Фольклор как средство воспитания и развития у дошкольников элементарных социальных норм и правила поведения в различных видах деятельности
картотека

Помелова Лариса Борисовна

Воспитывать у детей привычки культурного поведения и общения с людьми, основ этикета, правил поведения в общественных местах – профессиональная обязанность воспитателя детского сада. Обучение этикету происходит непрерывно, как на специально организованных занятиях, так и на протяжении всех режимных моментов (умывание, приём пищи, прогулка, игра).Мы собрали стихи, потешки, загадки, пословицы, поговорки и объединили их в группы по темам: «Дежурство», «В группе», «Сон», «На прогулке», «За столом», «В комнате гигиены» и др. Надеемся, эта подборка будет полезной для читателя.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor_kak_sredstvo_vospitaniya.docx24.83 КБ

Предварительный просмотр:

Фольклор как средство воспитания и развития у дошкольников элементарных социальных норм и правила поведения

в различных видах деятельности

 

Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение. Оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создаёт хорошие, устойчивые взаимоотношения. Тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных церемониях, но и дома.

Воспитывать у детей привычки культурного поведения и общения с людьми, основ этикета, правил поведения в общественных местах – профессиональная обязанность воспитателя детского сада. Обучение этикету происходит непрерывно, как на специально организованных занятиях, так и на протяжении всех режимных моментов (умывание, приём пищи, прогулка, игра). Дошкольникам свойственны живой интерес к окружающему, активность, эмоциональность, стремление к самостоятельности – всё это создаёт благоприятные условия к восприятию учебного материала в процессе приобщения ребёнка к этикету. Наряду с показом и непосредственной помощью воспитатель использует слово. Детям очень нравится, когда воспитатель общается с ними посредством «живого слова», которое не только помогает, но и облегчает задачу педагога при обучении и воспитании малышей. Дети же, в свою очередь, с удовольствием учат такие «правила» и при случае напоминают друг другу без участия воспитателя. Мы собрали стихи, потешки, загадки, пословицы, поговорки и объединили их в группы по темам: «Дежурство», «В группе», «Сон», «На прогулке», «За столом», «В комнате гигиены» и др. Надеемся, эта подборка будет полезной для читателя.

Дежурство

***

Мы дежурные сегодня.

Станем няне помогать,

Аккуратно и красиво

Все столы сервировать.

Что сначала нужно сделать?

Будем руки чисто мыть.

Потом фартуки наденем,

Начнём скатерти стелить.

Мы салфетницы поставим,

А на самый центр стола –

Хлеб душистый, свежий, вкусный.

Хлеб всему ведь «голова».

Вокруг хлебниц хороводом

Блюдца с чашками стоят.

Ручки чашек смотрят вправо,

В блюдцах ложечки лежат.

Мы тарелки всем поставим,

Вилки, ложки и ножи.

Не спеши, как класть подумай,

А потом уж разложи.

От тарелки справа нож,

Ложка рядышком лежит.

Нож от ложки отвернулся,

На тарелочку глядит.

Ну, а слева от тарелки

Нужно вилку положить.

Когда станем есть второе,

Будет с вилкой нож дружить.

***

Помогать мы будем няне,

Уберём мы в группе сами.

Хотим няне угодить

Станем в чистой группе жить!

***

Знают взрослые и детки:

На столе нужны салфетки,

Чистоту чтоб соблюдать

Рот и руки вытирать.

В группе

***

Хорошо чтоб день начать,

Надо «Добрый день» сказать.

Тот, кто вежлив, старших чтит,

Первым это говорит.

***

Что такое «Здравствуйте»?

Лучшее из слов

Потому что «здравствуй»

Значит – будь здоров!

Правильно запомнил,

Знаешь – повтори:

Старшим это слово

Первым повтори!

***

Если встретил ты друзей,

Поздоровайся скорей.

А когда собрался в путь

Попрощаться не забудь.

***

Рано утром по порядку

Становитесь на зарядку.

Настроение улучшится,

И всё у вас тогда получится.

***

Чтоб расти нам сильными,

Ловкими и смелыми,

Ежедневно после сна (по утрам)

Мы зарядку делаем.

***

Мы с игрушками играем,

Их на место убираем.

Кто любит трудиться

Работы не боится.

***

Милые дети, будьте добры, -

Шум исключите из вашей игры.

***

С правилом этим каждый знаком:

Как только закашлял – прикрой рот платком.

***

От тебя не будет толку,

Коль болтаешь без умолку.

***

Стул придуман для того, чтоб на нём сидели,

Не качайся ты на стуле, это не качели.

***

Стол, ребята, не кровать.

И на нём нельзя лежать.

За столом сиди ты стройно

И веди себя достойно.

***

Не груби, не обзывайся,

С другом ты не задирайся.

Близких надо уважать,

Никогда не обижать.

***

Выслушай-ка, друг любезный,

От меня совет полезный…

***

Голова на плечах не для одной шапки

***

Ни к чему нам эти ссоры, позабудем про раздоры

***

Бить друг друга так не сложно,

Но подумай, ведь возможно

Разрешить какой-то спор

Всё же мирно и без ссор.

***

Нет друга – ищи, а найдёшь – береги.

***

Ласковое слово, что весенний день.

***

Ласковое слово себе ничего не стоит, а другому многое даёт.

О труде, самообслуживании

***

Не говори – не умею, говори – научусь!

***

Если спорится всегда у тебя работа

Научи уменью друга – прояви заботу.

***

Птица красна оперением, а человек – рукоделием.

***

Глаза боятся, а руки делают.

***

Терпенье и труд всё перетрут.

***

Язык болтает, рукам мешает.

***

Болтай, болтай, да дело знай.

***

Без труда, не вытащишь и рыбку из пруда.

***

Помогу, помогу, а пришло время – не могу!

За столом

***

На столе стоит еда

Разговаривать нельзя.

Ты вначале скушай блюдо,

А потом беседуй с другом.

***

Сидя тихо за столом, кушай аккуратно,

Чтоб закончив свой обед,

выглядеть опрятно.

***

Не крутить и не вертись

Сидя за столом.

Хорошенько подкрепись –

Будешь молодцом!

***

Не клади на стол локтей

Даже если нет гостей.

***

Коль тебе налили в чашку

Молоко, компот иль чай, -

Пей спокойно, аккуратно,

Ничего не разливай.

***

Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.

***

Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной.

***

Дома ешь, что хочешь, а в гостях – что поставят.

***

Лебедин, мой Лебедин!

Что поставят – то едим!

***

Чеснок да лук от семи недуг.

***

Уж солнышко на ели, а мы ещё не ели!

***

Еда за животом не ходит.

***

Натощак и песня не поётся.

***

Нет той птицы, чтобы пела да ела. Ест и пьёт, так и поёт.

***

Ешь больше, а говори меньше.

***

Кто ест скоро, тот и работает споро.

***

Глубоко и мелко

Корабли в тарелках:

Луку головка, красная морковка,

Петрушка, картошка

И крупки немножко,

Вот кораблик плывёт,

Заплывает прямо в рот!

***

Без капусты щи не густы

***

Поешь горошку, так и побегаешь по дорожке!

***

Поешь рыбки – будут ноги прытки!

***

Хлеб да капуста плохого не допустят.

***

Кисель зубам не порча.

***

Хлеб на стол и стол – престол,

а хлеба ни куска и стол – доска.

***

Тётушка Фёкла, красная свёкла!

Ты салаты, винегреты

заправляешь красным цветом.

***

Вот и полдник (завтрак, ужин) подошёл,

Сели дети все за стол.

Чтобы не было беды,

Вспомним правила еды:

Наши ноги не стучат,

Наши язычки молчат.

За едою не сори,

Насорил – так убери!

***

Час обеда подошёл сели деточки за стол.

***

Сели все красиво.

Ножки как дорожки под столом стоят

Локоточки вниз глядят.

***

Это – ложка, это – чашка

В чашке – гречневая кашка

Ложка в чашке побывала

Кашки гречневой не стало.

***

А у нас есть ложки

Волшебные немножко.

Вот тарелки, вот еда

Не осталось и следа.

***

На моей тарелочке

Рыженькая белочка,

Чтоб она была видна,

Всё съедаю я до дна!

***

Пей, дружок, фруктовый сок,

Будешь строен и высок!

***

«Не хочу есть манную кашу!»

Кричала девочка Маша.

«Правильно, - думала каша –

Хорошая девочка Маша!»

***

Посадим на ложку

Капусту, картошку – и спрячем!

Попробуй, найди!

Не видно на ложке

Капустки, картошки

И нет на тарелке – гляди!

***

Бери ложку, бери хлеб,

И скорее за обед.

***

Кругла, рассыпчата, бела

На стол она с полей пришла.

Ты посоли её немножко.

Ведь правда вкусная (картошка)

***

Летом в огороде – свежие, зелёные,

А зимою в бочке – жёлтые, солёные.

Отгадайте, молодцы,

Как зовут нас? (огурцы)

***

Он круглый и красный как глаз светофора.

Среди овощей нет сочней (помидора)

***

Он бывает с толокном,

С рисом, мясом и пшеном,

С вишней сладкою бывает.

В печь его сперва сажают.

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят!

По кусочку всё съедят! (пирог)

***

Красна дорога ездоками, а обед – едоками!

***

Ужин не нужен, был бы обед!

***

Мельница сильна водой, а человек едой.

***

Сначала он в поле большом колосится

Потом он в амбаре крестьянском хранится.

Затем он в пекарне печётся

И мягким, душистым на стол подаётся (хлеб)

***

От хлеба-соли не отказываются.

***

Ножик – в правой, вилка – в левой,

С едой ты справишься умело.

***

Чавкать очень неприлично,

Об этом знаешь ты отлично.

***

Ешь аккуратно, не спеши,

Не брызгай, на пол не кроши,

Хлеб береги и уважай,

Его повсюду не бросай,

Поел – и убери, друг мой,

Свою посуду за собой.

В комнате гигиены

***

Наш весёлый паровоз мыть вагончики повёз.

Вы, вагоны, не толпитесь, друг за друга все держитесь!

***

Не забудь перед едой чисто вымыть руки, 

Ведь от грязи твой живот испытает муки.

***

Кран откройся! Нос умойся!

Мойтесь сразу оба глаза!

Мойся, мойся, умывайся!

Грязь смывайся, грязь смывайся!

***

В руки мыло мы возьмём

И водичку мы польём.

Моем руки быстро, быстро,

Моем руки чисто, чисто.

А потом лицо умыли,

Глазки тоже мы промыли,

Полотенцем утирались,

На себя мы любовались!

***

Чище мойся, воды не бойся.

***

Нужно мыться непременно

Утром вечером и днём,

Перед каждою едою,

После сна и перед сном.

***

Руки мой перед едой.

Грязные руки грозят бедой.

***

А водичка булькает,

А водичка пенится,

Дашенька умоется,

Причешется, оденется.

***

Тёплая водичка умоет Тане личико,

Пальчики Антошке, Сашеньке ладошки.

***

Что такое чистым быть? Руки чаще с мылом мыть,

Грязь убрать из-под ногтей, да постричь их поскорей.

***

Умываюсь по утрам и ещё по вечерам.

Чисто вымою я уши – будут уши лучше слушать.

Отчего блестят глаза? С мылом умывался я.

***

Водичка, водичка, умой моё личико!

Чтобы глазки блестели, чтобы щёчки краснели.

Чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток.

***

Я люблю тебя водичка,

Я умою тобой личико.

Буду песни распевать

И цветочки поливать.

***

Ускользает как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не лениться. (мыло)

***

Мойдодыру я родня.

Отверни-ка ты меня,

И холодною водою

Живо я тебя умою (кран)

***

Ой, лады, лады,

Не боимся мы воды!

Чисто умываемся, маме улыбаемся!

Чтоб микробы быстро смыть

Надо руки с мылом мыть.

Одевание, причёсывание

***

Раз, два, три, четыре, пять –Собираемся гулять

Завязала Катенька

шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Валенки-сапожки

И пойдём скорей гулять

Прыгать, бегать и скакать.

***

Нюша-копуша час жевала грушу,

Два – умывалась, три – вытиралась.

Нюша к завтраку пошла, Нюша к ужину пришла.

***

В небе солнышко гуляет,

С ясным днём нас поздравляет.

Собирайся детвора,

Нам гулять давно пора!

Будем быстро одеваться,

На прогулку собираться.

***

Дружат волосы с расчёской.

Хороша моя причёска!

***

Расти коса до пояса

Не вырони ни волоса

Расти коса до пят,

Все волосики в ряд.

***

Что мы делаем расчёской?

Тане (Вите) делаем причёску.

Витя в зеркало глядит:

Нет вихров – приятный вид.

***

Мы не любим неопрятных,

Не расчёсанных ребят

С ними даже поросята подружиться не хотят.

***

Чешу, чешу волосоньки,

Расчесываю косоньки

Расти коса не путайся

Маша (Оля) маму слушайся.

На прогулке

***

Не ломай в лесу деревья,

Будь то сосны или ели.

Ведь они не зря растут –

Пользу всем вокруг несут.

***

Незачем на улице мусорить тебе

Надо чтобы улицы были в чистоте!

***

Сам себя губит кто других не любит

Сон

***

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать,

Но пора уже вставать.

***

Тишина у пруда

Не качается вода

Не шумят камыши

Засыпают малыши.

***

Я лягу на кровать,

Перестану болтать,

Глазки закрываются.

Что начинается? (сон)

***

Спят медведи и слоны,

Заяц спит и ёжик

Все вокруг спать должны

Наши дети тоже.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Способность управлять своим поведением на основе первичных ценностных представлений, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения».

Статья: Учёт возрастных и психологических особенностей обучающихся в организации работы по обучению безопасному поведению на улице....

«Формирование элементарных общепринятых норм и правил поведения в социуме через организацию тематической правовой недели «Мы имеем право». Бабаева Н.А., Скорынина О.А.

Авторами предложена учебно-методическая разработка по организации правовой недели с детьми старшего дошкольного возраста. Данная разработка дает возможность эффективно построить нравственно – правовую...

Формирование у дошкольников математических знаний, умений и навыков в различных видах деятельности. Знания

Знания по математике необходимы всегда. И, поэтому, формирование математических представлений у детей необходимо проводить не только во время специально организованной образовательной деятельности, но...

Многообразие форм, средств и методов ознакомления детей с кубанской национальной культурой в условиях интеграции различных видов деятельности.

Приобщая ребенка к тому, что создали наши предки, педагог и родители воспитывают любование, восхищение, уважение, познавательный интерес, стремление подражать и быть успешным  в собственном творч...