ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ В РАМКАХ ФГТ И ФГОС
материал по теме
Выступление на семинаре в МГПИ им. М.Е. Евсевьева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preemsvennost_v_rabote_durnova.doc | 217.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ
В РАМКАХ ФГТ И ФГОС
Дурнова С.Г. – воспитатель
МДОУ «Детский сад №65
комбинированного вида»
Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. Создание условий для успешной адаптации младших школьников – наша общая задача.
Главной стратегической установкой в реформировании современной системы образования, обозначенной в национальной образовательной инициативе “Наша новая школа”, является обеспечение качества образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики страны, потребностям личности и социума. Важным условием достижения такого качества является обеспечение непрерывности образования, которое в соответствии с “Концепцией содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)” понимается как согласованность, преемственность всех компонентов образовательной системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования.
Преемственность является двусторонним процессом, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность ребёнка, и формируются его фундаментальные личностные качества – те достижения, которые служат основой для успешного обучения в школе.
Необходимость реальной преемственности – проблема давняя и сохраняет свою актуальность и на современном этапе. Однако, с ростом вариативности форм и методов обучения, внедрении в детском саду и школе вариативных программ и технологий отмечается рассогласование преемственных связей. Подготовка детей к школе, до сегодняшнего дня, сводилась в подгонке социально-педагогических приоритетов детского сада к требованиям и особенностям школы, что привело к вытеснению в детском саду специфических форм активной деятельности ребенка-дошкольника, игры. Все больше она уступала место “обучению на занятиях”, или существенно изменялась “дидактизировалась”. В результате, по данным школьного мониторинга готовности детей к школе, отмечается уменьшение детей с познавательной мотивацией, как одним из основных показателей сформированной внутренней позиции школьника. Вот почему построение преемственности между детским садом и школой в вопросах подготовки детей к школе, сегодня, требует нового подхода.
В национальной образовательной инициативе “Наша новая школа” ключевым стратегическим приоритетом непрерывного образования при осуществлении преемственности обозначено – формирование умения учиться, который включает в себя не только умение обучаться в течение всей жизни в школе и после школы, но и необходимость начать целенаправленное развитие ребенка в более раннем возрасте. Решение данного направления отражается в ФГОС начального общего образования, где одним из приоритетных задач является освоение детьми универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных).
Решение данной задачи возможно при условии обеспечения преемственности детского сада и школы, где детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка, а также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Одним из принципов организации педагогического процесса является принцип деятельностного подхода, который изменил взгляды на роль ребёнка в образовательном процессе.
Ребенок не должен быть пассивным слушателем, образовательная деятельность выступает как сотрудничество педагога и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности. Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.
Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами дошкольного учреждения, школы и родителями воспитанников. Наше образовательное учреждение, взаимодействует с близлежащими дошкольными учреждениями, из которых поступают воспитанники.
Организация работы по преемственности нашей школы с ДОУ осуществляется по трем основным направлениям:
- методическая работа с педагогами;
- работа с детьми;
- работа с родителями.
Формы осуществления преемственности:
1. Работа с детьми:
• экскурсии в школу;
• посещение школьного музея, библиотеки;
• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
• участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;
• выставки рисунков и поделок;
• встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);
• совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
• посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы);
- посещение летнего оздоровительного лагеря при школе.
2. Взаимодействие педагогов:
• совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
• семинары, мастер-классы;
• круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
• психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
• проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
• взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
• открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
• педагогические и психологические наблюдения.
Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:
3. Сотрудничество с родителями:
• совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
• круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
• родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
• консультации с педагогами ДОУ и школы;
• встречи родителей с будущими учителями;
• дни открытых дверей;
• творческие мастерские;
• анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
• образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;
• семейные вечера, тематические досуги;
• визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);
• заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).
Таким образом, новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, обозначенных в вышеуказанных нормативных документах требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.
Портрет выпускника ДОУ в соответствии с ФГТ:
- физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества…;
- любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире…
- эмоционально отзывчивый…
- овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками...
- способный управлять своим поведением и планировать свои действия…
- способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту…
- имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе…
- овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
- овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника«Портрет выпускника начальной школы»:
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Одним из показателей работы по преемственности и результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения, родителей воспитанников и обучающихся детского сада и школы можно считать высокий уровень адаптации обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему "Преемственность в работе детского сада и школы" "План мероприятий по взаимодействию сада и школы"
В статье размещена информация о повышении интереса детей -дошкольников в обучении в школе. Предложен ряд мероприятий по взаимодействию школьников и детей детского сада....
Преемственность в работе детского сада и школы. Опыт работы воспитателя
Вопросу преемственности в работе дошкольного учреждения и начальной школы я уделяю особое внимание. Ведь с того момента, когда ребенок пришел в детский сад и до того, когда он выпустился в школу, он н...
"Преемственность в работе детского сада и школы в условиях ФГОС"
Преемственность в работе детского сада и школыв условиях ФГОС МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №8 «Тургай», г. НижнекамскВоспитатель: Спиридонова Гульфия Назиповна...
Преемственность в работе детского сада и школы в условиях введения ФГОС. Конспект совместного занятия по ФЭМП в подготовительной группе.
Традиционной формой подготовки будущих первоклассников к школе, являются занятия проводимые учителем начальных классов и воспитателем ДОУ. Организация таких занятий решает ряд задач. Облегчает естеств...
Практико-ориентированная работа «Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию»
Практико-ориентированная работа «Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей ...
Статья " Преемственность в работе детского сада и школы, связанной с внедрением и реализацией ФГОС ДО".
Статья " Преемственность в работе детского сада и школы, связанной с внедрением и реализацией ФГОС ДО"....
Реализация ФГОС дошкольного образования через преемственность в работе детского сада и школы
В данной статье рассмотрена технология реализации ФГОС дошкольного образования через проблему преемственности в работе детского сада и школы. Одним из условий непрерывного образования является преемст...