Статья на тему: «Формирование культурно–гигиенических навыков у дошкольников».
статья (младшая группа)
«Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живём.
«Здоровье детей – богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_temu.docx | 17.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему: «Формирование культурно–гигиенических навыков у дошкольников».
Выполнила воспитатель: Машевская Н.И.
«Формирование культурно–гигиенических навыков у младших дошкольников».
«Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живём.
«Здоровье детей – богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена».
Сохранение и укрепление здоровья невозможно без соблюдения правил гигиены. Большую роль в развитии гигиены детей сыграли учёные В.И. Молчанов, Г.Н. Сперанский, М.С. Маслов, Н.М. Щелованов и другие. Их труды содержат сведения не только по диагностике и лечению детских заболеваний, но и по уходу, питанию, закаливанию и воспитанию здоровых детей. На основании исследований этих ученых, работники дошкольных учреждений, взяли за основу воспитание культурно – гигиенических навыков. В каждой возрастной группе эта задача осуществляется в соответствии с программами воспитания в детском саду. Усвоение того или иного навыка детьми требует времени, поэтому задача его формирования может относиться не к одному, а к нескольким годам жизни ребёнка.
Программы воспитания и обучения в детском саду сориентированы на создание в детском саду обстановки, которая способствует формированию культурно-гигиенических навыков.
Дошкольный возраст – это важный период, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического здоровья.
Культурно–гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста, при формировании культурно–гигиенических навыков идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша.
Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки совершенствовались.
Воспитание культурно – гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. «Одна из важнейших задач детского сада, - писала Н. К. Крупская – привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. С раннего возраста надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и так далее»
Все меры, которые разрабатывает дошкольная гигиена, способствуют нормальному физическому, гигиеническому развитию детей, укреплению их здоровья.
Здоровье – более широкое понятие, под которым понимают состояние полного физического, душевного и социального благополучия - именно такое определение выдвинула Всемирная организация здравоохранения.
Формирование культурно–гигиенических навыков – процесс длительный, в связи с этим одни и те же задачи могут многократно повторяться. Воспитание навыков осуществляется приемами прямого воздействия, упражнения, т. е. путем научения, приучения, поэтому воспитание культурно – гигиенических навыков необходимо планировать в режиме дня. Огромное значение режиму дня придавал выдающийся педагог А.С. Макаренко. Он считал, что режим – это средство воспитания, правильный режим должен отмечаться определённостью, точностью и не допускать исключений. Наблюдения показали, что в тех детских учреждениях, где режим дня выполняется в соответствии с гигиеническими требованиями и все виды деятельности проводятся на высоком педагогическом уровне показатели работоспособности и развития детей высоки.
А самое главное по режиму дня заметно, что время на гигиену и самообслуживание маленьким детям отводится больше, чем детям более старшего возраста, так как эти навыки у старших детей уже более сформированы. Из этого важно подчеркнуть, что возрастные особенности и индивидуальные способности детей играют важную роль в режиме дня.
Ребенок должен овладеть культурно-гигиеническими навыками, которые составляют важную часть общей гигиенической культуры.
В возрасте 1,3 года ребенок должен уметь самостоятельно есть густую пищу из тарелки с высокими краями. Взрослый же при необходимости докармливает ребенка.
В возрасте 1,6 года ребенок уже самостоятельно может полностью съедать жидкую пищу (суп) из глубокой тарелки, держа ложку в кулачке.
В возрасте 1,9 года ребенок может самостоятельно снимать ботинки, туфли, носки или колготы. Взрослый помогает, при этом предоставляя ребенку посильную самостоятельность.
В возрасте 2 лет ребенок частично может самостоятельно одеваться, взрослый при этом всячески должен поощрять ребенка, показывать последовательность и предоставлять ему самостоятельность в действиях. Гигиеническое воспитание ребенка жизни направлено на воспитание у ребенка определенных гигиенических навыков:
- обязательно мыть руки перед каждым приемом пищи и после каждого загрязнения;
- утреннее умывание и после каждого загрязнения;
- обязательные водные процедуры перед ночным сном, а в летний период - и перед дневным сном;
- мыться с помощью мыла и мочалки (через каждые два дня);
- подмываться перед сном и после сна, если малыш проснулся мокрым;
- полоскать рот после каждого приема пищи (с двух лет);
- пользоваться зубной щеткой (с двух лет);
- самостоятельно пользоваться носовым платком в помещении и на прогулке (с двух с половиной лет); - пользоваться расческой, стоя перед зеркалом (с полутора - двух лет).
ДОО саду повышенное внимание уделяется воспитанию у дошкольников культурно-гигиенических навыков. Причем для каждой возрастной категории детей разработаны программные требования. Дошкольников приучают осознавать ценность здорового образа жизни, рассказывают об элементарных правилах безопасного поведения, учат беречь своей здоровье. Согласно программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса при работе с младшими дошкольниками задача по гигиеническому воспитанию заключается в привитии культурно-гигиенических навыков. Среди них аккуратность в быту, опрятность в одежде, обучение начальному этикету приема пищи, как неотъемлемой составной части культуры поведения. Чтобы упростить для ребенка процесс освоения новых навыков, следует сделать его увлекательным и интересным.
- Продолжать обучение ребенка мыть руки перед приемом пищи, или если они испачканы (вначале под постоянным контролем взрослого, а затем - самостоятельно). Ребенка обучают насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
- Обучать дошкольника приводить себя в порядок, обращаясь к помощи взрослого, когда это необходимо. Работать над формированием навыка пользования индивидуальными предметами, например салфетками, носовым платком, горшком, расческой. - В процессе приема пищи побуждать детей к самостоятельным действиям, приучать их держать ложку в правой руке.
- При одевании и раздевании напоминать детям порядок действий. При незначительной помощи взрослого надо научить ребенка снимать обувь, одежду (расстегивать молнию спереди, пуговицы, застежки на липучках). Ребенку надо объяснить, как при раздевании правильно складывать свою одежду. Ему показывают, как правильно надевать обувь, одежду.
Культурно-гигиенические навыки - важная составляющая часть культуры поведения. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течении всей его последующей жизни. Мы убедились, что, формируя у детей дошкольного возраста культурно - гигиенические навыки, мы параллельно влияем на многие психические процессы в развитии ребёнка, при этом педагог должен набраться большого терпения и понимания.
Список литературы
1. Белостоцкая Е.М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7. – М.: Просвещение,1991.
2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение,1991.
3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в д/с: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение,1985.
4. Буре Р.С., Островская А.Ф. Воспитатель и дети. – М.: Просвещение, 2006.
5. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: 1991.
6. Воспитателю о работе с семьёй / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989.
7. Голицына Н. С. Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. – Скрипторий 2003, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»
Педагогический проект на тему:«Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»...
СТАТЬЯ на тему: "Формирование культурно - гигиенических навыков"
Одним из важнейших условий для поддержания здоровья младших дошкольников является наличие у них культурно – гигиенических навыков, так как соблюдение правил личной гигиены предохраняет от инфекционных...
Статья на тему: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает всё большую актуальность. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем...
Консультация для родителей на тему: "Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников".
Консультация для родителей на тему: "Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников"....
ОПЫТ РАБОТЫ ТЕМА: «Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников»
laquo;Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников»...
Круглый стол с родителями по теме: "Формирование культурно - гигиенических навыков у дошкольников 2 - 3 лет"
Цель собрания:-Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни, воспитание у детей КГН (а именно: культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры ...