Неофициальные символы России
план-конспект занятия (старшая группа)

Зиборова Марина Сергеевна

Конспект занятия с детьми старшей группы "Нетрадиционные символы России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx23.72 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение МБОУ Марушинская СОШ

Марушинский детский сад «Петушок»

Конспект комплексного занятия

по познавательному развитию

для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет

Тема: «Неофициальные символы России: матрешка, береза, медведь, валенки»

Воспитатель:

Зиборова М.С.

Марушка, 2024

Цель:

Формировать у детей старшего дошкольного возраста представление о важнейших нравственных ценностях российского народа через ознакомление с неофициальной символикой России.

Задачи образовательных областей:

Образовательные:

  • Добиться уточнения знаний детей о государственных символах России: Герб, Флаг, Гимн;
  • Обеспечить запоминание и узнавание неофициальных символов России: матрешка, береза, ромашка, медведь;

Развивающие:

  • Способствовать развитию умения действовать по собственной инициативе;
  • Обеспечить развитие умения переносить известные способы действий в новые условия;
  • Способствовать развитию воображения, творческих способностей детей.

Обогатить словарный запас детей новыми словами: многонациональная, неофициальные.

Воспитательные:

  • Создавать позитивный настрой, положительную эмоциональную атмосферу;
  • Способствовать формированию уважительного отношения к символам России;
  • Подвести к мысли, что государственные и неофициальные символы призваны объединять жителей одной страны;
  • Пробудить у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине, чувство гордости за свою страну;
  • Помочь получить эстетическое наслаждение от результатов своей деятельности.
  • Интеграция образовательных областей:
  • познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
  • Вид деятельности:
  • познавательная, игровая, коммуникативная.
  • Предварительная работа:
  • чтение произведений русских писателей о Родине, природе; заучивание стихотворения С. Есенина «Белая береза», отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций книг, картин, флагов, гербов страны; прослушивание музыкальных произведений патриотического характера; коммуникативные игры.

Ход занятия:

(Дети входят в группу и встают полукругом).

Воспитатель: Здравствуй дети! Сегодня я пришла к вам в гости, чтобы познакомить вас с одной замечательной игрой, называется она «Круги Луллия», но чтобы узнать, что здесь спряталось, нужно отгадать загадки.

А спрятались здесь символы нашей Родины.

Воспитатель: как называется страна в которой мы с вами живем? Официальным языком в России признан русский язык, хоть наши страна и многонациональная.

Дети: Россия. СЛАЙД 2

Воспитатель: Каждая страна, неважно будь она самая маленькая или самая большая (как наша Россия) имеют свои государственные символы.

Воспитатель: А что это за символы? Ребята, назовите, пожалуйста, символы нашей страны. Какие вы знаете символы нашей страны? Кто знает как они называются?

Дети: Герб, флаг и гимн. СЛАЙД 3

Воспитатель: Верно. Давайте, ребята, рассмотрим флаг. Какие цвета на нашем флаге? Слайд 4

Дети: Белый, синий, красный

Воспитатель: Правильно. Российский флаг состоит из трех полос, поэтому его называют «триколор».

Воспитатель: Что можно сказать о флаге? Какой он? Сколько цветов у нашего флага? Значит он какой?

Дети: торжественный, нарядный, трехцветный, большой.

Воспитатель: Посмотрите это герб – еще один символ России. Слайд 5

Герб России - золотой двуглавый орел, могучий и гордый. На его груди - Георгий Победоносец. Он, сидя на коне, пронзает серебряным копьем ужасного дракона. Двуглавый орел означает единство и независимость страны; всадник – победу добра над злом.

Воспитатель: Ребята, а ведь есть еще один символ. Какой?

Дети: Гимн.

Воспитатель: Когда звучит гимн России? (Наша страна встречает и провожает каждый новый день мелодией гимна. Гимн звучит, когда наши спортсмены завоёвывают золотые медали).

. Слайд 6

Воспитатель:

У каждой страны есть свои символы страны, но есть еще и неофициальные, народные.

В нашей стране есть такие символы, как вы думаете? (затрудняются ответить)

Воспитатель:

А хотите узнать? ( Да)

Воспитатель:

Тогда слушайте внимательно и запоминайте.

Я сегодня познакомлю вас с некоторыми неофициальными, народными символами нашей страны, с которыми связана наша Россия.

Воспитатель:

Есть у нашей любимой отчизны,

У России, - начну я рассказ,

Символы отражение жизни

Тех, кто жил задолго до нас

Воспитатель:

И так, начинаем знакомиться с неофициальными, народными символами.

Название первого символа прячется в загадке, а картинка появится на экране.

Прячется от нас с тобой

Одна куколка в другой.

На косыночках горошки.

Что за куколки?

Дети: Матрешка.

Эта куколка является одним из неофициальных, народных символов России. Она родилась более 100 лет назад. Сначала один мастер сделал ее из дерева. Эта фигурка была безликая, т. е. без лица и не раскрывалась. Тогда другой мастер, художник расписал эту фигурку на русский лад и получилась круглолицая, румяная девушка в цветастом платке и сарафане. Что это за фигурка? Кто догадался? (Дети отвечают. При затруднении на экране появляется матрешка: сначала безликая куколка, потом раскрашенная).

Воспитатель:

Давайте проверим, есть ли матрешка на экране, если есть, то мы правильно отгадали. (Есть, правильно отгадали).

Как вы думаете, какой человек их смастерил: добрый или злой? (Добрый, конечно, добрый)

Воспитатель:

Почему вы так считаете? (Потому - что матрешка всегда улыбается. Матрешку любят и взрослые, и дети).

Воспитатель:

Название следующего символа тоже прячется в загадке:

На ней висят, не свесив ножек,

Четыре тысячи сережек,

А белый ствол не от мороза.

Зовут красавицу… (береза)

Береза это один из неофициальных, народных символов нашей России.

Давайте посмотрим и найдем картинку.

(Педагог раскрывает куб и показывает изображение березки. Включить видео с березами, и на фоне музыки рассказ воспитателя).

Берез в России много. Они стали частью жизни русского человека: летом укрывает от солнца, а зимой даёт огонь, чтобы согреть дома. В России есть много праздников, связанных с березой. Даже Новый год в старину встречали с березой, а не с елью, и первый месяц года назывался Березень.

Воспитатель:

Прежде чем продолжать знакомство с другими символами мы с вами немного отдохнем. И проведем с вами физкультминутку, встаньте по удобнее и повторяйте движения.

Физкультминутка:

«Весенняя березка».

Березка в белом сарафане (шаги на месте)

Весною водит хоровод (руки на поясе)

Звенит сережками тихонько (повороты в правую и левую сторону)

И птичек в гости все зовет (ритмичные взмахи руками к себе)

Раскроет свои руки - ветки, (разводят руки в стороны)

Опустит ветки – пальцы вниз, (сводят руки к центру вниз)

Подставит солнышку листочки,

Чтоб лучик на ветвях повис (покачивают руками вверх-вниз)

Воспитатель:

Продолжаем играть и знакомиться с новыми символами.

У меня для вас новая загадка:

Хозяин лесной,

Просыпается весной.

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

Дети: Медведь!

Правильно. Медведь – это ещё один неофициальный, народный символ нашей Родины. Бурый медведь издавна считается хозяином российских лесов. Медведь – это символ богатырской силы.

Давайте подумаем, на кого или на чего похож медведь?

- медведь такой же тяжелый, как – (дети придумывают свои ответы);

- медведь такой же сильный, как – (дети придумывают свои ответы);

- медведь такой же грозный, как – (дети придумывают свои ответы);

- медведь такой же лохматый, как – (дети придумывают свои ответы);

- медведь такой же коричневый, как – (дети придумывают свои ответы);

- медведь такой же могучий, как – (дети придумывают свои ответы, воспитатель подытоживает: как наша великая страна).

Воспитатель:Еще один символ, я уверена есть практически у каждого русского человека, постарайтесь отгадать загадку

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой:

Утром в садик, днем – домой.

Валенки - уникальная обувь без швов, самая теплая и самая русская зимняя обувь. В трескучие морозы без них не обойтись. Сегодня валенки не просто удобная и незаменимая обувь.

Для больших и маленьких

Есть обувка – валенки:

Чтоб по снегу мы гуляли


Их из шерсти нам сваляли.

Не страшны теперь угрозы

И сибирского мороза.

Он пускай себе трещит,

Войлок ноги защитит.

Русский валяный сапог

Победить века все смог.

У него есть свой музей –

Сам сходи, своди друзей!

(музей валенка в Москве (И. Агеева)

Воспитатель:

Ребята сколько мы с вами уже узнали неофициальных, народных символов. (четыре)

Воспитатель:

Какие? (матрешка, береза, медведь, валенки)

Воспитатель: Я вам хочу сказать, что таких символов очень много, эти символы мы теперь сможем найти в нашей игре.

(игра круги Луллия)

Рефлексия: Ну что ж, ребята, наше занятие подошло к концу, и я хочу спросить у вас, что вам было сложно на нашем занятии? Что понравилось?

А эти игры я вам дарю, вы со своим воспитателем сможете продолжить узнавать символы России дальше, и научить играть в игру своих друзей!

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Неофициальные символы России"

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию для старших дошкольников....

Проект "Родные символы или неофициальные символы России как средство развития представлений о Родине у детей старшего дошкольного возраста ".

Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.[[{"...

Использование ИКТ на занятиях по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Конспект НОД в подготовительной группе «Неофициальные символы России».

Цель: познакомить детей с основными неофициальными символами России. Обучающие задачи: способствовать развитию грамматического строя речи, стимулировать их речевую активность, упражнять в умении ...

Конспект НОД "Неофициальные символы России"

Неофициальные символы России: матрешка, балалайка, березка. Основная задача: сформировать представление о культурных ценностях нашей страны, посредством рассказа о  неофициальных символах Ро...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию " Неофициальные символы России" в старшей и подготовительных группах.

Конспект занятия по патриотическому воспитанию " Неофициальные символы России"...

Презентация. "Неделя России". Неофициальные символы России. Пластилинография "Белая береза"

Презентация. "Неделя России". Неофициальные символы России. Пластилинография "Белая береза"Выполнила воспитатель МАДОУ 43 Беляева Елена Владимировна...