Родные символы или неофициальные символы России как средство развития представлений о Родине у детей старшего дошкольного возраста
проект по окружающему миру
Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста, и представляет мероприятие по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию в целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников через обращение к памяти об историческом прошлом нашего государства, привлечение родителей и педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_matreshka.docx | 36.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Родные символы или неофициальные символы России как средство развития представлений о Родине у детей старшего дошкольного возраста
Содержание
Введение ...............................................................................................2 стр.
Аннотация................................................................................................
Актуальность............................................................................................
Цели и задачи проекта.............................................................................
Основное содержание проекта...............................................................
Условия реализации проекта.................................................................
Участники проекта...................................................................................
Ожидаемый результат.............................................................................
Реализация проекта...................................................................................6 стр.
Подготовительный этап………………………………………
Содержание проекта…………………………………………
Завершающий этап …………………………………………
Заключение....................................................................................12 стр.
Список литературы......................................................................14 стр.
Введение
Детство – каждодневное открытие мира.
Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего,
познанием человека и Отечества.
Чтобы в детский ум и сердце входила
красота настоящего человека,
величие и ни с чем несравнимая красота Отечества.
В.А. Сухомлинский
Аннотация.
Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста, и представляет мероприятие по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию в целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников через обращение к памяти об историческом прошлом нашего государства, привлечение родителей и педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа.
Актуальность выбранной темы
В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. За последние годы в стране произошли большие перемены. Наметилась негативная тенденция в социально- педагогической ситуации: традиционные духовные ценности и идеалы сменились на ценности и идеалы западной массовой культуры, материальное заменило духовное, личные интересы стали противоположны общественным, произошло смещение ценностных ориентации - патриотические идеалы постепенно утратили социальную значимость. Следствием этих стихийных процессов явилось нарушение отлаженной работы системы социализации подрастающего поколения, которая создавалась годами и основывалась на преемственности поколений.
В период нестабильности в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Ведущая роль в этом направлении принадлежит системе воспитания. Учреждения дошкольного образования, являясь начальным звеном системы образования в нашей стране, призваны формировать у детей первичные представления об окружающем мире, отношение к действительности, дать возможность им почувствовать себя с самых ранних лет гражданами своего отечества.
Патриотизм, как нравственное качество, является результатом целенаправленного воспитания, и дошкольное детство самый благоприятный период для приобщения ребёнка к национальной культуре. Поэтому очень важно начинать воспитывать настоящего патриота своей Родины именно в этом возрасте, когда ребенок начинает интенсивно развиваться в социальном плане.
На сегодняшний день и государство, и наука стали уделять этой проблеме особое внимание. Опубликованы нормативные документы по этой теме, Министерством образования разработана программа «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006-2012 годы», которая ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней – от дошкольного до высшего профессионального, обновление его содержания и структуры на основе отечественных традиций и современного опыта.
В науке наблюдается тенденция возвращения к идеям К.Д Ушинского - народность, приобщение к национальному, как базе патриотического воспитания. Повысился интерес исследователей к разработке вопросов, связанных с ознакомлением дошкольников с различными сторонами окружающей действительности и воспитанием у них на этой основе любви к родному краю, стране. (Е.А.Казаева, Е.К.Ревина, Л.А.Кондрыкинская).
Трудность работы по патриотическому воспитанию обусловлена ещё и тем, что в молодых семьях вопросы патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Воспитание любви к Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно сложная, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста. Но говорить о воспитании патриотизма без сообщения детям определенных знаний о Родине, на мой взгляд, нельзя, поскольку любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Все вышеизложенное обусловило выбор темы «Неофициальные символы России как средства развития представлений о Родине у детей старшего дошкольного возраста".
Цель проекта: формировать у детей старшего дошкольного возраста представление о важнейших нравственных ценностях российского народа через ознакомление с негосударственной символикой России.
Для достижения данной цели были определены задачи:
- Познакомить детей с неофициальными символами Российской Федерации (балалайка, самовар, валенки, береза, ромашка, матрешка, медведь);
- Развивать творческие способности детей, воображение;
- Способствовать развитию речи, памяти, внимания;
- Воспитывать любовь и уважение к Родине, её культуре, интерес к русскому народному творчеству;
- Организовать сотрудничество с родителями.
Сроки проекта: сентябрь 2019г. (краткосрочный)
Участники проекта: дети подготовительной группы,воспитатели, родители,
Используемые методы работы:
- Беседы о Родине.
- Разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
- Ознакомление с произведениями народного творчества (вышивка, роспись, скульптура).
- Обогащение и стимулирование детского творчества.
Методическое обеспечение:
- Компьютер.
- Мультимедийная презентация.
- Стенд "Родные символы" (иллюстрации: берёза, матрёшки, самовар, валенки, медведь, ромашка, балалайка).
- Выставка матрешек (домашнее задание).
- Заготовки для творческой работы (трафарет цветка).
- Пустой стенд (оформляется во время занятия, поделка с детьми).
- Стол с самоваром и угощением для чаепития.
- Изображение (на ватмане) берёзы.
- Видео (технология изготовления валенок).
- Запись песни "Во поле березка стояла»
- Летбук «неофициальные символы России»
Ожидаемые результаты:
1. Подготовка методических рекомендаций по взаимодействию с семьями в области патриотического воспитания дошкольников на основе нравственного образования.
2. Фото- и видеотека для повышения компетентности воспитателей и родителей в области нравственно – патриотического воспитания дошкольников.
3. Обогащение предметно – развивающей среды ДОУ по нравственно – патриотическому развитию детей.
Реализация проекта
Подготовительный этап.
- Чтение книг ( Т.Коти «Моя первая книга о России»; А.Афанасьев «Народные русские сказки»; «Золотая книга Русской культуры», В. Соловьев , «Путешествие в мир фольклора» Загаруля Г.А )
- Рассматривание иллюстраций, фотографий (Беседы и рассматривание кукол в русских национальных костюмах (картинки, открытки), «Большая иллюстрированная энциклопедия школьника». М.-«Махаон»2009, «Энциклопедия почемучки». Составитель Скоробогатская О.Н. Харьков 2012)
- Проведение тематических занятий, уроков
- Оформление выставки рисунков, фотографий по теме "Родные символы"
- Разучивание песен, стихов (Заучивание стихотворений «Береза» С. Есенин, «С чего начинается Родина» Л.А. Кондрыкинская, хороводные игры «На горе то калина», «Во поле береза стояла», «Как на тоненький ледок», разучивание песни " Сапожки русские")
Содержание проекта
1.Повторение государственных символов России. Беседа о Родине, чтение детьми стихотворений о Родине, рассказывание пословиц и поговорок о Родине.
2.Неофициальные символы России.
2.1. Береза.
Дерево является символом силы, могущества, мудрости и плодородия. У каждой страны есть свой символ среди деревьев. В них отразилась душа народа, его история и традиции. Россию называют краем белоствольных берез. Я собирала материал о традициях, приметах, обычаях, связанных с березой. Дети на занятиях были увлечены рассказами о березе. И на мероприятии они продемонстрировали свои блестящие познания об этом дереве нашим гостям. Береза вдохновляла русских поэтов и художников на создание прекрасных произведений. А уж сколько песен о ней спето! Девочки исполнили традиционный хоровод под мелодию популярной русской народной песни "Во поле берёзка стояла".
2.2.Ромашка.
После замечательного танца мальчики подарили девочкам ромашки. И совершенно неслучайно они выбрали именно этот цветок. Ромашка, как и береза, символ русской природы.
Существует несколько красивых историй о ромашке. В Америке, например, говорят, что ромашка – это зонтик гномиков. Когда идет дождь, гномик прячется под этот цветок и остается абсолютно сухим. Так он может передвигаться на большие расстояния. Очень хочется продолжить, историю, сказав, и до России он добежал. Понравились гному просторы России, и поселился он здесь, а чтоб от дождя укрыться, насадил он в поле цветок свой любимый.
В русских деревнях ромашку сравнивали с удивленными глазами. «Открываются тысячи глаз и смотрят в небо, будто пытаются понять смысл мироздания. Вот так упадешь в ромашковом поле, прислушаешься к тишине, а услышишь тихий шелест – это ромашка шепчет тебе свои тайны…»
Интересно и то, что ромашку не сразу назвали ромашкой в России. Первоначально ее называли пупавками, это название зафиксировано в старых лечебниках. Позже ее назвали «романовой травой», потом «романой», и лишь в конце XVIII века, русским агрономом Болотовым впервые употреблено слово «ромашка», которое и закрепилось в русском лексиконе.
Думаю, что и до сих пор ромашка является любимым цветком многих девушек и женщин. Венки из ромашек – украшение головы на любом выезде за город. А сколько гаданий по ромашке – и не перечислить….
А вообще ромашка символ добра, любви, и добрых пожеланий.
Дети под моим руководством сделали цветок пожеланий на магнитной доске. Каждый ребенок брал заготовленный лепесток, читал пожелание, которое на нем написано, крепил к магнитной доске. Получилась уникальная ромашка с пожеланиями!
2.3.Матрешка.
Следующий символ России - это ответ на загадку.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Это русская ...
Русская матрешка, наверное, самый популярный национальный сувенир. Я познакомила детей с историей возникновения Матрешки, с ее особенностями и многоликими обликами. В группе была организована выставка матрешек. Это было домашнее задание детей, и они замечательно с ним справились вместе со своими родителями.
2.4.Балалайка.
Часто страны или даже целые континенты ассоциируются у нас с определёнными музыкальными инструментами. Мы говорим Африка, и тут же перед нами встают огромные барабаны. Вспоминаем Испанию, и перед нашими глазами возникает гитара. А каков же, по мнению большинства, музыкальный символ России? Сотню и даже две сотни лет назад балалайка была самым распространенным музыкальным инструментом на Руси. Ни один праздник не проходил без песен и танцев под балалайку. Этот музыкальный инструмент стал любимым у народа, а в дуэте с гармонью она звучала еще мелодичнее и ярче. Поэтому каждый россиянин и гость нашей страны с уверенностью заявит о том, что балалайка - символ России.
Дети исполнили звонко и задорно частушки про балалайку. Русские частушки - удивительный фольклорный жанр, в котором объединились стишки и поговорки с песней. Как и другое устное народное творчество, частушки быстро запоминаются детьми. Пусть фольклор, созданный русским народом живет в детских сердцах. Вот некоторые русские частушки, исполненные детьми:
Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка - три струны!
Подпевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны.
Балалайка, балалайка,
Я в тебя влюбленная,
Потому что ты родная,
Русская, народная!
Три струны всего, трям-трям.
Инструмент известен нам.
Балалайку я возьму,
Плясовую заведу.
2.5.Медведь.
Медведь - еще один неофициальный символ России. Это один из самых крупных хищников планеты. Он не просто силен, а могуч, коварен и лют. Медведь - символ добродушия и ярости, богатырской силы. Русских сравнивают с медведями, с одной стороны, в их нерасторопности и незлюбивости, с другой - в их умении постоять за себя. Недаром именно медведя выбрали символом олимпиады уже второй раз. Поэтому нашим гостям мы показали номер в исполнении одного из детей. Возможно на одной из будущих олимпиад будет выступать и мой воспитанник. Тем более, что среди призеров разных чемпионатов по единоборствам большинство русских спортсменов.
2.6.Валенки.
В рамках проекта был подготовлен видеорепортаж про валенки, из которого дети узнали из чего и как они изготавливаются. Дети удостоверились, что валенки уникальная обувь без швов, самая дешевая, самая теплая и самая русская зимняя обувь. В трескучие морозы без них не обойтись. Сегодня валенки не просто удобная и незаменимая обувь. Познавательный рассказ о валенках закончился выступлением воспитанницы, которая потрясающе исполнила песню " Сапожки русские".
2.7.Самовар.
Когда слышишь о традиционном русском чаепитие, невольно представляешь себе пузатый медный самовар. Представьте себе снежную холодную русскую зиму, и вы поймете, почему так прижился самовар в нашей стране. Горячий чай помогает согреться. Кроме того, самовар, долго сохраняя жар, еще и обогревал помещение. Пузатому самовару посвящено немало пословиц, поговорок в русском фольклоре, о нем пели в песнях, он становится участником сказок. Красочные чаепития из самовара описывают известные русские писатели и поэты. Ни одно народное гуляние не обходится без горячего самовара. Именно самовар - стал символом гостеприимного дома.
Мы тоже с ребятами постарались создать атмосферу для дружеской беседы и угостили наших гостей чаем с бубликами и вареньем.
Заключительный этап
Патриотическое мероприятие прошло успешно. Дети познакомились с неофициальными символами России, с традициями нашей страны. Звучали стихи о Родине, пели народные русские песни и, конечно, весело играли.
Я поставила перед собой задачу – показать детям красоту русского языка через устное народное творчество (песни, припевки, колядки); формировать интерес к фольклору и, как следствие, обогащать словарный запас детей. Способы подачи информации для детей разнообразны: беседы, занятия, участие в обрядах, играх, хороводах, прослушивание народной музыки и обучение игре на народных инструментах. Благодаря этому проекту кругозор детей расширился.
Учитывая, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, я сопровождала его наглядным материалом: предметами старинного быта, слайдами, иллюстрациями. Обращение к детям с вопросами в процессе рассказа активизировала их внимание, побуждала к логическому мышлению. Продуктивная творческая деятельность, которая включала рисование, аппликацию, позволяла закрепить полученные знания детей. Результаты продуктивной деятельности оформлялись в форме тематических выставок.
Итоговым продуктом моего проекта стала совместная работа с детьми - шкатулка "Народные символы России", в которую мы положили красочные аппликации для каждого символа. Теперь эта шкатулка будет пополняться с каждым годом! Ведь у нас самая большая страна в мире, настолько уникальная и многообразная, что о ней можно говорить бесконечно. И мы вспомнили далеко не все символы нашей необъятной родины, а только малую часть.
Заключение
Новизна данного проекта заключается в том, что в нём представлена интеграция таких дисциплин как музыка, хореография, развитие речи, изобразительного искусства. В беседах о Родине активизируется монологическая речь, поощряется словотворчество, желание высказаться. В изобразительной деятельности дети знакомятся с различными средствами воплощения художественного замысла. В музыкальной деятельности самовыражаются через музыкальное творчество. В танцевальной деятельности, при исполнении хоровода "Во поле березка стояла" у детей развивается чувство ритма, умение передавать характер музыки через движение. Всё это позволяет ребёнку прочувствовать наиболее глубоко чувство гражданственности и патриотизма. Нет сомнения в том, что в результате проекта у детей сформировались элементы гражданственности и патриотизма. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это есть естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.
Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами. Но в наше время, когда многое утеряно, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, продолжающим личность.
Надо быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уважать себя и учить этому других. Если целостность этого процесса нарушится, разрушится связь между поколениями. Воспитание патриотических чувств есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина. В дальнейшем я планирую продолжить работу по данной теме, поскольку считаю, что патриотизм – главная черта русского народа, он помогает воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему миру. И от нас, взрослых, зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.
Список литературы
- Александрова Е.Ю., Гордеева Е.Д., Постникова М.П., Попова Г.П. Система патриотического воспитания в ДОУ. - 2007, “Учитель”.
- Л.А. Кондрыкинская. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ. 2005 г., Москва.
- Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.
- Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.
- Жариков А.Д. Растите детей патриотами. М., 1980.
- Интернет ресурсы:
- http://rf2003.narod.ru/neoficialnie.htm
- http://selenaart.ru/post188678793
- http://nsportal.ru/ap/drugoe/library/neofitsialnye-simvoly-rossii
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%E8%F2%F0%E0%E6
- http://mirsovetov.ru/a/housing/make-myself/stained-glass-painting-colors.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Родные символы или неофициальные символы России как средство развития представлений о Родине у детей старшего дошкольного возраста ".
Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.[[{"...
ПРОЕКТ «Профориентационные игры как средство формирования представлений о мире у детей старшего дошкольного возраста
представлен проект профориентационные игры для детей дошкольного возраста...
Выступление на районных педагогических чтения «Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания» Доклад: «Музыкально-театральная деятельность, как средство развития креативности и личности у детей старшего дошкольного возраста»
29 ноября 2019 года проходили районные педагогические чтения "Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания».Я выступала с докладом и презентацией на тему:...
Презентация "Экспериментирование как средство формирования представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста"
Тема "Величина" является наиболее благоприятной для включения дошкольников в экспериментальную деятельность, потому что эксперимент позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими...
Перспективный план самообразованию по теме "Дидактическая игра как средство развития представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи IIIуровня"
Перспективный план работы воспитателя по развитию представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр...
Презентация опыта работы по теме: «Мини-музей народных промыслов России как средство развития нравственно- патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»
Ознакомление дошкольников с традициями русской народной культуры....
Проект «Мини-музей народных промыслов России как средство развития нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»
Проект с использованием музейной педагогики...