Педагогическая статья на тему: "Формирование читательской деятельности у дошкольников"
статья
Педагогическая статья на тему:
"Формирование читательской деятельности у дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chg.docx | 15.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая статья на тему:
"Формирование читательской деятельности у дошкольников"
Формирование функциональной грамотности – это одна из главных задач современного образования.
Функционально грамотный человек является самостоятельным, понимающим, способным развиваться и обучаться, а также применять свои знания на практике.
В образовательных стандартах одной из основных функциональных грамотностей является читательская.
Читательская грамотность дошкольника – способность понимать смысл текстов, размышлять над ними, чтобы расширять свои представления и возможности взаимодействовать с социальным окружением.
Но сегодня многие родители практически перестали читать своим детям книги, что свидетельствует о значительном снижении читательской грамотности у детей, потере интереса к литературе, и к книге. А детям, в свою очередь, удобнее воспринимать «картинку» с монитора или дисплея телефона.
Но именно книга является для ребёнка источником знаний, развития и познания мира, чтение развивает речь, память, мышление дошкольника. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других.
Конечно же, мы, взрослые, должны ввести ребенка в мир книги. И нашей задачей является: формирование интереса к чтению и потребности в чтении книг у дошкольников.
Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность, процесс которой состоит из двух этапов:
- пассивного этапа, когда ребенок является слушателем тех произведений, которые ему читают взрослые;
- активного этапа, когда ребенок проявляет интерес к книге, постоянно просит взрослых читать ему, легко усваивает буквы, начинает читать сам.
Поэтому для формирования читательской грамотности организую ежедневное чтение художественной литературы: сказок, рассказов, стихов, былин.
В группах среднего и старшего возрастов оформлены книжные уголки, в которых в свободном доступе находятся книги детской классической литературы, книги о природе, сборники произведений разных жанров фольклора, литературной прозы и поэзии для самостоятельного рассматривания и обсуждения иллюстраций полюбившихся им эпизодов сказок.
Дидактические игры «Угадай сказку» (на карточках изображены герои и сказочные предметы, необходимо назвать в какой сказке они встречаются), «Из какой это сказки?» (так же дошкольники, слушая отрывок произведения, называют его), «Какого слова не бывает» (из группы слов, названных мной, должны определить выдуманное слово), «Путаница» данная дидактическая игра позволяет совершенствовать умение детей анализировать прочитанное и выявлять, что не является правдой, «Сочиняем сказку» (дети сами подбирают героев, придумывают сюжет) и др.
Очень продуктивными являются беседы «Учимся понимать прочитанное», «Моя самая любимая сказка» (группа среднего возраста), «Сказка» (группа старшего возраста); обсуждение прочитанного.
Театрализованные постановки в группах среднего и старшего возрастов (настольных и кукольных театров, драматизация с использованием масок) стимулирует активную речь дошкольников за счет расширения словарного запаса. Ребенок старается говорить четко, понятно для окружающих, формируется диалогическая речь, дети лучше усваивают содержание произведения.
В викторине «Знатоки сказок» (это игра в ответы на вопросы по сюжетам книг) дети группы старшего возраста смогли проявить определенные читательские знания.
На организационной образовательной деятельности по речевому развитию, дети получают первоначальные представления об особенностях литературы: род (фольклор и авторская литература), вид (проза и поэзия).
Чтобы привить потребность детей к чтению необходимо взаимодействовать с семьей. Для родителей были проведены консультации: «Чтение художественной литературы в кругу семьи», «Какие сказки лучше читать на ночь». В беседах с родителями обращаю внимание, что для всестороннего развития ребёнка, для более тесного общения с ребёнком, доверительных отношений как нельзя лучше подходит совместное чтение перед сном, рассматривание иллюстраций, обсуждение прочитанного.
Таким образом, формирование читательской грамотности у дошкольников позволяет развить у детей эмоциональную отзывчивость, активность и объективность читательского воображения, сформировать умение пересказывать, а также задавать вопросы к тексту и размышлять над прочитанным
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: «Формирование здорового образа жизни у дошкольников».
Статья на тему: "Формирование здорового образа жизни у дошкольников"...
Статья на тему: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников.
Статья написана о необходимости формирования элементарных математических представлений у дошкольников....
Статья на тему: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры
Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое оно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра-это искра, зажиг...
Обобщение педагогического опыта по теме "Формирование основ финансовой культуры старших дошкольников"
Обобщение педагогического опыта по теме "Формирование основ финансовой культуры старших дошкольников" и конспект интегрированного занятия по финансовой культуре....
ЦЕЛОСТНЫЙ ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III уровня»
Развитие мелкой моторики руки детей является актуальным направлением работы воспитателя в дошкольном учреждении. Некоторые учителя начальных классов отмечают, что у ребенка...
Статья на тему:"Формирование эмоционально-волевой сферы личности дошкольника через организованную театральную деятельность в семье и детском саду"=
В данной статье предложены формы работы с детьми дошкольного возраста в направлении развития эмоционально-волевой сферы....
Выступление на тему: "Формирование предпосылок читательской грамотности старших дошкольников посредством дидактических игр"
Формирование предпосылок читательской грамотности старших дошкольников посредством дидактических игр...