Конспект занятия
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14»
Конспект занятия в подготовительной группе комбинированной направленности по образовательной области речевое развитие
«Сочинение сказок с использованием карт В.Я. Проппа»
Составитель:
Воспитатель I Кк
Модебадзе Елена Тамазиевна
г. Зима, 2023год
Форма работы: подгрупповая, задействовано 8 детей из них 2 человека имеют речевую норму, у 6 детей общее недоразвитие речи, 5 детей имеют III уровень речевого развития и у 1 ребенка II-III уровень.
Возраст детей: 6 лет.
Время реализации: 30 минут.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие.
Лексическая тема: Зима.
Тематическая неделя: В гостях у сказки.
Вид детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательная.
Соблюдение требований СанПин: Занятие проводится в чистом, проветренном, хорошо освещенном помещении. В середине занятия проводится физминутка. Продолжительность занятия: не более 30 минут. Чередуются разные виды детской деятельности.
Цель: создание условий для вовлечения воспитанников в позитивную и социально-значимую деятельность с применением методики карт Проппа.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
- способствовать возникновению интереса к языковым средствам выразительности;
- учить детей работать в команде;
- активизировать и обогащать словарный запас;
- формировать навыки самостоятельного творческого рассказывания.
Коррекционно - развивающие:
- формировать навыки нравственного поведения посредством волонтерства, расширить представления о волонтерском движении у детей старшего дошкольного возраста;
- развивать связную речь детей, творческое воображение, внимание, способствовать повышению поисковой активности;
- развивать умение детей использовать в речи сложные предложения, законченные высказывания;
- учить развивать сюжет, начатый предыдущим рассказчиком, проявлять индивидуальные способности к речевой деятельности.
Коррекционно - воспитательные:
- воспитывать умение выслушивать ответы других детей;
- воспитывать интерес к волшебным сказкам, народному творчеству;
- воспитание у детей таких нравственных качеств, как: доброта, отзывчивость, готовность оказать помощь.
Методы и приемы работы:
Наглядные: показ картин, действий.
Словесные: указание, вопросы, индивидуальные ответы детей, словесные упражнения.
Практический: игровые упражнения.
Предварительная работа:
-работа с картами Проппа;
-чтение сказок;
-подбор музыкального оформления занятия.
Оборудование: мультимедийное оборудование, колонки, сундучок с предметами из сказок, карты Проппа в количестве восьми штук, подушки, сумочка, мольберт, книги.
Ход занятия
1часть. Вводная
Педагог: Здравствуйте ребята! Какое прекрасное утро! Давайте поприветствуем друг друга. Посмотрите, кто стоит справа, а кто слева от вас.
Повторяйте, пожалуйста, за мной:
Доброе утро лесам и полям! (руки вверх)
Доброе утро скажу всем друзьям! (руки в стороны)
Доброе утро, родной детский сад!
Видеть друзей своих очень я рад! (хлопают в ладоши)
Сегодня всем с утра, желаем мы добра!
Педагог: звучит мелодия, имитирующая звук электронного сообщения, дети обращают внимание, педагог спрашивает, что это, ребята? Как вы думаете, на что похож этот звук? (ответы детей) прочтем?
Включается электронное сообщение.
«Девочки из первого класса МБОУ СОШ № 5 обращаются к ребятам подготовительной группы, с просьбой. Учитель нам задала домашнее задание - придумать сказку, но у нас возникла проблема, трудность с чего начать работу. Очень надеемся на вашу помощь и с нетерпением будем ждать от вас ответа. Пока (машут).
Педагог: - Ребята, что попросили у нас первоклассницы? Как вы думаете, мы может помочь девочкам? (ответы детей). Как можно помочь? (сочинить сказку, нарисовать, сочинить по картам Проппа).
- Как вы думаете, кому еще может понадобиться помощь наша с вами? (животным, растениям и т.д., тем самым подвести детей к понятию волонтер - тот человек, который приходит на помощь).
Педагог: Ребята, а как называют людей, которые бескорыстно, от чистого сердца помогают людям, животным? (ответы детей)
Да, верно, оказывается, что среди волонтеров много детей, помните мы с вами тоже пробывали быть волонтерами. Что мы делали (ответы детей).
А как можно по внешним признакам определить, что ты волонтер? (они надевают кепки, галстуки, жилеты, педагогу можно спросить, а зимой что надевают волонтеры, тем самым работа уже начнется по лексич. теме).
Педагог: Как вы думаете, мы можем сказать, что мы с вами волонтеры, какую мы помощь мы будем оказывать девочкам из школы? (ответы детей). Предлагаю приступить к работе, мы с вами будем выполнять задания, затем заснимем видео нашего занятия и отправим ученицам.
Педагог: Давайте наденем галстуки, которые мы с вами надеваем тогда, когда оказываем волонтерскую помощь. Давайте поможем друг другу, и я с вами тоже одену галстук.
- Сегодня, вам как волонтерам, я предлагаю выполнять определённые задания. И за правильное выполнение задания вы будете получать карты Проппа которые, помогут вам сочинить будущую сказку.
Педагог: - Ребята, здорово, но прежде, чем сочинить сказку нам нужно в ней побывать? Хотите? (ответы детей)
2 часть. Основная
Отображена лексическая тема занятия.
Педагог: В небе снежинка кружится тихо,
Ветер по полю проносится лихо.
Лес притаился, сгущаются краски,
Шепчутся в нем небылицы и сказки.
Педагог: (не забывать в речи о помощи детям, что мы же волонтеры, а не просто путешествуете в сказку).
Вот первое наше задание, пройдемте к столу.
Педагог: Для начала давайте вспомним, как начинаются многие русские сказки? я начну, а вы продолжайте.
"Жили -….(были)";
"В некотором царстве,…….(в некотором государстве)";
" Поди, туда,………..(не знаю куда) "
"За тридевять земель,…….. (в тридевятом царстве)";
"Однажды…..(в далекие времена)";
Педагог: - У сказки есть зачин. Ребята, кто знает, что такое зачин? (давайте повторим вместе слово «ЗАЧИН»), повествование и концовка.
Что происходит в начале? (ответы детей). В начале нас знакомят с героями сказки и тем, где они живут).
В середине сказки происходят основные события: герой пытается достичь цели, не смотря на все трудности.
В конце сказки герои получает желаемое и награду за свою смелость, ум и доброту. Верно. Чем же заканчиваются сказки. Я начну, а вы продолжит.
"Жили они долго ……………. (и счастливо)";
"И стали они жить-поживать, ………..(да добра наживать)";
"Вот вам сказка …………..(а мне баранок связка) ";
"Вот и сказочки конец, ………. (а кто слушал молодец) ".
Педагог: Молодцы! Первое задание выполнено (ДЕТИ ПОЛУЧАЮТ набор карточек Проппа, кладут в сумку).
Педагог: Ребята проходите на ковер, садитесь на подушки. Посмотрите, что это? (ответы детей).
Что за чудо - сундучок?
Не закрыт он на замок!
Мы посмотрим, что же тут?
Может, сказки в нем живут!
( В волшебном сундучке находятся предметы из разных сказок)
Педагог: Сейчас вы поочереди будете вынимать по одному предмету, а мы должны отгадать из какой он сказки (после ответа детей, педагог демонстрирует книгу). Ребята посмотрите вот она эта сказка ( показываю книги).
Корона – «Царевна-лягушка», «Снежная королева»
Золотой ключик – «Золотой ключик или приключение Буратино».
Монетка – «Муха-цокотуха, Серебряное копытце».
Яйцо – «Курочка Ряба», «Кощей Бессмертный».
Ложка деревянная – «Три медведя».
Колечко – «Волшебное кольцо», «По щучьему веленью»
Скалка – «Лисичка со скалочкой».
Педагог: Молодцы, ребята, вы справились и со вторым заданием вы получаете ещё один набор карточек.
Педагог: А сейчас я приглашаю вас отдохнуть со сказкой. Ребята прошу посмотреть на экран, и повторять за героями движения под музыку.
Физминутка проводится под музыкальное сопровождение. (вкл. Зимняя мульт – зарядка. Анималики)
Педагог: Волонтеры, отдохнули? Снова в путь!
Педагог: Ребята мы почти завершили свое путешествие, впереди у нас осталось главное. Кто ждет от нас помощи? Чем мы с вами им поможем? Давайте посмотрим на наши карты. Мы с вами выполнили задания, и собрали карты к нашей будущей сказке, которую мы придумаем.
Педагог: Давайте вспомним, что обозначают эти карты и для чего они нужны?
Педагог:- Карты Проппа помогают пересказать, сочинить по порядку сказку без пропусков и повторений.
Сегодня мы используем следующие карты (каждая карта крепится на мольберт):
Разместим карты на мольберт слева на право?
Что обозначат первая карта? О чем она нам говорит, рассказывает?
1. Жили-были (Главный герой – лиса, медведь, девочка, принцесса; Какие бывают герои? (добрые и злые). А с помощью чего герой может одолеть злодея? (волшебные предметы).
2. Герой покидает дом (принцесса уходит, зайчик идет в лес…)
3. Отрицательный герой начинает действовать (волк пытается съесть бабушку, обмануть).
4. Появление друга - помощника (Вот карта, на которой есть волшебный помощник, серый волк, кот в сапогах, щука, золотая рыбка…);
5. Получение волшебного средства (Скатерть-самобранка, волшебное кольцо, клубочек, волшебная палочка. Посмотрите, на карте нарисовано зелье, значит, карта обозначает волшебный предмет).
6. Отрицательный герой оказывается поверженным (герои с помощью волшебного средства побеждают злого героя сказки, он становится добрее может быть).
7 Герой возвращается домой. Вот наш герой идет домой с победой).
8.Счастливый конец (Чем заканчиваются сказки? Весельем, пир на весь мир, свадьба, пол царства в придачу, жили они долго и счастливо).
Педагог: Сейчас я вам предлагаю придумать свою совместную сказку, а в помощь вам карты, которые вы собрали, выполняя задания, Предлагаю пройти и сесть за столы,начнем?
Фоном включается музыка, дети обсуждают сюжет будущей сказки. Педагог оказывает дозированную помощь.
Педагог: Ребята, ну что, готовы представить, что у вас получилось? Давайте встанем из-за стола, проходите (дети поочереди озвучивают придуманную сказку).
Педагог: Молодцы ребята, какая интересная сказка у вас получилась, Вам понравилось? (ответы детей).
Педагог: Ребята, а вы не забыли, что мы пообещали сделать? и с чего началось наше путешествие в сказочный мир? (ответы) Удалось ли нам все записать для ребят?
Запись нашего путешествия мы отправим первоклассницам чтобы они могли посмотреть как, с помощью карт Проппа можно сочинить сказку.
3 часть. Заключительная
Итог занятия. Рефлексия
Педагог: Ну что ребята, как вы думаете, получилось у нас помочь? Не оставили в трудной ситуации девочек? (ответы детей), скажите, какое задание было самым интересным? Какое задание вам показалось самым сложным? А какое было самым легким? А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями? (ответы детей)
Педагог: Потому что вы очень дружные, внимательные и никогда не бросаете друзей в беде.
Педагог: Пришла пора возвращаться нам в группу, давайте о своем деле расскажем ребятам из соседней группы поделимся впечатлениями, расскажем, кому мы помогали, возможно, они тоже захотят как мы с вами стать волонтерами и продолжить наше дело, так как мы с вами выпускники, и кто-то должен продолжить наше великое дело под названием «ВОЛОНТЕРСТВО». Я всех благодарю за активное участие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""
Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука . Задачи образовательные: 1. Познакомить детей со звуком ...
Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про
Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...
Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»...
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....
Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.
В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...