Консультация «Технология М. Монтессори»
консультация (младшая группа)

Фролова Елена Андреевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6.konsultatsiya_dlya_roditeley.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Технология М. Монтессори»

Известный итальянский педагог М.Монтессори посвятила всю свою жизнь созданию специальной методики воспитания детей. В настоящее время по системе Монтессори работают во всем мире.

Методика М. Монтессори вошла в виде эксперимента и в наш детский сад. Смысл метода, разработанного Монтессори, заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Задача воспитателя –помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу. Девизом школы Монтессори являются слова: «помоги мне сделать это самому»

Монтессори – класс охватывает ряд зон:

Зона практической жизни – имеет особое значение для маленьких детей. Здесь расположены материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами. Используя рамки с застежками (пуговицы, кнопки, молнии, пряжки, булавки, шкурки, банты и крючки), ребенок учится самостоятельно одеваться; пересыпать и переливать (рис, воду); мыть стол и даже полировать серебро;

Зона сенсорного развития – дает ребенку возможность использовать свои чувства при изучении окружающего мира. Здесь ребенок может научиться различать высоту, длину, вес, цвет, шум, запах, форму различных предметов, познакомиться со свойствами тканей;

Зоны – языковую, математическую, географическую, естественнонаучную обеспечивают материалами, основной целью которых является умственное развитие ребенка.

Что дети делают?

  • учатся общаться с другими детьми и со взрослыми, используя социальные нормы поведения: здороваться, прощаться, благодарить, договариваться в спорных ситуациях и т. д.
  • готовят простые блюда из овощей и фруктов, сервируют стол, моют посуду.
  • стирают и гладят настоящим утюгом белье, моют пол.
  • ухаживают за живыми растениями, сажают семена, составляют букеты из живых цветов.
  • осваивают гигиенические навыки (для этого оборудован специальный детский туалет)

Благодаря всему этому, а также тонкому психологическому подходу, учету индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка, опоре на естественные особенности человеческого восприятия «монтессорианские дети» раньше (к 5 годам)и лучше своих сверстников овладевают письмом и счетом, у них формируется склонность к учению, развивается воля.

Под руководством педагога дети учатся ориентироваться в окружающей их среде. Они упражняются в подготовке своего рабочего места. учатся носить и тихо ставить стул, развертывать коврик, переставлять стол, переносить различные предметы, материалы с полки на рабочее место и ставить их после работы назад.

Дети учатся спокойно ходить по группе, не задевая столы, стулья и коврики, на которых работают другие дети, уважают чужой труд. Они тренируются в вежливом, доброжелательном отношении друг другу и ко взрослым, например: в приветствии или в том, как надо предложить кому– то помощь, принять ее, как попросить какой- нибудь предмет, в каких случаях извиниться.

Дети учатся открывать и закрывать дверь, вешать на крючок свою одежду и полотенце, вытирать обувь на пороге дома или отряхивать снег. Они включаются общий ритм жизни группы, в свободную работу с материалом в мастерской и в занятия на спортивном комплексе.

Важное место в жизни детей играет упражнение в тишине и хождение по линии. «Чем раньше мы начинаем воспитывать в детях стремление самим добиваться самостоятельных и свободных людей» говорила М. Монтессори. Педагог способствует этому, соответствующим образом подготавливая среду.

Предоставим ребенку возможность упражняться в заботе о самом себе, в самообслуживании. Он учится обращаться с ложкой, вилкой, ножом, пипеткой, щипцами, ножницами, щеткой, салфеткой, полотенцем. губкой. Он переливает воду, пересыпает зерно, застегивает и расстегивает одежду. Причесывается, чисти зубы, ухаживает за одеждой, обувью, стирает, гладит.

Дети учатся заботиться об окружающей их среде. Они протирают пыль, подметают пол, чистят ковер. моют посуду, окно, полируют мебель и металлические предметы, чистят зеркало, аранжируют цветы и ухаживают за ними, работают в саду, кормят животных.

Разумеется. Все эти умения приходят к ребенку не с помощью наставлений и объяснений. а в результате постоянных упражнений, самостоятельной деятельности в специально организованной дидактической среде. Для каждого упражнения есть свой рабочий материал, который предъявляется ребенку индивидуально, строго определенным образом и в соответствующей последовательности.

Материал содержит возможность самостоятельного контроля над ошибками и исправлениями их.

Все материалы для упражнений в практической жизни способствуют развитию мелкой моторики рук.

В Монтессори – группе ребенок получает воспитание свободой. Здесь он имеет право на все, что касается его самостоятельной деятельности в человеческом обществе, кроме действующих или угнетающих свободу других.


Рекомендации родителям по использованию упражнений «практической жизни» в домашних условиях:

«Соберем все бусинки»

На поднос насыпать песок, туда положить камешки. Предложить ребенку собирать камешки – по одному, щепоткой правой руки. Затем показать, как пользоваться ситом: его держат в левой руке, а правой насыпать совком песок в сито. Оставшиеся в сите камешки надо аккуратно пересыпать в ведерко.

«Волшебное сито»

«Как выбрать рисовые зернышки из манки? Это трудно сделать даже такими ловкими пальцами, как у тебя!» Но нам может помочь сито! Просеянный рис надо пересыпать в приготовленную тарелку.

«Выловим из воды»

Несколько мелких плавающих предметов: кусочки пробки, веточки и т. п. Маленьким ситом с ручкой все эти предметы сложить в тарелку, стоящую на подносе справа от миски. Сито держать в правой руке.

«Готовим лекарство»

Дети любят размешивать ложкой в чашке. Но это не всегда получается: движения еще резкие, ложка бьется о чашку, вода выплескивается. Помогите малышу, двигая его рукой. Учтите, что намного интереснее размешивать в воде вещества, окрашивающие воду. Проследите, чтобы ребенок правильно держал ложку. Игры «Приготовление лекарств», «приготовление еды» и др. можно совмещать упражнение с пересыпанием ложкой сыпучих веществ из одного сосуда в другой.

«Не просыпь и не пролей»

Показать малышу, как из одного кувшина пересыпать крупу. Держать правой рукой, придерживая его левой рукой, аккуратно, не торопясь пересыпать в пустой сосуд (кувшин, стакан, стоящий слева. Все рассыпанные зерна можно подобрать рукой («щепоткой») или смести щеткой в совок. Если ребенок убрал аккуратно, не забудьте его похвалить. Когда ребенок освоит пересыпание, можно перейти к переливанию. Акцент на начале и окончании переливания – это труднее всего. Показать, как собрать разлитую воду губкой («была лужа – и нет ее»).

«Лепим колобки, колбаски, блинчики»

Предложите ребенку приготовить обед для кукол – покажите, как делают «колобки» (скатать шарики, «колбаски», «блинчики». Помогая ребенку, не сковывайте его фантазию – победите соблазн лепить вместо него.


«Открой и закрой»

Придумайте игру: ребенок может быть врачом, у которого много баночек с лекарствами или хозяйкой, у которой в баночках хранятся разные крупы. Поставьте перед ребенком несколько разных баночек с закрытыми крышками (банки должны отличаться размером и формой). Предложите ребенку открыть все эти баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Если крышки закручиваются, проследите, чтобы малыш крутил крышку, а не банку.

«Была лужа – и ее нет»

Ребенок учится убирать за собой, если случайно прольет что-либо. Сначала научите ребенка переносить губкой воду из одной тарелки в другую. Поставьте на поднос две тарелки: слева с небольшим количеством воды, справа – пустую. Показать, как можно собирать губкой воду из одной тарелки и отжимая над другой. Обратить

внимание ребенка на то, что вода не должна капать с губки на поднос. Затем пролейте немного воды на поднос и покажите, как надо вытереть лужу, собрав ее губкой.

«Смети, но не просыпь!»

Покажите ребенку, как надо держать щетку, как сметать ею со стола, как подставлять совок, чтобы мусор не падал на пол. Ребенок может использовать этот навык каждый день, помогая убирать со стола.

«Ну-ка, вылови!»

На поднос поставить две тарелки: слева – глубокую, а справа – мелкую. В глубокую тарелку налить воды и бросить туда несколько мелких плавающих предметов. Предложите малышу выловить их по одному ложкой и переложить в мелкую тарелку. Важно закончить упражнение: все предметы перенести в мелкую тарелку, а пролитую воду собрать губкой

«Пересыпаем ложкой»

На подносе поставить две чашки: слева – с крупой, справа – пустая. Показать ребенку, двигая его рукой, как надо набирать полную ложку крупы, пересыпать в другую чашку, опрокидывая ложку. Показать, как надо наклонять чашку левой рукой, когда крупы остается мало. Полезно сочетать это упражнение с размешиванием. Например, ребенок может сам насыпать сахар в чай и размешивать его.


Список литературы

1. Детский сад по системе Монтессори. Образовательная среда для детей раннего и дошкольного возраста : методическое пособие / Под ред. Е. А. Хилтунен. – М.: Издательство «Национальное образование», 2014. – 104 с. : ил.

2. Педагогика Монтессори. Российский Монтессори-Центр. Издательство «Мастер» 1992 год. Подписано в печать 29.06.92. Тираж 45000 экз. Заказ 1153


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НОД с использованием технологии М.Монтессори (младшая группа)

КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности с использованием технологии М. Монтессори (Образовательная область «Познание»,  «Коммуникация», «Физическая культура») «В ГОСТЯХ У СОВУШК...

Карточки для чтения по технологии М.Монтессори

Серия предназначена для детей младшего дошкольного возраста, примерно от 3 до 5 лет. Это первая серия карточек, которая познакомит маленького ребёнка со словами и их знаковим изображением.С этим матер...

Методические рекомендации по созданию развивающей среды в группе по технологии М.Монтессори

Организация предметно-пространственной развивающей образовательной среды...

Внедрение современных технологий в организации совместной деятельности педагога с дошкольниками (на примере технологии М.Монтессори)

Внедрение современных технологий в организации  совместной деятельности  педагога с дошкольниками  (на примере технологии М.Монтессори)...

Занятие с использованием технологии Марии Монтессори "В гости к Зайчику"

Цели и задачи занятия:- Формировать устойчивые представления о форме, цвете, величине, количестве.- Развивать координацию мелких движений кистей рук, внимание, мышление, речь.- Поддерживать стремление...

ФЭМП с использованием инновационной технологии М.Монтессори

Ни для кого не секрет, что познание ребёнком окружающего мира начинается с восприятия, дающего различные ощущения и впечатления. Чем лучше развито восприятие, тем богаче, разнообразнее и глубже впечат...