ОД Матрешка
рабочая программа (старшая группа)

Зайцева Анна Владимировна

Задачи:

Образовательная:

Познакомить детей с историей возникновения матрешки, её значением в русской культуре и традициями изготовления.

Развивающая:

Развивать мелкую моторику рук через работу с ножницами и бумагой, клеем и другими материалами при создании собственных поделок.

Воспитательная:

 

Воспитывать уважение к культурному наследию своей страны, развивать интерес к народным промыслам и традициям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_matreshka_zaytseva_a.v.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

Конспект

интегрированного занятия по познавательному развитию

для детей старшего возраста

«Матрешка»

Составитель:

Воспитатель Зайцева Анна Владимировна

г. Бердск 2024г.

Тема занятия: «Матрёшка»

Возрастная группа: старшая группа

Цель: Формирование у детей представления о матрёшке как о символе русской культуры через ознакомление с историей, внешним видом и особенностями этого народного промысла.

Задачи:

Образовательная:

Познакомить детей с историей возникновения матрешки, её значением в русской культуре и традициями изготовления.

Развивающая:

Развивать мелкую моторику рук через работу с ножницами и бумагой, клеем и другими материалами при создании собственных поделок.

Воспитательная:

Воспитывать уважение к культурному наследию своей страны, развивать интерес к народным промыслам и традициям.

Словарная работа: обогащение словаря: народный промысел, красочный узор, роспись, художник Малютин, фартук, передник.

Материалы и оборудование: 

наглядные - матрёшки, презентация, образцы росписи матрешек;

шаблоны – матрешек (по количеству детей); цветная бумага, ножницы, клей, простой карандаш, музыкальное сопровождение «Русская матрешка», ноутбук, телевизор с использованием ИКТ.

Подготовительная работа: подготовка средств для проведения занятия, беседа «Народные промыслы», подготовка презентации, заранее затонированные шаблоны матрешек, написание конспекта.

Ожидаемый результат: 

Дети смогут рассказать об истории создания матрешек и их значении в русской культуре.

Умеют различать элементы, традиционного русского орнамента на матрёшках.

Создают свои рисунки или поделки в стиле русских народных игрушек.

Проявляет интерес к русским народным традициям и промыслам.

Этап

Задачи этапа

Деятельность воспитателя

Методы,

Приемы,

Формы

Предполагаемая деятельность детей.

Время /мин.

1.

Организационно-мотивационный этап

Положительно настроить детей на предстоящую деятельность

Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки сегодня к нам в гости пришла Матрёшка! Сегодня мне хочется обратить ваше внимание на то, что русские люди всегда любили красоту и умели её творить, создавать. Обратите внимание экран.

Ребята, а вы готовы сегодня узнать секрет придумал для русских детей куклу с сюрпризом?

Внутри первой куклы сидела кукла по меньше, а в той еще меньше, и еще, и еще

 Создателем этих кукол был Художник Сергей Васильевич  

Малютин

Сюрпризный момент.

Указание

Вопросы к детям

Приветствуют друг друга и гостей.

Дети рассматривают картинки матрёшек, высказывают свои мысли кто придумал матрешку.

Да

Ответы детей

5

2.

2.1

2.2

2.3

Основной этап

Этап постановки проблемы

Этап ознакомления с материалом

Этап практического решения проблемы

Создание проблемной ситуации

Решение поставленных задач.

Ребята давайте отгадаем загадку.

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек.

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть

Может, три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская ……(матрёшка).

Художник Сергей Васильевич Малютин придумал русскую куклу «Матрешка» .Нарядил каждую красавицу в расписной сарафан ,в яркий платочек, пестрый передничек, ни у одной не было похожего наряда.

Хотя наряды у всех разные, но есть общие элементы (бутоны, цветы, ягоды, листики,)

Делают матрешки из дерева а точнее из Липы, сначала вставляют в станки липовые заготовки, включают моторы вытачивают фигуры.

Имя Матрона(ласково Матрешка. кукле дал художник  в честь девушки которая работала в их  доме. Первая матрешка была очень похожа на нее. Матрешка является символом России.

Ребята, а вы играть любите?

Есть у меня одна игра! Собирайся детвора.( Я беру в руки матрёшку, даю её вам в руки, дети её передают.)

У кого в руках матрёшка,

Тот попляшет с ней немножко!

У кого в руках матрёшка,

Тот похлопает в ладоши.

Кто матрёшку в руки взял,

Тот задорно нам  сплясал!

Кто матрёшку в руки взял,

Тот красиво приседал!

Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки!  

Прежде, чем приступить к работе, давайте поговорим, о том какие узоры бывают на фартуках и передниках матрёшки. Чем украшены фартуки у матрёшки?

 Для этого сейчас пройдем в творческую мастерскую. Рассматриваем образец, готовые формы. расположение о месте наклеивания узора (в центре, середине, по краю).

Посмотрите

(воспитатель показывает различные варианты расположения цветов) в рядок как пуговки, как кружево, в центре крупный красивый цветок.

Вырезать  красивые цветы нам помогут ножницы и простой карандаш.

 Посмотрите. (Методом сворачивания) из квадрата, цветной бумаги сворачиваем, нарисуем  карандашом  половинку  цветка. И вырезаем по контуру нарисованной линии, таким же способом мы рисуем листики.

Чтоб цветок получился красивым ,как нужно расположить лепестки? (плотно друг к друг)

Обратите внимание чтобы не порезаться держим ножницы на расстоянии от себя. Берем карандаш и рисуем половинку цветочка, Все умеют рисовать цветочек?

А листочки бывают бывают разной формы и капелька, треугольником, сердечком)

Чтоб получилась капелька, берем карандаш и рисуем круг, затем с

Одной стороны круга дорисовываем треугольник, Умеете рисовать треугольник?

Обратите внимание, что бы форма была красивая у листочков ,нужно вырезать по линии.

Теперь вы знаете, как украсить передничек для нашей матрёшки и её подружек красивым, красочным, нарядным.

Посмотрите, ещё раз на нашу гостью. Вы готовы нарядить её подружек?

Ну тогда можете приступать к работе.

Художественное слово (проблемная ситуация)

Рассказ воспитателя

Физкультминутка

Беседа

Вопросы к детям

Игровая ситуация

Объяснение

Показ способа действия воспитателем.

Вопросы к детям

Указания

Вопросы к детям

Показ и объяснение

Вопросы к детям

Указания

Решают проблемную ситуацию.

Отгадывают загадку, и картинка с матрёшками появляется на выставке.

Дети выполняют физкультминутку

Ответы детей.

Дети внимательно слушают воспитателя.

Дети пробуют технику

Ответы детей

Ответы детей

Да готовы.

Самостоятельная деятельность детей.

1

5

5

2

10

3.

Заключительный этап

Рефлексия

Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта.

Посмотрите мы как будто на ярмарке умельцев очутились. Переднички получились очень яркие, красочные, красивые.

Ребята, чем мы сегодня занимались? С кем познакомились? Что вам больше

всего понравилось?

Ребята, вы большие молодцы, украсили передничек матрёшке и её подружкам.

Вопросы к детям

Положительная оценка воспитателя.

Ответы детей.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Кукла матрешка. История возникновения матрешки»

Презентация к проекту«Кукла матрешка.История возникновения матрешки»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим тема: "Две матрешки, три матрешки и еще матрешечка" 2 младшая группа

ознакомление с окружающим тема: "Две матрешки, три матрешки и еще матрешечка" 2 младшая группа...

конспект занятия в средней группе "Раз матрешка, два матрешка..."

Знакомство детей с декоративно-прикладным искусствомпосредством музыки и рисования; знакомство с историей семеновскойматрешки; создание условий для использования нетрадиционной техникирисования при ро...

Проект " Русская матрешка". Буклет " Русская Матрешка," Проект " Жаворонки прилетите, весну принесите"

Проект: " Русская матрешка"  направлен  на совместную  образовательную  деятельность детей и родителей,   знакомство детей с русской национальной игрушкой - матрешкой....

«Матрешка, матрешка, поиграй со мной немножко!»

Открытая форма ООД для воспитателей....

Игра с матрешками. Матрешки танцуют

Цели: вызвать интерес к новой игрушке; сравнивать составляющие матрешки и пра­вильно ее складывать; закрепить название основных цветов: желтый, красный; развивать вни­мание....

Тема: «Раз матрешка, два матрешка поиграем мы немножко»

Тема: «Раз матрешка, два матрешка поиграем мы немножко»Цель: закреплятьнавык порядкового счета до пяти и соотносить цифры с количеством геометрических фигур изготовленными своими руками.Образовательна...