Неофициальные символы России
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект занятия с детьми старшей группы "Нетрадиционные символы России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 23.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение МБОУ Марушинская СОШ
Марушинский детский сад «Петушок»
Конспект комплексного занятия
по познавательному развитию
для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет
Тема: «Неофициальные символы России: матрешка, береза, медведь, валенки»
Воспитатель:
Зиборова М.С.
Марушка, 2024
Цель:
Формировать у детей старшего дошкольного возраста представление о важнейших нравственных ценностях российского народа через ознакомление с неофициальной символикой России.
Задачи образовательных областей:
Образовательные:
- Добиться уточнения знаний детей о государственных символах России: Герб, Флаг, Гимн;
- Обеспечить запоминание и узнавание неофициальных символов России: матрешка, береза, ромашка, медведь;
Развивающие:
- Способствовать развитию умения действовать по собственной инициативе;
- Обеспечить развитие умения переносить известные способы действий в новые условия;
- Способствовать развитию воображения, творческих способностей детей.
Обогатить словарный запас детей новыми словами: многонациональная, неофициальные.
Воспитательные:
- Создавать позитивный настрой, положительную эмоциональную атмосферу;
- Способствовать формированию уважительного отношения к символам России;
- Подвести к мысли, что государственные и неофициальные символы призваны объединять жителей одной страны;
- Пробудить у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине, чувство гордости за свою страну;
- Помочь получить эстетическое наслаждение от результатов своей деятельности.
- Интеграция образовательных областей:
- познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
- Вид деятельности:
- познавательная, игровая, коммуникативная.
- Предварительная работа:
- чтение произведений русских писателей о Родине, природе; заучивание стихотворения С. Есенина «Белая береза», отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций книг, картин, флагов, гербов страны; прослушивание музыкальных произведений патриотического характера; коммуникативные игры.
Ход занятия:
(Дети входят в группу и встают полукругом).
Воспитатель: Здравствуй дети! Сегодня я пришла к вам в гости, чтобы познакомить вас с одной замечательной игрой, называется она «Круги Луллия», но чтобы узнать, что здесь спряталось, нужно отгадать загадки.
А спрятались здесь символы нашей Родины.
Воспитатель: как называется страна в которой мы с вами живем? Официальным языком в России признан русский язык, хоть наши страна и многонациональная.
Дети: Россия. СЛАЙД 2
Воспитатель: Каждая страна, неважно будь она самая маленькая или самая большая (как наша Россия) имеют свои государственные символы.
Воспитатель: А что это за символы? Ребята, назовите, пожалуйста, символы нашей страны. Какие вы знаете символы нашей страны? Кто знает как они называются?
Дети: Герб, флаг и гимн. СЛАЙД 3
Воспитатель: Верно. Давайте, ребята, рассмотрим флаг. Какие цвета на нашем флаге? Слайд 4
Дети: Белый, синий, красный
Воспитатель: Правильно. Российский флаг состоит из трех полос, поэтому его называют «триколор».
Воспитатель: Что можно сказать о флаге? Какой он? Сколько цветов у нашего флага? Значит он какой?
Дети: торжественный, нарядный, трехцветный, большой.
Воспитатель: Посмотрите это герб – еще один символ России. Слайд 5
Герб России - золотой двуглавый орел, могучий и гордый. На его груди - Георгий Победоносец. Он, сидя на коне, пронзает серебряным копьем ужасного дракона. Двуглавый орел означает единство и независимость страны; всадник – победу добра над злом.
Воспитатель: Ребята, а ведь есть еще один символ. Какой?
Дети: Гимн.
Воспитатель: Когда звучит гимн России? (Наша страна встречает и провожает каждый новый день мелодией гимна. Гимн звучит, когда наши спортсмены завоёвывают золотые медали).
. Слайд 6
Воспитатель:
У каждой страны есть свои символы страны, но есть еще и неофициальные, народные.
В нашей стране есть такие символы, как вы думаете? (затрудняются ответить)
Воспитатель:
А хотите узнать? ( Да)
Воспитатель:
Тогда слушайте внимательно и запоминайте.
Я сегодня познакомлю вас с некоторыми неофициальными, народными символами нашей страны, с которыми связана наша Россия.
Воспитатель:
Есть у нашей любимой отчизны,
У России, - начну я рассказ,
Символы отражение жизни
Тех, кто жил задолго до нас
Воспитатель:
И так, начинаем знакомиться с неофициальными, народными символами.
Название первого символа прячется в загадке, а картинка появится на экране.
Прячется от нас с тобой
Одна куколка в другой.
На косыночках горошки.
Что за куколки?
Дети: Матрешка.
Эта куколка является одним из неофициальных, народных символов России. Она родилась более 100 лет назад. Сначала один мастер сделал ее из дерева. Эта фигурка была безликая, т. е. без лица и не раскрывалась. Тогда другой мастер, художник расписал эту фигурку на русский лад и получилась круглолицая, румяная девушка в цветастом платке и сарафане. Что это за фигурка? Кто догадался? (Дети отвечают. При затруднении на экране появляется матрешка: сначала безликая куколка, потом раскрашенная).
Воспитатель:
Давайте проверим, есть ли матрешка на экране, если есть, то мы правильно отгадали. (Есть, правильно отгадали).
Как вы думаете, какой человек их смастерил: добрый или злой? (Добрый, конечно, добрый)
Воспитатель:
Почему вы так считаете? (Потому - что матрешка всегда улыбается. Матрешку любят и взрослые, и дети).
Воспитатель:
Название следующего символа тоже прячется в загадке:
На ней висят, не свесив ножек,
Четыре тысячи сережек,
А белый ствол не от мороза.
Зовут красавицу… (береза)
Береза это один из неофициальных, народных символов нашей России.
Давайте посмотрим и найдем картинку.
(Педагог раскрывает куб и показывает изображение березки. Включить видео с березами, и на фоне музыки рассказ воспитателя).
Берез в России много. Они стали частью жизни русского человека: летом укрывает от солнца, а зимой даёт огонь, чтобы согреть дома. В России есть много праздников, связанных с березой. Даже Новый год в старину встречали с березой, а не с елью, и первый месяц года назывался Березень.
Воспитатель:
Прежде чем продолжать знакомство с другими символами мы с вами немного отдохнем. И проведем с вами физкультминутку, встаньте по удобнее и повторяйте движения.
Физкультминутка:
«Весенняя березка».
Березка в белом сарафане (шаги на месте)
Весною водит хоровод (руки на поясе)
Звенит сережками тихонько (повороты в правую и левую сторону)
И птичек в гости все зовет (ритмичные взмахи руками к себе)
Раскроет свои руки - ветки, (разводят руки в стороны)
Опустит ветки – пальцы вниз, (сводят руки к центру вниз)
Подставит солнышку листочки,
Чтоб лучик на ветвях повис (покачивают руками вверх-вниз)
Воспитатель:
Продолжаем играть и знакомиться с новыми символами.
У меня для вас новая загадка:
Хозяин лесной,
Просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
Дети: Медведь!
Правильно. Медведь – это ещё один неофициальный, народный символ нашей Родины. Бурый медведь издавна считается хозяином российских лесов. Медведь – это символ богатырской силы.
Давайте подумаем, на кого или на чего похож медведь?
- медведь такой же тяжелый, как – (дети придумывают свои ответы);
- медведь такой же сильный, как – (дети придумывают свои ответы);
- медведь такой же грозный, как – (дети придумывают свои ответы);
- медведь такой же лохматый, как – (дети придумывают свои ответы);
- медведь такой же коричневый, как – (дети придумывают свои ответы);
- медведь такой же могучий, как – (дети придумывают свои ответы, воспитатель подытоживает: как наша великая страна).
Воспитатель:Еще один символ, я уверена есть практически у каждого русского человека, постарайтесь отгадать загадку
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром в садик, днем – домой.
Валенки - уникальная обувь без швов, самая теплая и самая русская зимняя обувь. В трескучие морозы без них не обойтись. Сегодня валенки не просто удобная и незаменимая обувь.
Для больших и маленьких
Есть обувка – валенки:
Чтоб по снегу мы гуляли
Их из шерсти нам сваляли.
Не страшны теперь угрозы
И сибирского мороза.
Он пускай себе трещит,
Войлок ноги защитит.
Русский валяный сапог
Победить века все смог.
У него есть свой музей –
Сам сходи, своди друзей!
(музей валенка в Москве (И. Агеева)
Воспитатель:
Ребята сколько мы с вами уже узнали неофициальных, народных символов. (четыре)
Воспитатель:
Какие? (матрешка, береза, медведь, валенки)
Воспитатель: Я вам хочу сказать, что таких символов очень много, эти символы мы теперь сможем найти в нашей игре.
(игра круги Луллия)
Рефлексия: Ну что ж, ребята, наше занятие подошло к концу, и я хочу спросить у вас, что вам было сложно на нашем занятии? Что понравилось?
А эти игры я вам дарю, вы со своим воспитателем сможете продолжить узнавать символы России дальше, и научить играть в игру своих друзей!
До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД "Неофициальные символы России"
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию для старших дошкольников....
Проект "Родные символы или неофициальные символы России как средство развития представлений о Родине у детей старшего дошкольного возраста ".
Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.[[{"...
Использование ИКТ на занятиях по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Конспект НОД в подготовительной группе «Неофициальные символы России».
Цель: познакомить детей с основными неофициальными символами России. Обучающие задачи: способствовать развитию грамматического строя речи, стимулировать их речевую активность, упражнять в умении ...
Конспект НОД "Неофициальные символы России"
Неофициальные символы России: матрешка, балалайка, березка. Основная задача: сформировать представление о культурных ценностях нашей страны, посредством рассказа о неофициальных символах Ро...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме " Неофициальные символы России"
занятие для детей старшей группы...
Презентация. "Неделя России". Неофициальные символы России. Пластилинография "Белая береза"
Презентация. "Неделя России". Неофициальные символы России. Пластилинография "Белая береза"Выполнила воспитатель МАДОУ 43 Беляева Елена Владимировна...
Родные символы или неофициальные символы России как средство развития представлений о Родине у детей старшего дошкольного возраста
Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста, и представляет мероприятие по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию в целях развити...