Оснащение предметно-пространственной развивающей среды по патриотическому воспитанию.
методическая разработка

Двуреченская Ольга Ивановна

Методические рекомендации в соответствии с ФОП ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pprs_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Оснащение предметно-пространственной развивающей среды

 по патриотическому воспитанию.

Методические рекомендации в соответствии с ФОП ДО.

Цель: создание условий, способствующих воспитанию в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей стране – России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, трудолюбия; ощущения принадлежности к своему народу.

Задачи патриотического воспитания:

  1. формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа;
  2. воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
  3. воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности;
  4. воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.

     Предметно-развивающая среда по патриотическому воспитанию способствует развитию речи, воображения, мышления, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности ребенка, воспитывает любовь к родному городу, к родному краю, России. Непременным условием построения развивающей среды в дошкольных учреждениях является опора на личностно – ориентированную модель взаимодействия между людьми.

Принципы:

1. Принцип информативности (наличие и многообразие дидактического и информационного материала).

2. Принцип стабильности и динамичности (создание уголка на длительный срок, с регулярно вносимыми изменениями, в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения).

3. Принцип открытости (возможность добавлять необходимые элементы, а также убирать ненужные).

4. Принцип вариативности (совмещение нескольких блоков по патриотическому воспитанию в одной зоне).

5. Принцип интеграции (возможность использования материала во время образовательной деятельности в других областях).  Информационные составляющие патриотического уголка разделены на несколько блоков.

Материалы для оформления патриотического уголка:

 - наглядные дидактические материалы: иллюстрации, флажки, буклеты, предметы народной культуры, фотографии;

 - папки и материалы с дидактическими играми: настольные игры, мозаики, складные картинки соответствующей тематики;

 - разнообразные творческие задания с примерами выполнения соответствующей тематики;

 - куклы, одетые в народные костюмы, игрушки, подходящие по тематике, объёмные модели;

 - художественная литература: книги с иллюстрациями подходящей тематики.

Требования:

При создании предметно-игровой среды следует соблюдать санитарно-гигиенические, педагогические, эстетические требования: достаточная освещенность, целесообразность и логичность размещения экспонатов, их доступность, научность и достоверность предоставляемого материала в соответствии с возрастными особенностями детей, эстетичность, красочность и привлекательность.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В УГОЛКЕ

При реализации указанных задач воспитатель должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:

-        ознакомлении детей с историей, героями, культурой, традициями России и своего народа;

-        организации коллективных творческих проектов, направленных на приобщение детей

к российским общенациональным традициям;

-        формировании правильного и безопасного поведения в природе, осознанного отношения к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности человека.

Воспитатели, планируя работу по патриотическому воспитанию, могут делить материал по блокам:

1. Блок «Государство»

2. Блок «Малая родина».

3. Блок «Народная культура»

4. Блок «Человек и природа»

5. Блок «Художественная литература».

Каждая тема изучается с использованием бесед, дидактических игр, экскурсий, игр-бесед, игр-инсценировок. Работа в уголке ведется от наиболее близкого и понятного для детей (детсад) к более сложному (страна, город). После ознакомления с материалами в уголке с детьми проводятся спортивные праздники, посвященные защитникам Отечества, изучаются русские потешки, поговорки, пословицы, воспитывается у детей потребность в народной музыке, сказке. Основная цель таких занятий – развить у детей понимание красоты языка, русской природы, чувство гордости за свою Родину. Только постоянная и планомерная совместная работа работников ОУ и родителей позволит развить у дошкольников чувство патриотизма, гражданского сознания, толерантного отношения к людям других наций и народов. Правильное оформление патриотических уголков в детском саду этому только поможет.

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Основная цель работы в младшем дошкольном возрасте - ознакомление с ближайшим окружением.

В младшей группе дети получают первоначальные знания о Родине. Акцент делается на самых простых деталях, чтобы малышам было под силу их освоить. В патриотическом уголке размещают информацию о городе, в котором живут дети, о богатстве родного края, его растительном и животном мире. Девочкам будут интересны куклы в национальных костюмах, а мальчикам ― игрушки в виде военной техники с символами страны. 

1. Блок «Государство» - яркие государственные символы, привлекающие внимание детей. Это герб и флаг.

2. Блок Малая родина» -  подборка изображений города, детского сада. Различные макеты - группы, детского сада, улицы или микрорайона, на котором расположен детский сад.

3. Блок «Народная культура» – предметы старины, русские игрушки (различные куклы-закрутки из соломы, ткани разных видов, ниток, кожи и т.д.; куклы из деревянных чурбаков, обереги), предметы народного декоративно – прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, городецкая роспись, гжель, хохлома, вышивка, работа по дереву и пр.), куклы в национальных костюмах.

4. Блок «Человек и природа» фотоматериалы, иллюстрации, подбор открыток природы и богатств родного края, явлений природы, алгоритмы правил поведения в природе.

5. Блок «Художественная литература» - детские народные песни, потешки, сказки и т.д. 

СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

 

Работа ведется по направлениям: мой детский сад, мой город и его достопримечательности, знаменитые земляки, приобщение к истокам русской культуры.

Патриотический уголок для детей из средней группы оформляют в духе воспитания любви к их родному краю. Проводится обновление и доукомплектация созданного ранее уголка в младшей группе. Кроме размещения новой патриотической информации, важно стимулировать самостоятельную деятельность ребятишек. Они могут сделать тематические самоделки, например, флажки из цветной бумаги, или нарисовать рисунок любимых мест в городе, а потом украсить ими уголок. Также уголок можно использовать как место для чтения стихов, проведения бесед о Родине.

1. Блок «Государство» - яркие государственные символы, привлекающие внимание детей. Это герб и флаг, портрет действующего президента. Дополнение символов государства иллюстрациями и сувенирами.

2. Блок «Малая родина» - иллюстрации памятников архитектуры родного города, памятники. Могут быть представлены материалы об истории возникновения города. Элементы областной символики – флаг, герб. Элементы муниципальной символики - флаг, герб промышленных предприятий.

3. Блок «Народная культура» – предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно - прикладного искусства, различные макеты (крестьянские избы, комнаты - горницы, крестьянского подворья), куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме.

4. Блок «Человек и природа» - добавляется материал по уходу за домашними растениями, правила поведения в природе, природоохранные знаки (запрещающие и разрешающие).

5. Блок «Художественная литература» – сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.  

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

 

Основные направления работы - краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, организации жизни детей по народному календарю

Для детей старшей группы важно в полной мере продемонстрировать величие Родины. Тут уместна информация о Великой Отечественной войне, о городах-героях, карта с хронологией прироста земель. В то же время величие России должно тесно переплетаться с достоинствами родного края детей. 

1. Блок «Государство» - добавляется текст гимна, детализированная карта страны, атласы с картинками природных зон нашей страны, растительности и животного мира.

2. Блок «Малая родина» - иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки на темы: «История возникновения города», «Наука, образование и культура», «Знаменитые земляки», «В годы Великой Отечественной войны», «Наше духовное наследие», «Достопримечательности», «Архитектура», «Спорт», подбор стихов о городе, карта города. Добавляется материал, знакомящий детей со славой и достижениями области (города области, чем знамениты, промышленность и сельское хозяйство).

3. Блок «Народная культура - иллюстрации и тематические папки по темам «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма», «Народные праздники и гулянья, «Народный календарь», предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно – прикладного искусства, куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме.

4. Блок «Человек и природа» - добавляется материал о потенциально опасных природных явлениях и способах их избегания и преодоления, о безопасной деятельности в природе, о бережном отношении к природе.

5. Блок «Художественная литература» - добавляются сказки, былины, предания, рассказы о героях ВОВ и современности.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

В подготовительной группе патриотический уголок активно пополняют материалами, которые подчеркивают самобытность родного края и страны в целом. Уместно добавление портретов героев страны, коллекции минералов, элементы предметно-декоративного искусства.

1. Блок «Государство» - добавляется детализированная карта мира, материал о значимых событиях нашей и других стран (первый полет в космос и т.п.), о всемирных праздниках.

2. Блок «Малая родина» - иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки на темы: «История возникновения города», «Наука, образование и культура», «Знаменитые земляки», «В годы Великой Отечественной войны», «Наше духовное наследие», «Достопримечательности», «Архитектура», «Спорт», подбор стихов о городе, карта города. Добавляется материал, знакомящий детей со славой и достижениями области (города области, чем знамениты, промышленность и сельское хозяйство).

3. Блок «Народная культура» – добавляются материалы о великих российских ученых, писателях и деятелей культуры, об особенностях культуры других стран мира.

4. Блок «Человек и природа» - дополняются материалы о природе родного края, страны, о правилах поведения в природе, о последствиях хозяйственной деятельности человека.

5. Блок «Художественная литература» - добавляется новый раздел с материалами, дающих представление о религиях нашей страны, основных праздниках и традициях, о культуре и традициях стран мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация предметно-пространственной среды по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе

Как организуется предметно-пространственная среда по патриотическому воспитанию с детьми 4-5 лет...

Создание предметно-пространственной среды для нравственно-патриотического воспитания

«Надо понять и уверовать в то, что Русь – это мы, и Древняя Русь – это тоже мы, и если мы приложим все силы, то и будущая Русь – тоже мы»....

"Создание предметно-пространственной среды по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников"

Обобщение опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...

Создание предметно – пространственной среды для нравственно – патриотического воспитания дошкольников

Патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.  ...

Роль предметно-пространственной среды в нравственно-патриотическом воспитании младших дошкольников

Джон Дьюи считал, что «Мы воспитываем не напрямую, а при помощи среды… специально формируем ее для этих целей»,  а Мария Монтесори отмечала «…мышление ребенка...

Развивающая предметно - пространственная среда по нравственно - патриотическому воспитанию детей подготовительной группы.

Опыт работы по созданию развивающей предметно - пространственной среды по нравственно - патриотическому воспитанию детей подготовительной группы....

«Развивающая предметно – пространственная среда по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»

Только тот, кто любит, ценит и уважаетнакопленное и сохранённое предшествующимпоколением, может любить Родину,узнать ее, стать подлинным патриотом.С.Михалков....