Развитие связной речи старших дошкольников с использованием мнемотехники
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Бакаева Любовь Владимировна

Мнемотехника в детском саду в обучении связной речи дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.58 КБ

Предварительный просмотр:

МНЕМОТЕХНИКА В ОБУЧЕНИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Бакаева Л.В., воспитатель МДОУ №21 п.Северный,

Белгородский р-он Белгородской области

"Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам -

он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать

таких слов с картинками, и он их усвоит на лету".

К.Д.Ушинский

С уверенностью можно сказать, что слова классика педагогики К.Д. Ушинского актуальны по сей день. Несмотря на огромный поток информации, который ежедневно обрушивающийся на головы дошкольников посредством СМИ и интернета дети испытывают проблемы в связной речи. Среди них бедность речи, недостаточный словарный запас, неспособность построить монолог или распространенное предложение, отсутствие навыков культуры речи, плохая дикция, отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. В настоящее время актуально использование мнемотехники в обучении связной речи детей, поскольку позволяет развить воображение, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, ассоциативное мышление.

Наглядность по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина облегчает процесс становления связной речи. Психолог Л. С. Выготский отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Мнемотехника — система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания. Суть мнемотехнических приемов запоминания — в том, что запоминаемая информация как-то осмысливается, структурируется. Самым распространенным приемом является организация ассоциативного поля вокруг запоминаемых понятий. Например, элементы воспринимаемой информации могут мысленно привязываться к неким константным в .своей последовательности системам — располагаться в строго определенных местах некоего помещения и пр. В этом качестве можно использовать достаточно формальные мнемотехнические системы, не имеющие логической связи с новой информацией; но особенно эффективны такие мнемотехнические приемы, позволяющие увязать эту информацию с уже имеющейся за счет установления строго логических связей [1].

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Работу на занятиях по мнемотаблицам обычно строят в три последовательных этапа. 1 этап: Внимательное рассматривание таблицы и разбор изображенных на ней картинок. 2 этап: Перекодирование информации в коре головного мозга, т.е. преобразование информации из абстрактных символов в образы. 3 этап: Побуждение ребенка к пересказу сказки, рассказа или заучивание по заданной мнемотаблице. Младшие дошкольники нуждаются в помощи воспитателя, в старшие - справляются с данным заданием самостоятельно.

На первоначальном этапе нужно совершенствовать восприятие детей и использовать тренинги для зрения, слуха, обоняния, тактильных и вкусовых ощущений. На следующем этапе у детей формируются навыки запоминания любой информации. Для этого эффективны такие методы мнемотехники как использование образного мышления (эйдетизм), метод «крокирования» (от франц. croquis –  чертеж, схема, набросок), метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»), метод трансформации (превращения). На последнем этапе задача педагога научить управлять своим вниманием.

В памяти детей младшего и среднего дошкольного возраста остаются отдельные образы (ягодка – красная, ель – зеленая), поэтому мнемотаблицы должны быть обязательно цветными. Старшие дошкольники хорошо воспринимают схемы в одном цвете. Кроме того, персонаж сказки или рассказа может быть изображен в графически (лиса - в оранжевом цвете, медведь -  коричневого цвета).

Существуют готовые модельные схемы, разработанные Бондаренко Т. М., Воробьевой В. К., Ткаченко Т. А. Составить графическую план-схему связного рассказа педагог может и самостоятельно. Ребенку предлагается основа мнемотаблицы – чистый бланк из шести клеток. Ребенок выбирает предмет, о котором он будет придумывать рассказ. По ходу рассказа педагог заполняет пустые клетки, а ребенок самостоятельно рисует картинки на своем бланке. Получается опорная план-схема самостоятельного речевого высказывания. В мнемотаблице используются отработанные рисунки-символы, которые обозначают различные признаки или действия предмета, явления или процесса.

Мнемотехника – незаменимый помощник в работе над стихотворением. Педагог выразительно читает стихотворение, сообщает что оно будет выучено наизусть и читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу. Задаются вопросы по содержанию стихотворения, выясняется основная мысль. Детям объясняются непонятные по смыслу слова. Читается отдельно каждая строчка стихотворения, дошкольники повторяют ее с опорой на мнемотаблицу. Дети самостоятельно рассказывают стихотворение по мнемотаблице. Постепенно дети учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно располагают их в единую модельную цепь, необходимую для пересказа или заучивания литературного произведения. Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым.

Список использованной литературы.

Степанов C. Большая психологическая энциклопедия / С. Степанов // Школьный психолог. — 2007. — № 23. — Рец. на кн.: Большая психологическая энциклопедия: самое полное современное издание : Более 5000 психологических терминов и понятий / [А. Б. Альмуханова и др.]. — М. : Эксмо, 2007. — 542, [1] с. : портр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диплом на тему: «Развитие связной речи старших дошкольников при использовании сказкотерапии (на примере МБДОУ детский сад № 27 «Сказка» городского округа г. Выкса)»

Тема дипломной работы «Развитие связной речи старших дошкольников при использовании сказкотерапии». Объект исследования: процесс развития речи старших дошкольников. В качестве предмета исс...

Опыт работы по теме « Формированию связной речи старших дошкольников с использованием мнемотехники и ТРИЗ-технологий»

Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. Согласно...

Статья для журнала "Обруч". «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМА «ДЕТСКОЕ БЛОГЕРСТВО»

Данный материал будет полезен педагогам, которые попробуют внедрять данный прием в своей образовательной организации...

Анкетирование родителей "«Развитие связной речи старших дошкольников с использованием современных технологий»"

Анкетирование родителей на выявления уровня развитие педагогической компитенции по вопросу: "Развитие связной речи старших дошкольников с использованием современных технологий"...

Перспективный план работы с детьми и родителями по теме "Развитие связной речи старших дошкольников через использование приёмов мнемотехники" (старшая группа)

В перспективном плане отображена система работы с детьми, родителями по речевому развитию детей  через использование приёмов мнемотехники....