Развитие ребенка по методу Монтессори, материалы Монтессори, организация метода дома
статья на тему

Марьина - Старкова Седа Георгиевна

                                                                                                                                                            

  • Мария Монтессори была великим педагогом, всю свою жизнь, без остатка, посвятившая детям.

 

  • Мария Монтессори родилась в Италии, в середине 19 века, и была первой в истории этой страны женщиной - доктором медицины.

 

  • Работая в детском саду с ослабленными и больными детьми, наблюдая за ними, Мария Монтессори пыталась облегчить им жизнь, помочь им догнать сверстников. Она пыталась создать им игрушки, которые бы не только развлекали их, но и развивали их воображение, их пальчики.

Монтессори создала педагогическую систему, которая максимально приближена к той идеальной ситуации, когда ребенок обучается сам.

  • Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно. В этой среде ребенок совершенствует своё физическое состояние, формирует моторные и сенсорные навыки, соответствующие возрасту, приобретает жизненный опыт, учиться упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, приобретает знания на собственном опыте. Учитель же наблюдает за ребенком и помогает ему, когда это требуется.

Основа педагогики Монтессори, ее девиз - "помоги мне это сделать самому".

Таким образом, Монтессори удалось создать образовательную систему, которая основана на самопостроении личности ребенка самим ребенком, исходя из его собственного внутреннего потенциала. Также, наблюдая за детьми, Мария Монтессори выделила возможные особенности психического развития: впитывающее мышление и возрастную сензитивность (чувствительность).

Метод, который предложила педагог из Италии Мария Монтессори заключается в самостоятельном развитии каждого ребенка.  Малыш самостоятельно выбирает материал для занятия, и занимается с ним столько времени, сколько посчитает нужным. Получается, что он саморазвивается, именно в том направлении и ритме, в котором ему комфортно.

Как происходит развитие ребенка по методу Монтессори

Начинать можно с развивития новорожденного ребенка. Для этого ему необходимо предоставить специальную подготовленную среду. Приведем самый простой пример. Если вы хотите научить малыша хорошо рисовать, то разложите вокруг него кисточки, краски, карандаши, фломастеры, маркеры, листы для рисования, разукрашки и т.д. Поместите в эту среду ребенка и просто наблюдайте за ним. Сначала он посмотрит на все это, потом начнет брать предметы в руки, исследовать их, пробовать нарисовать и таким образом, саморазвиваясь он станет хорошим художником. Не самый удачный пример, но он косвенно показывает суть развития ребенка  по методу Монтессори. А суть заключается в том, что при наличии подготовленной среды, материалов, помогающего педагога или родителя, малыш самостоятельно активно развивается (развивающие игры для детей 1 год, игры для развития в два года).

Безусловно, эта система направлена не только на развитие навыков хорошего рисования. Умения, навыки, а также личностные особенности малыша, формируются в разные периоды жизни по-разному. Например, от рождения до шести лет малыш активно впитывает в себя эмоции окружающих людей, активно развиваются речь дошколника, моторика, движения, развивается память и т.д. Именно в эти периоды для полноценного роста малыша ему необходимо предоставить соответствующую среду. Например, не надо «сюсюкаться» с ним в этот период (да и вообще в любой другой), говорите с ним четким и ясным языком. Еще пример,  среда в педагогике Марии предоставляет малышу простор в движении (полки с материалами расположены далеко друг от друга, поэтому ребенок, может удовлетворить потребность в движении, перенося их), что остро необходимо в ранний период.

Материалы Монтессори для развития ребенка

Монтессори материалы

Помимо среды большое значение в развитии ребенка имеет материал, с которым он занимается. Что же они собой представляют и каким образом развивают детей? Для начала стоит сказать, что разновидностей Монтессори материалов великое множество. Некоторые придумала сама Мария, некоторые придумали ее последователи. На первый взгляд они кажутся очень простыми (фарфоровые вазочки с водой, мешочки с различными крупами, пирамидка из цветных кубиков и т.д.). Но на самом деле каждый из них отражает особенности развития определенного возраста и сделан так, чтобы максимально эффективно содействовать психическому и физическому росту. Большинство из материалов Монтессори сложно сделать самостоятельно (весовые таблички, геометрический комод), так как каждый предмет имеет четкие размеры, и его  сможет только плотник виртуоз.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методики раннего развития: обзор методов Монтессори, Домана, Лупан.

Раннее развитие детей сегодня достаточно модное увлечение родителей, малышей пытаются научить «читать раньше, чем ходить», осваивать несколько иностранных языков, не зная еще толком и родного, плавать...

Сенсорное развитие дошкольников по методу М. Монтессори

Статья для педагогов и воспитателей ДОО, раскрывающая некоторые особенности работы по сенсорному развитию дошкольников....

Отчет по самообразованию "Развитие речи детей методами Монтессори-педагогики"

В отчете представлена работа педагога по самообразованию по теме "Развтие речи детей методами Монтессори-педагогики": описаны актуальность, цель, методическая литература, направления работы...

«Сенсорное развитие дошкольников по методу М.Монтессори»

Консультация для педагогов    Значение сенсорного развития дошкольников. Использование материалов Марии Монтессори....

Конспект по НОД по математическому развитию детей по методу Монтессори

-учить составлять порядковый строй чисел, различать и называть цифры, соотносить их с числовым отрезком штанги.-Развивать пространственное  воображение, конструктивное мышление, комбинаторные спо...

Семинар-практикум «Творческое развитие ребенка путем обогащения системы педагогических действий современными методами и приемами»

      Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению инновационных педагогических приемов художественно-эстетичес...