Статья на тему:"Формирование эмоционально-волевой сферы личности дошкольника через организованную театральную деятельность в семье и детском саду"=
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Исмаилова Мейтаб Низаметдиновна

В данной статье предложены формы работы с детьми дошкольного возраста в направлении развития эмоционально-волевой сферы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитатель Исмаилова М.Н.  МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №6»  

Статья

«Формирование эмоционально-волевой сферы личности дошкольника через организованную театральную деятельность в семье и детском саду»

Как известно в дошкольном возрасте происходит становление основных качеств личности. Ребенку прививаются основные нормы и правила взаимодействия с социумом. В этом периоде происходит усвоение нравственных ценностей, моделей поведения. Этот этап в развитии личности интересен тем, что эмоционально-волевая сфера дошкольника переменчива и пластична. Изменения могут происходить, как в сторону положительную, так и в обратном направлении  и   задача взрослого в этот период показать положительные,    правильные пути, воспользовавшись которыми, ребенок приобретет определенные качественные новообразования в эмоционально-волевой сфере, в виде высокой самооценки, умении преодолевать трудности, стремлении управлять собой и своими поступками.

В настоящее время, можно заметить, что мы взрослые часто не можем справиться со своими эмоциями, страхами, не умеем решать спорные ситуации, конфликты, боимся взять на себя обязательства, ответственность, проявляем нерешительность и слабоволие. Невольно мы задаем себе вопрос: «Почему у нас не сформированы эти умения?» Ведь большинство из нас имеют большой жизненный опыт, научные знания во многих областях. Возможно, что при предшествующей системе образования, направленной на усвоение знаний, развитие эмоционально-волевой сферы было оттеснено на второй план. Наши родители, заботясь о будущем своих детей, вкладывали силы в интеллектуальное развитие, ставя его с дошкольного возраста в приоритет над всеми другими областями, тем самым упустив наиболее сензитивный момент в развитии эмоциональной сферы личности.

Для того чтобы разобраться в данном вопросе необходимо вспомнить о некоторых ключевых понятиях данного направления, таких как эмоционально-волевая сфера, личность, дошкольное детство.  Эмоционально-волевая сфера личности –познание своих эмоциональных состояний, доминирующих чувств ,способов реагирования в стрессовых ситуациях, умения мобилизоваться, проявить упорство, настойчивость, целеустремленность и др.  Личность – относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Дошкольное детство в работах отечественных и зарубежных педагогов определяется как период, оптимальный для умственного развития и воспитания.  

В рамках муниципальной инновационной площадки организованной на базе МБДОУ МО г. Краснодар « Детский сада №6»по теме «Совершенствование модели психолого-педагогической компетенции средствами театральной педагогики», мы предлагаем использовать театральную деятельность в семье  и детском саду, как один из наиболее эффективных  инструментов развития разносторонней личности. Театральная педагогика  позволяет взрослому и ребенку включиться в одно образовательное пространство, при этом все участники постоянно взаимодействуют друг с другом, проявляют индивидуальность, раскрывают свой потенциал. Успешным опытом работы в области формирования эмоционально- волевых качеств у  воспитанников стало проведение театрализованных игр с нравственно- этической направленностью.

 Таких как:  - «Давай будем дружить», где персонаж игры  Мишутка, находится в обществе незнакомцев (лесных жителей) и пытается найти общий язык и подружиться с помощью вежливых слов(пожалуйста, спасибо, здравствуйте, до свидания, извините);  

 –«Большой жадина», где главным героем становится Крокодил, который никогда не умел делиться с окружающими, но ему всегда хотелось с кем-нибудь поиграть. В финале игры он обретает желанных друзей, с которыми он готов разделить самое вкусное угощение;

- «Вежливый мышонок» (по рассказу С.Я.Маршака)  в котором главный герой сталкивается с необходимостью использовать слова вежливости. Мышонок понимает, каким образом можно улучшить свои взаимоотношения с окружающими;

- Яблоко и трое друзей (по  сказке В. Сутеева) в сюжете которой происходит спорная ситуация между лесными жителями. В финале игры благодаря справедливому решению проблемы, все герои довольны и счастливы;

- « Бегемот,  который боялся прививок» (по сказке В. Сутеева) в которой  герой переживает  свой главный страх и при поддержке своих друзей преодолевает его.

Сюжетов для таких игр много, и все они, безусловно, выполняют свою воспитательную роль.  Исходя из возрастных особенностей детей, для работы в семье,  родителям предложены следующие алгоритмы проведения игр   В младшем возрасте : -  чтение всего текста игры ребенку; - проигрывание ролей взрослым с использованием кукольного театра; - обсуждение поступков и поведения героев игры ; - показ модели правильного решения проблемной ситуации.   Со старшего  возраста   театрализованная игра, совершенствуется и усложняется, она выстраивается следующим образом: - Взрослый читает текст  игры;  -   по  желанию детей выбираются ее  участники (которые будут озвучивать персонажей); - происходит проигрывание проблемной ситуации; - дается оценка поступкам персонажей; - обсуждаются возможные  исходы ситуации; - дошкольники выбирают правильный путь по решению проблемной ситуации;  - подводится общий вывод к игре. Эти игры проводятся  в детском саду, и в семье, организовываются как фронтально, так и индивидуально. Процесс игры проходит в непринужденной обстановке, так как целью этих игр является не оценка творческих способностей и умений детей, а формирование эмоционально- волевых качеств.  Участники таких игр  могут примерять на себя разные роли в рамках одной и той же ситуации. Взаимодействие   с семьями воспитанников происходит через:   - обсуждение проблем развития и воспитания детей и путей их решения; - коллективное творчество по созданию игры; - презентацию игры  (во взрослой аудитории); - расширение компетенций по организации индивидуальных игр; - обмен опытом по проведенным играм и полученным результатам.

 При взаимодействии детского сада с семьей, театрализованная игра  становится более яркой, интересной, понятной всем участникам образовательных отношений. Для нас педагогов, это возможность установить доверительные отношения с родителями воспитанников  и детьми, а также решать педагогические задачи. Для родителей,  непосредственно  участвовать в образовательном процессе, уделять внимание проблемам своих детей. Для воспитанников, бесценный опыт по решению проблем во взаимоотношениях с социальным  миром, воспитание ответственности за свои поступки, возможность ощутить родительское тепло и поддержку. Исходя из всего выше изложенного,  мы видим, что работой направленной на формирование эмоционально волевой сферы личности  необходимо заниматься именно с дошкольного возраста и  во взаимодействии со всеми субъектами образовательных отношений. Разрешая «маленькие» проблемы в данном направлении сейчас, мы с вами закладываем  фундаментальные основы   в  развитие полноценной и гармонично развитой личности  в будущем.

Список литературы

1.Федеральный закон от 29.12.2012№273ФЗ(ред.от27.06.2018) «Об образовании в Российской Федерации»

2.Приказ МинобрнаукиРоссии№1155 от 17октября 2013г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

3 Шаповаленко И.В. «Возрастная психология»,г. Москва, издательство Гардарики 2005г.