«Формирование элементарных общепринятых норм и правил поведения в социуме через организацию тематической правовой недели «Мы имеем право». Бабаева Н.А., Скорынина О.А.
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Авторами предложена учебно-методическая разработка по организации правовой недели с детьми старшего дошкольного возраста. Данная разработка дает возможность эффективно построить нравственно – правовую работу в ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
babaeva_statya.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Скорынина Ольга Анатольевна
Старший воспитатель, высшая категория, ГБОУ ООШ № 4 г. Новокуйбышевска. Структурное подразделение «Детский сад «Буратино». г. Новокуйбышевск.
dou33_buratino@mail.ru
Бабаева Наталья Александровна
Воспитатель, высшая категория, ГБОУ ООШ № 4 г. Новокуйбышевска.
Структурное подразделение «Детский сад «Буратино». г. Новокуйбышевск.
dou33_buratino@mail.ru
«Формирование элементарных общепринятых норм и правил поведения в социуме через организацию тематической правовой недели «Мы имеем право».
Аннотация: авторами предложена учебно-методическая разработка по организации правовой недели с детьми старшего дошкольного возраста. Данная разработка дает возможность эффективно построить нравственно – правовую работу в ДО.
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, нравственно – правовое воспитание, воспитательная система, правовая неделя,
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение многих задач. Одной из них является - объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Детство – это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и нравственность. Дошкольное детство – наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.
В свете ФГОС дошкольного образования актуальность правового воспитания детей однозначна: общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями. Воспитать такие личности возможно лишь в условиях соблюдения правовых норм, исключающих нарушение прав и достоинств детей. Правовое воспитание в детском саду предусматривает отношение к ребенку и его родителям как к партнерам в условиях сотрудничества. Роль правового воспитания стремительно растет.
Необходимо, чтобы правовое воспитание детей превратило правовое сознание и правовое поведение из общественного эталона в осознанную индивидуальную потребность каждого ребенка.
На основе осознания личной ответственности за свои права и обязанности ребенок сможет:
- Усвоить определенную систему нравственно – правовых ценностей;
- Раскрыть взаимосвязь прав и обязанностей человека.
- Повысить адаптивность к факторам социальной среды;
- Воспринимать нравственно – правовое поведение как норму и стиль жизни.
Новизна и значимость данного направления, я считаю, состоит в том, что через усвоение и обладания своими правами ребенок может самореализоваться и раскрыться как личность, овладеть элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно – моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо».
В нашем структурном подразделении составлена и успешно реализуется комплексная воспитательная система, получившая Диплом 1 степени во всероссийском конкурсе воспитательных систем Министерства образования и науки Российской Федерации 2004 года. Данная воспитательная система направлена на совершенствование организации воспитательной работы в ДОО, привлечение к проблеме воспитания педагогической, научной и родительской общественности, гуманизацию воспитания на основе личностно – ориентированного подхода, на формирование коммуникативных навыков, правовой культуры детей, педагогов, родителей с целью обеспечения преемственности образовательных программ ДОО и начальной школы. Функционирует 10 лет, постоянно видоизменяясь с учетом требований времени (ФГОС дошкольного образования) и состояния воспитательно – образовательного процесса в детском саду.
Воспитательная система состоит из 4-х блоков:
1 БЛОК: Первоначальным звеном в данной системе является введение детей, начиная с младшей группы, в « мир культуры » через « Уроки вежливости ».
2 БЛОК: Логическим продолжением данной работы является формирование нравственно – правовой культуры старших дошкольников.
3 БЛОК: Формирование основ здорового образа жизни.
4 БЛОК: Развитие у детей экологического сознания.
Хотела бы остановиться на реализации 2 блока комплексной воспитательной системы, который связан с правовым воспитанием детей. Данное направление осуществляется в рамках парциальной программы «Нравственно – правовая культура как средство личностно – ориентированного развития ребенка дошкольника в условиях преемственности ДОО и начальной школы », разработанной рабочей группой педагогов дошкольного учреждения. Она предназначена для детей старшей и подготовительной групп. Знать свои права ребенок должен уже в детстве. Однако для этого совсем не обязательно читать ему нормативные документы. Чтобы воспитать маленького гражданина, сформировать в нем высокие морально – нравственные качества, научить уважать свои права и права других людей, в первую очередь необходимо знание и соблюдение их взрослыми, окружающими ребенка.
В рамках ФГОС дошкольного образования данному вопросу уделяется большое внимание. Для реализации образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» я разработала алгоритм организации правовой недели для детей подготовительной группы «Мы имеем право».
Идея о разработке такой недели основывается прежде всего на желании расширить понятие «правовое воспитание» применительно к детскому саду.
Но следует признать, что сегодня невозможно достичь цели, решить задачи обучения детей без создания условий для самостоятельного присвоения, приобретения и осмысления ими знаний. Большая роль в этом принадлежит интерактивным формам обучения детей, основная задача которых воспитание социально активной, творческой личности, готовой к конкуренции, самостоятельности в решении жизненных вопросов.
Поэтому при разработке правовой недели использовали данные формы обучения детей (игры, обыгрывание ролей, анализ конкретных проблемных ситуаций и др.).
Интерактивные формы работы с детьми помогают раскрыть основные приоритеты правового воспитания и решить следующие задачи:
- Формирование системы элементарных правовых знаний;
- Формирование правовых умений и навыков, чтобы они стали привычкой, личностным убеждением.
- Формирование системы ценностных ориентаций.
Основная цель правовой недели показать взаимосвязь прав и обязанностей каждого члена общества. А атмосфера праздника помогает осуществить эту цель на фоне высокого эмоционального подъема и радостного настроения детей. Особенность правовой недели как формы праздника состоит в том, что она проводится для детей подготовительной группы и длится в течение недели
Правовая неделя « Мы имеем право ».
Цели:
- Углубление знаний детей о правах и обязанностях.
- Воспитание умения считаться с мнениями и интересами других людей.
- Формирование доброжелательности, чувства справедливости, уважения друг к другу.
Предварительная работа с детьми:
- Чтение и разучивание произведений художественной литературы и фольклора.
- Проведение бесед и занятий на тему « Беседы о правах ребенка».
- Знакомство детей с демонстрационным материалом «Права ребенка»
- Показ презентаций по данной теме.
Предварительная организационная работа педагогов:
- Планирование и разработка правовой недели.
- Разработка сценариев мероприятий.
- Подбор игр правового содержания, художественной литературы, фольклорных текстов.
- Составление примерного перечня работ для детского творчества.
- Подбор демонстрационного материала.
- Изготовление сувениров, призов для детей.
- Разработка и изготовление правовых маршрутных листов.
Алгоритм проведения правовой недели « Мы имеем право ».
Тема дня | Мероприятия | |
Подготовительная группа | Игры и занятия во второй половине дня | |
1 день «Я – человек». | Общий сбор 9.00 – 9.20 | 1. Фотовыставка «Вот мы какие». 2. Рисование тему «Мой автопортрет». 3. Просмотр презентации «Дети в картинах русских художников». Цель: учить детей воспринимать произведения искусства, познакомить детей с работами известных художников, которые изображали на своих картинах детей. 4.Чтение сказки «Похищенное имя». Цель: формировать интерес к чтению произведений художественной литературы. |
9.30 – 10.00 Место проведения: музыкальный зал. Игра – «Я – человек». Цель: укрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходства между людьми.
| ||
2 день « Дружная семья» | Общий сбор 9.00 – 9.20 | 1. Рассматривание альбомов: « Моя семья». 2. Чтение художественных произведений о семье: «Заболел сынок», «Мой папа», «Старшая сестра», «дедушка», «Бабушка». 3. Выставка генеалогических деревьев. |
9.30 – 10.00 Место проведения: Групповая комната.. Заседание «Клуба Почемучек» - «Моя семья» Цель: формировать у детей представление о семье как об «островке безопасности», гаранте прав ребенка. | ||
3 день «Конвенция о правах ребенка». | Общий сбор 9.00 – 9.20 | 1. Вернисаж рисунков детей и родителей «Знаки, которые нам помогают жить» 2. Чтение рассказа Т.А. Шорыгиной «Мои права». |
9.30 – 10.00 Место проведения: музыкальный зал. Игра - « Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Цель: показать детям на взаимоотношениях сказочных героев действие статей о правах ребенка. | ||
4 день «Права и обязанности» | Общий сбор 9.00.- 9.20 | 1. Рисование - коллективная работа «Дружные ребята». Цель: учить детей коллективному творчеству; дать возможность ощутить радость поиска наилучших решений; поощрять независимую обоснованную позицию. 2. Презентация для детей «Наши права». 3. Игры: «Ласковые имена», «Комплименты», «Солнечный зайчик» и др. |
9.30. – 10.00 Викторина «Права и обязанности ». Цель: закрепить знания о Конвенции ООН о правах ребенка; закрепить знания о правах ребенка на жизнь, на имя и фамилию, семью, медицинское обслуживание, образование, отдых и досуг; закрепить знания детей об обязанностях Место проведения: групповые комнаты. | ||
5 день « Город счастья» | 9.30 – 10.20 Место проведения: музыкальный зал. Театрализованное представление « Город счастья». Цель: Закрепить знания детей о Конвенции ООН о правах ребенка, об основных правах, перечисленных в ней. Воспитывать чувство доброты, сопереживания и сопричастности ко всему, что нас окружает. Помочь детям понять, насколько серьезна и важна проблема прав и обязанностей, осознать, что окружающий социальный мир зависит от поступков каждого человека и каждый в ответе за тот мир, в котором мы живем. Вызывать желание следовать тому, что достойно подражания и объективно оценивать недостатки поведения и деятельность. Проверка полученных знаний, умений и навыков и их комплексное совершенствование в праздничной обстановке. Вручение призов и сувениров. |
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацелен, прежде всего, на всестороннее развитие ребёнка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам. В результате проведенной работы мы получили положительные изменения у детей в их отношении к себе и другим людям, дети овладели элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме, создана благоприятная морально – психологическая обстановка для развития ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.
Список литературы:
- Зеленая Н.Г., Осипова Л.Е. Я – ребенок, и я … и я имею право!.. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. - стр. 32.
- Копытова Н.Н. Правовое образование в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - стр. 5, стр.16.
- Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребенка. М.:ТЦ Сфера, 2007. – стр. 34.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание опыта работы по теме "Приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками через игры и игровые упражнения"
В данной работе я описала как приобщить детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками через игры и игровые упражнения"...
Описание опыта работы по теме "Приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками через игры и игровые упражнения"
В данной работе я описала как приобщить детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками через игры и игровые упражнения"...
Тезисы к докладу «Знакомство детей с их правами и обязанностями» для педагогического совета «Приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками»
Тезисы к докладу «Знакомство детей с их правами и обязанностями» для педагогического совета «Приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстн...
«Способность управлять своим поведением на основе первичных ценностных представлений, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения».
Доклад о дошкольниках...
«Способность управлять своим поведением на основе первичных ценностных представлений, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения».
Статья: Учёт возрастных и психологических особенностей обучающихся в организации работы по обучению безопасному поведению на улице....
Приобщение детей младшего дошкольного возраста к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми через игровые технологии
По словам М.Л.Лисиной под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. Взаимоотношение – это субьективные связи, во...
Правовая неделя «Мы имеем право»
Правовая неделя «Мы имеем право»Цели:1.Обобщение и систематизация знание детей о правовой культуре.2. Углубление знаний детей о правах и обязанностях.3. Воспитание умения считаться с ...