Преемственность в работе детского сада и школы
статья (подготовительная группа)

Черных Инна Николаевна

Преемственность между детским садом и школой предполагает ориентацию, направленность работы дошкольного учреждения на требования, предъявляемые в школе и, наоборот, - учет учителем достигнутого общего уровня развития дошкольника, сформированность нравственного поведения, волевой, личностной сферы ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost_v_rabote_detskogo_sada_i_shkoly.docx18.26 КБ

Предварительный просмотр:

Преемственность в работе детского сада и школы

Преемственность между детским садом и школой предполагает ориентацию, направленность работы дошкольного учреждения на требования, предъявляемые в школе и, наоборот, - учет учителем достигнутого общего уровня развития дошкольника, сформированность нравственного поведения, волевой, личностной сферы ребенка.

Преемственность может рассматриваться как внутренняя связь, которая выражается в учебной деятельности обучаемых (дошкольников и школьников), и внешняя, связанная с деятельностью обучающих (воспитателей и учителей).

В первую связь входит структура учебно-воспитательной деятельности, в которую входят следующие компоненты:

  1. мотивационно-целевой, который обуславливает взаимосвязь мотивации и целеполагания учения;
  2. содержательно-информационный, который свидетельствует о наличии знаний, об умении связывать старую и новую информации;
  3. учебно-операциональный, обеспечивающий развитие общеучебных и специальных умений и навыков, наличие мыслительных операций;
  4. организационно-рефлексивный, - включающий навыки планирования, прогнозирования деятельности, само-взаимооцеики результатов собственной деятельности и товарищей.

Во внешнюю связь входит преемственность в деятельности воспитателей и учителей, которая проявляется в определенном типе отношения педагогов к детям, в отношении к педагогической деятельности, к родителям воспитанников и т. д.

В осуществлении преемственности важно обратить внимание на выполнение педагогом возложенных на него функций (оздоровительных, организаторских, воспитательных и т. д.), на знание педагогики, психологии, методик воспитания, его эрудированность. Реализации преемственности способствует существующая система образования, единые принципы образования: гуманизация, демократизация, дифференциация обучения и воспитания на основе учета возрастных, психологических и индивидуальных особенностей каждого ребенка; разработки и внедрения в практику инновационных преемственных по своей сути программ, перестройки системы подготовки и переподготовки педагогических кадров с ориентацией на различные профили и услуги образовательных учреждений.

Главная цель интеграции деятельности детского сада и школы – развить в ребенке добрые чувства, глубокий ум и здоровое тело. Но специфическое приоритетное направление для начальной школы - формирование у детей умения учиться, создание условий, при которых обучение становится для ребенка благом, основной формой его самовыражения; для дошкольного - раннее развитие комплекса личностных качеств и свойств, обеспечивающих легкий, естественный переход ребенка в школу.

Основными задачи преемственности являются:

  1. Установление связи между программами, формами и методами работы детского сада и школы.
  2. Установление связи в физическом, умственном, нравственном, Трудовом и эстетическом развитии.
  3. Установление связи в развитии личности ребенка в целом. 
  4. Сформированность активно-положительного отношения к детям со стороны педагогов и родителей.
  5. Осуществление преемственности детского сада и школы в формировании общеучебных умений и навыков.
  6. Преемственность содержания образования и воспитания в детском саду и первом классе школы.

Наиболее действенными Формами работы школы и детского сада являются:

  1. посещение воспитателями детских садов уроков в школе, а учителями школ занятий в детском саду с последующим обсуждением, вынесением рекомендаций;
  2. совместные тематические совещания учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений с участием руководителей учреждений;
  3. проведение родительских собраний в старших группах с участием учителей и воспитателей;
  4. изучение воспитателем и учителем программ детского сада и I класса с целью выявления, какими знаниями, умениями и навыками овладели дети в дошкольном учреждении. Изучая программу I класса, воспитатели дошкольных учреждений узнают требования Школы к первоклассникам, учитывают их в воспитании и обучении дошкольников;
  5. организация различных мероприятий по подготовке детей к школе с участием родителей;
  6. беседы учителей с воспитателями о детях, уходящих I сентября в школу, устная характеристика о слабых и сильных детях, о состоянии здоровья детей группы, о характере коллективных взаимоотношений, об усвоении детьми правил поведения, об отношении детей к старшим, о развитии познавательных интересов, о волевом развитии, а также о развитии интеллекта: пытливости, любознательности, критичности и т. д.;
  7. совместная подготовка к конференциям, организация выставок;
  8. взаимопосещения утренников и концертов.

С целью более тесной и систематической работы школы и детского сада учителями совместно с воспитателями разрабатываются планы преемственности, к выполнению которых привлекаются не только педагоги, но и родители.

План преемственности включает следующие разделы:

  1. методическая и организационно-воспитательная работа;
  2. воспитание у детей интереса к школе;
  3. воспитание у школьников заботливости и внимательности к детям дошкольного возраста;
  4. работа с родителями.

Неотъемлемой частью работы по преемственности школ и дошкольных учреждений является сотрудничество с семьей, что позволит добиться высокого уровня общего развития ребенка. Для решения этой проблемы необходимы согласованные действия работников дошкольных учреждений и семьи: все лучшее, что может дать семья (любовь, забота, уход, личное общение), детский сад и начальная школа должны сделать своим достоянием, и, наоборот, все хорошее, что приобретает ребенок в детском саду и школе (самостоятельность, организованность, интерес к знаниям и др.), должно находить продолжение и опору в семье. Только тогда улучшаться качество воспитания и обучения детей в школе и подготовка к школе в дошкольном учреждении, будет преодолен разрыв между семьей, детским садом и школой, являющийся серьезной преградой для правильного развития ребенка. Сотрудничество детского сада, семьи и юколы может решаться через следующие виды работ: Общие родительские собрания, которые ставят своей целью познакомить родителей с основными требованиями школы, детского сада к содержанию проводимой работы дома, сообщение основных положений концепции развития личности, информация об основных педагогических, психологических, медицинских аспектах подготовки ребенка к юколе;

Групповые родительские собрания, которые позволяют конкретизировать общие проблемы, уделить внимание диагностическим методикам определения готовности ребенка к школе. Воспитатели рассказывают о результатах проводимой работы с детьми, демонстрируют достижения детей, организуя выставки детских работ, концерт художественной самодеятельности и т. д.;

  • Лектории для родителей, педагогические консультации;
  • Семинары;
  • Открытые занятия и беседы с родителями о результатах, которые дети достигли, выставки детских работ, информация о специальной литературе;
  • Совместные праздники;
  • Встречи учителей с родителями будущих первоклассников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность в работе детского сада и школы с учётом ФГТ

Необходимость реальной преемственности – проблема давняя и сохраняет свою актуальность и на современном этапе. Однако, с ростом вариативности форм и методов обучения, внедрении в детском саду и ...

Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию

Доклад "Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию"...

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ В РАМКАХ ФГТ И ФГОС

Выступление на семинаре в МГПИ им. М.Е. Евсевьева...

Преемственность в работе детского сада и школы

Наше дошкольное учреждение вошло в состав образовательного комплекса с сентября 2013 года и работа, которая велась со школой,  продолжается. В статье говориться о мероприятиях, которые проводим м...

Статья на тему "Преемственность в работе детского сада и школы" "План мероприятий по взаимодействию сада и школы"

В статье размещена информация о повышении интереса детей -дошкольников в обучении в школе. Предложен ряд мероприятий по взаимодействию школьников и детей детского сада....

Преемственность в работе детского сада и школы. Опыт работы воспитателя

Вопросу преемственности в работе дошкольного учреждения и начальной школы я уделяю особое внимание. Ведь с того момента, когда ребенок пришел в детский сад и до того, когда он выпустился в школу, он н...