Консультация для воспитателей. "Руководство работой по развитию речи дошкольников на занятиях и в повседневной жизни."
консультация по развитию речи на тему
Консультация для воспитателей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ РЕЧИ Общение взрослых и детей Культурная языковая среда Обучение родной речи на занятиях Художественная литература Различные виды искусства
ОБЩЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ Общение – это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (М.И.Лисина)
ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СО ВЗРОСЛЫМИ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ
КУЛЬТУРНАЯ ЯЗЫКОВАЯ СРЕДА Подражая речи окружающих, дети перенимают не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но и ошибки, которые встречаются в их речи. Требования к речи педагога: содержательность, точность, логичность, правильность, выразительность, эмоциональная насыщенность, знание и соблюдение правил речевого этикета, уместное использование невербальных средств общения (мимики, жестов, пантомимики).
ОБУЧЕНИЕ Обучение - это целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором под руководством воспитателя дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений. Важнейшей формой организации обучения речи и языку являются специальные занятия , на которых целенаправленно решаются задачи речевого развития детей.
Значение занятий по развитию речи: на занятиях решаются задачи из всех разделов программы развиваются те навыки и умения, которые трудно сформировать в других видах деятельности 3. занятия помогают реализовать возможности речевого развития в дошкольном детстве - самом благоприятном периоде для овладения языком 4. на занятиях внимание ребенка фиксируется на определенных языковых явлениях, в то время как в повседневной жизни работа над каким-либо речевым дефектом не может дать желаемого результата 5. в детском саду, по сравнению с семьей, наблюдается дефицит речевого общения с ребенком. Методически правильно организованные занятия помогают компенсировать этот дефицит
ВИДЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ а) в зависимости от ведущей задачи: - занятия по формированию словаря (осмотр помещения, ознакомление со свойствами и качествами предметов) - по формированию грамматического строя речи (образование сущ. мн. числа род. падежа) - занятия по воспитанию звуковой культуры речи (обучение правильному звукопроизношению) - занятия по обучению связной речи (беседы, рассказывание) - занятия по ознакомлению с художественной литературой
б) в зависимости от применения наглядности: занятия с применением предметов реальной жизни, наблюдения явлений действительности (рассматривание предметов, экскурсии и т.д.) -занятия с применением изобразительной наглядности: с игрушками (рассматривание, рассказывание по игрушкам), картинами (беседы, рассказывание, дидактические игры) -занятия словесного характера, без опоры на наглядность (обобщающие беседы, художественное чтение и рассказывание, пересказ, словесные игры )
в)в зависимости от этапа обучения: - речевой навык формируется впервые (совместное рассказывание, образец рассказа) - речевой навык автоматизируется (план рассказа, его обсуждение ). г)в зависимости от количества участников: -фронтальные (со всей группой) -индивидуальные .
д)в зависимости от дидактических целей: -занятия по сообщению нового материала -по закреплению знаний, умений, навыков -по обобщению и систематизации знаний -итоговые или проверочные -комбинированные (смешанные)
ТРЕБОВАНИЯ К ЗАНЯТИЯМ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ СВЯЗЬ ЗАНЯТИЯ С ПОСЛЕДУЮЩЕЙ РАБОТОЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ НАГЛЯДНЫЕ: НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ (метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов) 2. ОПОСРЕДОВАННЫЕ (с использованием изобразительной наглядности: рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам) ПРАКТИЧЕСКИЕ: дидактические игры, игры- драматизации, инсценировки, пластические этюды, дидактические упражнения, хороводные игры СЛОВЕСНЫЕ: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал
МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕПРОДУКТИВНЫЕ: воспроизведение готового речевого материала (метод наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, дидактические игры) ПРОДУКТИВНЫЕ: создание собственных связных высказываний (обобщающая беседа, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания)
ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ НАГЛЯДНЫЕ: показ иллюстраций, показ положения органов артикуляции при обучении правильному произношению СЛОВЕСНЫЕ: речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указание, оценка детской речи, вопрос ИГРОВЫЕ: игровой персонаж, сюрпризный момент, разные виды игр ПРЯМЫЕ (объяснение, речевой образец, указание) КОСВЕННЫЕ (напоминание, реплика, подсказ) В педагогической практике все приемы используются комплексно в зависимости от задач, содержания занятия, уровня подготовленности детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
СЛОВЕСНЫЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ Речевой образец - правильная , предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми (должен быть доступным, четким, громким, произноситься неторопливо). Повторное проговаривание – преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. Объяснение - раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия ( н-р, для объяснения правил и действий в дидактических играх) . Указания - разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата (обучающие, организационные и дисциплинирующие. Оценка детской речи - мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности.
СЛОВЕСНЫЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ Вопрос – словесное обращение, требующее ответа ОСНОВНЫЕ: РЕПРОДУКТИВНЫЕ ( КОНСТАТИРУЮЩИЕ) КТО? ЧТО? КАКОЙ? ГДЕ? КАК? 2. ПОИСКОВЫЕ ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? ЧЕМ ПОХОЖИ? ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ: НАВОДЯЩИЕ ПОДСКАЗЫВАЮЩИЕ Вопросы должны быть четкими, целенаправленными, соответствовать возрасту детей, выражать основную мысль.
РУКОВОДСТВО РАЗВИТИЕМ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ . ПЕДАГОГ: широко используя детскую инициативу; организует игры и беседы на интересные детям темы. Перед ним стоят задачи: исправлять ошибки в речи детей (неправильное ударение в слове или грамматическую ошибку), подсказывать слово в тех случаях, когда ребенок не знает, как выразить свою мысль, поправлять ребенка, если у него неправильный тон, если он разговаривает слишком громко.
Разговорная речь детей формируется во время разговора взрослого с ними в повседневной жизни. Чрезвычайно важно в течение дня найти время и место для разговора с каждым ребёнком отдельно или в маленькой группе. Надо поговорить с ребёнком так, чтобы у него осталось удовлетворение, даже радость от того, что его выслушали. Если в разговоре педагог проявляет живой искренний интерес к ребёнку, к содержанию его речи, то он чувствует себя смелее, увереннее и доверчиво рассказывает обо всём, что его интересует. Разговор с ребёнком даёт возможность ближе узнать его внутренний мир, интересы, уровень развития речи. В дошкольном учреждении в течение дня есть такие периоды, когда индивидуальный разговор наиболее уместен. Это утренние часы сбора детей, вечернее время, когда дети постепенно начинают расходиться по домам, самостоятельные игры и занятия детей на прогулке. Иногда разговоры возникают по инициативе ребёнка, который подходит с каким-нибудь вопросом или сообщением. Но нельзя ожидать таких случаев. Педагог должен быть сам инициатором интересных разговоров .
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Усова А. П. “Обучение в детском саду”, М., 1970 Бородич А.М. «Методика развития речи детей». – М.: Просвещение, 1981. А. М. Бородич, Методика развития речи детей. - М. - 1981
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни
В данном материале расскрывается процесс воспитания детей в разные режимные моменты .Дошкольники учатся видеть, какие условия необходимы тому или другому существу, учатся определить, чего ...
Консультация для воспитателей "Развитие речи детей на занятиях и в повседневной жизни"
Приёмы развития речи детей на занятиях и в повседневной жизни....
Методическая разработка:"Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни"
Методическая разработка:"Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни"На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальн...
Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Развитие речи дошкольников в процессе повседневного общения»
Речь является непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности - теоретической и практической, коллективной и индивидуальной, она является важнейшим средством овла...
Консультация для педагогов "Содержание работы по развитию речи дошкольников в детском саду".
Систематическое обучение речи, методическое развитие речи и языка лежат в основе всей системы воспитания в детском саду....
Консультация для воспитателей «Руководство работой по развитию речи детей на занятиях и в повседневной жизни»
Организация работы педагога по речевому развитию дошкольниеов...
Аттестационная работа. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в повседневной жизни.
Развитие реччи детей младшего дошкольного возраста в повседневной жизни....