Педагогический проект по интеллектуальному развитию старших дошкольников с помощью развивающих игровых технологий «Играй и развивайся» в 2022-2023 учебном году
проект (старшая группа)
Паспорт проекта
Название проекта «Играй и развивайся».
Образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, развитие речи, художественно-эстетическое.
Вид проекта: групповой, творческий.
Сроки реализации проекта: 2022-2023 уч. год
Направленность проекта: комплексный (разные виды детской игровой деятельности).
Тип проекта: развивающий.
Продолжительность: долгосрочный, предназначен для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Основополагающие принципы реализации проекта принципы федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования:
- поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
- уважение личности ребёнка;
- реализация программы в формах специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка.
Актуальность проекта.
Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема интеллектуального развития дошкольника.
Наверное, на земном шаре нет таких родителей, которые бы не мечтали о том, чтобы их малыш вырос здоровым, интеллектуально и всестороннее развитым ребенком.
Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии заинтересованы все взрослые.
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС) предусматривают создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей интеллектуального развития дошкольника. Все пять образовательных областей ФГОС направлены на развитие интеллектуальных способностей у дошкольника.
Именно в дошкольном возрасте очень важно стимулировать развитие мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы для безболезненного, плавного перехода дошкольника из ДОУ в школу.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я заметила, что лучше всего интеллект ребенка развивается в процессе игры, когда он не осознано, естественным образом впитывает новые знания об окружающем мире. Этот факт учитываю в своей работе, но стараюсь не переусердствовать, не погасить в ребенке познавательный интерес. Чтобы эффективно стимулировать интеллектуальное развитие ребенка в игре, предлагаю ему варианты продолжения игры, начатой ребенком по собственной инициативе. Предлагаю детям новые интересные занятия, поддерживаю их живейший интерес ко всем новым предметам и явлениям, но их предпочтения остаются главным фактором при выборе развивающих игр и упражнений.
Отмечая каждое достижение ребенка, поощряя его добрыми словами и лаской, мы тем самым повышаем его уверенность в собственных силах и стремление к новым результатам, а эти качества просто необходимы для интеллектуального развития ребенка и его успешности в будущем.
Цель и задачи проекта.
Цель проекта: создание комфортной игровой среды для развития интеллектуально развитой личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
22-23_proekt_igray_i_razvivaysya.docx | 57.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 80 «Веснушка» города Смоленска
Педагогический проект по интеллектуальному развитию старших дошкольников
с помощью развивающих игровых технологий
«Играй и развивайся»
Руководитель проекта:
Коцур Н.И.
Смоленск, 2022-2023 г.
Паспорт проекта
Название проекта «Играй и развивайся».
Образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, развитие речи, художественно-эстетическое.
Вид проекта: групповой, творческий.
Сроки реализации проекта: 2022-2023 уч. год
Направленность проекта: комплексный (разные виды детской игровой деятельности).
Тип проекта: развивающий.
Продолжительность: долгосрочный, предназначен для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Основополагающие принципы реализации проекта принципы федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования:
- поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
- уважение личности ребёнка;
- реализация программы в формах специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка.
Актуальность проекта.
Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема интеллектуального развития дошкольника.
Наверное, на земном шаре нет таких родителей, которые бы не мечтали о том, чтобы их малыш вырос здоровым, интеллектуально и всестороннее развитым ребенком.
Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии заинтересованы все взрослые.
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС) предусматривают создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей интеллектуального развития дошкольника. Все пять образовательных областей ФГОС направлены на развитие интеллектуальных способностей у дошкольника.
Именно в дошкольном возрасте очень важно стимулировать развитие мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы для безболезненного, плавного перехода дошкольника из ДОУ в школу.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я заметила, что лучше всего интеллект ребенка развивается в процессе игры, когда он не осознано, естественным образом впитывает новые знания об окружающем мире. Этот факт учитываю в своей работе, но стараюсь не переусердствовать, не погасить в ребенке познавательный интерес. Чтобы эффективно стимулировать интеллектуальное развитие ребенка в игре, предлагаю ему варианты продолжения игры, начатой ребенком по собственной инициативе. Предлагаю детям новые интересные занятия, поддерживаю их живейший интерес ко всем новым предметам и явлениям, но их предпочтения остаются главным фактором при выборе развивающих игр и упражнений.
Отмечая каждое достижение ребенка, поощряя его добрыми словами и лаской, мы тем самым повышаем его уверенность в собственных силах и стремление к новым результатам, а эти качества просто необходимы для интеллектуального развития ребенка и его успешности в будущем.
Цель и задачи проекта.
Цель проекта: создание комфортной игровой среды для развития интеллектуально развитой личности.
Задачи проекта:
- Формировать у детей стремление к самосовершенствованию:
- Развитие познавательных процессов;
- развитие тонкой моторики руки;
- развитие пространственного мышления и творческого воображения;
- развитие умений сравнивать, анализировать, сопоставлять; освоение эталонов формы и величины
- Воспитывать у детей желание к получению новых знаний и навыков.
- Закрепить навыки, полученные в игре.
- Пополнить и обогатить предметно развивающую образовательную среду.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Целевая группа проекта: проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста.
Основные формы реализации проекта прослеживаются в воспитательно-образовательном процессе и подразделены на:
- Образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов деятельности,
- Образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов.
Организованная образовательная деятельность включает в себя:
- Игры, направленные на всестороннее развитие ребенка;
- Создание педагогических ситуаций;
- Рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций;
- Продуктивная деятельность;
- Слушанье и обсуждение народной, детской музыки;
- Игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, песен;
- Комплексные –игровые занятия по всем образовательным областям
Мероприятия групповые, межгрупповые и общесадовские:
- Тематические досуги;
- Праздники;
- Интеллектуальные КВНы;
- Дни открытых дверей;
- Театрализованные представления.
Ожидаемые результаты проекта.
Для детей:
- применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых проблем;
- планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
- овладевать универсальными предпосылками учебной деятельности;
- решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту.
Для родителей:
- повышение знаний по совершенствованию интеллектуальных навыков у детей старшего дошкольного возраста;
- сплочение родителей, детей и педагогов по вопросам интеллектуального развития.
Для педагогов:
- повышение знаний по совершенствованию интеллектуальных навыков у детей старшего дошкольного возраста;
- сплочение родителей, детей и педагогов по вопросам интеллектуального развития;
- оснащение предметно – развивающей образовательной среды дидактическими играми, пособиями, методическими разработками по развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Продукт проектной деятельности:
- фотоматериал;
- разработка методических рекомендаций;
- презентация проекта.
Перечень основных направлений проекта
Оснащение предметно –развивающей среды старшей группы детского сада:
Оформление уголков:
- формирование элементарных математических представлений,
- познавательное развитие,
- речевое развитие,
- художественно-эстетическое развитие,
- физическое развитие.
2. Изготовление методических пособий.
3. Сделать подборку игр по интеллектуальному развитию.
Методическая копилка:
- составить перспективный план работы по интеллектуальному развитию старших дошкольников.
- разработать конспекты занятий, развлечений и досугов.
- подобрать и оформить методический материал по развитию интеллектуальных способностей у старших дошкольников.
Работа с родителями:
Повышение компетентности родителей по развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста через индивидуальные консультации, семинары-практикумы, беседы, мастер-классы, родительские собрания,
Краткое описание проекта по этапам.
1 этап –подготовительный.
Сентябрь
Диагностика на начальном этапе проекта помогает выявить степень активности родителей в организации игр на развитие интеллектуальных способностей у детей через анкетирование. В последующей деятельности диагностика помогает проследить динамику и эффективность мероприятий проекта. Диагностику проводят воспитатели.
2 этап –основной.
Октябрь –апрель.
Включает в себя выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми; совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач; подборка художественных произведений, потешек, загадок, разнообразных игр по данной теме, логических задач, упражнений, непосредственно-образовательная деятельность по пяти образовательным областям ФГОС.
3 этап – заключительный.
Май
Подведение итогов работы над проектом; анкетирование
родителей и опрос детей; презентация проекта.
Ресурсное обеспечение
№ п/п | Наименование ресурсной базы | Количество |
1. | Игровая комната | 1 |
2. | Игровой материал, в том числе нетрадиционный | В достаточном количестве |
3. | Технические средства:
| 1 1 |
4. | Наглядный материал: картинный материал (иллюстрации, плакаты), демонстрационный материал (дидактические игрушки), дидактические пособия, карточки | В достаточном количестве |
5. | Методический материал: - Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой - рабочая программа воспитателя по образовательным областям, - методическая литература, развивающая программа для детей старшего возраста «Интеллектуальное развитие детей через математические игры» | В достаточном количестве |
План реализации проекта
Подготовительный этап (октябрь 2014 г.) | ||||
№ | мероприятия | цель | участники | сроки |
1. | Подбор материала по теме проекта | Систематизация полученного материала | Воспитатели | 1неделя сентября |
2. | Диагностическое обследование | Планирование деятельности по реализации проекта | Воспитатели, дети | 1 неделя сентября |
3. | Планирование деятельности по теме проекта | Составление календарного плана работы | Воспитатели | 2-3 неделя сентября |
4. | Взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта | Ознакомление родителей с проектом | Воспитатели, родители | 4 неделя сентября |
Основной этап
№ | Содержание деятельности | Задачи | Ресурсы | Исполнители и соисполнители | Сроки реализации | |
1 | Социально-коммуникативное развитие: 1. Сюжетно –ролевая игра «Идем в гости». 2. «Птицы в ловушке». 3. «Ожившие игрушки». 4. «Одуванчик». 5. У нас порядок». 6. Экскурсия в школу, библиотеку. | Развивать взаимодействие и общение ребёнка со взрослыми и сверстниками. Привлечь родителей к созданию условий для сюжетно –ролевых игр. | Занятия, экскурсии, дидактические и развивающие игры. Сюжетно –ролевая игры | Дети и воспитатели, родители | По плану воспитательно-образовательного процесса. Ноябрь-декабрь Январь –февраль Март | |
2 | Познавательное развитие 1. «Письмо от Незнайки». 2. «Высоко – низко, далеко – близко». 3. «Курочка Ряба». 4. «Скорее собери». 5. «Найди такую-же». 6. «Летучие мыши». 7. «Что мы делаем». 8. «Загадочные отпечатки». 9. Логические задачи, головоломки, кроссворды. 10. Игры с блоками Дьенеша | Развивать интерес, любознательность, познавательную мотивацию Формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях | Занятия, дидактические, развивающие настольные, словесные игры, логические задачи. Сюжетно –ролевая игры | Дети и воспитатели, родители | По плану воспитательно-образовательного процесса.
| |
3 | Речевое развитие Пальчиковые игры- изображаем пальцами цифры, буквы; Упражнения на развитие подвижности силы и гибкости пальцев; Загадки (чтение, письмо, понятия о времени, растения т.д.) физкультминутки на занятиях и т.д. | Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь. Учить владеть речью как средством общения и культуры
| Использование на занятиях стихов, загадок, пословиц, поговорок и т. д.игровые тренинги для развития речи, театрализованные игры | Дети и воспитатели, родители | По плану воспитательно-образовательного процесса. Ноябрь-декабрь Январь –февраль Март | |
4 | Художественно – эстетическое развитие Логические упражнения: Продолжи ряд, нахождение ошибки, умозаключения. Лепка «русская матрешка», «У меня есть друг усатый, кот Матроскинполосатый» Аппликация «Новогоднее веселье», «Кухонные принадлежности» Рисование «мамочка милая, мама моя» «Добрый доктор Айболит» | Реализовывать самостоятельную творческую деятельность при рисовании различных предметов штриховок и т.д., при лепке из пластилина, аппликации | Тетради с заданиями, альбомы упражнений для развития руки ребенка, веселые домашние задания, графические диктанты, альбомы по лепке и аппликации «сделай сам» | Дети и воспитатели, родители | По плану воспитательно-образовательного процесса. (в первую половину дня) Ноябрь-декабрь Январь –февраль Март | |
5 | Физическое развитие: Игры сбегом: «Пятнашки», «Ракеты» Игры с прыжками: «Бег в мешках», «Прыжки через скакалку» Игры с мячом: «Пятнашки с мячом», «Эстафета с передачей мяча» Словесные игры: «Повтори – ка», «Пусть ворона мокнет» Загадки – складки; чистоговорки и скороговорки; Народные игры;«Краски», «Прорыв цепи» | Развивать физические качества у ребенка. Укреплять крупную и мелкую моторику рук на физкультминутках, включенных на каждое занятие и в свободной деятельности детей | Народные игры, Динамические паузы, психогимнастики, физкультминутка, подвижные игры | Дети и воспитатели, родители | По плану воспитательно-образовательного процесса. (в первую половину дня) Ноябрь-декабрь Январь –февраль Март |
Планирование познавательной образовательной деятельности
с помощью развивающих игровых технологий
№ | Тема | Цели, краткое описание. | Материал, используемая литература |
Сентябрь | |||
Диагностика познавательного развития | Выявление исходного уровня развития познавательных процессов у детей 3-4 лет; корректировка содержания программы. | (диагностический инструментарий, приложение № 1) Индивидуальная работа по выполнению диагностических заданий | |
Октябрь | |||
1. | Знакомство с новой игрой «Логические блоки Дьенеша» | Учить детей упорядочивать фигуры по форме; Дидактическая игра «заполни обруч» - упорядочивание по различным признакам(форме). | Блоки Дьенеша, обручи. Лит.: Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия» Стр. 290 |
2. | Упорядочивание фигур по двум признакам (величина, толщина) | Учить детей упорядочивать геометрические фигуры по двум признакам: величине, толщине. Дидактическая игра: «Где, какие фигуры лежат?» - ознакомить с классификацией фигур по двум свойствам (величине, толщине). | Комплект блоков Дьенеша, Лит.: Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия» Стр. 294 |
3. | Д/И «Разноцветные палочки» | Познакомить детей с новой игрой; с эталонами цвета, закрепить названия основных цветов; развивать умение группировать, классифицировать полочки по цвету. Развивать речь детей, внимание, память, мышление. | Набор палочек Кюизенера; кукла. Лит: Е. Н. Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ» Стр.9, 31. |
4. | Математическая игра «Составь картинку» | Развитие творческого воображения, умения ориентироваться в пространстве, распознавать условные обозначения (умение читать схемы, образец). | Набор геометрических фигур, схемы. Лит.Бондаренко Стр. 86-87 |
5. | Игра «Волшебный мешочек» - палочки Кюизенера | Закрепить эталоны цвета и их название. Упражнять в различении цветов. Развивать память, внимание. 1.детям нужно с закрытыми глазами достать из мешочка любую палочку, посмотреть на нее и сказать какого она цвета. 2.с закрытыми глазами нужно найти две палочки разной длины, сравнить их по длине и цвету. | Набор палочек К., мешочек, Степашка Лит: Панова «Дидактические игры и занятия» Стр.11 |
6. | Расколдуй героев передачи «Спокойной ночи, малыши». | Закрепить умение конструировать по схеме из палочек К., развивать конструкторские и творческие способности, воображение, речь. | Набор палочек К.; карточки-схемы ( заяц, собачка), игрушка Хрюша Лит: Панова «Дидактические игры и занятия» |
7. | Выкладывание из геометрических фигур различных форм | Подробно(глубже) познакомить детей с комплектом геометрических фигур и научить выкладывать из них различные формы. Дидактическая игра: «конструктор» (или художники – альбом) – формирование умения разложить сложную фигуру. | Комплект блоков Дьенеша Лит. Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия» Стр. 297 |
8. | Д/И «В гости к матрешкам» | Закрепить у детей представление о форме (треугольная, квадратная, прямоугольная), длине (самая длинная, короче, самая короткая), счет в пределах пяти. Поупражнять их в ориентировке в пространстве (левее, правее, вверху, по середине) и названием цвета палочек; упражнять в конструировании из полочек. | Палочки К., карточки-схемы Лит: Панова «Дидактические игры и занятия» Стр: 52-53 |
ноябрь | |||
1. | «Бусы для Каркуши» | Развитие знания цвета, формы, размера; развитие внимания. Например: от выбранной воспитателем фигуры построили цепочки (бусы): *чтобы рядом не было фигуры одинаковой формы и цвета;* чтобы рядом не было фигуры одинаковых по размеру; | Комплект логических блоков Дьенеша, Лит: инструкция к игре. |
2. | «Сложи сам» (по сказке «Репка» нужно сложить – вернуть пропавших героев: кошку и собачку) | Закрепить умение конструировать по схеме из палочек К., развивать конструкторские и творческие способности, воображение, речь. | Палочки К., карточки-схемы Лит: Панова «Дидактические игры и занятия» Стр:56-57 |
3. | Игры-головоломки «Непрерывная линия» | Развитие комбинаторных способностей; Смекалки Сообразительности | Разрезные картинки-пазлы. Лит: В.Бачурина «Новые развивающие игры для дошколят» Стр: 76 |
4. | Игры на развитие интеллектуальных способностей детей: «Найди и закрась», «Найди 5 отличий» | Развитие восприятия формы и цвета и внимания ребенка; Развитие мелкой моторики рук (закрашивание). Развитие целостности восприятия у ребенка | На каждого ребенка раздаточный материал. Лит: . Л. Тихомирова «Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка» Стр: 20, 51. |
5. | «Что лишнее?» | Развитие внимания, сообразительности, умения вычленять (видеть) лишнее, не похожее на другие картинки. Например: картинки с изображением предметов, три из которых относяться к одному общему понятию, а четвертая лишняя. | Раздаточный материал для каждого ребенка – карточки. Лит: . Л. Тихомирова «Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка» Стр: 112-115 |
6. | . игры-головоломки: «Сложи квадрат», «Составь фигуру» (2 треугольника из 5 палочек, 2 квадрата из 7 палочек) | Развитие комбинаторных способностей; Смекалки; Сообразительности; | Счетные палочки, разрезной материал, Лит. Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия» стр.94, 240 В.Бачурина «Новые развивающие игры для дошколят» стр. 76 |
7. | Д/И «Сложи узор» (знакомство с игрой, умение читать схемы) | Развивать воображение; Учить составлять узор путем комбинирования цвета и формы (узор на поляне, палатка) | Игра «Сложи узор», карточки со схемами. Лит. Т. М. Бондаренко «комплексные занятия» Стр.38, 46 |
8. | Д/И «Точечки» | Развитие у детей математического мышления; Обучать детей счету; Учить раскладывать числа и точки по порядку. | Игра «точечки» Лит. Т. М. Бондаренко «комплексные занятия» Стр.143, 212 |
Декабрь | |||
1. | Д/И «Внимание» | Учить детей составлять ту модель, которая нарисована на рисунке; Развивать у детей способности видеть и запоминать увиденное. | Карточки с рисунками, листы бумаги, карандаши. Лит. Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия» Стр. 205, 207 |
2. | Д/И «Сложи узор» | Развивать способность к комбинированию. | Игра «Сложи узор», карточки со схемами. Лит. Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия» Стр.187-188 |
3. | Д/И «Поезд» (палочки К.) | Вспомнить и закрепить названия эталонов цвета; Развивать комбинаторные способности; Приобщать к моделированию; Способствовать развитию речи, внимания, памяти, воображения. | Картина и схема с изображением поезда, набор палочек К. Лит. Е. Н. Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ» Стр.10, 76 |
4. | Д/И «Незаконченные рисунки» | Развитие целостности восприятия у ребенка, законченности рисунка, (развитие восприятия). | Распечатки на каждого ребенка с незаконченными рисунками. |
5. | Д/И «Снежинка» | Знакомить детей с явлениями природы, закреплять понятия «один», «много»; воспитывать доброту, умение вежливо обращаться друг с другом; интегрировать ознакомление с природой (опыт), с формированием элементарных математических представлений; упражнять детей в конструировании из палочек К. | Снежинка из бумаги (снег), капелька воды (вода), цветы из бумаги (схема), палочки К. Лит: Панова «Дидактические игры и занятия» Стр. 49 |
6. | Д/И «Город веселых мастеров» | Развивать у детей творческие способности, умение правильно подбирать материал по форме, размеру, объему в соответствии с задуманной постройкой. Краткое содержание: дети отправляются в страну веселых мастеров, но никого там не встретили. Почему? Дети и есть сами веселые мастера. А что они делают – мастера? Мастера строители – строят, мастера корабельщики – сооружают корабли, … каждый ребенок выбирает себе профессию по интересам и начинают строить город с домами, автомобилями, дорогами, …детям помогают схемы предложенные воспитателем. | Блоки Дьенеша, карточки -схемы с изображением транспорта. |
7. | Д/И «Найди закрась в нужный цвет, выложи из блоков.» | Развитие внимания, умения правильно называть увиденную фигуру, закреплять счет до 5, развивать конструкторские способности. | Распечатки на каждого ребенка, цветные карандаши. |
8. | Д/И «Домашние животные – кошка и собачка» | Развитие конструкторских способностей, развитие творчества; закрепить знания формы, цвета, размера; закрепление знаний о домашних животных. Краткое содержание: воспитатель обращается к детям за помощью: нам написали посьмо дети из другого садика и спрашивают «кто такие домашние животные? Какая от них польза?». Поможем им? Дети вспоминают домашних животных, отвечают на вопросы из письма. Затем возникает проблема, что у большинства детей нет ни собак, ни кошек. Что же делать? Дети предлагают варианты: можно нарисовать, можно сконструировать… Конструирование собачек и кошек из блоков Дьенеша и обыгрывание. | Палочки Кьюизеннера, карточки – схемы. |
Январь | |||
1. | Д/И «Три медведя» (работа с палочками Кюизенера) | Развивать умение сравнивать предметы по высоте, закрепление знания числа 3, конструирование из палочек низкой кроватки, стульчика, мишки; развивать умение сочувствовать, сопереживать. Краткое содержание: к детям на занятие пришли гости из сказки, а из какой им нужно угадать самим по прочитанному воспитателем отрывку. Сказка «три медведя». Но мишка почему-то очень грустный. Почему? ( сломан стул, помята кровать, нет друга…) Дети приходят к выводу, что мишутке нужно помочь. Как? – конструирование из палочек. | Палочки Кьюизеннера, карточки – схемы. |
2. | Д/И «Найди 5 отличий и определи эмоцию» | Учить сравнивать предметы между собой, искать черты сходства и различия; развивать внимание, умение оценивать эмоциональное состояние (что испытывают, чувствуют, добрые или сердитые). | Распечатки на каждого ребенка, чистые листы бумаги, цветные карандаши. |
3. | знакомство с игрой «Танграмм» | Развитие творчества, внимания, конструкторских спрсобностей. | Игра «Танграмм», карточки-схемы. |
4. | Д/И «Лисичка-сестричка и ее друзья» | Развитие творчества, внимания, конструкторских спрсобностей. | Игра «танграмм», карточки-схемы. |
5. | Д/И «Чего не хватает?» и «Найди отличия» | Игры направлены на развитие внимания, наблюдательности. закрепить счет до 5, знание понятий «слева» -«справа», развитие речи (умение отвечать на вопросы полными сложносочиненными предложениями. | Распечатки на каждого ребенка, карандаши. |
6. | Д/И «Найди и сосчитай» | Совершенствование знания геометрических фигур, счета; развитие внимания, умения увидеть в рисунке составляющие части. | Карточки с рисунками на каждого ребенка. |
7. | Д/И «Веселые человечки» (блоки Дьенеша) | Развитие умения конструировать из геометрических фигур людей, определять характер через образ, знание качеств человека, развитие речи: обогащение словарного запаса-подбор прилагательных. | Логические блоки Дьенеша, карточки-схемы. |
8. | Д/И «Город» (блоки Дьенша) | Освоение умения классифицировать Множества по двум свойствам (цвет и форма, размер и форма); Развитие пространственного воображения. | 3 обруча (красный, желтый, синий), бумажние коврики с узорами из геометрических фигур, блоки Дьенеша. Лит. Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия» Стр.165 |
Февраль | |||
1. | Знакомство с игрой «Коломбово яйцо» | Познакомить с новой игрой, составить из частей яйцо и другие фигуры | Игра «Коломбово яйцо», |
2. | Д/И «Животные рассыпались» | Познакомить с новой игрой, составить из частей яйцо и другие фигуры (собачка, кошечка..), развитие внимания, умение точно подбирать нужную фигуру. | Игра «Коломбово яйцо», карточки схемы, курочка ряба. |
3. | Д/И «Курочка Ряба и ее семья» | Уточнит знания детей о животных и их детенышей, перечислять их сходства и различия, способствовать развитию активной речи, развивать мелкую моторику. | Набор палочек Кьюизеннера, карточки-схемы (курочка Ряба, петушок, цыпленок), картинки с изображением данных птиц. |
4. | Д/И «Транспорт наземный» (блоки Дьенеша) | Развитие конструкторских способностей, умение комбинировать геометрический материал по размеру, толщине, развитие творчества. | Набор блоков Дьенеша, карточки-схемы. |
5. | Д/И «Какие предметы спрятаны в рисунках» | Развитие уровня наблюдательности, внимания. Творческих способностей: предложить самим составить подобную загадку. | Распечатки на каждого ребёнка, чистые листы бумаги, карандаши. Л. Тихомирова «Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка» Стр: 10-11 |
6. | Д/И «Где игрушка» | Развитие способностей ориентироваться в пространстве, развитие внимания. | Распечатки на каждого ребенка. Л. Тихомирова «Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка» Стр: 128-129 |
7. | Логические задачи с обручами и цветными блоками. | Закрепление знаний о классификации объектов по различным пизнакам, развитие внимания. | Обруч, логические блоки Дьенеша. Лит:В.Бачурина «Новые развивающие игры для дошколят» стр. 78 |
8. | Познакомить детей с новой игрой «Нетающие льдинки озера Айс» (В.Воскобовича) | Развитие внимания, логического мышления, сенсорных способностей. Продолжать знакомить с формой и величиной. знакомство со свойствами – прозрачность и гибкость. Игровые задания: -подели квадраты на группы: по форме, по размеру. | Игра «Прозрачный квадрат» Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.; Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.; Воскобович В.В. «Нетающие льдинки озера Айс, или «Сказка о прозрачном квадрате». Методическая сказка. 2006 г. |
Март | |||
1. | Д/И «Найди лишнюю карточку – льдинку», «Выложи цепочку по аналогии». | Развитие внимания, логического мышления, ознакомление с эталонами формы и величины; | Игра «Прозрачный квадрат» Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.; Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.; Воскобович В.В. «Нетающие льдинки озера Айс, или «Сказка о прозрачном квадрате». Методическая сказка. 2006 г. |
2. | Складывание – собирание квадратов из элементов «льдинок» | Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных, познавательных и творческих способностей; ознакомление с эталонами формы и величины; учить соотносить целое и часть; развитие пространственных представлений и ориентировки в пространстве; | Игра «прозрачный квадрат» Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.; Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.; Воскобович В.В. «Нетающие льдинки озера Айс, или «Сказка о прозрачном квадрате». Методическая сказка. 2006 г. |
3. | Знакомство и игры с Игрой Воскобовича: «Двухцветный квадрат»; | Развитие познавательных процессов; развитие тонкой моторики руки; развитие пространственного мышления и творческого воображения; развитие умений сравнивать, анализировать, сопоставлять; освоение эталонов формы и величины. Складывая двухцветный «Квадрат» по линиям сгиба в разных направлениях, ребенок конструирует геометрические и предметные фигуры по схеме или собственному замыслу. | Игры Воскобовича: «Двухцветный квадрат»; Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.; Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.; Воскобович В.В. «Сказка о двухцветном квадрате». Методическая сказка, 2006 г. |
4. | Знакомство с коврорафом «Ларчик», с героями: ПаВлин, ЛеВ, ЛаНь, ПоНи. Ориентация на панно. | Развитие познавательных процессов; развитие мелкой моторики; развитие умения ориентироваться на плоскости | Игры Воскобовича: «Ларчик»; Харько Т.Г., Воскобович В.В. «Ларчик». Методическое пособие. Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы |
5. | Знакомство с игровизором. Ориентация на игровизоре. | Развитие познавательных процессов; развитие математических представлений; развитие координации движений; подготовка руки к письму. | Игры Воскобовича: «Игровизор»; Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.; Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г. |
6. | Рисование на игровизоре. | Развитие познавательных процессов; развитие мелкой моторики; развитие умения ориентироваться на плоскости; формирование умений в измерительной деятельности; Воспроизведение выполняемых действий с коврографа на игровизор. | Игры Воскобовича: «Ларчик»; «игровизор» Харько Т.Г., Воскобович В.В. «Ларчик». Методическое пособие. |
7. | Геометрические фигуры на игровозоре. | Развитие познавательных процессов; развитие мелкой моторики; развитие умения ориентироваться на плоскости; формирование умений в измерительной деятельности; | Игры Воскобовича: «Ларчик»; «игровизор» Харько Т.Г., Воскобович В.В. «Ларчик». Методическое пособие. |
8. | «Нетающие льдинки озера Айс» (В.Воскобовича) Д/И «Льдинки оживают» | Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных, творческих способностей; развитие пространственного мышления и творческого воображения; Выкладывание из «льдинок» различные фигуры. | Игра «прозрачный квадрат» Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.; Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.; Воскобович В.В. «Нетающие льдинки озера Айс, или «Сказка о прозрачном квадрате». Методическая сказка. 2006 г. |
Апрель | |||
1. | Игры с игрой Воскобовича: «Двухцветный квадрат»; | Развитие познавательных процессов; развитие тонкой моторики руки; развитие пространственного мышления и творческого воображения; конструирование геометрических и предметных фигуры по схеме или собственному замыслу. | Игры Воскобовича: «Двухцветный квадрат»; Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.; Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.; Воскобович В.В. «Сказка о двухцветном квадрате». Методическая сказка, 2006 г. |
2. | Игры с кубиками «Сложи узор»» | Развитие познавательных процессов; развитие анализа и синтеза, способности к комбинированию; закрепление представлений о цвете и форме. | Игры Никитина «Сложи узор»; Семенова Н.Г. «Чудо кубики» для игры «Сложи узор». Альбом заданий 2-5 лет; Развивающие игры для детей. Справочник. Составитель - Ехевич Н., М., 1990 г. |
3. | «Нетающие льдинки озера Айс» (В.Воскобовича) Льдинки оживают. | Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных, творческих способностей; развитие пространственного мышления и творческого воображения; Выкладывание из «льдинок» различные фигуры. | Игра «прозрачный квадрат» Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.; Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.; Воскобович В.В. «Нетающие льдинки озера Айс, или «Сказка о прозрачном квадрате». Методическая сказка. 2006 г. |
4. | Рисование на игровизоре. | Развитие познавательных процессов; развитие мелкой моторики; развитие умения ориентироваться на плоскости; формирование умений в измерительной деятельности; Воспроизведение выполняемых действий с «ларчика» на игровизор. | Игры Воскобовича: «Ларчик»; «игровизор» Харько Т.Г., Воскобович В.В. «Ларчик». Методическое пособие. |
5. | Игры Воскобовича: «Ларчик»; Рисование на игровизоре. | Развитие познавательных процессов; развитие мелкой моторики; знакомство с цветом; развитие умения ориентироваться на плоскости; формирование умений в измерительной деятельности. | Игры Воскобовича: «Ларчик»; Харько Т.Г., Воскобович В.В. «Ларчик». Методическое пособие. |
6. | Игра Воскобовича: «Двухцветный квадрат»; Складывание фигурок – оригами. | Развитие познавательных процессов; развитие тонкой моторики руки; развитие пространственного мышления и творческого воображения; развитие умений сравнивать, анализировать, сопоставлять; освоение эталонов формы и величины. | Игры Воскобовича: «Двухцветный квадрат»; Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.; Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.; Воскобович В.В. «Сказка о двухцветном квадрате». Методическая сказка, 2006 г. |
7. | Д/И «Выбери себе игру» | Итоговое занятие с развивающими играми. Дать детям возможность самостоятельно выбрать игровой материал, выполнять игровые действия в соответствии с данной игрой. | Игры: «блоки Дьенеша», «палочки Кьюизнера», «Прозрачный квадрат», «Танграмм», «коломбово яйцо», «игровизор», «Сложи узор» и альбомы к предложенным играм. |
8. | Открытое занятие «Путешествие в волшебную страну» | Закрепить умение классифицировать геометрические фигуры по различным признакам, конструировать согласно условию (цепочка- рядом стоящие фигуры не совпадают по цвету), конструировать из палочек соблюдая размер. Воспитывать взаимоомощь, умение играть дружно, слаженно. | блоки Дьенеша, палочки Кьюзеннера, карточки-схемы зданий, домашних животных, обручи (красный, синий, желтый), билетики цветные (красный, синий, желтый) на поезд для каждого ребенка, |
Май | |||
Диагностика познавательного развития | Выявление конечного уровня развития познавательных процессов у детей 3-4 лет; анализ деятельности за год. | (диагностический инструментарий, приложение № 1) Индивидуальная работа по выполнению диагностических заданий |
Работа с родителями
№ | Проведение | Содержание работы | Методическое обеспечение |
1 | октябрь | Диагностика: «Нужна ли игра ребенку и зачем?» «Исследование игровой деятельности» | Журнал – «Справочник старшего воспитателя ДО 2007 г. № 6-8 |
2 | ноябрь | Консультация для родителей: «Интеллектуальное развитие ребенка- дошкольника» | Л.И. Сорокина Сайт для педагогов дошкольных учреждений mail. ru |
3 | декабрь | Встреча с родителями за круглым столом. Выступление родителей об опыте организации игр детей дома |
|
4 | январь | Совместно с родителями работа по организации «Центра занимательной математики» Игры: «Найти пару», «Составь картинку», «Логическое лото» и др. | Е.В.Сербина «Математика для малышей» |
5 | февраль | Консультация для родителей «Значение занимательного материала для развития детей» | З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников |
6 | март | Совместный с родителями конкурс смекалистых «Торопись, да не ошибись» |
|
Заключительный этап
Мероприятия | Цель | Участники | Сроки |
1 . Диагностическое обследование: |
|
|
|
«Развитие психических процессов у дошкольника». | Выявление и
| Воспитатели
| Май
|
Анкетирование «Отношение родителей к интеллектуальному развитию своего ребенка». | определение эффективности реализации проекта. | Родители Дети, | май |
Анкетирование родителей «Играй и развивайся». |
|
| |
2. Создание папки для педагогов: |
|
|
|
"Картотека игр по формированию интеллектуальных способностей у дошкольника» «Занимательные физкультминутки»; «Игры, которые учат»; «Релаксационные игры», «Развиваем ручки»; | Повышение компетентности педагогов в плане развития психического здоровья у детей
| Педагоги Воспитатели
| Апрель
|
«Игры на воздухе, с водой»; Подвижные игры. |
|
|
|
3. Интеллектуальный марафон: «Знайки»: | Закрепление и обобщение пройденного материала. | Воспитатели Дети |
|
4. Создание папки для родителей: "Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка" (памятки, рекомендации, буклеты, консультации). | Повышение педагогической культуры родителей по вопросу интеллектуального развития | Воспитатели Родители
| Апрель
|
Методическая литература
- Воскобович В.В., Харько Т.Т., Балацкая Т.И. Игровая технология интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры». // Санкт – Петербург, 2003.
- Воскобович В.В. Лабиринты цифр. Выпуск «Один, два, три, четыре, пять …» (приложение к игре). // Санкт – Петербург, 2003.
- Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. - Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 2003.
- Математика от трех до семи. Учебно – методическое пособие для воспитателей детских садов. - Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 2006.
- Методические советы к программе «Детство», СПб «Детство – Пресс», 2006.
- Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М.: «Просвещение», 1985.
- Никитин Б.П. Развивающие игры. - М.: Издание «Занятие», 1994.
- Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. - СПб «Детство – Пресс», 2004.
- Смоленцова А.А.,Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. С.- П-б. «Детство – Пресс»: 2004
- Финкельштейн Б.Б. На золотом крыльце … Конспект игр и упражнений с цветными счётными палочками Кюизенера.- ООО «Корвет»: СПб, 2003.
- Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек», «Лепим Нелепицы», «Вместе весело играть».
- Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н., Харько Т.Г. «Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. 2011 г.
- Развивающие игры для детей. Справочник. Составитель - Ехевич Н., М., 1990 г.
- Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.
- Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.
18. Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст). Выпуск 2 ЧП Лакоценин С.С. 2007г. (с палочками Кьюизнера)
19. Е. Панова: Дидактические игры-занятия в ДОУ. Старший возраст. Выпуск 1
20. Буктакова, В.М. Игры для детского сада [Текст]: пособие для воспитателей / В.М. Буктакова. – С.– П.; Сфера, 2009. – 168с.
21. Колесникова Е. В. Я решаю логические задачи [Текст]: Учебное пособие / Е.В. Колесникова. – М.; ТЦ Сфера, 2015. – 48с.
22. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество [Текст]: А.М. Матюшкин. - М.; Воронеж,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект по интеллектуальному развитию старших дошкольников с помощью развивающих игровых технологий «Играй и развивайся»
Данный проект подразумевает создание создание комфортной игровой среды для развития интеллектуально развитой личности, а также рекомендует применое планирование образовательной деятельности по развива...
Педагогический проект по развитию познавательной активности с помощью развивающих игровых технологий у детей 2-3 лет «Малыш в мире открытий»
Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема интеллектуального развития дошкольника.Внедрение игровой технологии интеллектуально...
Социально- коммуникативное развитие старших дошкольников с ТНР посредством игровых технологий
В статье представлен опыт работы воспитателя логопедической группы по развитию старших дошкольников с ТНР посредством игровых технологий...
Проект «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников, через знакомство с русскими народными играми» в старшей группе (реализация проекта в рамках программы «Социокультурные истоки»)
Проект«Духовно-нравственное развитие старших дошкольников, через знакомство с русскими народными играми»в старшей группе(реализация проекта в рамках программы«Социокультурные истоки...
Проект по развитию речи дошкольников с помощью мнемотехники «В сказки играем – речь развиваем» в подготовительной группе.
Один из наиболее действенных методов развития у детей произвольной памяти является заучивание стихотворений методом мнемотехники, или мнемоники, в переводе с греческого «искусство запомина...
Использование технологии моделирования для литературного развития старших дошкольников на примере развивающего игрового пособия «Сказруктор»/
Скачать презентацию:https://docs.google.com/presentation/d/19j_01kvakJAwQzMaOEX-S3dRk3v0dADA/edit?usp=share_link&ouid=101941139872926600676&rtpof=true&sd=true...
Педагогический проект по интеллектуальному развитию старших дошкольников с помощью развивающих игровых технологий «Играй и развивайся» (подготовительная группа).
Цель проекта: создание комфортной игровой среды для развития интеллектуально развитой личности....