краткосрочный проект "Моё Оренбуржье"
проект
Предварительный просмотр:
Краткосрочный проект на тему: «Моё Оренбуржье»
Подготовила: Вайс.С.Н.
Актуальность проекта
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего города, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям: отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. И важно научить видеть красоту того, что его окружает, видеть заботу людей о своем городе, научить ребенка ценить и сохранять наследие своего народа и воспитывать желание сделать город еще краше, комфортнее для жизни.
Цель проекта :
- развитие познавательной активности детей, повышение интереса к истории и культуре нашего города, формирование чувства патриотизма;
- воспитание любви к Отечеству, к городу в котором живем, гордости за её культуру.
Задачи проекта :
-Формировать устойчивый интерес и заботливое отношение к родному городу, чувство патриотизма, чувство гордости быть гражданином города Оренбурга.
- Расширять представления детей о достопримечательностях родного города
-Воспитывать любовь к родному городу. Вызывать восхищение родным городом, чувство уважения к своему народу, бережное отношение к тому, что сделано их трудом.
– Формировать восприятие целостной картины мира, расширять кругозор детей; познакомить с именами великих людей Оренбурга, их достижениями;
- Развивать все компоненты устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности
Участники проекта : дети старшей группы; родители; воспитатели.
Тип проекта : познавательно-творческий.
Предполагаемый результат:
Создать оптимальные условия для изучения детьми истории и культуры Оренбурга. Поднять интерес к городу, его прошлому и настоящему. Учить проявлять эмоционально – положительное и бережное отношение к городу. Помочь детям реализовать знания о городе в собственной деятельности (рассказы, рисунки, игры).Развить креативные способности детей и родителей в совместной деятельности.
Содержание проекта
Этапы реализации проекта :
1 Этап – Подготовительный
Планирование проекта
Анализ предметно-развивающей среды в группе
-Подбор методической литературы по теме
-Подбор и изготовление дидактического материала, наглядных пособий
-Лото «Лекарственные растения Оренбургской области»
-Лото «Животный мир Оренбургской области
-Достопримечательности г .Оренбурга
-Памятники г. Оренбурга
-Реки Оренбургской области
-Народные промыслы Оренбургской области.
-Герб и флаг
2 этап – Основной :
Рассматривание картин, иллюстраций:
- с историей создания нашего города;
- с архитектурными памятниками;
- символикой Оренбурга и РФ;
Беседы:
- «Как мы бережем наш город»
- «Правила культурного поведения в общественных местах»
- «Правила культурного поведения в общественном транспорте»
- «Опасные ситуации в городе»
- «Гуляем по городу» (ПДД)
- «Безопасная прогулка»
Обсуждаем проблемные ситуации:
- «Я потерялся на улице; в магазине»
-«Если со мной заговорил незнакомый человек»
-Разучивание стихов об Оренбурге.
-Дидактические игры («Мой город Оренбург»)
Музыкальные произведения:
-Слушание: «Гимн Оренбурга» Юрия Энтина ; детской и классической музыки Оренбургских композиторов
Сюжетно-ролевые игры:
- «Семья»,
- «Строители»,
Дидактические игры:
- «Герб нашего города»
- «Продолжи фразы»
- «Найди пару»
-«Придумай название улицы»
Настольно-печатные игры:
- «Лото»
- «Пазлы»
-Лото «Лекарственные растения Оренбургской области»
-Лото «Животный мир Оренбургской области
- Игры по ознакомлению с правилами дорожного движения
3 этап – итог проекта:
В ходе работы над проектом были созданы :
- Создан дидактический куб «Моё Оренбуржье »
- Выставка совместных творческих работ детей и родителей «Мой город Оренбург»
- Выставка творческих работ «Оренбургский пуховый платок»
Информационное обеспечение проекта: наглядно-дидактические пособия, сюжетно-ролевые игры, различные виды игр, методическая литература, художественная литература, интернет.
Методическое обеспечение проекта: материалы для проведения бесед, ориентировочный план занятия.
2.1. Тематическое планирование образовательной деятельности
№ | Модуль/Тема | Материалы и оборудование | Цель | Краткое содержание | |||||||||||
1. | В лаборатории дедушки Зная | Игрушка дедушка Знай баночка с водой, бумажные полотенца, стакан с водой, в которую добавлены чернила, сельдерей, ванилин, яблоко, банан, мяч, металлофон. | Уточнить представление детей о том, кто такие ученые (люди изучающие мир и его устройство). Познакомить с понятием «наука» (познание), «гипотеза» (предположение). Рассказать о способе познания мира - эксперте (опыте). Дать представление детской лаборатории, культуре поведения в ней. | Знакомство с хозяином лаборатории. Беседа ученых. Игра «Нюхаем, пробуем, слушаем, видим, ощущаем» с обучением правил работы в лаборатории. Задание с фиксацией результатов. | |||||||||||
2. | Кладовая Оренбуржья | Познакомить детей с составом земли. Развивать умение определять и сравнивать вещество по его внешним характерным признакам. Тренировать навык проведения простых экспериментов, умение пользоваться простейшим лабораторным оборудованием. Развивать логии-ческое мышление, познавательную активность, способность устанавливать причинно-следственные связи. Воспиты-вать любовь и уважение к родной земле. | 1 Опыт Что это такое? Вывод: земля из разных мест отличает по внешнему виду и составу 2.Воздушные пузырьки Вывод: в земле содержится воздух 3.Есть ли в земле вода Вывод: в земле содержится вода 4.Расторимость земли Вывод: земля в воде не растворяется 5.Определение перегноя Вывод: земля содержит перегной, называемой почвой 6.Сравнивание свойств песка и глины Вывод: глина и песок разные по свойствам | ||||||||||||
3. | Волшебница - вода | Стакан с водой изреки, стакан с очищенной водой, йод, зеленка, ватные палочки. | Познакомить детей со свойствами воды. Подвести детей к выводу о необходимости очищения воды перед употреблением | Беседа. Сравнение воды реки и крана. Опыт: Свойства воды Фильтрование воды. Обеззараживающие средства для очистки воды. | |||||||||||
4. | Степь, да степь кругом. | Презентация «Степь» Стихотворение о степях Энциклопедия Песня “Ах ты степь широкая” Развивающая игра «Рассели животных по своим средам обитания» Минимакет Степи | Познакомить детей с характерными особенностями ландшафта «Степь» (фауна и флора) Установить причинно – следственные связи с климатическими условиями ( желтый цвет растений, почвы) Воспитывать наблюдательность и уважение к своему месту проживания (Оренбуржье – степная местность) | Презентация «Степь» Художественное слово (художники, поэты, писатели о степях) Едешь, едешь, ширь да небо, точно нет им края, стоит вверху над нами тишина немая. Промелькнут перед глазами две-три старых ивы и опять в траве волнами ветра переливы. Песня “Ах ты степь широкая” Экспериментальная деятельность (маскировочный окрас цвет окружающей среды мимикрия) Игра «Рассели животных по своим средам обитания» Вывод: Природный мир Степей характерен для Оренбуржья Флора и фауна принимает цвет Степей (желто – коричневый). Климатические условия (холодная зима и засушливое, жаркое лето) | |||||||||||
5. | Хлеб - всему голова | Схема процесса выращивания и изготовления хлеба. ИТК презентация работы хлеборобов. Зерно, мельница | Дать представление о процессе выращивания и изготовления хлеба (из зерен мелют муку, а из муки пекут хлеб). Развивать интерес к исследовательской деятельности. Воспитывать любовь к труду хлебороба, бережное отношение к хлебу | Игровая мотивация – открытие в лаборатории Лосяша мельницы. Процесс перемолки зерен в ступе. Сравнение полученной массы с готовой мукой Составление схемы получения муки Вывод: При измельчении зерен получается мука, чем тщательнее перемолка, мельче и качественнее мука. А значит и вкуснее хлеб. Хлеб бывает ржаной из ржи, пшеничный - из пшеницы | |||||||||||
6. | В гостях у Хозяйки Медной горы (полезные ископаемые Оренбургской области, драгоценные камни Урала) | Коллекция минералов, карта Оренбургской области, иллюстрации Соль-Илецка, Саракташа (Фаянсовый завод), изделия из глины | Формировать у детей представления о полезных ископаемых и их свойствах (сыпучесть, твердость, рассыпчатость и др.) на примере минералов соли и мела. Познакомить детей с глиной, её разнообразием (красная, белая, голубая, коричневая) и её качеством. Дать представление о способах изготовления кирпича и его значении в строительстве. Глина, соль и мел важные полезные ископаемые Оренбургской области. | Лосяш инициирует встречу с хозяйкой медной горы. Маршрут расшифровывают по символам. Опыты, сравнения, обследования камней, минералов, постановка проблемы, классификация камней по происхождению и назначению, глины, минералов. Отрывок сказки «Откуда соль берется» | |||||||||||
7. | «Заповедные места Оренбуржья – Бузулукский бор | иллюстрации и фотографии с изображением: Бузулукского бора, карта Оренбургской области, музыкальный центр, компьютер, записи песен «Мы — с Оренбургской земли». Выставка предметов изготовленной из нефти | Формировать знания детей об уникальных природных объектах области Бузулукский бора. Продолжать воспитывать чувства патриотизма, разумное отношение к богатствам природы родного края. Развивать у детей любознательность, гордость за уникальность родного края, бережное отношение к своей природе. Способствовать развитию логического мышления, связной речи. Продолжить обучать умению работы с картой области. | Презентация Бузулукский бор. Рассказ детям о том, что Бузулукский бор стоит на границе степей. (Работа с иллюстрациями), но Бузулукский район знаменит не только своим бором. С недавних пор его называют «нефтяной столицей» Оренбуржья, Нефтяные скважины есть и у нас в Сорочинском районе. Исследовательская деятельность рассматривание капсулы, где находится нефть. Вывол : Вместе с детьми выясняют, это жидкость темно коричневого цвета, маслянистая) А ещё нефть обладает резким запахом, который вреден для здоровья людей. | |||||||||||
8. | Подарки Хозяйки Медной горы (природные ресурсы, бережное отношение к ее богатствам, | Коллекция камней художественная литература Сказки В.Бажова «Малахитовая шкатулка»,, иллюстрации «История в камее», иллюстрации, фотографии, картинки о памятниках старины, архитектурных сооружениях, зданий постаментов, карта Оренбургской области. | Продолжать развивать у детей интерес к явлениям неживой природы. Камни в природе есть везде – в земле, по берегам рек и озёр, на дне морей; камни тяжёлые, очень твёрдые и прочные, поэтому их используют при строительстве зданий мостов, дорог и других сооружений. Гранит состоит из отдельных зёрен (кварца, слюды, и полевого шпата). Поделочные камни (мрамор гранит), которые хорошо полируются и благодаря этому применяются для отделки зданий, изготовления памятников. | Отгадывание загадок камнях В.Мирясова. Рассматривание и исследование камней мрамор и гранит Дидактические игры «Назови и опиши» | |||||||||||
9 | Озеро соленое – диковинное «Развал» в Соль -Илецке (опыт с солью) | Карта Оренбургской области Коллекция с полезными ископаемыми Презентация «Озеро Развал» Сказка «Откуда соль берется?» Л. Мезинова | Формировать знания о свойствах соли (каменная, поваренная, калийная соль, каменная соль) Калийная соль – ценное удобрение, его вносят под картофель, морковь, лук, чеснок. Подвести детей к выводу о том, что каменная соль это важное полезное ископаемое. Развивать у детей любозна-тельность, гордость за особенности богатств родного края, бережное отношение к совей природе. | Презентация «Озеро Развал» Чтение сказки «Откуда соль берется?» Л. Мезинова Исследовательская деятельность с солью Рассказ детям о том, что соль используют лесники для подкормки лесных обитателей (лезунцы), о лечебных свойствах соляных пещер, в них хранят древние книги, вещи Работа со схемами «Работа горняков в соляных шахтах» | |||||||||||
10 | В гости к бабушке | оренбургские паутинки и палантины; образцы пух а оренбургских коз; чески, гребень, веретено, спицы, клубок нити. Презентация Сорочинского района иллюстрации и фотографии с изображением изделий. музыкальный центр, компьютер, записи песен «Оренбургский платок», карта Оренбургской области. | Формировать знания детей об уникальных природных объектах области Бузулукского бора. Продолжать воспитывать чувства патриотизма, разумное отношение к богатствам природы родного края. Развивать у детей любознательность, гордость за уникальность родного края, бережное отношение к своей природе. Способствовать развитию логического мышления, связной речи. Продолжить обучать умению работы с картой области. | Презентация Сорочинский район, чтение стихов, отгадывание загадок, работа с картой Рассказ детям о том, где зародился промысел, который по сей день является визитной карточкой Оренбургской области пуховые платки. Исследовательская деятельность: говорят, что оренбургская паутинка может уместиться в скорлупе гусиного яйца и её можно протянуть через обручальное кольцо. помощью детей проводится опыт) свойствам пуха знаменитых оренбургских коз . (Рассматриваем образец пуха) И конечно же, благодаря золотым женским рукам оренбургских мастериц, которые вкладывают в каждый связанный платок частицу своей души. Вдохновлённый красотой оренбургского платка поэт В. Боков написал стихотворение, а композитор Г. Пономаренко — музыку к нему. Так родилась знаменитая песня «Оренбургский пуховый платок». | |||||||||||
Итоговое мероприятие: викторина «Мое Оренбуржье» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Красная книга Оренбуржья
описание, среда обитания некоторых животных, растений, птиц, насекомых, занесенных в КРАСНУЮ КНИГУ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ...
Презентация Оренбуржье-просторы малой родины.
https://docs.google.com/presentation/d/1Cv911tZBpd144dL0gyeCnUA08nvLpHvGRc7sBn-VpdQ/edit?usp=sharing Цель данной работы рассказать и показать многогранность нашего Оренбургского края....
Интегрированное занятие в разновозрастной дошкольной группе "Моя малая Родина-Оренбуржье".
Интегрированное занятие «Моя малая Родина – Оренбуржье». Цель: Формирование духовно-нравственных отношений и чувства сопричастности к родному краю, культурному наследию народа.Задачи:• Сфор...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по программе «Оренбуржье моё» – «Музыка народов Оренбуржья»
Через музыкальное наследие народов Оренбуржья дети знакомятся с музыкальными традициями казахского, татарского и башкирского народов....
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по программе «Оренбуржье моё» – «Традиции татарских и башкирских народов Оренбуржья»
Наследие Оренбуржья расскрывает интерес к многонациональному многообразию компонентов музыкальных инструментов у татарских и башкирских народов....
Краткосрочный проект «Многонациональное Оренбуржье».
1.Актуальность темы:Оренбургская область многонациональна, на ее территории проживают представители разных народов: русские, татары, башкиры, казахи, немцы, и др. Чтобы отношения между этносами ...
Краткосрочный проект «Многонациональное Оренбуржье».
Краткосрочный проект «Многонациональное Оренбуржье». 1.Актуальность темы:Оренбургская область многонациональна, на ее территории проживают представители разных народов: русские, татар...