Кружковая работа Тема: «Милости просим, гости дорогие!» Разработчик: воспитатель высшей категории Стапонкус Марина Николаевна
методическая разработка (средняя группа)
Пояснительная записка.
Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, миром природы, предметным миром. Происходит приобщение детей к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству, воспитывается чувство патриотизма.
Патриотизм — это чувство любви к Родине, именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.
Содержание данной программы направлено на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Программа основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности — интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhkovaya_rabota.docx | 502.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Кружковая работа
Тема: «Милости просим, гости дорогие!»
Разработчик: воспитатель высшей категории Стапонкус Марина Николаевна
Пояснительная записка.
Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, миром природы, предметным миром. Происходит приобщение детей к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству, воспитывается чувство патриотизма.
Патриотизм — это чувство любви к Родине, именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.
Содержание данной программы направлено на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Программа основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности — интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.
Образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства — от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется стратегия развития личностной культуры ребёнка как основы его любви к Родине.
Из этой цели выходят следующие задачи программы:
- Пробуждать душу ребёнка окружающими предметами, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность. Предметы должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.
- Обогащать словарь ребёнка наиболее употребляемыми в народных сказках, пословицах, поговорках, а также в ходе занятий старинных русских слов.
- Необходимость в широком использовании всех видов фольклора (сказки, песенки, потешки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
- Приобщать детей к народной культуре через народные праздники и традиции.
- Ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
Методы, используемые на занятиях кружка:
- Чтение фольклорного материала и частичное заучивание его.
- Беседа.
- Игры-упражнения и дидактические игры.
- Рассматривание предметов быта «русской избы», иллюстраций к ним.
- Показ образца выполнения последовательности продуктивной работы.
Методика работы с детьми строится на следующих принципах:
- Отбора содержания доступного детям 4-5 лет.
- Постепенного усложнения программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью.
- Индивидуального подхода к детям.
Ожидаемые результаты к концу года:
- Дети знают предметы обихода (люлька, сундук, прялка, веретено, рукомойник, скалка, коромысло, ведро, деревянные ложки и т. д.); предметы одежды и из какой шерсти она делалась; музыкальные инструменты (балалайка); знают домашних животных (кот, корова, бык, коза и т. д.).
- Дети знают и используют в повседневной жизни многие виды фольклора (сказки, песенки, потешки, пословицы, поговорки, заклички и др.).
- Дети участвуют в народных праздниках и традициях (Новый год, Масленица, обычай встречи Весны).
- Дети знают элементы декоративной росписи (рисование, аппликация).
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- Проведение выставок детских работ,
- Литературная викторина по малым видам фольклора.
- Итоговое развлечение по мотивам народных праздников и традиций.
Работа проводится вне основной образовательной деятельности во второй половине дня.
Длительность занятий 20 минут.
Категория обучаемых: дети 4-5 лет.
Организационно-методическое обеспечение программы
(возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп).
Программа «Милости просим, гости дорогие» рассчитана на 1 год. В подгруппу входят дети 4-5 лет. Для успешного освоения программы численность детей в подгруппе кружка составляет 8 человек. Занятия проводятся четыре раза в месяц, с сентября по май, продолжительностью 20 минут.
Перспективное планирование
Месяц | Тема занятия | Программное содержание |
Сентябрь | 1. «Во саду ли, в огороде» 2. «Чудесный мешочек» 3. Коровушка и бычок 4. «Бычок-чёрный бочок» | Дид. игра «Что растёт в саду и в огороде». Загадывание загадок об овощах и о фруктах. Разучивание потешки «Наш козёл» Повторение песенки-потешки «Наш козёл». Дид. игра «Чудесный мешочек» Знакомство детей с домашними животными — коровой и бычком. Разучивание потешек про корову и бычка Повторение потешки про бычка. Знакомство со сказкой «Бычок-чёрный бочок, белые копытца» |
Октябрь | 1. «Приглашаем в гости к нам» 2. «Гуси-лебеди» 3. «Сошью Маше сарафан» 4. «Золотое веретено» | Игра-упражнение «Вежливое обращение к гостям». Повторение потешек о козле, коровушке, бычке Знакомство со сказкой «Гуси-лебеди». Разучивание потешки «А тари, тари, тари» Знакомство с женской русской народной одеждой. Повторение потешки «А тари, тари, тари» Знакомство с предметами обихода — прялкой и веретеном. Знакомство со сказкой «Золотое веретено» |
Ноябрь | 1. «Волшебные спицы» 2. «Лисичка со скалочкой» 3. «Петушок-золотой гребешок» 4. «Чудесный сундучок» | Знакомство со спицами и вязанием на них. Беседа о шерстяных изделиях и о том, откуда берётся шерсть (козья, овечья) Знакомство с предметом обихода — скалкой. Знакомство со сказкой «Лисичка со скалочкой» Упражнение в вежливом обращении к гостю. Дид. игра «Похвали Петушка». Знакомство со сказкой «Петушок и бобовое зёрнышко» Дид. игра «Кто спрятался?» (Отгадывание загадок о домашних животных). Повторение потешек, попевок о домашних животных |
Декабрь | 1. «Здравствуй, зимушка-зима» 2. «Зимовье зверей» 3. «Одень зверей» 4. «Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!» | Загадки о зиме. Разучивание русской народной песенки «Как на тоненький ледок» Знакомство со сказкой «Зимовье зверей». Повторение песенки «Как на тоненький ледок» Занятие аппликацией по готовым формам. Самостоятельный пересказ детьми сказки «Зимовье зверей» Знакомство с празднованием Нового года. Разучивание колядки «Щедровочка» |
Январь | 1. «Сундучок Деда Мороза» 2. «Лиса и козёл» 3. «Весёлые ложки» 4. «Заюшкина избушка» | Беседа «Подарки Деда Мороза». Разучивание заклички «Мороз, Мороз, не морозь мой нос» Дид. игра «Похвали лису». Повторение потешек о домашних животных. Знакомство со сказкой «Лиса и козёл» Знакомство с предметами обихода — деревянными ложками. Загадывание загадок о животных Самостоятельный пересказ детьми сказки «Заюшкина избушка» |
Февраль | 1. «Кто же в гости к нам пришёл?» 2. Русская балалайка 3. «Лисичка-сестричка» 4. «Масленица дорогая - наша гостьюшка годовая» | Знакомство с домовёнком Кузей. Игра «Аюшки» Знакомство с балалайкой. Пословицы и поговорки о балалайке Знакомство со сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк» Знакомство с Масленицей. Разучивание песенки «Блины» |
Март | 1. «При солнышке — тепло, при матушке — добро» 2. «Крошечка-Хаврошечка» 3. «Весна, весна, поди сюда!» 4. «Пришла весна!» | Беседа о маме с включением пословиц и поговорок. Самостоятельный рассказ «Какая моя мама». Пение песенок о маме Знакомство со сказкой «Хаврошечка» Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне. Заучивание заклички о весне Повторение заклички о весне. Создание из цветных лоскутков коллективной аппликации «Пришла весна» |
Апрель | 1. «Шутку шутить — людей насмешить» 2. «Небылица- небывальщина» 3. Русская свистулька 4. «Чудесный сундучок» | Знакомство с потешным фольклором — дразнилками, скороговорками Знакомство с небылицами. Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц Рассказ о глиняной свистульке. Лепка свистулек Раскрашивание свистулек. Дид. игра «угадай по звуку». Слушание народных мелодий |
Май | 1. Времена года 2. «Волшебная палочка» 3. Игра с Колобком 4. Прощание с «избой» | Рассказ о временах года с использованием соответствующих загадок. Повторение закличек, песенок о временах года Узнавание знакомых сказок по отрывкам из них, иллюстрациям, предметам Самостоятельное творческое развитие сюжета сказки «Колобок» Знакомство детей с новой сказкой (по выбору Хозяйки). Прощальное чаепитие |
Методическое сопровождение:
Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - Спб.: Детство-Пресс, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомствот с устройством русской избы "Милости просим,гости дорогие"
Данная образовательная деятельность направлена на знакомство детей с русской народной культурой с их бытом, традициям....
Развлечение: "Милости просим, гости дорогие"
Развлечение для младшейгруппы на тему: Русская изба...
Совместная образовательная деятельность в мини – музее «Русская изба» «Милости просим гости дорогие»
Конспект занятия в музее "Русская изба" для детей старшей-подготовительной группы....
Конспект занятия по кружковой деятельности. "Милости просим гости дорогие"
Конспект занятия по кружковой деятельности в младшей группе на тему: "Милости просим гости дорогие" В данном конспекте можно проследить знакомство детей с русской избой и бытом наших пр...
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию Тема: «Милости просим, гости дорогие».
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитаниюТема: «Милости просим, гости дорогие». Подготовила: воспитатель Аникьева Г.И II группа раннего возраста...
Консультация для родителей по рисованию и лепке тема: «Как организовать домашние занятия по рисованию и лепке» Разработчик: воспитатель высшей категории Стапонкус Марина Николаевна
Любая деятельность детей, а художественная по своему содержанию особенно, требует соответствующей организации предметно-пространственной среды. Поэтому так важно для домашних занятий рисованием и лепк...
Мастер-класс для родителей ДОУ на тему «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» Провела: Стапонкус Марина Николаевна,
Описание работы: Данный материал будет полезен для родителей и педагогов детей раннего возраста, направленный на развитие мелкой моторику рук.Цель: показать методы и приёмы работы с детьми п...