« Проект по ознакомлению старших дошкольников с основами правового воспитания «Права маленького гражданина» в разновозрастной компенсирующей группе
проект (подготовительная группа)
В настоящее время возрастает актуальность проблемы "Гражданско-правовых знаний взрослых и детей". Проект предполагает воспитание основ правового сознания с дошкольного возраста, формирование у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития, уважения и терпимости к другим людям и их правам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkursnaya_rabota_proekt_po_pravu.docx | 33.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данкова Липецкой области
« Проект по ознакомлению старших дошкольников с основами правового воспитания
«Права маленького гражданина» в разновозрастной компенсирующей группе
Разработчик
Кириллова Тамара Николаевна,
воспитатель первой
квалификационной категории
2024 г
Проект по ознакомлению старших дошкольников с основами правового воспитания « Права маленького гражданина».
Актуальность. В настоящее время возрастает актуальность проблемы "Гражданско-правовых знаний взрослых и детей". Среди функций, которые выполняет ДОУ в системе народного образования, большое место должно занимать воспитание основ правового сознания с дошкольного возраста, формирование у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития, уважения и терпимости к другим людям и их правам.
Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее, целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на их защиту. Права человека, как и права ребенка, начинаются с права на жизнь. Жизнь - это первое и главное, что дано человеку. Она уникальна, свята, неприкосновенна.
Хорошо, если уже в детстве ребенок почувствует и осознает себя личностью, человеком, живущим в социуме: «Закон – это то, что не мешает, а помогает гражданину жить, поэтому детям нужно знать свои права и обязанности» Мы должны научить малышей их отстаивать, не пасовать перед трудностями и не забывать о долге перед другими людьми.
Цель:
1. Познакомить дошкольников и их родителей с документами о правах ребенка, в доступной форме разъяснить значение каждого права.
Задачи:
1. Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека и их правами.
2. Познакомить родителей с правовыми документами, с историей принятия Конвенции ООН «О правах ребенка» и правами, закрепленными в ней.
3. Дать родителям представление о защите прав ребенка, тем самым повысить уровень правовой культуры родителей.
3. Закрепить у детей полученные знания в повседневной жизни и способствовать постепенному накоплению опыта соблюдения прав и обязанностей.
Вид проекта: информационно - познавательный.
Сроки реализации: долгосрочный.
Объект проекта: совместная работа воспитателя, детей и родителей группы.
Предмет проекта: процесс воспитания и обучения.
Участники проекта: дети 6-7лет, родители воспитанников, воспитатели группы.
Сроки реализации проекта: октябрь 2023 г – декабрь 2023 г.
Этапы проекта:
1 этап. Подготовительный: октябрь 2023 г.
Цель:
1. Определить цели и задачи проекта.
2. Подобрать литературу и дидактический материал для работы над проектом. Познакомить родителей с проектом.
3. Заинтересовать детей, уточнить и систематизировать их знания по правовому воспитанию.
2 этап. Основной: ноябрь 2023 г.
Цель:
1. Активизировать знания детей по правовому воспитанию.
2. Познакомить с детей с правами детей и их применением в жизненных ситуациях.
3. Упражнять детей в умении применять знания своих прав в жизни.
3 этап. Заключительный: декабрь 2023.
Цель:
Способствовать осознанному овладению детьми группы реальными практическими знаниями и навыками по правовому воспитанию.
Условия реализации проекта:
В основе проекта лежит интегрированный подход к организации совместной деятельности всех его участников. В процессе реализации этого проекта дети рисуют, играют, выполняют домашние задания совместно с родителями, знакомятся с художественной литературой, оформляют совместно со взрослыми уголок права.
Взрослые (педагоги, родители) помогают, направляют ребят, являются соучастниками решений проблемных ситуаций, совместных мероприятий.
Формы организации проекта:
1. Организованная деятельность детей, где дети получают новые теоретические знания по изучению прав маленького гражданина.
2. Совместная деятельность воспитателя и детей - беседы, чтение художественной литературы, заучивание прав, обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения, игры, в которых создаются условия для практического применения ребёнком знаний своих прав, дидактические игры, в которых закрепляются знания, полученные в организованной деятельности.
Работа с родителями:
Цель:
1. Довести до сведения родителей актуальность, важность проблемы знания детьми своих прав и практического их применения в жизни детей.
2. Повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме.
3. Дать конкретные знания по правам детей, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье.
Критерии эффективности проекта:
1. Создание необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями по правовому воспитанию детей.
2. Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях с другими детьми в детском саду, во дворе, дома, согласно полученным знаниям по правовому воспитанию.
3 .Автоматизация у детей навыков правового воспитания в поведении в любой жизненной ситуации.
4. Пробуждение у родителей интерес к проблемам детского сада.
5. Соблюдение прав участниками проекта (детьми и родителями), и привлечение к тому других людей.
Предполагаемые результаты:
Работа по проекту позволит закрепить у детей знания своих прав и получить практические навыки использования их в жизни.
Развитие познавательной активности детей, умение осознанно пользоваться своими правами.
Полученные знания и впечатления детей найдут отражение в рисунках, аппликации, лепке, моделировании, что будет способствовать развитию у детей воображения, творчества.
Формирование гражданских навыков: индивидуальность суждений, открытость к диалогу, толерантность, умение решать возникающие вопросы в повседневной жизни конфликты правовыми способами.
Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека. Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.
Конкретные результаты проектной деятельности:
1. Продукты детского изобразительного творчества.
2. Наглядные пособия – игры, атрибуты для проведения игр по отработке практических навыков.
3. Уголок права.
4. Картотека игр по ознакомлению детей с их правами.
5. Материалы по работе с родителями.
6. Презентация проекта
7. Выставка детских работ.
Список использованной литературы:
1. Голицына Н. С., Огнева Л. Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка - М.: «Издательство Скрипторий », 2006.
2. Доронова Т. Н. и др. – Защита прав и достоинств маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада: пособие для работников дошкольного. образования. – М.: Просвещение, 2006.
3. Жукова Р. А. Правовое воспитание. Старшая и подготовительная группы. Разработки занятий. - Изд. 2-е переработанное. /Сост.-Волгоград: ИТД «Корифей».
4. Зеленова Н. Г. ,Осипова Л. Е. Я - ребенок, и я имею право. - М.: «Издательство Скрипторий », 2009-96 с.
5. Калинина Л. В. Изучаем права вместе с любимыми персонажами. - «Ребенок в детском саду».- №3.- 2008 С. 39 – 45.
6. Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН. – М.: РИОР, 2007.
7. Мячина Л. К., и др. Маленьким детям – большие права: Учебно-методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
8. Татаринкова Л. Ю. Права маленького гражданина - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007. (Серия «Малышам о Родине»).
9. Шорыгина Т. А. Беседы о правах ребенка. - Методическое пособие для занятий с детьми 5 – 10 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
Приложения к проекту:
Календарно- тематическое планирование работы по правовому воспитанию на октябрь-декабрь 2023 г.
1. ООД и СД:
«Что такое права человека».
«Право ребенка на имя, отчество и фамилию».
«Право ребенка жить и воспитываться в семье».
«Право ребенка на охрану здоровья».
«Права ребенка на образование».
«Права и обязанности ребенка».
«Право на защиту».
«День народного единства».
2. Беседы с детьми:
«Что такое права ребёнка».
«Как дружить без ссоры».
«У каждого есть имя».
«Жизнь дана на добрые дела».
3. Игры и проблемные ситуации:
«Что такое хорошо и что такое плохо».
«Не поделили игрушку».
«Если чужой стучится в дверь».
«Рядом с тобой друг».
«Запрещается – разрешается».
«Мы разные, но у нас равные права».
4. Художественное творчество:
Рисование:
«Дом, в котором я живу».
«Моя мама - самая красивая».
«Как мы отдыхаем».
«Я имею право на лечение».
«Моя семья».
Лепка:
«Игрушка для сестрёнки (друга)».
Аппликация:
«Бабушкин дом в деревне».
5. Составление творческих рассказов:
«У меня есть право на образование».
«Мои самые любимые».
«Что случилось бы, если бы не было права на медицинское обслуживание?».
«Что такое Конституция?».
6. Чтение художественной литературы:
К. Чуковский «Доктор Айболит».
К. Чуковский «Федорино горе».
Г. Х. Андерсен «Снежная королева».
Ш. Перро «Красная Шапочка», «Золушка».
А. Толстой «Золотой ключик».
7. Рассматривание иллюстраций:
«Здесь учатся дети».
«Дети строят кукле дом».
«На приёме у врача».
«Право ребёнка на экологически чистый воздух».
«Какие обязанности забыл мальчик?».
«Кем работают эти люди?».
«Право взрослых на отдых».
«Право детей на отдых».
«Я тоже буду космонавтом».
«Мамина забота».
8. Выставка рисунков:
«Я имею право на…».
9. Конструирование макета:
«Наш дом».
10. Экскурсии по улице города:
«Рассматривание жилых домов».
«Школа - дом, где учатся дети».
11. Организация сюжетно-ролевой игры:
«Скорая помощь».
«Спасатели».
«Вылечи свою любимую игрушку».
«Дружная семья».
«Семейный праздник».
«Школа».
«Детский сад».
12. Дидактические игры:
«Кто это?».
«Вопрос - ответ».
«Назови ласково».
«Руки вверх».
«Кому, какой дом».
«Я живу на…».
«На одну букву».
«Найди себе пару».
«Моих родителей зовут».
«Разрешается - запрещается».
«Мама, папа и я».
«Добрые дела».
«Я один дома».
«Приглашение в гости».
«Кто из героев нарушает права».
«Найди себе пару».
«Ласковое имя лучше мягкого пирога».
«А ты…».
«Настроение моих родных».
«Назови свой адрес».
«Кто имеет право жить в этом доме?».
«Как растёт твоё имя».
«Отгадай по голосу».
«Узнай право».
«Круговая беседа».
«Моя кукольная семья».
«Обязанности в нашей семье».
«Придумай правовой конец сказки».
«Права детей и взрослых».
13. Подвижные игры:
«Прогулка по ручью».
«Спасатели».
«Жмурки в кругу».
«Поводырь».
14. План работы с родителями.
Консультации:
«Правовое образование старших дошкольников».
«История становления законодательства о правах ребёнка».
«Можно ли обойтись без наказания».
«Ребёнок и его права».
"Охрана прав и достоинства маленького ребенка. Координация усилий семьи и ДОУ."
15. Анкетирование родителей.
Анкета для родителей
- Какие международные документы о правах ребёнка Вам известны?
____________________________________________________________________________________
- Считаете ли Вы необходимым защищать права и достоинства ребёнка в нашей стране?
Да, нет (нужное подчеркнуть)
- Если «Да», то какие права ребёнка нарушаются?
_____________________________________________________________________________________
- Соблюдение каких прав ребёнка обязано взять на себя дошкольное образовательное учреждение?
_____________________________________________________________________________________
- Какие права ребёнка чаще всего нарушаются в семьях детей Вашей группы?
_____________________________________________________________________________________
- Что Вы понимаете под правовым воспитанием детей?
_____________________________________________________________________________________
- Следует ли подключать родителей к правовому воспитанию детей?
Да, нет (нужное подчеркнуть)
- С какого возраста целесообразно приобщать ребёнка к правовой культуре общества, в частности к осознанию прав человека, в том числе собственных (нужное подчеркнуть)
- с раннего возраста
- с младшего дошкольного
- со среднего дошкольного
- со старшего дошкольного
- с младшего школьного
- Можно ли подвести детей старшего дошкольного возраста к пониманию таких слов, как «право», «свобода», «закон», «равноправие», «обязанность», «международный документ»?
_____________________________________________________________________________________
- Какие средства и методы следует использовать, формируя у детей представления о правах человека?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
- Имеете ли Вы опыт воспитания детей с учётом прав человека?
Да, нет (нужное подчеркнуть)
- Хотели бы Вы повысить уровень своих знаний о правах ребёнка и правовом воспитании детей дошкольного возраста?
Да, нет (нужное подчеркнуть)
16. Памятка для родителей по правовому воспитанию.
Искусство быть родителем.
Уважаемые родители! В семье растет малыш. Каждого ребенка нужно уважать и видеть в нём личность. Советы как стать хорошим родителем.
1. Ваш малыш ни в чём не виноват перед Вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал Вам дополнительные трудности. Ни в том, что не дал ожидаемого счастья. Ни в том, что не оправдал вашего ожидания. И Вы не вправе требовать, чтобы он разрешил Вам эти проблемы.
2. Ваш ребёнок – не Ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь Вы не имеете право. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.
3. Ваш ребёнок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямства и капризы так же неизбежны, как сам факт его присутствия в семье.
4. Во многих капризах и шалостях малыша повинны Вы сами, потому что вовремя не поняли его, не желая принимать его таким, какой он есть.
5. Вы должны всегда верить в лучшее, что есть в Вашем малыше. Быть уверенным в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится.
Любите своего ребёнка!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка познавательно-игрового мероприятия «Права маленького гражданина» для детей подготовительной группы
Целью данной разработки является создание условий, способствующих первоначальному правовому воспитанию детей дошкольного возраста....
Программа кружка по правовому воспитанию «Я – маленький гражданин большого мира»
В чем причина нарушения прав ребенка? Безусловно, не в отсутствии соответствующих законов, а в неудовлетворительном использовании правовой базы. Кроме того, дети и многие взрослые не знают Конвенции о...
Проект по ознакомлению старших дошкольников с основами безопасного поведения « Береги свою жизнь».
В современном мире никто не застрахован ни от техногенных катастроф, ни от стихийных бедствий. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопас...
Проект по ознакомлению старших дошкольников с основами безопасного поведения "Собственная безопасность"
Воспитание безопасного поведения, способность предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, искать пути решения в экстремальных ситуациях....
Проект по ознакомлению старших дошкольников с основами безопасного поведения «Пространство безопасности»
Проект по ознакомлению старших дошкольников с основами безопасного поведения«Пространство безопасности»...
Проект по ознакомлению старших дошкольников с основами безопасности поведения "Безопасное детство"
Цель проекта: Воспитание у ребёнка культуры безопасного поведения в различных ситуациях.Дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них....