Статья "Роль современных инновационных технологий в патриотическом воспитании дошкольников".
статья
В статье обозначена актуальность воспитания патриотизма у дошкольников. Рассматривается применение инновационных технологий в образовательном процессе. Раскрыто содержание педагогического опыта по формированию патриотических чувств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viro_statya_honyakina_s_a.docx | 26.9 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 372.851
Роль современных инновационных технологий в патриотическом воспитании дошкольников.
С.А. Хонякина
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 компенсирующего вида
городского округа город Нововоронеж»
Аннотация. В статье обозначена актуальность воспитания патриотизма у дошкольников. Рассматривается применение инновационных технологий в образовательном процессе. Раскрыто содержание педагогического опыта по формированию патриотических чувств.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, инновационные технологии, дошкольники, диагностика, символы.
The role of modern innovative technologies in the patriotic
education of preschoolers.
S.A. Honyakina
Municipal state-owned preschool educational institution "Kindergarten No. 7 of the compensating type of the Novovoronezh city district".
Annotation. The article outlines the relevance of the education of patriotism among preschoolers. The application of innovative technologies in the educational process is considered. The content of pedagogical experience in the formation of patriotic feelings is revealed.
Keywords: patriotic education, innovative technologies, preschoolers, diagnostics, symbols.
«От того, как мы воспитаем молодежь
зависит, то сможет ли Россия сберечь
и приумножить саму себя»
В.В. Путин
На современном этапе развития общества патриотическое воспитание становится одним из приоритетных направлений в деятельности ДОУ.
Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.
Дошкольный возраст – лучший период для начала формирования у ребенка чувства патриотизма, а старший дошкольный возраст период активного патриотического воспитания.
Патриотическое воспитание одно из самых сложных направлений. Это объясняется особенностями дошкольного возраста, многоаспектности понятия «патриотизм» в современном мире.
Посредством диагностики бала выявлена проблема: низкий и средний уровень знаний у детей компонентов патриотического воспитания, при проведении тестирования они не всегда связно отвечает на поставленные вопросы, им требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы.
Особое значение в решении данной проблемы приобретают современные инновационные технологии, которые не навязчиво вводятся в образовательный процесс.
Поэтому при проведении занятий следует использовать современные образовательные технологии, работать в зоне ближайшего развития (ЗБР), реализовывать деятельностный подход и принципы развивающего обучения, использовать на занятиях материал, соответствующий духовно-нравственным ценностям, историческими, национально - культурным традициям народов России. [1 c. 25]
При выборе образовательных технологий я остановилась на инновационных технологиях, которые оптимально соответствует поставленной цели: воспитание патриотизма, такие как:
I. Квест-игра,
Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания
II. Интерактивная технология.
Под технологией интерактивного обучения можно понимать систему способов организации взаимодействия педагога и воспитанников в форме учебных игр, гарантирующих результате, которого создаются условия для переживания детьми ситуации успеха в выполняемой деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер. [2 с.7]
Эта технология очень подходит для работы с детьми по патриотическому воспитанию
III. Информационно – коммуникативные технологии.
Возможности использования современного компьютера позволяет наиболее полно и успешно реализовывать развитие способностей ребенка.
Компьютерная презентация - удобный и эффективный способ представления познавательной информации.
IV. Игровые технологии.
Игровая технология - это организация педагогического процесса
в форме различных педагогических игр: взаимодействие педагога и детей через реализацию определенного сюжета, игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть использована: для освоения темы или содержания изучаемого материала, в качестве занятия или его части. [2 с. 27]
Раскрою подробнее некоторые технологии.
I. Квест - игра.
Это приключенская игра. Смысл заключается в выполнении различных заданий.
I. План – конспект.
Тема: «Путешествие к «военным гарнизонам»
Цель. Воспитание уважения к защитникам родины.
Задачи.
2. Расширение знаний о Российской Армии.
2. Уточнение представлений о родах войск.
3. Закрепление представления о значимости военных профессий.
Предварительная работа:
- создание образовательной среды: игровые зоны, имметирующих место дислокации военных частей.
- рассматривание иллюстраций, альбомов о Российской армии, беседы.
Оборудование: макеты, игрушки - военная техника, фигурки военных разных родов войск.
Ход игры.
I. Организационный момент - чтение стихотворения.
Наша армия родная.
Русский воин бережет, родной страны покой и славу,
Он на посту, и наш народ гордится армией по праву.
Спокойно дети пусть растут в любимой солнечной отчизне,
Он охраняет мир и труд, прекрасный труд во имя жизни!
Трутнева Е.
1. Приглашение в путешествие «по гарнизонам».
Каждому ребенку предлагается взять по 2 фигурки военных.
2. Ознакомление с правилами игры.
3. Задание: по стрелке пройти к игровым зонам с макетами военной техники.
- 1 макет: модели кораблей.
Вопросы к детям.
Кто служит на кораблях?
Какую фигурку мы поставим к кораблям? (моряка).
Как называются войска, где служат моряки? (военно-морской флот).
- 2 макет: модели самолетов.
Вопросы к детям.
Кто служит в воздушных войсках? (летчики).
Поставьте фигурку летчика к самолетам.
- 3 макет: модели танков.
Какую фигурку мы поставим сюда (танкиста).
- почему? (они служат в танковых войсках).
- 4 макет: модели ракет.
Кто служит в ракетных войсках? (ракетчики).
Поставьте фигурку ракетчика рядом с ракетой.
5 макет: игрушка – собака.
Кому нужна на службе собака? (пограничнику).
Что делают пограничник с собакой? (охраняют границу).
Рефлексия.
Интерактивная игра.
Тема: «Символика России»
Цель. Формирование у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Задачи.
1. Обобщение и систематизация знаний детей о российской символике, о функциональном назначении герба, флага, гимна.
2. Знакомство с символическими назначениями цветов и образов.
Оборудование: компьютер, экран.
Предварительная работа: заучивание стихотворений о гербе, флаге и гимне России, рассматривание альбомов, картин, иллюстраций.
Ход игры.
Структура игры – решение заданий.
1 слайд - 5 гербов разных стран.
Задание: найдите и определите, где расположен герб России (веху, внизу, слева, справа в центре. (ответы детей).
2 слайд - герб России.
Задание: посмотрите на герб нашего государства, расскажите, что вы видите на гербе (дети перечисляют: орла, с двумя головами, у орла распущенные крылья, на головах короны, в одной лапе орел держит золотой шар, а в другой золотой жезл).
Обобщение: герб - официальная эмблема государства.
Чтение ребенком стихотворения о гербе России.
У России величавой
На гербе орёл двуглавый.
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу смог.
Сильный, мудрый он и гордый,
Он России дух свободный.
В. Степанов
3 слайд - флаг России.
Задание: назовите, в каком ряду находится флаг России. Как вы узнали флаг России? (на нем изображены 3 полосы: белая, синяя, красная).
- кто знает, что означают эти полосы? (ответы детей).
- назовите где можно увидеть Российский флаг? (ответы детей).
Чтение ребенком стихотворения.
Флаг России.
Белый цвет - берёзка:
синий - неба цвет,
Красная полоска -
Солнечный рассвет.
В. Степанов.
4 слайд - Кремль (звучит тихая мелодия гимна России).
Пояснение.
Слово «гимн» означает «торжественная, хвалебная песня». Гимн исполняется в особых, наиболее важных случаях. Его слушают и исполняют стоя.
Давайте, выразим свое уважение к российскому гимну и прослушаем его как положено, стоя.
5 слайд - гимн в исполнении хора.
Результат деятельности посредством игр: усвоение воспитанниками ценностей патриотизма, вышло на более высокий уровень.
У детей сформированы и расширены представления о родной стране, крае, городе, знают флаг, герб, рода войск. Увеличилась познавательная активность,
Для исследования уровня развития патриотических чувств у старших дошкольников определен критерий и показатели уровни патриотического развития детей, согласно требованиям программ ДОУ. [3 с. 27]
1. Когнитивный критерий:
- родной город.
Цель: определить уровень знаний о городе, крае (знать название своего города, района, домашний адрес).
2. Мировоззренческо - ценностный критерий:
- государственная символика;
- рода войск.
Цель: определить уровень сформированности характерных знаний о гербе, флаге РФ и родного города, родах войск.
Методы: беседа, рассматривание иллюстраций, игра, запись ответов детей.
Подведение итогов с целью выявления эффективности проделанной работы показало: инновационные технологии позволяют гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний, за счет чего дети получают прочные, осознанные и прочувствованные знания о России.
Литература.
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ инновационная программа дошкольного
образования, издание пятое (инновационное), дополненное и переработанное. Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. МОЗАИКА-СИНТЕЗ МОСКВА, 2021г. - 336 с.
2. Реализация ФГОС ДО. Интерактивные технологии в работе с дошкольниками. К.Ю. Белая, к.п.н. Заслуженный учитель России, Лауреат премии Правительства РФ в области образования. - 75 с.
3. Мониторинг уровней развития патриотических чувств любви к родному городу у старших дошкольников. А. О. Ястребцова Издательство Молодой ученый 2016 - 64 – 68 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...
Современные инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников
Современная педагогика не является статичной, поэтому музыкальный руководитель ДОУ сегодня обязан формировать основы духовно-нравственного воспитания через приобщение к музыкальнойкультуре...
Инновационные технологии в патриотическом воспитании дошкольников.
О военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения....
Проект по музыкально-патриотическому воспитанию детей на тему: «Использование инновационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников».
laquo;Песня, как никакой другой жанр, всеобъемлюща.Она призвана отражать и преломлять в себекрупнейшие события эпохи. Она конденсирует в себеи тонкую лирику, и героику, и гражданственность».А.Ф...
Доклад к презентации: "Современные образовательные технологии по патриотическому воспитанию дошкольников"
Доклад о проектной деятельности по нравственно - патриотическому воспитанию.В докладе рассказываю о применении проектной деятельности как об одной из форм нравственно - патриотического вос...
Современные образовательные технологии в патриотическом воспитании дошкольников.
Современные образовательные технологии в патриотическом воспитании дошкольников. Дата 23.03.2023Автор:Хорисова Гульсиня ЗагидулловнаОписание:Автор:Хорисова Гульсиня ЗагидулловнаГлавная цель...
Методическая рекомендации «Музейная педагогика в детском саду как современная инновационная педагогическая технология нравственно-патриотического воспитания дошкольников»
Содержание №Наименование Стр.1Введение 32Цели и задачи углублённой работы по музейной педагогике 53Организация музейной педагогики в ДОУ 64Этапы организации ра...