Консультация для педагогов "Система Монтессори - в чем особенность?"
консультация

Трушкокова Кристина Евгеньевна

Система Монтессори - это система развития детей, основанная на естественных потребностях, склонностях и возможностях ребёнка. Автор методики - итальянский врач-педиатр и педагог Мария Монтессори.

Основные принципы системы Монтессори:

  • - Возрастное разнообразие. Учащиеся любых возрастов обучаются вместе, что способствует формированию лидерских качеств у старших и заботливого отношения у младших.
  • - Подготовленная среда. Обучение происходит в специально организованных игровых комнатах, где есть разные зоны для естествознания, практической жизни, сенсорной, языковой и математической деятельности. 
  • - Роль взрослого. Он не наставник, а поддерживающая фигура, которая старается заинтересовать ребёнка. Педагог не навязывает свою точку зрения и не направляет детей к нужным ответам.
  • - Соблюдение правил. В системе Монтессори существуют правила, способствующие поддержанию порядка в группе. 
  • - Развитие чувств и моторики. Внимание уделяется формированию чувств, таких как зрение, слух, обоняние, вкус, и мелкой моторики через деятельность с мелкими предметами. 
  • - Уважение к ошибкам. Ребенку в системе Монтессори позволяется совершать неверные шаги, так как это является частью процесса обучения и развития. 
  • - Самостоятельность. Ставится акцент на развитие самостоятельности ребёнка. Материалы и пособия располагаются так, чтобы дети могли самостоятельно выбирать и убирать их. 

Система Монтессори основана на активном участии малышей в обучении и развитии через игровое обучение и свободу выбора. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_sistema_montessori.docx17.28 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Система Монтессори – в чем особенность?»

Составила: Трушкокова К. Е., воспитатель

Система дошкольного воспитания в буржуазной педагогике разрабатывалась М. Монтессори (1870–1952), итальянским доктором медицины, ассистентом психиатрической клиники Римского Университета, профессором антропологии и гигиены.

В соответствии со своим религиозным мировоззрением и задачами воспитания детей в капиталистическом обществе она ставит вопрос о «разностороннем развитии» детей народа – будущих рабочих и верных слуг католической церкви.

В своей работе по вопросам дошкольного воспитания («Дом ребенка. Метод научной педагогики» 1912 г.) М. Монтессори указывала, что нужно помочь ребенку овладеть всеми полезными для «самостоятельной деятельности» знаниями. Задача по отношению к раннему детству должна состоять в том, чтобы помочь саморазвитию психофизической личности ребенка, а не в том, чтобы дать ему образование.

По своим философским убеждениям М. Монтессори – субъективный идеалист, метафизик, противопоставлявший душу и тело. Последовательница философии витализма, она в качестве двигательной силы развития человека принимала мистическую неизменную «жизненную силу». Будучи сторонницей идеалистического направления в биологии, М. Монтессори выступала против материалистических взглядов на природу человека.

Школа, по ее мнению, должна перейти на действительно научную педагогику, цель которой – «открыть простор свободным и естественным проявлениям личности ребенка». Она поставила ребенка в центр педагогического процесса, создала условия для его свободного развития, самовоспитания и самообразования. Помощь в воспитании ребенка она понимает как создание условий, наиболее благоприятствующих развитию всей личности, только как содействие «естественному проявлению личности ребенка», переходу от одного уровня развития к другому, обусловленному внутренними факторами, не зависящими от педагогического воздействия. Задача учителя в упорядочении впечатлений детей.

Главную цель воспитания она видела в том, чтобы «привести человека в прямое общение с внешним миром». М. Монтессори признавала огромное влияние природного окружения на физическое воспитание детей, укрепление их здоровья, развитие органов чувств, интереса и любознательности. Она была убеждена, что особенно в детском возрасте человек нуждается в природе, чтобы взять от нее силы, необходимые для развития тела и ума.

Наибольшую значимость представляет система сенсорного воспитания, разработанная М. Монтессори в начале XX в. За основу воспитания детей она предлагала взять развитие органов чувств, считала, что природа – незаменимое средство сенсорного воспитания детей. В ней большое разнообразие цветов, оттенков, запахов и форм.

 «Мы давали ребенку нюхать свежие фиалки и цветы жасмина или весною розы, растущие в горшках у нас на окнах. Потом завязывали ребенку глаза и говорили: “Сейчас мы дадим тебе понюхать цветы”. – Ребенок должен был отгадать название цветка. Для усиления запаха мы брали то один цветок, то целый букет. Обоняние может успешно упражняться во время еды, когда ребенок непосредственно вдыхает разные запахи: свежего хлеба, слив и оливкового масла, уксуса, разных приправ, кофе, и эти запахи вместе с запахом цветов в саду, дают полезное упражнение чувству обоняния. Для распознания неприятных запахов можно брать испорченные продукты: прокисшее, пригорелое молоко».

Что касается развития вкуса, то метод прикосновения к языку ребенка горькими, кислыми, сладкими и солеными растворами вполне применим. Распознавание вкуса может быть также очень ценным и настоящим самовоспитательным упражнением для детей от 4 до 5 лет. Как подчеркивала сама М. Монтессори, «эти предметы и составляют дидактическую систему».

В оценке воспитательного значения природы итальянский педагог М. Монтессори приближается к Ф. Фребелю. Она также считала, что развитию ребенка в большей мере способствует общение и деятельность детей в природе. Ребенок должен быть совершенно свободным в своих наблюдениях и деятельности. Взрослый не должен подавлять всякую активность в детях, а направлять деятельность ребенка помощью, участием.

М. Монтессори рекомендовала не утомлять ребенка работой, облегчать ее путем свободы выбора. Главное – максимальное невмешательство учителя, состязательность, возможность познания нового. Поиск нового и как награда – радость, восторг открытия, одобрение воспитателя. Педагог направляет деятельность ребенка, он руководитель, а не воспитатель. В этой работе ребенок получает много интересных и полезных знаний. Наблюдая за развитием растений от семени до плода, дети узнают, что растения – однолетки живут ускоренной жизнью, плодовые растения растут медленно.  И дети «приучаются к терпению и доверчивому ожиданию».

М. Монтессори считала, что сельскохозяйственные работы, разведение животных «заключают в себе драгоценные данные для духовного воспитания». Более всего развивает чувство природы забота о живых организмах, потому что они в своем естественном развитии дают нам гораздо больше, чем получают, в их красоте и разнообразии проявляется что-то бесконечное. Воздействие воспитательной силы природы является практически вполне достижимым. При домах ребенка должны быть грядки с растениями, животные, рыбки в фонтане или голуби, американские курочки, садики, участки земли; где это невозможно, расставлены на террасе цветочные горшки, а по стенам пущены вьющиеся растения. Но даже там, где нет большого участка земли или двора всегда найдется уголок в квадратный метр, годный для возделывания или какой-нибудь закоулок, где голуби могут свить себе гнездо, а этого уже будет достаточно для духовного воспитания. Даже горшок с цветами на окне может, в крайнем случае, служить для этой цели.

Воспитание дошкольника по системе М. Монтессори имеет такие цели, как развитие внешних чувств, а через них и психических функций, воспитание высших интеллектуальных эмоций, этических и эстетических чувств, развитие навыков и потребностей в самостоятельной работе в пределах, соответствующих возможностям ребенка.

Современники считали, что М. Монтессори создала метод, адекватный природе развивающейся личности. Интерес к нему появился и в нашей стране. Он долгое время активно использовался. Но в конце 1920-х гг. подвергся острой критике. Он не понравился авторитарной школе, и она его отвергла.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Раскройте воспитательное значение использования природы в дошкольных учреждениях по системе М. Монтессори.

Ответ: Главную цель воспитания она видела в том, чтобы «привести человека в прямое общение с внешним миром». М. Монтессори признавала огромное влияние природного окружения на физическое воспитание детей, укрепление их здоровья, развитие органов чувств, интереса и любознательности. Она была убеждена, что особенно в детском возрасте человек нуждается в природе, чтобы взять от нее силы, необходимые для развития тела и ума.

Воздействие воспитательной силы природы является практически вполне достижимым. При домах ребенка должны быть грядки с растениями, животные, рыбки в фонтане или голуби, американские курочки, садики, участки земли; где это невозможно, расставлены на террасе цветочные горшки, а по стенам пущены вьющиеся растения. Но даже там, где нет большого участка земли или двора всегда найдется уголок в квадратный метр, годный для возделывания или какой-нибудь закоулок, где голуби могут свить себе гнездо, а этого уже будет достаточно для духовного воспитания. Даже горшок с цветами на окне может, в крайнем случае, служить для этой цели.

2. Каково значение системы М. Монтессори в современных условиях?

3. Какие ступени можно выделить на пути сознательного наблюдения природы, предложенном М. Монтессори?

4. В чем заключается сходство взглядов М. Монтессори и Ф. Фребеля на использование природы в воспитании детей?  

Ответ: В оценке воспитательного значения природы итальянский педагог М. Монтессори приближается к Ф. Фребелю. Она также считала, что развитию ребенка в большей мере способствует общение и деятельность детей в природе. Ребенок должен быть совершенно свободным в своих наблюдениях и деятельности. Взрослый не должен подавлять всякую активность в детях, а направлять деятельность ребенка помощью, участием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Технология М. Монтессори»

Консультация для родителей...

Консультация для родителей "Монтессори игры дома"

Представляю вашему вниманию консультацию дл родителей на тему "Монтессори игры дома"...

Консультация "Заповеди Марии Монтессори"

Данная консультация предназначена для родителей - краткие заповеди-консультации просты и понятны - это многотомная мудрость в нескольких словах. Эти заповеди помогут родителям во взаимоотношениях со с...

Консультация "Развивающие игры Монтессори"

       Мария Монтессори — это итальянский педагог, ученый, психолог, врач. Она работала с детьми, имеющими интеллектуальные отклонения, плохо говорящими детьми. М. Мон...