Консультация для педагогов "Система Монтессори - в чем особенность?"
консультация
Система Монтессори - это система развития детей, основанная на естественных потребностях, склонностях и возможностях ребёнка. Автор методики - итальянский врач-педиатр и педагог Мария Монтессори.
Основные принципы системы Монтессори:
- - Возрастное разнообразие. Учащиеся любых возрастов обучаются вместе, что способствует формированию лидерских качеств у старших и заботливого отношения у младших.
- - Подготовленная среда. Обучение происходит в специально организованных игровых комнатах, где есть разные зоны для естествознания, практической жизни, сенсорной, языковой и математической деятельности.
- - Роль взрослого. Он не наставник, а поддерживающая фигура, которая старается заинтересовать ребёнка. Педагог не навязывает свою точку зрения и не направляет детей к нужным ответам.
- - Соблюдение правил. В системе Монтессори существуют правила, способствующие поддержанию порядка в группе.
- - Развитие чувств и моторики. Внимание уделяется формированию чувств, таких как зрение, слух, обоняние, вкус, и мелкой моторики через деятельность с мелкими предметами.
- - Уважение к ошибкам. Ребенку в системе Монтессори позволяется совершать неверные шаги, так как это является частью процесса обучения и развития.
- - Самостоятельность. Ставится акцент на развитие самостоятельности ребёнка. Материалы и пособия располагаются так, чтобы дети могли самостоятельно выбирать и убирать их.
Система Монтессори основана на активном участии малышей в обучении и развитии через игровое обучение и свободу выбора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_sistema_montessori.docx | 17.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов «Система Монтессори – в чем особенность?»
Составила: Трушкокова К. Е., воспитатель
Система дошкольного воспитания в буржуазной педагогике разрабатывалась М. Монтессори (1870–1952), итальянским доктором медицины, ассистентом психиатрической клиники Римского Университета, профессором антропологии и гигиены.
В соответствии со своим религиозным мировоззрением и задачами воспитания детей в капиталистическом обществе она ставит вопрос о «разностороннем развитии» детей народа – будущих рабочих и верных слуг католической церкви.
В своей работе по вопросам дошкольного воспитания («Дом ребенка. Метод научной педагогики» 1912 г.) М. Монтессори указывала, что нужно помочь ребенку овладеть всеми полезными для «самостоятельной деятельности» знаниями. Задача по отношению к раннему детству должна состоять в том, чтобы помочь саморазвитию психофизической личности ребенка, а не в том, чтобы дать ему образование.
По своим философским убеждениям М. Монтессори – субъективный идеалист, метафизик, противопоставлявший душу и тело. Последовательница философии витализма, она в качестве двигательной силы развития человека принимала мистическую неизменную «жизненную силу». Будучи сторонницей идеалистического направления в биологии, М. Монтессори выступала против материалистических взглядов на природу человека.
Школа, по ее мнению, должна перейти на действительно научную педагогику, цель которой – «открыть простор свободным и естественным проявлениям личности ребенка». Она поставила ребенка в центр педагогического процесса, создала условия для его свободного развития, самовоспитания и самообразования. Помощь в воспитании ребенка она понимает как создание условий, наиболее благоприятствующих развитию всей личности, только как содействие «естественному проявлению личности ребенка», переходу от одного уровня развития к другому, обусловленному внутренними факторами, не зависящими от педагогического воздействия. Задача учителя в упорядочении впечатлений детей.
Главную цель воспитания она видела в том, чтобы «привести человека в прямое общение с внешним миром». М. Монтессори признавала огромное влияние природного окружения на физическое воспитание детей, укрепление их здоровья, развитие органов чувств, интереса и любознательности. Она была убеждена, что особенно в детском возрасте человек нуждается в природе, чтобы взять от нее силы, необходимые для развития тела и ума.
Наибольшую значимость представляет система сенсорного воспитания, разработанная М. Монтессори в начале XX в. За основу воспитания детей она предлагала взять развитие органов чувств, считала, что природа – незаменимое средство сенсорного воспитания детей. В ней большое разнообразие цветов, оттенков, запахов и форм.
«Мы давали ребенку нюхать свежие фиалки и цветы жасмина или весною розы, растущие в горшках у нас на окнах. Потом завязывали ребенку глаза и говорили: “Сейчас мы дадим тебе понюхать цветы”. – Ребенок должен был отгадать название цветка. Для усиления запаха мы брали то один цветок, то целый букет. Обоняние может успешно упражняться во время еды, когда ребенок непосредственно вдыхает разные запахи: свежего хлеба, слив и оливкового масла, уксуса, разных приправ, кофе, и эти запахи вместе с запахом цветов в саду, дают полезное упражнение чувству обоняния. Для распознания неприятных запахов можно брать испорченные продукты: прокисшее, пригорелое молоко».
Что касается развития вкуса, то метод прикосновения к языку ребенка горькими, кислыми, сладкими и солеными растворами вполне применим. Распознавание вкуса может быть также очень ценным и настоящим самовоспитательным упражнением для детей от 4 до 5 лет. Как подчеркивала сама М. Монтессори, «эти предметы и составляют дидактическую систему».
В оценке воспитательного значения природы итальянский педагог М. Монтессори приближается к Ф. Фребелю. Она также считала, что развитию ребенка в большей мере способствует общение и деятельность детей в природе. Ребенок должен быть совершенно свободным в своих наблюдениях и деятельности. Взрослый не должен подавлять всякую активность в детях, а направлять деятельность ребенка помощью, участием.
М. Монтессори рекомендовала не утомлять ребенка работой, облегчать ее путем свободы выбора. Главное – максимальное невмешательство учителя, состязательность, возможность познания нового. Поиск нового и как награда – радость, восторг открытия, одобрение воспитателя. Педагог направляет деятельность ребенка, он руководитель, а не воспитатель. В этой работе ребенок получает много интересных и полезных знаний. Наблюдая за развитием растений от семени до плода, дети узнают, что растения – однолетки живут ускоренной жизнью, плодовые растения растут медленно. И дети «приучаются к терпению и доверчивому ожиданию».
М. Монтессори считала, что сельскохозяйственные работы, разведение животных «заключают в себе драгоценные данные для духовного воспитания». Более всего развивает чувство природы забота о живых организмах, потому что они в своем естественном развитии дают нам гораздо больше, чем получают, в их красоте и разнообразии проявляется что-то бесконечное. Воздействие воспитательной силы природы является практически вполне достижимым. При домах ребенка должны быть грядки с растениями, животные, рыбки в фонтане или голуби, американские курочки, садики, участки земли; где это невозможно, расставлены на террасе цветочные горшки, а по стенам пущены вьющиеся растения. Но даже там, где нет большого участка земли или двора всегда найдется уголок в квадратный метр, годный для возделывания или какой-нибудь закоулок, где голуби могут свить себе гнездо, а этого уже будет достаточно для духовного воспитания. Даже горшок с цветами на окне может, в крайнем случае, служить для этой цели.
Воспитание дошкольника по системе М. Монтессори имеет такие цели, как развитие внешних чувств, а через них и психических функций, воспитание высших интеллектуальных эмоций, этических и эстетических чувств, развитие навыков и потребностей в самостоятельной работе в пределах, соответствующих возможностям ребенка.
Современники считали, что М. Монтессори создала метод, адекватный природе развивающейся личности. Интерес к нему появился и в нашей стране. Он долгое время активно использовался. Но в конце 1920-х гг. подвергся острой критике. Он не понравился авторитарной школе, и она его отвергла.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Раскройте воспитательное значение использования природы в дошкольных учреждениях по системе М. Монтессори.
Ответ: Главную цель воспитания она видела в том, чтобы «привести человека в прямое общение с внешним миром». М. Монтессори признавала огромное влияние природного окружения на физическое воспитание детей, укрепление их здоровья, развитие органов чувств, интереса и любознательности. Она была убеждена, что особенно в детском возрасте человек нуждается в природе, чтобы взять от нее силы, необходимые для развития тела и ума.
Воздействие воспитательной силы природы является практически вполне достижимым. При домах ребенка должны быть грядки с растениями, животные, рыбки в фонтане или голуби, американские курочки, садики, участки земли; где это невозможно, расставлены на террасе цветочные горшки, а по стенам пущены вьющиеся растения. Но даже там, где нет большого участка земли или двора всегда найдется уголок в квадратный метр, годный для возделывания или какой-нибудь закоулок, где голуби могут свить себе гнездо, а этого уже будет достаточно для духовного воспитания. Даже горшок с цветами на окне может, в крайнем случае, служить для этой цели.
2. Каково значение системы М. Монтессори в современных условиях?
3. Какие ступени можно выделить на пути сознательного наблюдения природы, предложенном М. Монтессори?
4. В чем заключается сходство взглядов М. Монтессори и Ф. Фребеля на использование природы в воспитании детей?
Ответ: В оценке воспитательного значения природы итальянский педагог М. Монтессори приближается к Ф. Фребелю. Она также считала, что развитию ребенка в большей мере способствует общение и деятельность детей в природе. Ребенок должен быть совершенно свободным в своих наблюдениях и деятельности. Взрослый не должен подавлять всякую активность в детях, а направлять деятельность ребенка помощью, участием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей Монтессори-педагога: подготовка детей к практической жизни
Как подготовить детей к практической жизни?...
Консультация «Технология М. Монтессори»
Консультация для родителей...
Консультация для родителей "Монтессори игры дома"
Представляю вашему вниманию консультацию дл родителей на тему "Монтессори игры дома"...
Консультация «Метод Марии Монтессори – дома»
Консультация...
Консультация "Заповеди Марии Монтессори"
Данная консультация предназначена для родителей - краткие заповеди-консультации просты и понятны - это многотомная мудрость в нескольких словах. Эти заповеди помогут родителям во взаимоотношениях со с...
Консультация "Развивающие игры Монтессори"
Мария Монтессори — это итальянский педагог, ученый, психолог, врач. Она работала с детьми, имеющими интеллектуальные отклонения, плохо говорящими детьми. М. Мон...