Выступление на тему: "Формирование предпосылок читательской грамотности старших дошкольников посредством дидактических игр"
методическая разработка

Формирование предпосылок читательской грамотности старших дошкольников посредством дидактических игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_chitatelskoy_gramotnosti.docx193.48 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги! Я, Гумерова Назира Мингалиевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №33» Вашему вниманию представляю свой опыт работы по теме «Формирование предпосылок читательской грамотности старших дошкольников посредством дидактических игр» (слайд 1)

Читательская грамотность - это способность человека понимать и использовать письменные тексты. Размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. (слайд 2)

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. Уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать. (слайд 3)

Для решения данной проблемы, мной была поставлена цель: Поспособствовать формированию читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Речь идет не столько об обучении к чтению, а прежде всего формированию интереса к этому процессу, умению и желанию работать с книгой; воспитывать читательскую культуру и грамотность. (слайд 4)

На первом этапе работы мною был проведен мониторинг формирования предпосылок читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Он показал, что дети затрудняются:  
-  отвечать на вопросы полным текстом;
- в умении называть, комментировать и описывать предметы и действия;
- пересказать текст знакомой сказки;
- составлять буквы в слоги;
- составлять слова по образцу.
(слайд 5)

На первом этапе было проведено анкетирование родителей на выявление роли книги в воспитании ребенка. (слайд 6)

На втором этапе мною была разработана и апробирована серия дидактических игр направленных на формирование предпосылок читательской грамотности.
Игры с элементами на липучках заинтересовали детей, детали не терялись и старшие дошкольники с удовольствием играли следуя всем правилам игр.
(слайд 7)

Родителям был предоставлен фотоотчет с пояснениями в процессе использования дидактических игр. (слайд 8)

Дидактические игры «Бытовая техника», «Времена года», направленны на формирование связной речи старших дошкольников. Ребенку необходимо проговаривая свои действия, прикрепить элементы игры в нужное место. Например, одежду к стиральной машинке, продукты к холодильнику. (слайд 9)

Для активизации речи старших дошкольников, мною были разработаны игры: «Что у волка в блокноте?», «Что у Верты в конверте?». Играя, дети учились полным ответом рассказывать, что изображено в блокноте, перемещая волка по игровому полю. (слайд 12)

Дидактические игры на липучках «Сказки» помогут научить ребенка говорить целыми предложениями и составлять связный рассказ. Данные игры позволят ребенку быть не только слушателем, но и активным участником действия! (слайд 14)

Для формирования умения составлять слоги разработала игры на липучках «По волнам», «Полет ракеты». Дети не просто учились составлять из букв слоги, но и проигрывали этот процесс передвигая корабль с гласными буквами к согласным. (слайд 16)

Игры «Составь слово по картинке» способствуют развития интереса в составлении и прочтении слов. (слайд 18)

На заключительном этапе, мною был проведен повторный мониторинг выявления уровня сформированности предпосылок читательской грамотности детей старшего дошкольного возраста, включающий в себя наблюдение за детьми. Так же было проведено повторное анкетирование родителей. Анкета использовалась та же, что и при первичном мониторинге. (слайд 20)

Выводы: После использования мною разработанных дидактических игр на липучках значительно повысилась динамика формирования предпосылок читательской грамотности. Старшие дошкольники с удовольствием составляют буквы в слоги, складывают слова по картинкам, отвечают на вопросы полным текстом, пересказывают и обыгрывают сказки. Родители начали способствовать формированию читательской грамотности у детей старшего дошкольного возрасте.
Следовательно, дидактические игры на липучках способствуют формированию предпосылок читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
(слайд 22)

«Игра - это искра,

зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

В игре раскрывается перед детьми мир

и раскрываются творческие способности личности»

             Василий Александрович Сухомлинский

Творческих успехов!

Спасибо за внимание! (слайд 23)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы ДОО по формированию предпосылок читательской грамотности у дошкольников

Система работы ДОО по формированию предпосылок читательской грамотности у дошкольников...

Методическая разработка."Формирование основ предпосылок читательской грамотности у дошкольников с ООП".

Формирование основ  предпосылок читательской грамотности у дошкольников с ООП....

Формирование предпосылок читательской грамотности у дошкольников с ОВЗ

Совершенствование системы образования в Российской Федерации обусловлено вхождением нашей страны в мировое образовательное пространство. Одним из показателей успешности этого процесса является соответ...

формирование предпосылок читательской грамотности старших дошкольников через прием «чтение с дырками и пробелами»

Конспект интегрированного занятия "формирование предпосылок читательской грамотности старшихдошкольников через прием "чтение с дырками и пробелами""...

Консультация для воспитателей ДОУ «Современные образовательные технологии, направленные на формирование предпосылок читательской грамотности у дошкольников»

В связи с тем, что «читательская грамотность» – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать св...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ПЕРВЫЕ ШАГИ ПО СТУПЕНЯМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ПЕРВЫЕ ШАГИ ПО СТУПЕНЯМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»...