Консультация "Развивающие игры Монтессори"
консультация
Мария Монтессори — это итальянский педагог, ученый, психолог, врач. Она работала с детьми, имеющими интеллектуальные отклонения, плохо говорящими детьми. М. Монтессори разработала и апробировала комплекс развивающих упражнений и игр, благодаря чему ее воспитанники удивляли результатами в своем развитии. Итак, развивающие игры Монтессори.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Развивающие игры Монтессори
Мария Монтессори — это итальянский педагог, ученый, психолог, врач. Она работала с детьми, имеющими интеллектуальные отклонения, плохо говорящими детьми. М. Монтессори разработала и апробировала комплекс развивающих упражнений и игр, благодаря чему ее воспитанники удивляли результатами в своем развитии. Итак, развивающие игры Монтессори.
На сегодняшний день это самая популярная и выбираемая родителями методика развития для детей. Развивающие игры Монтессори предусматривают развитие у ребенка следующих навыков: работать самостоятельно, концентрировать внимание, координировать движения, работать согласно порядку действий, уметь сортировать (выделять основные признаки, приоритеты и т. п.). Все эти игры, направленные на развитие навыков, позволяют сформировать и успешно развивать у малыша чувство самоуважения. Работая с детьми, Мария Монтессори определила для себя направления, в которых нужно помогать развиваться ребенку.
Развивающие игры Монтессори
Основные направления развития ребенка в системе Монтессори
«ПРАКТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ» — чтобы ребенок свободно владел многими жизненными умениями, приобретал жизненные навыки;
«СЕНСОРИКА» — развитие чувственного восприятия окружающего мира у ребенка;
«МАТЕМАТИКА» — зарядка для ума;
«ЯЗЫК» — развитие речи, умения общаться с другими ;
«КОСМОС» — развитие способностей и талантов ребенка, способных переродиться в будущую профессию. В направление «космос» М.Монтессори относила изучение детьми экологии, подготовка к изучению биологии, географии и др.
Приведу примеры некоторых игровых упражнений по сенсомоторике из богатейшего арсенала Марии Монтессори.
Игровое упражнение: «Золушка»
Цель: развитие мелкой моторики ребенка, развития глазомера, развитие навыка работать самостоятельно, концентрировать внимание, координировать движения, работать согласно порядку действий, уметь сортировать (выделять основные признаки, и т. п.), развитие речи.
Материалы: поднос, 3 миски, 3 вида крупы (дополнительно можно предложить щипцы, китайские палочки)
Ход:
На большом подносе расположить три пустые миски.
На середину подноса высыпать по горсти семян: фасоль, горох, бобы.
Предложить ребенку поиграть в «Золушку» и разобрать семена пальчиками по разным мискам.
Показать пример, как нужно раскладывать. Назвать ребенку названия семян и спросить чем они отличаются? Чем схожи (цвет, форма, ощущения)?
Если ребенок справляется, то отойти и дать ему закончить игру самостоятельно. Обязательно похвалить в конце игры
Сварите разобранные семена и дайте попробовать ребенку их на вкус, Узнайте, чем они отличаются по вкусу.
Занятие считается законченным, когда все инструменты убраны на свое место. На рабочем месте не осталось мусора. Стол протерт тряпочкой. Все это должен сделать ребенок самостоятельно.
Усложнение:
Разбирать семена на ощупь с завязанными глазами
Взять для игры более мелкие крупы: гречку, рис, манку
Взять для игры большее количество круп (4-5 видов)
Разбирать семена пинцетом (китайскими палочками)
Игра может проводиться как в индивидуальной форме, так и в групповой.
Игровое упражнение: «Шнуровка»
Цель: развитие мелкой моторики ребенка, развития глазомера, развитие навыка работать самостоятельно, концентрировать внимание, координировать движения, работать согласно порядку действий, подготовка к шитью реальной иглой.
Материалы: цветные шнурки, картонные фигурки с отверстиями от дырокола
Ход:
Дайте в руки ребенку шнурок и картонную заготовку. Предложите ребенку зашнуровать второй картонный «ботинок».
Покажите и объясните на первом «ботинке» как держать шнурок, как продевать в отверстия, в какой очередности должны продеваться два конца у шнурка.
Дайте ребенку самостоятельно выполнить шнуровку на втором картонном образце. Похвалите при правильном выполнении.
Если ребенок ошибся и сделал что-то не так, предложите расшнуровать его «ботинок», внимательно посмотреть на ваш образец, подумать и попробовать еще раз выполнить задание.
После удачного выполнения, научите ребенка завязывать бантик из шнурков. Образец выполнения бантика продемонстрируйте на своем «ботинке». Ребенок далее пробует выполнить на своем.
Если не получается, развяжите свой бантик и покажите еще раз. Так до тех пор, пока у ребенка не получится выполнить самостоятельно.
Для закрепления навыка, предложите ребенку зашнуровать настоящие ботинки и завязать бантик. Обязательно поддержите ребенка похвалой. О таком «подвиге» неплохо похвалить ребенка перед другими значимыми взрослыми (отцом, бабушкой или дедушкой). Это придаст уверенности ребенку в дальнейших заданиях.
Занятие считается законченным, когда все инструменты убраны на свое место. На рабочем месте не осталось мусора. Стол протерт тряпочкой. Все это должен сделать ребенок самостоятельно.
Усложнение:
Предложить более сложные шнуровки «ботинок».
Предложить без демонстрации взрослого посмотреть ребенку на новый образец шнуровки и попробовать самостоятельно его сделать на своем образце «ботинка».
Подготовить другие шаблоны (матрешка, жираф, слон, домик) и предложить выполнить узоры шнурками в технике «шитье» или «вышивка»
Игровое упражнение «Косы»
Цель: тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук.
Необходимые материалы: Приготовить две картонные заготовки с закрепленными нитяными отрезками для плетения. Существуют также и в продаже.
Ход:
Дайте в руки ребенку картонную заготовку с распущенными «волосами».
Покажите и объясните на первом образце как плести простую косу.
Дайте ребенку самостоятельно выполнить плетение на втором картонном образце. Похвалите при правильном выполнении.
Если ребенок ошибся и сделал что-то не так, предложите распустить косу, внимательно посмотреть на ваш образец, подумать и попробовать еще раз выполнить задание.
Если коса получилась, предложите завязать косу бантиком. Продемонстрируйте на своем образце и попросите ребенка выполнить то же самое.
Похвалите ребенка за старательность и аккуратность.
Упражнение считается законченным, когда все инструменты убраны на свое место. На рабочем месте не осталось мусора. Стол протерт тряпочкой. Все это должен сделать ребенок самостоятельно.
Усложнение:
Предложить заплести на образце много мелких косичек.
Предложить более сложное плетение косы (в 4 пряди)
Игровое упражнение: «Веселый садовод»
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, сенсорики, развитие зрительной памяти, координации внимания
Материалы: десять яблок (груш, апельсин) одного сорта
Ход:
Разложите на столе перед ребенком подготовленные 10 фруктов одного сорта. Покажите ребенку, что все они одинаковые, но каждое имеет свою особенность.
Возьмите в руку одно яблоко и продемонстрируйте в чем его отличие от других (например, отсутствие палочки или пятнышко или окрас отличается) Предложите ребенку выбрать один фрукт и внимательно рассмотрев, найти отличия от других. Пусть назовет вслух все отличия.
Верните все яблоки на стол, предложите ребенку отвернуться, и перемешайте.
Предложите найти ребенку свое яблоко среди других.
Занятие считается законченным, когда на рабочем месте не осталось мусора. Стол протерт тряпочкой. Все это должен сделать ребенок самостоятельно.
Более весело и познавательно игра проходит со всей Исемьей.
Усложнение:
Предложить ребенку большее количество фруктов.
Предложить ребенку менее различимые образцы: грецкие орехи, абрикосы, сливы
Игровое упражнение: «Букет для мамы»
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, сенсорики, развитие зрительной памяти, координации внимания
Материалы: полевые и садовые цветы, вода, ваза (банка)
Ход:
Разложите на столе перед ребенком подготовленные цветы.
Налейте воду в банку, показав уровень ребенку. Если пролили воду, сотрите тряпочкой.
Покажите ребенку, как готовить цветы в букет: обрезание нижних листьев и кусочка стебля, выравнивание длины стебля цветов.
Продемонстрируйте, как распределить цветы в вазе (банке), добавляя по одному.
Подарите свой букет ребенку, сказав добрые пожелания в его адрес. Предложите ребенку повторить все действия.
Если ребенок ошибается в действиях (например, слишком коротко обрезает стебель) не мешайте ему, пусть сам это заметит.
После работы предложите вместе навести порядок на столе и расставить букеты дома.
Игровое упражнение: «Чудесный мешочек»
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, сенсорики, развитие тактильной памяти, координации внимания
Материалы: непрозрачный мешочек, небольшие предметы, помещающиеся в руке, игрушки из Киндер-сюрприза, флакончики, школьные принадлежности и т.п.
Ход:
В непрозрачный мешочек из ткани или льна сложите небольшие предметы: пластмассовые или деревянные геометрические фигуры, объемные флакончики, тканевые игрушки небольших размеров, игрушки из Киндер-сюрприза, разные камни.
Предложите ребенку просунуть руку в мешок и найти что-то руками.
Далее нужно не вытаскивая предмет ощупать его рукой, описать из чего он сделан, состоит и предположить – что это может быть такое.
Вынуть предмет и убедиться в правильности или ошибочности своего ответа.
В эту развивающую игру интересно играть всей семьей, образуя очередность. Педагоги могут подать пример ребенку, как правильно описывать предмет, на что обратить внимание при отгадывании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
игры Монтессори
Игра необходимая деятельность для развития ребенка, предлагаю несколько простых и увлекательных игр...
"Игры Монтессори"
Уважаемые родители!Применительно к Монтессори методикеВы можете предложить своим детям (от 2 лет) выполнить следующие упражнения в виде игры:“Разложим по порядку”Высыпьте в мисочку бу...
«День за днем играем речь, развиваем», через игры М. Монтессори
Г.К.Зиганшина, воспитатель; Н.В. Сысуева, воспитатель, МБДОУ «Детский сад №22 комбинированного вида» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан....
Картотека. Волшебные игры - игры для детей от 2 лет, основаны на методике Монтессори
Картотека игр с элементами пособий М.Монтессори - развитие мелкой моторики, развитие мускулатуры рук, развитие движение рук, обогащение тактильных ощущений....
Игры Монтессори дома
Для того, чтобы вы не скучали с вашими ребятишками, пока находитесь дома, мы предлагаем вам несколько занимательных игр, которые помогут вашим малышам в развитии мелкой моторики, самостоятельности, ко...
Игры Монтессори
Игры по методике Монтессори для детей старше 1 года. Это игры, которые не требуют ощутимых финансовых затрат, сил и времени. Ими легко увлечь малыша, они полезны и эффективны, помогают превратить обуч...