать.

Утка уточек не зря

Учит крякать «кря-кря-кря».

Действие повторяется – казак забирает «утку».

Надоело казаку

«Кря-кря-кря» с «Ку-ка-ре-ку».

Я не лягу больше спать

Вас я буду догонять!

По окончании слов дети, образующие хоровод, поднимают руки – «воротники», а казак догоняет тех детей, которых он забирал в круг.

Золотые ворота

Играющие, берутся за руки, образуя круг. В центре его встают двое играющих, берутся за руки и поднимают их вверх – делают «золотые ворота». Рядом с «воротами» втыкают ветку.

Один из участников игры – водящий. Он проходит через «золотые ворота», подходит к кругу и ребром ладони разрывает руки одной из стоящих там пар. При этом все говорят:

В золотые ворота проходите господа:

В первый раз – прощается,

Второй – запрещается,

А на третий раз не пропустим вас!

Играющие, руки которых разъединил ведущий, бегут в стороны по кругу к воткнутой в его центре ветке. Первый, выдернувший ветку, идет в «золотые ворота», а проигравший встает в пару с водящим в круг.

Перетяжки

Участники делятся на две команды и становятся на крайних линиях лицом друг к другу. Затем они сходятся на средней черте и, не поворачиваясь, выстаиваются в одну шеренгу так, что каждый играющий одной команды занимает место между двумя играющими другой команды.

Участники игры берут друг друга за руки. По сигналу начинают «перетяжки». Каждая команда старается перетянуть всех противников за ту крайнюю черту, где они раньше стояли. Побеждает команда, которой удается это сделать.

Если во время «перетяжки» цепь разорвется, то два человека, допустившие разрыв, выходят из игры.

Достань платок

Играющие ходят по кругу, выполняя любые танцевальные движения. В центре круга стоит водящий с шестом в руке, на конце которого – платок. По сигналу воспитателя или по окончании музыки нужно подпрыгнуть и достать платок. Кому это удается, тот и победитель, который становится водящим. Игра продолжается.

Чапля

По жребию или по считалке выбирали водящего – «чаплю». Остальные – «лягушки». Пока «чапля» спит, т. е. стоит, наклонившись вперед и опираясь на прямые ноги, лягушки прыгают на корточках. Проснувшись «чапля» издает крик о начинает ловить (салить) лягушек обязательно большими шагами и на прямых ногах (не сгибая коленей) и держась хотя бы одной рукой за голени ног. Лягушки должны спасаться от «чапли», прыгая на корточках. При нарушении условий, например, или если кто-то из лягушек встанет во весь рост или выпрыгнет за пределы площадки, а также при осаливании, они меняются местами.

Казачья

В игре участвуют только мальчики, они стоят в кругу. В центре круга стульчик – «боевой конь», верхом на «коне» — командир с красным флажком.

Дети скачут на воображаемых лошадках, ноги слегка пружинят в коленях. Левая рука каждого вытянута вперед, правая поднята вверх.

По сигналу воспитателя командир соскакивает с «коня», кладет флажок и становится в общий круг. Все остальные маршируют на месте, затем поворачиваются вправо и идут по кругу за командиром. Командир делает шаг внутрь круга, берет дудку, и, поворачиваясь кругом, дудит в нее. Двое мальчиков, около которых он остановился, поворачиваются спиной друг к другу и бегут в противоположные стороны вдоль круга. Каждый из них старается первым взять флажок и вскочить на «коня». Выигравший становится командиром.

Заплетайся плетень

Выбирается водящий, который должен выйти в другую комнату или отвернуться от остальных играющих, чтобы не видеть их действий. Играющие образуют «плетень» — замкнутый руками круг. Кто – либо из участников хоровода проходит под руками детей противоположной стороны круга, затягивая за собой остальных, и так – до полного «заплетения», запутывания. Затем играющие зовут водящего, который должен распутать хоровод. Причем соединенные руки игроков должны находиться в правильном (не ломанном) соединении.

Четыре угла (По уголкам)

На земле чертится квадрат. Четверо учащихся становятся по углам, а пятый «мышка» заходит в середину. Стоящие по углам меняются местами по условному сигналу одного из игроков, а «мышка» старается занять чей- нибудь угол. Оставшийся без угла, становится «мышкой».

Раньше чтобы выявить водящего «канались» (делились) на палке. По очереди брались за палку, и чья рука была выше всех, тот становился водящим.

Снежинки, ветер и мороз

Игра воспитывает спокойное восприятие холодных качеств Природы как радостных и полезных.

Она даёт возможность детям выразить свои симпатии, а педагогу увидеть их и укрепить.

Ход игры: Игроки — «снежинки» встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

Ой, летят, летят снежинки,
Словно белые пушинки
На дороги, на поля.
Стала белой вся Земля.

На каждое слово делают хлопок то в свои ладоши, то в ладоши с товарищем.

Далее приговаривают: «Дзинь, дзинь», пока не услышат сигнал «Ветер!» «Снежинки» разлетаются в стороны и сбегаются в большую «снежинку» из несколько кружков. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в общий круг и берутся за руки.

Правила игры. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!».

В игру можно включать разные движения: подскоки, легкий или быстрый бег, кружение парами и т. д.

Подвижная игра – незаменимое средство пополнения у ребёнка знаний, и представлений об окружающем мире, развитие мышления и ценных морально – волевых качеств.

При проведении подвижных игр можно использовать неограниченные возможности комплексных, разнообразных методов, направленных на формирование личности ребёнка.
В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира.

В средствах, основанных на казачьих народных традициях, заложены огромные возможности для положительного воздействия на духовный мир и физическое состояние детей.

Воспитание казака – это система, которая предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения, а также, развития его физических качеств, приобщение к здоровому образу жизни и самобытным ценностям казачьей культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Народная кукла, как средство приобщения к народной культуре"

Возможность сделать куклу из лоскутков, тесьмы, ниток,создавая яркие образы, отражает неиссякаемое желание детей фантазировать. А через эти милые создания дети начинают постигать-а лучше сказать, вспо...

Консультация для родителей "Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре"

Вот уже более ста лет внимание ученых привлекает народная игрушка. Ведь именно традиционной игрушке, широко бытовавшей в России, отводилась большая роль в воспитании и обучении дете...

Консультация для родителей "Народная кукла как средство приобщения к народной культуре"

В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, все они сделаны фабричным способом, а значит, лишены тепла души их создателей. Мы же полагаем, что дети должны видеть не тольк...

Консультация для родителей "Народная кукла, как средство приобщения к народной культуре"

Консультация для родителей "Народная кукла, как средство приобщения к народной культуре"...

Консультация для родителей «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре»

Вот уже более ста лет внимание ученых привлекает народная игрушка. Ведь именно традиционной игрушке, отводилась большая роль в воспитании я обучения детей.  Считалось, что детские игры могут спос...

Консультация для родителей"Народная кукла как средство приобщения к народной культуре"

В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, все они сделаны фабричным способом, а значит, лишены тепла души их создателей. Мы же полагаем, что дети должны видеть не тольк...

Консультация для родителей "Казачьи игры как средство приобщения к наследию донского казачества

Многовековая история казачества сложила народную педагогическую традицию, которая сохранилась до сегодняшнего дня и является основой для возрождения казачества и его культуры.В связи с этим, существен...