Методические рекомендации по подготовке и проведению  родительского собрания.
материал

Шибаева Екатерина Евгеньевна
Методические рекомендации
по подготовке и проведению  родительского собрания.
Собрания организуется и проводится не реже 2-3 раз в год, в зависимости от возраста детей и особенностей группы. Собрание должно начинаться в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться.
Максимальная продолжительность – 1-1,5 ч (60 мин с родителями и 20 мин с участием детей).
В начале учебного года, на первой встрече с родителями важно определить тематику встреч на учебный год (с кем бы они хотели встретиться, получить консультацию). Это можно выяснить с помощью анкетирования родителей.
Проведение родительского собрания требует о воспитателей тщательной подготовки, только в этом случае оно пройдет в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей. Помощь в подготовке и проведении собрания воспитателю может в некоторых случаях оказать родительский комитет группы или отдельные активные родители.
Основным методом проведения собрания должен стать диалог. Только он даст возможность выслушать и обсудить другие мнения и предложения.
 
Основные этапы подготовки родительского собрания.
 
Выбор темы собрания. Она не должна быть случайной; выбор обуславливается целевыми ориентирами жизнедеятельности группы, закономерности развития личности дошкольника, логикой формирования педагогической культуры родителей.
Определение целей родительского собрания. При выборе темы воспитатели должны осознавать, почему именно эту проблему в данный момент следует обсудить с родителями.
Изучение воспитателем научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.
Распределение обязанностей по подготовке родительского собрания (музыкальное оформление, организация конкурса, оформлении групп и столов)
Проведение микроисследований в сообществе детей и родителей (экспресс-методики: беседы с родителями и детьми, заполнений анкет, тестов, опросников, заданий). Анкеты заполняются дома, до собрания, их результаты используются в ходе его проведения.
Приглашение родителей и других участников собрания. Особое значение имеет форма приглашений родителей с указанием вопросов, которые будут тема рассматриваться. Родителей целесообразно пригласить дважды: 1 раз – за 2-3 недели; 2-раз – за 4-5 дней, с целью подтверждения информации о дате и времени собрания. Можно приготовить индивидуальные приглашения каждой семье. С родителям, которые не смогут прийти на встречу, проводится индивидуальная беседа.
Изготовление оригинальных памяток с советами на тему собрания. Содержание памяток должно быть кратким, тест напечатан крупным шрифтом.
Подготовка конкурсов, выставок по теме собрания. В конкурсе участвуют родители и дети; все работы выставляются до начала собрания; победителям вручают приз. Можно подготовить стенгазету, видеофрагменты, фотографии, которые раскрывают отдельные моменты из жизни группы.
Запись ответов детей по теме собрания на магнитофон.
Определение форм родительского собрания. Способов и приемов совместной работы его участников.
Разработка решения собрания.
Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.
Рекомендации по успешному проведению родительского собрания.
Активизировать обсуждение с помощью вопросов.
Проводить собрание в спокойной форме и дружеской обстановке.
Обеспечить присмотр за детьми.
Использовать наглядные средства: магнитофонные записи, выставки, фотографии детей и т.д.
Разослать красивые персональные приглашения.
Всегда оставлять время для общения родителей между собой.
Сообщения должны быть короткими.
Оживить собрание шуткой – посмеяться всегда хорошо.
Провести собрание как встречу с друзьями.
Если кто-то не смог посетить собрание, послать ему записку и выразить надежду, что следующая встреча состоится обязательно.
Оценить родительское собрание можно с помощью опросного листа или анкеты.
Примерный подбор тем для родительских собраний
Младшие группы – «Адаптация детей к условиям детского сада»;
«Организация жизни детей в д/с и семье» (о воспитании культурно-гигиенических навыков, воспитании самостоятельности и т.п.)
Средние группы – о формировании характера, воспитании положительных черт характера ( о трудолюбии, честности, формирование нравственных качеств),
«Роль игры в жизни ребёнка»
Старшие группы – «Растим детей любознательными», «Бережливое отношение к вещам, игрушкам, книгам, природе»
Подготовительные группы – подготовка детей к школе, о воспитании дисциплинированности и т.д. «Встреча с учителями школ», «Вот чему мы научились»
 
Структура родительского собрания
Родительское        собрание        традиционно        состоит        из        3-х        частей:        вводной, основной и «разное».
Вводная часть призвана организовать родителей, создать атмосферу доброжелательности и доверия, сконцентрировать их внимание, замотивировать на совместное решение проблем. Это можно сделать путем сообщения темы, формы собрания или с помощью коротких игр и занятий. Можно создать определенный музыкальный фон: звуки гитары, фортепиано, магнитофонной записи, которые будут сопровождать слова ведущего.
Основная часть собрания может быть разделена на два – три этапа. Как правило, эта часть начинается с выступления воспитателя группы, старшего воспитателя или других специалистов ДОУ, освещающих теоретические аспекты рассматриваемой проблемы. Сообщение должно быть коротким, так как к концу рабочего дня устойчивость внимания снижается.
В начале собрания необходимо кратко рассказать об успехах детей о новых навыках и способностях, которые дети приобрели. Объяснить какие занятия необходимо проводить в домашних условиях тем более, если собрание проводится в подготовительной группе.
Главное, чтобы родители не являлись только пассивными слушателями. Нужно задавать вопросы слушателям, приводить примеры из практики воспитания детей в семье и детском саду, анализировать педагогические ситуации, предлагать родителям просмотр видеофрагментов занятий с детьми, игр, прогулок и т.д.
Не следует упрекать и поучать родителей. Рассказывая о нежелательных поступках детей, не надо называть их фамилии. В ходе своего сообщения педагоги должны избегать предъявления претензий к родителям и детям, обсуждения личности конкретного ребенка. Если нужно обсудить какую-либо личную тему, родителя ребенка просят остаться после собрания. Не следует констатировать неудачи детей, главное – совместными усилиями выработать пути решения обсуждаемых проблем.
Беседу лучше вести при мягком освещении. Переходы от одной ситуации к другой можно разделять короткой музыкальной паузой.
Для иллюстраций своих идей и соображений можно использовать магнитофонные и видеозаписи, фотографии и интервью детей группы, схемы и графики, наглядно представленные тезисы и выступления. Все это будет способствовать лучшему восприятию темы собрания.
При проведении этой части собрания также можно использовать следующие методы: лекцию, дискуссию, конференцию, которые могут быть и отдельными формами работы с семьями воспитанников.
В третьей части родительского собрания – «разное» – обсуждаются вопросы содержания ребенка в детском саду, проведения досуга, организации совместных мероприятий семьи и ДОУ. Рекомендуется заранее продумать несколько вариантов решения проблемы, которые будут предложены родителям для обсуждения, договориться с теми из них, кто сможет помочь, взять на себя ответственность и т.д. Часть вопросов нужно заранее решить с родительским комитетом.
По окончании собрания необходимо подвести итог встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированные в протоколе.
Собрания можно проводить в форме вечеров вопросов и ответов, устного журнала, ток-шоу и др. Несмотря на различия этих форм, их объединяет одно значение – дать родителям знания о воспитании их собственного ребенка, заинтересовать проблемами воспитания, стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции.
 
Список используемой литературы.
Метенова        Н.        М.        Родительское        собрание        в        детском        саду.        – Ярославль, 2000 г.
Чиркова        С.        В.        Родительские        собрания        в        детском        саду. Подготовительная группа. - Москва, 2010 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_roditelskoe_sobranie.docx8.28 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

по подготовке и проведению  родительского собрания.

  • Собрания организуется и проводится не реже 2-3 раз в год, в зависимости от возраста детей и особенностей группы. Собрание должно начинаться в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться.
  • Максимальная продолжительность – 1-1,5 ч (60 мин с родителями и 20 мин с участием детей).
  • В начале учебного года, на первой встрече с родителями важно определить тематику встреч на учебный год (с кем бы они хотели встретиться, получить консультацию). Это можно выяснить с помощью анкетирования родителей.
  • Проведение родительского собрания требует о воспитателей тщательной подготовки, только в этом случае оно пройдет в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей. Помощь в подготовке и проведении собрания воспитателю может в некоторых случаях оказать родительский комитет группы или отдельные активные родители.
  • Основным методом проведения собрания должен стать диалог. Только он даст возможность выслушать и обсудить другие мнения и предложения.

Основные этапы подготовки родительского собрания.

  • Выбор темы собрания. Она не должна быть случайной; выбор обуславливается целевыми ориентирами жизнедеятельности группы, закономерности развития личности дошкольника, логикой формирования педагогической культуры родителей.
  • Определение целей родительского собрания. При выборе темы воспитатели должны осознавать, почему именно эту проблему в данный момент следует обсудить с родителями.
  • Изучение воспитателем научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.
  • Распределение обязанностей по подготовке родительского собрания (музыкальное оформление, организация конкурса, оформлении групп и столов)
  • Проведение микроисследований в сообществе детей и родителей (экспресс-методики: беседы с родителями и детьми, заполнений анкет, тестов, опросников, заданий). Анкеты заполняются дома, до собрания, их результаты используются в ходе его проведения.
  • Приглашение родителей и других участников собрания. Особое значение имеет форма приглашений родителей с указанием вопросов, которые будут тема рассматриваться. Родителей целесообразно пригласить дважды: 1 раз – за 2-3 недели; 2-раз – за 4-5 дней, с целью подтверждения информации о дате и времени собрания. Можно приготовить индивидуальные приглашения каждой семье. С родителям, которые не смогут прийти на встречу, проводится индивидуальная беседа.
  • Изготовление оригинальных памяток с советами на тему собрания. Содержание памяток должно быть кратким, тест напечатан крупным шрифтом.
  • Подготовка конкурсов, выставок по теме собрания. В конкурсе участвуют родители и дети; все работы выставляются до начала собрания; победителям вручают приз. Можно подготовить стенгазету, видеофрагменты, фотографии, которые раскрывают отдельные моменты из жизни группы.
  • Запись ответов детей по теме собрания на магнитофон.
  • Определение форм родительского собрания. Способов и приемов совместной работы его участников.
  • Разработка решения собрания.
  • Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.

Рекомендации по успешному проведению родительского собрания.

  • Активизировать обсуждение с помощью вопросов.
  • Проводить собрание в спокойной форме и дружеской обстановке.
  • Обеспечить присмотр за детьми.
  • Использовать наглядные средства: магнитофонные записи, выставки, фотографии детей и т.д.
  • Разослать красивые персональные приглашения.
  • Всегда оставлять время для общения родителей между собой.
  • Сообщения должны быть короткими.
  • Оживить собрание шуткой – посмеяться всегда хорошо.
  • Провести собрание как встречу с друзьями.
  • Если кто-то не смог посетить собрание, послать ему записку и выразить надежду, что следующая встреча состоится обязательно.
  • Оценить родительское собрание можно с помощью опросного листа или анкеты.

Примерный подбор тем для родительских собраний

  • Младшие группы – «Адаптация детей к условиям детского сада»;

«Организация жизни детей в д/с и семье» (о воспитании культурно-гигиенических навыков, воспитании самостоятельности и т.п.)

  • Средние группы – о формировании характера, воспитании положительных черт характера ( о трудолюбии, честности, формирование нравственных качеств),

«Роль игры в жизни ребёнка»

  • Старшие группы – «Растим детей любознательными», «Бережливое отношение к вещам, игрушкам, книгам, природе»
  • Подготовительные группы – подготовка детей к школе, о воспитании дисциплинированности и т.д. «Встреча с учителями школ», «Вот чему мы научились»

Структура родительского собрания

Родительское        собрание        традиционно        состоит        из        3-х        частей:        вводной, основной и «разное».

  • Вводная часть призвана организовать родителей, создать атмосферу доброжелательности и доверия, сконцентрировать их внимание, замотивировать на совместное решение проблем. Это можно сделать путем сообщения темы, формы собрания или с помощью коротких игр и занятий. Можно создать определенный музыкальный фон: звуки гитары, фортепиано, магнитофонной записи, которые будут сопровождать слова ведущего.
  • Основная часть собрания может быть разделена на два – три этапа. Как правило, эта часть начинается с выступления воспитателя группы, старшего воспитателя или других специалистов ДОУ, освещающих теоретические аспекты рассматриваемой проблемы. Сообщение должно быть коротким, так как к концу рабочего дня устойчивость внимания снижается.

В начале собрания необходимо кратко рассказать об успехах детей о новых навыках и способностях, которые дети приобрели. Объяснить какие занятия необходимо проводить в домашних условиях тем более, если собрание проводится в подготовительной группе.

Главное, чтобы родители не являлись только пассивными слушателями. Нужно задавать вопросы слушателям, приводить примеры из практики воспитания детей в семье и детском саду, анализировать педагогические ситуации, предлагать родителям просмотр видеофрагментов занятий с детьми, игр, прогулок и т.д.

Не следует упрекать и поучать родителей. Рассказывая о нежелательных поступках детей, не надо называть их фамилии. В ходе своего сообщения педагоги должны избегать предъявления претензий к родителям и детям, обсуждения личности конкретного ребенка. Если нужно обсудить какую-либо личную тему, родителя ребенка просят остаться после собрания. Не следует констатировать неудачи детей, главное – совместными усилиями выработать пути решения обсуждаемых проблем.

Беседу лучше вести при мягком освещении. Переходы от одной ситуации к другой можно разделять короткой музыкальной паузой.

Для иллюстраций своих идей и соображений можно использовать магнитофонные и видеозаписи, фотографии и интервью детей группы, схемы и графики, наглядно представленные тезисы и выступления. Все это будет способствовать лучшему восприятию темы собрания.

При проведении этой части собрания также можно использовать следующие методы: лекцию, дискуссию, конференцию, которые могут быть и отдельными формами работы с семьями воспитанников.

  • В третьей части родительского собрания – «разное» – обсуждаются вопросы содержания ребенка в детском саду, проведения досуга, организации совместных мероприятий семьи и ДОУ. Рекомендуется заранее продумать несколько вариантов решения проблемы, которые будут предложены родителям для обсуждения, договориться с теми из них, кто сможет помочь, взять на себя ответственность и т.д. Часть вопросов нужно заранее решить с родительским комитетом.

По окончании собрания необходимо подвести итог встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированные в протоколе.

Собрания можно проводить в форме вечеров вопросов и ответов, устного журнала, ток-шоу и др. Несмотря на различия этих форм, их объединяет одно значение – дать родителям знания о воспитании их собственного ребенка, заинтересовать проблемами воспитания, стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции.

Список используемой литературы.

  • Метенова        Н.        М.        Родительское        собрание        в        детском        саду.        – Ярославль, 2000 г.
  • Чиркова        С.        В.        Родительские        собрания        в        детском        саду. Подготовительная группа. - Москва, 2010 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Методические рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания"

Методические рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания могут использоваться воспитателями, как один из методов взаимодействия с семьями воспитанников по повышению качества дошколь...

Рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания

Рекомендации по подготовке и проведению родительского собранияСобрание организуется и проводится не реже одного раза в квартал,   в зависимости от возраста детей и особенностей группы. Собра...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ДОУ

Данная консультация поможет интересно провети родит.собрание....

Методические рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания в ДОУ

Основным методом проведения собрания должен стать диалог. Только он даст возможность выслушать и обсудить другие мнения и предложения....

Методические рекомендации по подготовке и проведению родительских собраний и педагогических советов по проблемам профилактики преступлений в отношении несовершеннолетних, жестокого обращения с детьми Разработчики: Крылова Т.А.

Методические рекомендации по подготовке и проведению родительских собраний и педагогических советов по проблемам профилактики преступлений в отношении несовершеннолетних, жестокого обращения с детьми ...