Проект в старшей группе "По дорогам сказок"
проект (старшая группа)

Цель проекта: способствовать формированию духовно-нравственных ценностей посредством русских народных сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2proekt_po_dorogam_skazok.docx43.37 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

УСПЕНСКАЯ СОШ – ДО ДС № 25

ПРОЕКТ

«ПО ДОРОГАМ СКАЗКИ»

в старшей группе № 3

                                                                               Подготовила:

                                                                               воспитатель Степанова Н.В.

с. Успенское, 2022 – 2023 уч.г.

Проект в подготовительной группе «По дорогам сказок».

Вид проекта: познавательно-творческий, групповой.

Продолжительность: долгосрочный.

Срок реализации: октябрь 2022 года - апрель 2023 года.

Участники проекта:  дети старшей группы, воспитатели, родители.

Цель проекта: способствовать формированию духовно-нравственных ценностей посредством русских народных сказок.

Задачи:

  • расширять и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа;
  • формировать представления о доброте, справедливости, скромности, честности, трудолюбии и других качествах личности.
  • Воспитывать уважение к традициям народной культуры; бережное отношение к книге.
  • Развивать интерес к русским народным сказкам;
  • способствовать развитию у детей познавательных процессов, речи, творческих способностей.

Актуальность

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед обществом. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

Основой нравственности являются нравственные качества личности, которые определяют ее моральный облик. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственной культуры. И   поэтому  основной задачей образования является формирование духовно-нравственной личности. 

Дошкольный возраст – это время, когда дети открывают для себя мир общественных отношений, запоминают и приучаются выполнять простейшие морально-нравственные нормы. Именно в этом возрасте у них закладываются основы нравственных представлений, которые выступают как важнейшее условие формирования духовно-нравственной культуры. Эффективным средством духовно – нравственного становления личности является сказка.

Русская народная сказка – удивительное явление народного творчества. Простая и незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребенку, и взрослому. Конечно, у каждого времени свои литературные герои, но не случайно сказки передаются из поколения в поколение вот уже много лет и служат прекрасным средством воспитания. Сказка привлекает ребенка неограниченностью возможностей, высокой нравственностью, оптимизмом, удовлетворенным чувством справедливости. Она даёт нравственные уроки сострадания, самоотверженности, сочувствия, любви ко всему живому, представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом, расширяет жизненный опыт ребенка. В сказках содержится огромный образовательный потенциал.

В работе над проектом используются разнообразные виды деятельности: игровая, двигательная, изобразительная, музыкальная, познавательно-исследовательская, конструирование.

Этапы работы над проектом

I. Подготовительный этап (октябрь 2022 г.)

1. Ознакомление участников с темой проекта.

2. Подбор литературы по теме проекта.

3.Подбор материала: наглядно-дидактических пособий, аудио, видеоматериала, атрибутов для игр-драматизаций, настольного и игрового театра.

4. Создание книжной выставки.

5. Планирование деятельности воспитателя и детей.

6. Консультация для родителей «Сказка – ложь, да в ней намек...».

7. Постановка проблемы перед детьми: «Могут ли научить нас чему-нибудь народные сказки?».

II. Основной этап (ноябрь 2022 г. – март 2023 г.)

  • Чтение русских народных сказок.
  • Беседы с детьми: «Какие сказки мы читали дома», «Чему учат нас сказки?», «Русские народные сказки», «Берегите книгу».
  • Рассказывание сказок с использованием различных театров: настольного, пальчикового.
  • Разгадывание загадок о сказках и о героях русских народных сказок (Приложение).
  • Работа над пословицами
  • Дидактические игры: «Отгадай сказку», «Из какой сказки герой?», «Чей предмет?», «Угадай героя», «Опиши героя сказки».
  • Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Хитрая лиса», «Зайцы и медведь», «Ванюша и лебеди».
  •  Строительные игры «Избушки для лисы и зайчика», «Теремок».
  • Викторина «Сказки».
  • Драматизация сказки
  • Рисование: «Мой любимый сказочный герой».

Сроки проведения

Содержание работы

ноябрь

Рассматривание книг на выставке

Беседа: «Русские народные сказки»

Беседа «Какие сказки вы читали дома?».

Чтение сказки «Лиса и кувшин». Работа над сказкой

Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный». Работа над сказкой.

Аппликация «Крылатый, мохнатый да масляный»

Конструктивно-модельная деятельность «Теремок для сказочного героя»

Дидактическая игра «Расскажи сказку»

Сюжетно-ролевая игра «Книжный магазин»

Подвижная игра «Хитрая лиса»

декабрь

Беседа о русском народном творчестве.

Чтение сказки «Гуси-лебеди».

Работа над сказкой (пословица «Гуляй, да дела не забывай»)

Чтение р.н.с. по выбору детей

Пальчиковый театр  (Сказка по выбору детей).

Дидактическая игра «Из какой сказки герой?»

Лепка «Любимый сказочный герой»

Подвижная игра «Гуси-лебеди»

январь

Беседа «Чему учат нас сказки?»

Чтение сказки «Заяц – Хваста»

Работа над сказкой.

Чтение сказки по выбору

Разгадывание загадок о сказках (Приложение)

Конструктивно-модельная деятельность «Персонажи сказок»

Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»

Подвижная игра «Зайцы и медведь»

февраль

Беседа «Берегите книгу».

Презентация «Путешествие в прошлое книги».

Чтение сказки «Финист – Ясный Сокол».

Работа над сказкой

Д/и «Опиши героя сказки»

Чтение сказки по выбору детей

Рисование «Моя любимая сказка»

март

Беседа «Мои любимые сказки»

Чтение сказки «Хаврошечка»

Работа над сказкой

Чтение сказки «Сивка – бурка»

Работа над сказкой

Чтение сказки по выбору

Викторина «Путешествие по сказкам»

Подвижная игра «Зайцы и медведь»

апрель

Чтение сказки по выбору

Рисование «Обложка к любимой сказке»

Рассказывание сказки «Колобок» на новый лад

Кукольный театр «Колобок»

III. Заключительный этап (апрель 2023 г.)

1. Инсценировка сказки.

2. Выставка детского творчества «По страницам любимых сказок».

Результат. Проект «По дорогам сказок» понравился ребятам. Дошкольники с интересом слушали сказки, рассматривали иллюстрации, давали оценку поступкам героев, объясняли пословицы, рассказывали о своих любимых сказочных героях, рисовали их, пересказывали понравившиеся им сказки, принимали участие во всех мероприятиях. С увлечением придумывали свои концовки уже известным сказкам.

В игровой деятельности ребята разыгрывали сказки с помощью игрушек, настольного и пальчикового театров.

Дети стали больше времени уделять книгам, рассматривать их индивидуально и с друзьями.

В ходе реализации проекта, мы с детьми оформляли выставку рисунков и поделок из пластилина. Родителям отправляли фотоотчеты о работе в группе.

Дети стали чаще просить  дома почитать им книги.

Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей; а также способствовала возникновению интереса и желания у родителей принять участие в проекте «По дорогам сказок»; сблизила детей, родителей и педагога группы.

Как итог о проделанной работе, мы показали настольно – кукольный театр «Колобок» детям младшей группы.

Работа с родителями:

  • Выставка детского творчества, сотворчества детей и родителей:
  • Консультация для родителей 

Литература

1. Евдокимова О.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: Сфера, 2008.

2. Морозова Л.Д. Метод проектов в деятельности ДОУ: журнал Детский сад от А до Я, №2, 2006 – М., 2006.

3. Сергеева Л.С. Викторина в гостях у сказки. – https://ped-kopilka.ru/blogs/lidija-sergevna-sergeva/

4. Сергеева Л.С. Викторина по русским народным сказкам. – https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki

Приложение
Загадки о русских народных сказках.

Удивительный народ!
Вместе вышли в огород,
Вот друг друга держат крепко,
Потянули…Вот и… («Репка»)
***
По тропинке он катился,
Своей удалью хвалился,
Да попался на носок.
Ам, и съеден… («Колобок»)
*** 
Разбойники белые!
Вот беды наделали:
В деревню прилетали
И мальчика украли.
Только смелая сестра
Всё равно его нашла. 
Помогли ей печка,
Яблонька и речка. («Гуси-лебеди»)
***
Она по ягоды пошла,
Да на домик набрела,
Дом под старою сосной.
В доме жил медведь большой.
Заболела б от тоски,
Да спасли…пирожки. («Маша и медведь»)
***
Круглый, тонкий, плетённый
Вместе в лес пошли зелёный.
Вместе в домике живут,
Вместе пироги пекут. («Пузырь, соломинка и лапоть»)
***
Из заквасочки сыночек,
Ростом с глиняный горшочек.
Хоть он был и ростом мал,
Но деду с бабой помогал,
Был смекалист и умён.
Отгадайте, кто же он? («Липунюшка»)
***
Жизнь её не весела:
На болоте век жила.
Прилетела к ней стрела,
Но Иванушка пришел,
Со стрелой её нашел. («Царевна-лягушка»)
***
Не доглядела за братом сестра,
И долго искала мальчишку она.
Помогла ей волшебная речка,
Пирожков испекла русская печка.
От птиц под яблоней укрылись дети.
Что за птицы были эти? (“Гуси-лебеди”)
*** 
Парень по воду побрёл,
В проруби её нашел.
Чудеса теперь кругом: 
Вёдра прискакали в дом.
Берегите, братцы, ноги:
Едет печка по дороге!
Всё по его хотению… («По щучьему велению»)
***
Миша по лесу идёт,
Короб на спине несёт –
Пироги для бабы с дедом
Внучка Маша напекла-
Несговорчивого Мишу
Вокруг пальца обвела! (“Маша и медведь“)
***
Сказку мы для вас расскажем:
Она его кормила кашей,
Он ни капельки не съел,
На болото улетел. 
Угощал её окрошкой,
Не отведала ни крошки
И ушла к себе в леса.
Это… («Журавель и лиса»)
***
В этой сказке всё отлично:
Дед, и баба, и яичко.
Очень рады дед и баба,
Что у них есть… («Курочка Ряба»)
*** 
Из снега, снега белого
Дочку себе сделали.
А весна-красна пришла-
Дочка и рас-та-я-ла… («Снегурочка»)
***
Он не низок, не высок,
В нем для всех есть уголок.
А медведю нет местечка
Ни в прихожей, ни у печки,
В спальне тоже тесновато.
Убирайся, косолапый!
Но на крышу он полез,
Задрожал зелёный лес.
Все пустились наутёк,
Поломался… («Теремок»)
***
Вёдра он послал на речку,
Сам спокойно спал на печке,
Спал он целую неделю,
И зовут его… («Емеля»)
***
Жила в лесу зверей семья.
Однажды девочка пришла.
Очень возмутились звери,
Что в их доме спали, ели. Назовите поскорей
Этих сказочных зверей. (“Три медведя”)
***
Работать умела красиво и ловко,
В деле любом проявляла сноровку,
Хлебы пекла и скатерти ткала,
Шила рубашки, узор вышивала,
Лебедью белой в танце плыла.
Кто мастерица эта была? («Василиса Премудрая»)
***
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слёзы льёт бедняжка. («Снегурочка»)
***
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти
Маленькие дети? («Семеро козлят»)
***
Под столом собачка лает,
Судьбу дочкам предрекает:
«Старикову дочь в злате-серебре везут,
А старухину дочь замуж не берут!»
Кто ответит без подсказки,
Как название той сказки? («Морозко»)
***
Не послушал брат сестрицу –
Стал из лужи пить водицу…
А когда воды напился,
То в кого он превратился?
(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
***
Он сумел поймать волчишку,
Он поймал лису и мишку.
Он поймал их не сачком,
А поймал он их бочком. («Бычок – смоляной бочок»)
***
У всех жёнушки как жёны,
У него – лягушка,
Но в итоге будет рад
Этому Ванюша. (“Царевна-лягушка”)
***
Кто же там пыхтит на грядке?
От кого же это дед
Убегает без оглядки,
А за ним и бабка вслед? («Пых»)
***
Чашки три, и три постели.
Стульев тоже три, смотри,
И жильцов здесь в самом деле
Проживает ровно три. («Три медведя»)
***
В поле домишко.
Нашли в нем приют
Жители леса, и дружно живут
Заяц, норушка, лисица и волк.
Только медведь развалил… (“Теремок”)

Приложение  
Викторина «Путешествие по сказкам»

Он от бабушки ушёл,
И от дедушки ушёл,
Песни пел под синим небом,
Для лисы он стал обедом. (Колобок)
***
Живёт в воде среди болот
В дали от всяческих забот:
Людей обходит стороной
Хранитель водный…. (Водяной)
***
Он разбойник, он злодей.
Свистом он пугал людей. (Соловей-разбойник)
***
Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла. (Мышка)
***
Спас собаку и кота,
Пригрел змейку у себя
Добрый малый, вдовий сын.
Имя вспомнили?.. (Мартын)
***
Вся семья ее пасла,
Но блеяла, что голодна,
Эта лживая коза
По прозванью… (Дереза)
***
Лисий дом был изо льда.
Солнце вышло — вмиг вода.
Из домишки лубяного
Лиска выгнала косого.
Эта сказка вам знакома?
Кто лису прогнал из дома? (Петушок)
***
Отважный смельчак наш
Герой Русских Сказок –
Он ловок и смел, и совсем не простак:
Накажет он зло, правда вовсе не сразу,-
Сразиться со злом – это вам не пустяк! (Иванушка-Дурачок)
***
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)
***
Сладкий яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём,
И светло вокруг, как днём. (Жар-птица)
***
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кто же были эти
Маленькие дети? (Семеро козлят)

а***
Репку дружно тянут с грядки
Утром в качестве зарядки
Дедка, бабка, кошка, внучка,
Мышка и собака… (Жучка)
***
Я – царевна молодая, Красотой, умом блистаю,
Но с одним лишь я изъяном:
Я – царевна … (Несмеяна)
***
Жизнь его была не сахар —
Семерых убил он махом.
Догадались, кто такой?
Это он — храбрец… (Портной)
***

(Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
***
В Русских Сказках живёт Героиня
И хранит Сказки, как Берегиня:
Помогает всем с нежностью мудрою
Потому и зовётся
Премудрою…. (Василиса Премудрая)
***
Он командует печи:
«Ну-ка во дворец ты мчи!»
Кто сидит верхом на ней?
Имя назови скорей. (Емеля)
***
Жила на свете сирота,
Хаврошечкой звалась она.
С работой управлялась ловко,
Ведь помогала ей коровка.
За ней следили три сестры.
Назовите, кто они? (Одноглазка, Двуглазка, Трехглазка)
***
Кто бежал через мосточек,
С клёна оторвал листочек?
То из сказочки коза.
Её имя — … (Дереза из р.н.с «Коза-дереза)
***
Стрелу на болоте поймала и ждет,
Когда же Иван за нею придет. (Царевна-лягушка)
***
Я в семействе не один,
Третий, неудачный сын,
Каждый, кто со мной знаком,
Называет дураком.
Не согласен я никак –
Не дурак я, а добряк. (Иван-дурак)
***
Живёт в лесу старушка.
У неё есть избушка.
Летает на метле.
Детей ворует на заре.
Костяная у неё нога,
Зовут её … (Баба-Яга)!
***
Эта девочка боится солнца и тепла.
Почему? Была из снега сделана она. (Снегурочка)
***
Свой дом зимою, в холода
Она слепила изо льда.
Но дом стоял прекрасно в стужу,
Весной же превратился в лужу.
Дом лубяной построил Зайка.
Теперь, читатель, вспоминай-ка,
Кого прогнал
Петух в леса?
Кто Зайца обманул? (Лиса)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по сказкотерапии "По дорогам сказок" (роль сказкотерапии в социально - личностном развитии детей)

Проект по сказкотерапии «По дорогам сказок».(роль сказкотерапии в социально – личностном развитии детей)...

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе "Дорогами сказок"

Формирует представление у детей об одном из жанров фольклора – народной сказке;  развивает умение грамотно, последовательно излагать  свою мысль...

Проект по ОБЖ «По дорогам сказок»

В сказках накоплена вековая мудрость народа. Проект призван научить детей основным правилам безопасного поведения дома и на улице через данный литературный жанр. Для этого детям предлагается проанализ...

Проект на тему: "По дорогам сказок"

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превр...

Проект в старшей группе "Мир сказок Андерсена"

Я разработала этот проект, чтобы увлечь своих воспитанников в волшебный мир сказок Андерсена....

Проект в старшей группе "Мир сказок В.Сутеева"

Проект в старшей группе "Мир сказок В.Сутеева"...