Методические рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания в ДОУ
консультация
- Основным методом проведения собрания должен стать диалог. Только он даст возможность выслушать и обсудить другие мнения и предложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodich._rekomendatsii_dlya_pedagogov.docx | 39.79 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 12 «АЛЕНКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ГОРОДА ФУРМАНОВА
Методические рекомендации
по подготовке и проведению родительского собрания.
- Собрания организуется и проводится не реже 2-3 раз в год, в зависимости от возраста детей и особенностей группы. Собрание должно начинаться в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться.
- Максимальная продолжительность – 1-1,5 ч (60 мин с родителями и 20 мин с участием детей).
- В начале учебного года, на первой встрече с родителями важно определить тематику встреч на учебный год (с кем бы они хотели встретиться, получить консультацию). Это можно выяснить с помощью анкетирования родителей.
- Проведение родительского собрания требует о воспитателей тщательной подготовки, только в этом случае оно пройдет в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей. Помощь в подготовке и проведении собрания воспитателю может в некоторых случаях оказать родительский комитет группы или отдельные активные родители.
- Основным методом проведения собрания должен стать диалог. Только он даст возможность выслушать и обсудить другие мнения и предложения.
Основные этапы подготовки родительского собрания.
- Выбор темы собрания. Она не должна быть случайной; выбор обуславливается целевыми ориентирами жизнедеятельности группы, закономерности развития личности дошкольника, логикой формирования педагогической культуры родителей.
- Определение целей родительского собрания. При выборе темы воспитатели должны осознавать, почему именно эту проблему в данный момент следует обсудить с родителями.
- Изучение воспитателем научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.
- Распределение обязанностей по подготовке родительского собрания (музыкальное оформление, организация конкурса, оформлении групп и столов)
- Проведение микроисследований в сообществе детей и родителей (экспресс-методики: беседы с родителями и детьми, заполнений анкет, тестов, опросников, заданий). Анкеты заполняются дома, до собрания, их результаты используются в ходе его проведения.
- Приглашение родителей и других участников собрания. Особое значение имеет форма приглашений родителей с указанием вопросов, которые будут тема рассматриваться. Родителей целесообразно пригласить дважды: 1 раз – за 2-3 недели; 2-раз – за 4-5 дней, с целью подтверждения информации о дате и времени собрания. Можно приготовить индивидуальные приглашения каждой семье. С родителям, которые не смогут прийти на встречу, проводится индивидуальная беседа.
- Изготовление оригинальных памяток с советами на тему собрания. Содержание памяток должно быть кратким, тест напечатан крупным шрифтом.
- Подготовка конкурсов, выставок по теме собрания. В конкурсе участвуют родители и дети; все работы выставляются до начала собрания; победителям вручают приз. Можно подготовить стенгазету, видеофрагменты, фотографии, которые раскрывают отдельные моменты из жизни группы.
- Запись ответов детей по теме собрания на магнитофон.
- Определение форм родительского собрания. Способов и приемов совместной работы его участников.
- Разработка решения собрания.
- Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.
Рекомендации по успешному проведению родительского собрания.
- Активизировать обсуждение с помощью вопросов.
- Проводить собрание в спокойной форме и дружеской обстановке.
- Обеспечить присмотр за детьми.
- Использовать наглядные средства: магнитофонные записи, выставки, фотографии детей и т.д.
- Разослать красивые персональные приглашения.
- Всегда оставлять время для общения родителей между собой.
- Сообщения должны быть короткими.
- Оживить собрание шуткой – посмеяться всегда хорошо.
- Провести собрание как встречу с друзьями.
- Если кто-то не смог посетить собрание, послать ему записку и выразить надежду, что следующая встреча состоится обязательно.
- Оценить родительское собрание можно с помощью опросного листа или анкеты.
Примерный подбор тем для родительских собраний
- Младшие группы – «Адаптация детей к условиям детского сада»;
«Организация жизни детей в д/с и семье» (о воспитании культурно-гигиенических навыков, воспитании самостоятельности и т.п.)
- Средние группы – о формировании характера, воспитании положительных черт характера ( о трудолюбии, честности, формирование нравственных качеств),
«Роль игры в жизни ребёнка»
- Старшие группы – «Растим детей любознательными», «Бережливое отношение к вещам, игрушкам, книгам, природе»
- Подготовительные группы – подготовка детей к школе, о воспитании дисциплинированности и т.д. «Встреча с учителями школ», «Вот чему мы научились»
Структура родительского собрания
Родительское собрание традиционно состоит из 3-х частей: вводной, основной и «разное».
- Вводная часть призвана организовать родителей, создать атмосферу доброжелательности и доверия, сконцентрировать их внимание, замотивировать на совместное решение проблем. Это можно сделать путем сообщения темы, формы собрания или с помощью коротких игр и занятий. Можно создать определенный музыкальный фон: звуки гитары, фортепиано, магнитофонной записи, которые будут сопровождать слова ведущего.
- Основная часть собрания может быть разделена на два – три этапа. Как правило, эта часть начинается с выступления воспитателя группы, старшего воспитателя или других специалистов ДОУ, освещающих теоретические аспекты рассматриваемой проблемы. Сообщение должно быть коротким, так как к концу рабочего дня устойчивость внимания снижается.
В начале собрания необходимо кратко рассказать об успехах детей о новых навыках и способностях, которые дети приобрели. Объяснить какие занятия необходимо проводить в домашних условиях тем более, если собрание проводится в подготовительной группе.
Главное, чтобы родители не являлись только пассивными слушателями. Нужно задавать вопросы слушателям, приводить примеры из практики воспитания детей в семье и детском саду, анализировать педагогические ситуации, предлагать родителям просмотр видеофрагментов занятий с детьми, игр, прогулок и т.д.
Не следует упрекать и поучать родителей. Рассказывая о нежелательных поступках детей, не надо называть их фамилии. В ходе своего сообщения педагоги должны избегать предъявления претензий к родителям и детям, обсуждения личности конкретного ребенка. Если нужно обсудить какую-либо личную тему, родителя ребенка просят остаться после собрания. Не следует констатировать неудачи детей, главное – совместными усилиями выработать пути решения обсуждаемых проблем.
Беседу лучше вести при мягком освещении. Переходы от одной ситуации к другой можно разделять короткой музыкальной паузой.
Для иллюстраций своих идей и соображений можно использовать магнитофонные и видеозаписи, фотографии и интервью детей группы, схемы и графики, наглядно представленные тезисы и выступления. Все это будет способствовать лучшему восприятию темы собрания.
При проведении этой части собрания также можно использовать следующие методы: лекцию, дискуссию, конференцию, которые могут быть и отдельными формами работы с семьями воспитанников.
- В третьей части родительского собрания – «разное» – обсуждаются вопросы содержания ребенка в детском саду, проведения досуга, организации совместных мероприятий семьи и ДОУ. Рекомендуется заранее продумать несколько вариантов решения проблемы, которые будут предложены родителям для обсуждения, договориться с теми из них, кто сможет помочь, взять на себя ответственность и т.д. Часть вопросов нужно заранее решить с родительским комитетом.
По окончании собрания необходимо подвести итог встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированные в протоколе.
Собрания можно проводить в форме вечеров вопросов и ответов, устного журнала, ток-шоу и др. Несмотря на различия этих форм, их объединяет одно значение – дать родителям знания о воспитании их собственного ребенка, заинтересовать проблемами воспитания, стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции.
Список используемой литературы.
- Метенова Н. М. Родительское собрание в детском саду. – Ярославль, 2000 г.
- Чиркова С. В. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа. - Москва, 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для подготовки к родительскому собранию "Четвёртый год жизни".
Девиз : "Сасостоятельность и постановка границ дозволенного!". В материале чётко прописаны ключевые слова для этого возраста....
Методические рекомендации «Подготовка к сюжетно-ролевой игре как условие ее развития»
Цель методических рекомендаций — оказать практическую помощь педагогам дошкольных образовательных учреждений методически грамотно осуществлять работу по подготовке к сюжетно-ролевой игре....
Методическая разработка "Подготовка праздника в детском саду"
Рекомендации из опыта работы музыкального руководителя....
Рекомендации для подготовительной группы при подготовке к родительскому собранию составила заместитель зав.по УВР Кудрявцева Татьяна Владимировна
Рекомендации для подготовительной группы при подготовке к родительскому собранию составила заместитель зав.по УВР Кудрявцева Татьяна Владимировна...
Методическая разработка подготовки и проведения занятия с детьми старшей группы по подготовке к обучению грамоте «Путешествие на планету Грамотейка»
Занятие по подготовке детей старшей группы к обучению грамоте, посвящённое Дню космонавтики ...
Подготовка к родительскому собранию
Взаимодействие с родителями – важнейшая составляющая эффективной работы воспитателя. Родительское собрание – традиционная форма работы, позволяющая решать вопросы, обсуждать проблемы...
Подготовка к родительскому собранию
Взаимодействие с родителями – важнейшая составляющая эффективной работы воспитателя. Родительское собрание – традиционная форма работы, позволяющая решать вопросы, обсуждать проблемы...