Фольклор как средство воспитания и развития у дошкольников элементарных социальных норм и правила поведения в различных видах деятельности
картотека
Воспитывать у детей привычки культурного поведения и общения с людьми, основ этикета, правил поведения в общественных местах – профессиональная обязанность воспитателя детского сада. Обучение этикету происходит непрерывно, как на специально организованных занятиях, так и на протяжении всех режимных моментов (умывание, приём пищи, прогулка, игра).Мы собрали стихи, потешки, загадки, пословицы, поговорки и объединили их в группы по темам: «Дежурство», «В группе», «Сон», «На прогулке», «За столом», «В комнате гигиены» и др. Надеемся, эта подборка будет полезной для читателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklor_kak_sredstvo_vospitaniya.docx | 24.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Фольклор как средство воспитания и развития у дошкольников элементарных социальных норм и правила поведения
в различных видах деятельности
Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение. Оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создаёт хорошие, устойчивые взаимоотношения. Тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных церемониях, но и дома.
Воспитывать у детей привычки культурного поведения и общения с людьми, основ этикета, правил поведения в общественных местах – профессиональная обязанность воспитателя детского сада. Обучение этикету происходит непрерывно, как на специально организованных занятиях, так и на протяжении всех режимных моментов (умывание, приём пищи, прогулка, игра). Дошкольникам свойственны живой интерес к окружающему, активность, эмоциональность, стремление к самостоятельности – всё это создаёт благоприятные условия к восприятию учебного материала в процессе приобщения ребёнка к этикету. Наряду с показом и непосредственной помощью воспитатель использует слово. Детям очень нравится, когда воспитатель общается с ними посредством «живого слова», которое не только помогает, но и облегчает задачу педагога при обучении и воспитании малышей. Дети же, в свою очередь, с удовольствием учат такие «правила» и при случае напоминают друг другу без участия воспитателя. Мы собрали стихи, потешки, загадки, пословицы, поговорки и объединили их в группы по темам: «Дежурство», «В группе», «Сон», «На прогулке», «За столом», «В комнате гигиены» и др. Надеемся, эта подборка будет полезной для читателя.
Дежурство
***
Мы дежурные сегодня.
Станем няне помогать,
Аккуратно и красиво
Все столы сервировать.
Что сначала нужно сделать?
Будем руки чисто мыть.
Потом фартуки наденем,
Начнём скатерти стелить.
Мы салфетницы поставим,
А на самый центр стола –
Хлеб душистый, свежий, вкусный.
Хлеб всему ведь «голова».
Вокруг хлебниц хороводом
Блюдца с чашками стоят.
Ручки чашек смотрят вправо,
В блюдцах ложечки лежат.
Мы тарелки всем поставим,
Вилки, ложки и ножи.
Не спеши, как класть подумай,
А потом уж разложи.
От тарелки справа нож,
Ложка рядышком лежит.
Нож от ложки отвернулся,
На тарелочку глядит.
Ну, а слева от тарелки
Нужно вилку положить.
Когда станем есть второе,
Будет с вилкой нож дружить.
***
Помогать мы будем няне,
Уберём мы в группе сами.
Хотим няне угодить
Станем в чистой группе жить!
***
Знают взрослые и детки:
На столе нужны салфетки,
Чистоту чтоб соблюдать
Рот и руки вытирать.
В группе
***
Хорошо чтоб день начать,
Надо «Добрый день» сказать.
Тот, кто вежлив, старших чтит,
Первым это говорит.
***
Что такое «Здравствуйте»?
Лучшее из слов
Потому что «здравствуй»
Значит – будь здоров!
Правильно запомнил,
Знаешь – повтори:
Старшим это слово
Первым повтори!
***
Если встретил ты друзей,
Поздоровайся скорей.
А когда собрался в путь
Попрощаться не забудь.
***
Рано утром по порядку
Становитесь на зарядку.
Настроение улучшится,
И всё у вас тогда получится.
***
Чтоб расти нам сильными,
Ловкими и смелыми,
Ежедневно после сна (по утрам)
Мы зарядку делаем.
***
Мы с игрушками играем,
Их на место убираем.
Кто любит трудиться
Работы не боится.
***
Милые дети, будьте добры, -
Шум исключите из вашей игры.
***
С правилом этим каждый знаком:
Как только закашлял – прикрой рот платком.
***
От тебя не будет толку,
Коль болтаешь без умолку.
***
Стул придуман для того, чтоб на нём сидели,
Не качайся ты на стуле, это не качели.
***
Стол, ребята, не кровать.
И на нём нельзя лежать.
За столом сиди ты стройно
И веди себя достойно.
***
Не груби, не обзывайся,
С другом ты не задирайся.
Близких надо уважать,
Никогда не обижать.
***
Выслушай-ка, друг любезный,
От меня совет полезный…
***
Голова на плечах не для одной шапки
***
Ни к чему нам эти ссоры, позабудем про раздоры
***
Бить друг друга так не сложно,
Но подумай, ведь возможно
Разрешить какой-то спор
Всё же мирно и без ссор.
***
Нет друга – ищи, а найдёшь – береги.
***
Ласковое слово, что весенний день.
***
Ласковое слово себе ничего не стоит, а другому многое даёт.
О труде, самообслуживании
***
Не говори – не умею, говори – научусь!
***
Если спорится всегда у тебя работа
Научи уменью друга – прояви заботу.
***
Птица красна оперением, а человек – рукоделием.
***
Глаза боятся, а руки делают.
***
Терпенье и труд всё перетрут.
***
Язык болтает, рукам мешает.
***
Болтай, болтай, да дело знай.
***
Без труда, не вытащишь и рыбку из пруда.
***
Помогу, помогу, а пришло время – не могу!
За столом
***
На столе стоит еда
Разговаривать нельзя.
Ты вначале скушай блюдо,
А потом беседуй с другом.
***
Сидя тихо за столом, кушай аккуратно,
Чтоб закончив свой обед,
выглядеть опрятно.
***
Не крутить и не вертись
Сидя за столом.
Хорошенько подкрепись –
Будешь молодцом!
***
Не клади на стол локтей
Даже если нет гостей.
***
Коль тебе налили в чашку
Молоко, компот иль чай, -
Пей спокойно, аккуратно,
Ничего не разливай.
***
Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.
***
Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной.
***
Дома ешь, что хочешь, а в гостях – что поставят.
***
Лебедин, мой Лебедин!
Что поставят – то едим!
***
Чеснок да лук от семи недуг.
***
Уж солнышко на ели, а мы ещё не ели!
***
Еда за животом не ходит.
***
Натощак и песня не поётся.
***
Нет той птицы, чтобы пела да ела. Ест и пьёт, так и поёт.
***
Ешь больше, а говори меньше.
***
Кто ест скоро, тот и работает споро.
***
Глубоко и мелко
Корабли в тарелках:
Луку головка, красная морковка,
Петрушка, картошка
И крупки немножко,
Вот кораблик плывёт,
Заплывает прямо в рот!
***
Без капусты щи не густы
***
Поешь горошку, так и побегаешь по дорожке!
***
Поешь рыбки – будут ноги прытки!
***
Хлеб да капуста плохого не допустят.
***
Кисель зубам не порча.
***
Хлеб на стол и стол – престол,
а хлеба ни куска и стол – доска.
***
Тётушка Фёкла, красная свёкла!
Ты салаты, винегреты
заправляешь красным цветом.
***
Вот и полдник (завтрак, ужин) подошёл,
Сели дети все за стол.
Чтобы не было беды,
Вспомним правила еды:
Наши ноги не стучат,
Наши язычки молчат.
За едою не сори,
Насорил – так убери!
***
Час обеда подошёл сели деточки за стол.
***
Сели все красиво.
Ножки как дорожки под столом стоят
Локоточки вниз глядят.
***
Это – ложка, это – чашка
В чашке – гречневая кашка
Ложка в чашке побывала
Кашки гречневой не стало.
***
А у нас есть ложки
Волшебные немножко.
Вот тарелки, вот еда
Не осталось и следа.
***
На моей тарелочке
Рыженькая белочка,
Чтоб она была видна,
Всё съедаю я до дна!
***
Пей, дружок, фруктовый сок,
Будешь строен и высок!
***
«Не хочу есть манную кашу!»
Кричала девочка Маша.
«Правильно, - думала каша –
Хорошая девочка Маша!»
***
Посадим на ложку
Капусту, картошку – и спрячем!
Попробуй, найди!
Не видно на ложке
Капустки, картошки
И нет на тарелке – гляди!
***
Бери ложку, бери хлеб,
И скорее за обед.
***
Кругла, рассыпчата, бела
На стол она с полей пришла.
Ты посоли её немножко.
Ведь правда вкусная (картошка)
***
Летом в огороде – свежие, зелёные,
А зимою в бочке – жёлтые, солёные.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас? (огурцы)
***
Он круглый и красный как глаз светофора.
Среди овощей нет сочней (помидора)
***
Он бывает с толокном,
С рисом, мясом и пшеном,
С вишней сладкою бывает.
В печь его сперва сажают.
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку всё съедят! (пирог)
***
Красна дорога ездоками, а обед – едоками!
***
Ужин не нужен, был бы обед!
***
Мельница сильна водой, а человек едой.
***
Сначала он в поле большом колосится
Потом он в амбаре крестьянском хранится.
Затем он в пекарне печётся
И мягким, душистым на стол подаётся (хлеб)
***
От хлеба-соли не отказываются.
***
Ножик – в правой, вилка – в левой,
С едой ты справишься умело.
***
Чавкать очень неприлично,
Об этом знаешь ты отлично.
***
Ешь аккуратно, не спеши,
Не брызгай, на пол не кроши,
Хлеб береги и уважай,
Его повсюду не бросай,
Поел – и убери, друг мой,
Свою посуду за собой.
В комнате гигиены
***
Наш весёлый паровоз мыть вагончики повёз.
Вы, вагоны, не толпитесь, друг за друга все держитесь!
***
Не забудь перед едой чисто вымыть руки,
Ведь от грязи твой живот испытает муки.
***
Кран откройся! Нос умойся!
Мойтесь сразу оба глаза!
Мойся, мойся, умывайся!
Грязь смывайся, грязь смывайся!
***
В руки мыло мы возьмём
И водичку мы польём.
Моем руки быстро, быстро,
Моем руки чисто, чисто.
А потом лицо умыли,
Глазки тоже мы промыли,
Полотенцем утирались,
На себя мы любовались!
***
Чище мойся, воды не бойся.
***
Нужно мыться непременно
Утром вечером и днём,
Перед каждою едою,
После сна и перед сном.
***
Руки мой перед едой.
Грязные руки грозят бедой.
***
А водичка булькает,
А водичка пенится,
Дашенька умоется,
Причешется, оденется.
***
Тёплая водичка умоет Тане личико,
Пальчики Антошке, Сашеньке ладошки.
***
Что такое чистым быть? Руки чаще с мылом мыть,
Грязь убрать из-под ногтей, да постричь их поскорей.
***
Умываюсь по утрам и ещё по вечерам.
Чисто вымою я уши – будут уши лучше слушать.
Отчего блестят глаза? С мылом умывался я.
***
Водичка, водичка, умой моё личико!
Чтобы глазки блестели, чтобы щёчки краснели.
Чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток.
***
Я люблю тебя водичка,
Я умою тобой личико.
Буду песни распевать
И цветочки поливать.
***
Ускользает как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не лениться. (мыло)
***
Мойдодыру я родня.
Отверни-ка ты меня,
И холодною водою
Живо я тебя умою (кран)
***
Ой, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чисто умываемся, маме улыбаемся!
Чтоб микробы быстро смыть
Надо руки с мылом мыть.
Одевание, причёсывание
***
Раз, два, три, четыре, пять –Собираемся гулять
Завязала Катенька
шарфик полосатенький.
Наденем на ножки
Валенки-сапожки
И пойдём скорей гулять
Прыгать, бегать и скакать.
***
Нюша-копуша час жевала грушу,
Два – умывалась, три – вытиралась.
Нюша к завтраку пошла, Нюша к ужину пришла.
***
В небе солнышко гуляет,
С ясным днём нас поздравляет.
Собирайся детвора,
Нам гулять давно пора!
Будем быстро одеваться,
На прогулку собираться.
***
Дружат волосы с расчёской.
Хороша моя причёска!
***
Расти коса до пояса
Не вырони ни волоса
Расти коса до пят,
Все волосики в ряд.
***
Что мы делаем расчёской?
Тане (Вите) делаем причёску.
Витя в зеркало глядит:
Нет вихров – приятный вид.
***
Мы не любим неопрятных,
Не расчёсанных ребят
С ними даже поросята подружиться не хотят.
***
Чешу, чешу волосоньки,
Расчесываю косоньки
Расти коса не путайся
Маша (Оля) маму слушайся.
На прогулке
***
Не ломай в лесу деревья,
Будь то сосны или ели.
Ведь они не зря растут –
Пользу всем вокруг несут.
***
Незачем на улице мусорить тебе
Надо чтобы улицы были в чистоте!
***
Сам себя губит кто других не любит
Сон
***
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать.
***
Тишина у пруда
Не качается вода
Не шумят камыши
Засыпают малыши.
***
Я лягу на кровать,
Перестану болтать,
Глазки закрываются.
Что начинается? (сон)
***
Спят медведи и слоны,
Заяц спит и ёжик
Все вокруг спать должны
Наши дети тоже.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное занятие "КУКЛА" по сенсорному развитию детей в непосредственно образовательной области "Познание" через интеграцию различных видов деятельности в 1 младшей группе.
Данное занятие может быть использовано как итоговое по теме: "ИГРУШКИ"....
«Способность управлять своим поведением на основе первичных ценностных представлений, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения».
Доклад о дошкольниках...
«Способность управлять своим поведением на основе первичных ценностных представлений, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения».
Статья: Учёт возрастных и психологических особенностей обучающихся в организации работы по обучению безопасному поведению на улице....
«Формирование элементарных общепринятых норм и правил поведения в социуме через организацию тематической правовой недели «Мы имеем право». Бабаева Н.А., Скорынина О.А.
Авторами предложена учебно-методическая разработка по организации правовой недели с детьми старшего дошкольного возраста. Данная разработка дает возможность эффективно построить нравственно – правовую...
Формирование у дошкольников математических знаний, умений и навыков в различных видах деятельности. Знания
Знания по математике необходимы всегда. И, поэтому, формирование математических представлений у детей необходимо проводить не только во время специально организованной образовательной деятельности, но...
Многообразие форм, средств и методов ознакомления детей с кубанской национальной культурой в условиях интеграции различных видов деятельности.
Приобщая ребенка к тому, что создали наши предки, педагог и родители воспитывают любование, восхищение, уважение, познавательный интерес, стремление подражать и быть успешным в собственном творч...