Формирование субъектности младших дошкольников посредством взаимодействия с родителями
материал
Опыт работы в рамках Сетевой лаборатории Проекта "Практики субъектности в дошкольном образовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
subeknost.docx | 25.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование субъектности младших дошкольников посредством взаимодействия с родителями. (Опыт работы)
Все мы знаем, что согласно ФГО ДО и ФОП ДО, развитие субъектных проявлений детей – одна из главных и непростых задач образовательной деятельности в детском саду.
Сегодня мы попробуем рассказать, как мы реализовывали данную задачу на практике?
Мотивация и стимул.
Большим подспорьем в нашей работе было то, что мы участвуем в сетевой лаборатории Проекта «Практики субъектности в дошкольном образовании». Именно работа в рамках проекта: изучение вопроса, методические встречи, презентация практики, обсуждения, выстраивание новых маршрутов – все это держит педагога в тонусе, не дает сойти с пути и приводит к приятным результатам.
Начальный этап – разобраться в вопросе через практику.
Сначала, конечно же, как и в любом деле, мы изучали вопрос субъектности с разных сторон: что такое субъектность ребенка, субъектность педагога, субъектность родителей. По итогу, к нам пришло понимание того, что, оказывается, мы, как воспитатели, многое всегда делали и делаем с детьми. Например, ( у нас вторая младшая группа была, нынче средняя) учим ребенка, чтобы сам одевался – вот она самостоятельность; спрашиваем его «в какую игру ты хочешь поиграть?» и ребенок сам выбирает себе занятие по душе - вот оно проявление инициативы ребенка и предоставление права выбора со стороны педагога; приучаем после игры убирать за собой игрушки на место – вот оно следование правилам; с вечера сказали «ребята, завтра будем сажать лук, принесите из дома по одной луковице», а на следующий день из 20 человек лук принес только 1 ребенок – вот оно проявление ответственности. А на следующий день снова даем задание детям принести луковицу и плюс родителям пишем: Сегодня дали ребят задание принести луковицу. Обратите, пожалуйста, внимание, кто сам скажет вам об этом». На второй день принесли уже 9 человек из 20. Здесь уже видим какую-то степень ответственности родителей. И таких примеров у нас у всех бесконечное множество. И мы стали практиковать подмечать такие проявления субъектности, правильно различать и называть эти категории (самостоятельность, инициатива, следование правилам, ответственность) и больше давать возможности детям самим упражняться в этом. Например, ситуация: Катя хочет поиграть со своей подружкой Машей, а Маша не хочет с ней играть сейчас. Катя несколько раз подошла к воспитателю со своей жалобой, на что получала ответ «Извини, я не могу помочь тебе в этой ситуации, попробуй разобраться сама». Воспитатель некоторое время наблюдает за ними и видит, что Катя добилась своего, Маша стала играть с ней. Вот она инициатива и самостоятельность ребенка.
Разобравшись в вопросе, попробовав на практике с детьми, переходим к следующей ступени – работе с родителями.
Следующий этап – работа с родителями.
- Теория с родителями не эффективна
Этот вопрос, как вы знаете, самый сложный, но очень важный.
Конечно же мы все рассказывали родителям на собрании про наш федеральный проект, какое важное и серьезное дело мы делаем, что такое субъектность и почему она важна. Но, по итогу, в личном общении с родителями были фразы «честно, ничего не поняла, о чем вы говорили», «про какую субъектность вы говорили, что это такое…»
Были еще попытки через другие формы работать, но значительных результатов тоже не было. (Например, работа с плакатами)
- Работа в чатах показала свою эффективность
На очередной педагогической встрече мы долго обсуждали тему «как родителей вовлечь в процесс и, хотя бы частично, передать им ответственность за воспитание субъектного ребенка?» Пришли к решению, что если весь мир сидит в телефоне, то почему бы нам не использовать этот телефон в своих целях. Вы все знаете, как родителям нравиться отслеживать жизнь своих детей в детском саду через фото и видео, постоянно просят «Скиньте, пожалуйста, фоточки, как он там играет», или с какого-то мероприятия. Мы воспользовались данной слабостью родителей в своих целях: в течение дня мы отслеживали яркие проявления субъектности, делали фото и видеофиксацию. Затем писали комментарии к таким фото и видео и отправляли в родительский чат с последующим мотивирующим вопросом. Например, Дети после рисования мелом сами моют доску. Дети сами наливают себе воду из кувшина и пьют. Наши дети самостоятельно одеваются и раздеваются. А какие проявления самостоятельности детей вы наблюдаете дома? О такой активности родителей можно было только мечтать: очень много лайков и ответных сообщений. Наверно, каждому родителю хотелось поделиться успехами своего ребенка, как результатом своего труда. И тут мы видим, что родители посмотрели на своего ребенка с другой стороны, оценили что он умеет, а что еще не умеет, а другие пишут, что уже умеет, проанализировали «где я молодец, а где мне еще нужно поработать со своим ребенком» и сделали для себя выводы «да оказывается мой не такой уж и неумёха, вот сколько уже умеет, а я ругаю да ругаю его», или же «блин, я ж приукрасила, написала, что умеет, а насамом-то деле не умеет еще» и т.д.
И это было нашей главной целью - обратить фокус внимания родителей на своих детей, чтобы они посмотрели на своего ребенка с другой стороны, увидели его потенциал или пробелы, которые нужно заполнить, чтобы родители поняли, чем занимаются воспитатели вместе с детьми в детском саду и насколько это важно.
По взаимодействию с родителями мы пробовали еще другие формы работы, такие как анкетирование, визуализация результатов работы, но работа в чатах, как показала практика, наиболее эффективная в работе с современными родителями.
Конечно же вы тоже в своей практике ведёте работу в чатах. Поделитесь с нами, пожалуйста, с какими «плюсами» и «минусами» работы в чатах вы сталкиваетесь?
Опираясь на нашу практику, мы выявили следующие плюсы и минусы работы данной формы.
«+» | «-» |
Эффективность формы за счет актуальности среди родителей | Разделять чаты общения по общим вопросам и тематическим |
Родители быстро реагируют и дают обратную связь | Требует скурпулезности: правильно сформулированный текст (чтобы не потерять смысл посыла), поправить всем прически, одежду и т.д. (у родителей внешний вид своего ребенка на первом месте), фон сьемки д.б. в порядке и т.д. |
Родители любят смотреть фото и видео успехов своих детей | Текст для отправки в чат предпочтительно составлять единый, чтобы сохранить единый смысл темы обсуждения. (если по одной теме работают несколько групп) |
Возможность обращения в личку, конфиденциальность по необходимости | Теряется возможность личного общения с родителями, контакта «глаза в глаза» |
И на последок, хочется сказать, что, насколько бы эффективными не были дистанционные формы, ни в коем случае нельзя обесценивать форму личного общения педагога с родителями. Контакт «глаза в глаза», тон, манера речи, мимика, жесты – очень важны в общении, и, порой, дают намного больше информации, нежели письменная речь в чатах. Эти две формы должны дополнять друг друга и помогать нам с большей вероятностью достигать поставленных целей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель формирования коммуникативных навыков дошкольников посредством игрового взаимодействия
Показателем коммуникативной компетентности является способность ребенка строить свое языковое общение с другими людьми, учитывая речевые каноны фонетики, семантики, грамматики, а в неречевых языковых ...
Нравственно патриотическое воспитание младших дошкольников посредством взаимодействия с семьёй в соответствии с ФГОС
Нравственно патриотическое воспитание младших дошкольников посредством взаимодействия с семьёй в соответствии с ФГОС...
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ И СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ
Новый праздник — День матери — постепенно входит в российские дома, становясь семейной традицией. И это замечательно: сколько бы хороших, добрых слов мы не говорили нашим мамам, сколько бы...
Статья: Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников посредством взаимодействия с семьёй.
Чувство патриотизма очень многогранно по своему содержанию. Это, прежде всего, любовь к близким людям, к своей семье, к родным местам, гордость за свою страну, за свой народ и привязанность к те...
Статья "Роль проектной деятельности в формировании субъектной позиции дошкольников в образовательном процессе"
Статья Разенковой Е.В. посвящена проектной деятельности в ДОУ....
Образовательный проект «Организация развития познавательной деятельности дошкольников посредством взаимодействия с родителями в рамках ФГОС дошкольного образования»
Актуальность предоставленного образовательного проекта обусловлена процессом модернизации образования в нашей стране.Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного о...
Презентация к теме "Формирование субъектности младших дошкольников посредством взаимодействия с родителями"
Презентация к теме "Формирование субъектности младших дошкольников посредством взаимодейстивия с родителями"...