Консультация для воспитателей ДОУ на тему: «Речевая активность детей на занятии и в повседневной жизни»
консультация
Дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. В результате общения ребенок к 6-7 годам обычно обладает значительным словарным запасом и в основном овладевает грамматическими формами родного языка.
В этот период происходит интенсивное обогащение словарного запаса ребенка, в результате приобретения ребенком новых знаний о незнакомых предметах и явлениях, стоящих вне рамок его личного опыта, что особенно важно для его будущего обучения. Таким образом, в результате усилий воспитателей, с их помощью ребенок учиться правильно говорить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_rechevaya_aktivnost_detey_na_zanyatii_i_v_povsednevnoy_zhizni.docx | 27.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация «Речевая активность детей на занятиях и в повседневной жизни»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«детский сад комбинированного вида №13» с. Кременкуль
Консультация учителя-логопеда для воспитателей ДОУ на тему:
«Речевая активность детей на занятии и в повседневной жизни»
учитель-логопед Тарасова Анастасия Сергеевна
Дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. В результате общения ребенок к 6-7 годам обычно обладает значительным словарным запасом и в основном овладевает грамматическими формами родного языка.
В этот период происходит интенсивное обогащение словарного запаса ребенка, в результате приобретения ребенком новых знаний о незнакомых предметах и явлениях, стоящих вне рамок его личного опыта, что особенно важно для его будущего обучения. Таким образом, в результате усилий воспитателей, с их помощью ребенок учиться правильно говорить.
Выделяются две основные сферы общения дошкольника - со взрослыми и со сверстниками. Опыт речевого общения со взрослым ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками. У дошкольника ярко выражена потребность в самопрезентации, потребность во внимании сверстника, желание донести до партнера цели и содержание своих действий.
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ними.
Чтобы ребёнок своевременно и качественно овладевал устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками, и взрослыми т.е. обладал определённой речевой активностью. Чтобы словарный запас возрастал, необходимо вызывать у детей потребность в речевом общении, как в детском саду, так и в семье, побуждать обращаться к взрослым с просьбой или вопросами.
Разговорная речь должна быть связной, понятной, логически выдержанной, иначе она не может служить средством общения. Дети дошкольного возраста овладевают разговорной речью под руководством взрослых. Развитие диалогической речи зависит от становления мышления, памяти, внимания, грамматического строя, обогащения словаря.
В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение со взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговоров с другими детьми. Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду и семье).
В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях. Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Постепенно он приобщает детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей.
В старших группах следует учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно.
Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Особое внимание необходимо уделять умениям формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей.
Проводя беседы с детьми на разные темы, стараемся учить детей вести диалог, задавать вопросы, делать простейшие выводы. Учим пересказывать несложные сказки, описывать героев сказок, иллюстрации, картины, предметы и т.д. Также используем элементы драматизации в театральной деятельности. Заучиваем стихотворения, песни, потешки и прочее. Следим за правильностью речи детей, при необходимости поправляем, стараемся дать образец правильной культурной речи.
Стараемся вовлекать детей в речевые игры такие как: «Кто как разговаривает?» (Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции); «Кто где живёт?» (Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в»); «Подскажи словечко» (Цель: развитие мышления, быстроты реакции); «Кто как передвигается?» (Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости); «Горячий – холодный» (Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов); «Что происходит в природе?» (Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении); «Кто может совершать эти действия?» (Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости); «Что бывает осенью?» (Цель: учить временам года, их последовательности и основным признакам); «Чего не стало?» (Цель: развитие внимания и наблюдательности); «Четвёртый лишний» (Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению); «Один – много» (Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных); «Животные и их детёныши» (Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти); «Назови ласково» (Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции).
Разговоры с детьми проходят индивидуально и коллективно. В свою очередь происходит также общение между детьми в играх, труде, наблюдениях и т. д. Они рассказывают, что то друг другу, делятся впечатлениями, учатся говорить более понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в общении со взрослым ребёнок учится говорить и делать как надо, слушать и понимать другого, усваивать новые знания. В общении со сверстниками - выражать себя, управлять другими, вступать в разнообразные отношения.
Очевидно, что для нормального развития ребёнка нужен не только взрослый, но и другие дети. Дошкольники стремятся к общению, потребность быть понятыми заставляет их высказываться яснее и правильнее. Дети остро нуждаются в помощи взрослого в процессе освоения общения со сверстниками. Для этого необходимо правильно организовывать повседневное общение дошкольников со взрослыми и сверстниками.
Речь воспитателя, постоянно находящегося в поле зрения ребёнка, является важным источником, из которого дети черпают образец родного языка, культуры речи. Какие же требования предъявляются к речи воспитателя и какие недостатки в речи присущи педагогам.
К сожалению, на практике бывает, что в речи воспитателя встречаются следующие недостатки:
- нечёткое артикулирование звуков в процессе речи;
- произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора;
- неправильное ударение в словах;
- монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания;
- ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми;
- многословие, наслоение лишних фраз, деталей;
- насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;
- использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов;
- частое неоправданное употребление слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами («Танечка, вымой ручки!», «Катенька, убери чашечку со столика!»);
- засоренность речи словами – паразитами (ну, вот, так сказать и т.д.);
- копирование речи малышей, «сюсюканье»;
- использование в речи слов, не понятных детям, без уточнения их значения и т.д.
К речи воспитателя предъявляются следующие требования:
- правильно произносить все звуки родного языка;
- чётко произносить и артикулировать звуки, ясно проговаривать окончания слов и каждое слово во фразе;
- строго придерживаться в речи орфоэпических норм правильно ставить ударения в словах;
- использовать средства интонационной выразительности речи (силу голоса, ритм, темп, логические ударения, паузы);
- в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости;
- связно, в доступной форме передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции с учётом возраста ребёнка и уровня его речевого развития;
- использовать в разговоре с детьми и персоналом доброжелательный тон.
Игра – конкурс «Исправь ошибки». Типичные ошибки в речи взрослых.
«Дети в садик бежат. Ты за ними бежи. Из домика вылазь. Ехай на санках. Видишь, как я ездию. Надевай варюжку, пальцы сунь скорее. Айдате в группу. Подежурь заместо меня. Давай вместе играться, искайте машинку. Лопатку вон сюда нужно ложить, положь. Он не понимат меня. Ляжь на правый бок. Я чистию свое пальто. Сколько разов тебе говорить, дожидайся меня». Я (надеваю, одеваю) шапку. Я (одела, надела) девочку Таню. Это ихние игрушки».
Итог:
Каждый педагог и его речевое поведение – образец для подражания. Не забывайте, с нами рядом дети, следите за своей речью и помогайте ребенку овладеть культурой родного языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему: Использование занимательной математики на занятиях и в повседневной жизни.
Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...
Консультация для воспитателей "Развитие речи детей на занятиях и в повседневной жизни"
Приёмы развития речи детей на занятиях и в повседневной жизни....
Консультация для воспитателей на тему: Использование занимательной математики на занятиях и в повседневной жизни
Консультация для воспитателей на тему: Использование занимательной математики на занятиях и в повседневной жизни...
Консультация для воспитателей. "Руководство работой по развитию речи дошкольников на занятиях и в повседневной жизни."
Консультация для воспитателей....
Консультация для воспитателей на тему: « Использование занимательной математики на занятиях и в повседневной жизни.»
Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по...
Консультация для воспитателей «Руководство работой по развитию речи детей на занятиях и в повседневной жизни»
Организация работы педагога по речевому развитию дошкольниеов...
Консультация для воспитателей ДОУ на тему: «Речевая активность детей на занятиях и в повседневной жизни» к педагогическому совету №3
Консультация для воспитателей ДОУ на тему: «Речевая активность детей на занятиях и в повседневной жизни»...