ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К МИРУ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
статья (подготовительная группа)
В статье представлен опыт педагогов по реализации проекта «Семья - основа всех начал», раскрывающий подходы сотрудничества педагогов и родителей воспитанников по приобщению дошкольников к семейным ценностям и сохранению семейных традиций, расскрыты формы сотрудничества ДОУ и семей дошкольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К МИРУ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Проблемам семейного воспитания и воспитания духовно-нравственных семейных ценностей уделяется сегодня большое внимание. Россия – единственная страна в мире, чей президент открыто провозгласил приоритет традиционных, семейных ценностей. Выступая на третьем Евразийском женском форуме в Петербурге Глава государства отметил, что «для нашей страны, для всего российского общества дороги и крайне значимы традиционные семейные ценности. Традиционные семейные ценности - это важнейшая нравственная опора и залог успешного развития России и в настоящем, и в будущем"
Понимая важность данной проблемы, наше дошкольное учреждение уделяет большое внимание этому вопросу. Мы считаем, что роль семейных ценностей и традиций в становлении личности дошкольника велика.
Учитывая, что исследователи подчеркивают приоритет семьи в воспитании и развитии ребенка, где у него закладываются основы личностных качеств, формируются основы культурно-ценностных ориентаций, осваивает первые социальные роли, нормы и ценности, приобретаются основы общественного опыта, мы считаем, что семья не может обеспечить в полном объёме воспитание активной, нравственной и творческой личности в одиночку. Необходимо и важно сотрудничество семьи и детского сада. Только в тесном сотрудничестве, согласованности действий этих двух институтов воспитания, можно добиться эффективности процесса воспитания ребёнка.
Главная задача педагогов ДОУ – помочь маленьким личностям осознать значимость семьи, формировать семейные ценности и традиции. На основе взаимоуважения, взаимопомощи и взаимодоверия создать с родителями единое воспитательное пространства для становления духовно-нравственной личности ребенка, активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер.
Для решения проблемы возрождения семейных ценностей и традиций, нами, педагогами детей старшего дошкольного возраста, был разработан педагогический проект «Семья - основа всех начал».
Работу над проектом мы начали с проведения беседы с детьми по выявлению представлений об уровне приобщения детей 5-6 лет к семейным ценностям, где использовались такие показатели, как наличие представлений о семье, наличие представлений о семейных ценностях, умение рассказывать о ценностях семьи, умение осознанно участвовать в семейных традициях. Из 24 обследованных детей 11 детей (45,8%) показали низкий уровень приобщения к семейным ценностям. У них слабое представления о семье, нет представления о семейных ценностях, не знают, есть ли у семьи какие-либо традиции и обычаи, которые передаются из поколения в поколение. Только 5 детей (20%) имеют полное представления о семье, о семейных ценностях, традициях, могут рассказать о них, рассказывают о старшем поколении семьи и традициях своей семьи.
Анкетирование родителей «Ценности и традиции вашей семьи» показало, что у 20 % опрошенных нет никаких традиций в семье, некоторые затрудняются ответить. У 20% опрошенных традиции связаны с отдыхом, у 60% - связано с праздниками. Многие родители затрудняются ответить, какие обычаи и традиции были у старшего поколения семьи. 80% опрошенных хотят, чтобы их дети переняли традиции в свои будущие семьи; 20% не считают это необходимым.
Результаты мониторинга и анкетирования лишний раз убедили нас, что необходимо проведение педагогической работы по повышению у детей старшего дошкольного возраста уровня приобщения к семейным ценностям, по пропаганде популяризации семейных ценностей и традиций среди родителей воспитанников.
Согласно проекту «Семья - основа всех начал», взаимодействие дошкольного учреждения и семьи по ознакомлению дошкольников с миром семейных ценностей велась в три этапа: информационно- познавательный, содержательно-деятельностный, преобразовательный.
На первом этапе, которая называлась «Маленькая страна под названием – Семья!», велась работа по формированию интереса у детей к семье, ее истории, родственным связям, значимости семьи в жизни каждого человека, а также по ознакомлению детей с такими понятиями как: «семья», «семейные роли», «потомки», «предки», «старшее поколение».
Такие мероприятия, как ООД «Моя родословная», семейная выставка-презентация «Генеалогическое древо моей семьи», творческая мастерская «Семейный герб - моя гордость», час общения «Моя семья», «Семейный альбом», беседа «История моей семьи», презентация фильма «Семья — это важно! Семья — это счастье!» и др. способствовали успешному решению задач данного этапа.
На втором этапе работа велась по двум направлениям:
1. «Семейный дом ценностей»: проводилась работа по ознакомлению детей с семейными ценностями (любовь, забота, взаимопонимание, терпение, верность, уважение, сострадание, взаимоподдержка, честность, искренность, доверие), по формированию уважения к семейным ценностям и стремление сохранить и продолжить ценности семьи, рода, по повышению роли семейных ценностей в становлении личности ребенка, его духовно-нравственном воспитании. Проведенные с детьми мероприятия, как час доверительного общения «Чему учит семья?», игровой марафон «Кувшин доброты», час творчества «Дерево семейных ценностей», цикл этических бесед «Что значить любить», «Что такое милосердие?», «Честность и искренность», «Секреты доброты», совместный с родителями досуг «Прекрасно там, где бывает милосердие», вечер отдыха «Семья, согретая любовью» и др. способствовали приобщению детей к семейным ценностям. Родители воспитанников с удовольствием участвовали на родительской конференции «Семьей дорожить – счастливым быть», на родительском всеобуче « Семейные ценности в воспитании ребенка-дошкольника», в «мировом кафе» «Семейные ценности-детям» и др.
2. «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим»: направлено на сохранение семейных традиций, преемственности поколений.
Интересными формами сотрудничества с семьями воспитанников стали: устный журнал на тему: «Семейные традиции вчера, сегодня, завтра», творческие посиделки «Увлечения в нашей семье», семейный вечер «Культурное наследие семьи», познавательный квест «Дерево держится корнями, а человек семьей», онлайн марафон видеороликов «Традиции моей семьи», выставка для детей и взрослых «Семейные реликвии» и др. Участие детей в челлендже «Мы с папой можем, а вы?», игровом марафоне «Бабушкин сундучок» и др. способствовали повышению интереса к традициям семьи.
На третьем этапе «Ты и я - одна семья» велась работа по формированию потребности осознанно участвовать в семейных совместных делах (оказывать помощь в домашнем быту, заботиться о членах семьи старшего поколения и т.д ). На данном этапе дети с удовольствием рассказывали, как важно и как хочется помогать своим близким, особенно бабушкам и дедушкам, и людям, которые нуждаются в помощи. Очень интересно прошел час обмена опытом «Как я забочусь о взрослых» (видеоролики).
Проведенная совместная работа дошкольного учреждения и семьи по приобщению дошкольников к семейным ценностям, традициям дала положительные результаты. Повторный мониторинг и анкетирование родителей показали, что:
- дети получили необходимую информацию о своей семье, ее истории, семейных ценностях, традициях и обычаях;
- у детей появилось чувство ответственности, взаимной заботы, помощи, уважения по отношению к своим родным, близким;
- улучшились взаимоотношения в семье;.
- повысилась компетентности родителей в вопросах семейного воспитания, приобщения детей к семейным ценностям, восстановлению преемственности семейных поколений.
А главный положительный результат - дети усвоили вечные ценности: милосердие, сострадание, любовь к родным и близким, стремление и к добру и неприятие зла.
Таким образом, в процессе реализации проекта «Семья - основа всех начал», все его участник — дети, родители, педагоги приобрели определенные знания. Дети осознали значимость семьи, у них формировались семейные ценности и традиции. ДОУ и семьям воспитанников удалось создать единое воспитательное пространство для духовно-нравственного развития личности ребенка на основе семейных ценностей и традиций.
Использованная литература
1. Бабынина Т.Ф., Гильманова Л.В., Головенко В.Э. Диалог с родителями. Методический аспект взаимодействия детского сада и семьи. - М.: ТЦ Сфера. 2016 г.
2. Буланова Д. Д. Формирование принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста.//Теория и практика общественного развития № 3/2015 г.
3. Давыдова О.И., Майер А.А. Компетентностный подход в работе ДОУ с родителями. – СПб, ООО Издательство «Детство-пресс», 2013 г.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие дошкольного учреждения с семьями детей дошкольного возраста.
Надеюсь материал поможет вам в исследовании этой проблемы....
Статья на тему: Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в развитии коммуникативных способностей у застенчивых детей старших дошкольников.
Влияние дошкольного учреждения и семьи на развитие коммуникативных способностей у застенчивых детей старших дошкольников....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА
Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребёнка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспит...
Консультация с родителями .Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в рамках формирования основ здорового образа жизни у дошкольников."Здоровье -не все , но без здоровья -ничто".
laquo;Здоровье – не все, но без здоровья – ничто»Сократ Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Пробл...
Тематическое собрание в форме круглого стола «Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи по проблеме патриотического воспитания дошкольников"
Привлечь родителей к обмену мнениями о взаимодействии дошкольного учреждения и семьи по проблеме патриотического воспитания дошкольников....
Использование современных игровых технологий в образовательном процессе ДОУ, как одно из условий для эффективного взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с миром семейных традиций.
Методическая разработка, целью которой является создание оптимальных условий для социально-личностного развития дошкольников через эффективное совершенствования механизмов взаимодействия участников об...
Доклад выступления на конференции "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ В ЦЕЛЯХ ВОЗРОЖДЕНИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ ТРАДИЦИИ СЕМЕЙНЫХ ЧТЕНИЙ КАК ОДНОЙ ИЗ ФОРМ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА"
В статье рассматривается роль семейного чтения для духовного развития ребенка и для сплочения семьи. Особое внимание уделяется формам взаимодействия дошкольного учреждения и родителей для возрождения ...