краткосрочный проект "Моё Оренбуржье"
проект

Вайс Салима Нигматулловна

краткосрочный проект "Моё Оренбуржье"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moyo_orenburzhe.docx36.04 КБ

Предварительный просмотр:

             

Краткосрочный проект на тему: «Моё Оренбуржье»

                                                                                   

                                                                   

                                                                         Подготовила: Вайс.С.Н.

Актуальность проекта

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего города, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям: отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. И важно научить видеть красоту того, что его окружает, видеть заботу людей о своем городе, научить ребенка ценить и сохранять наследие своего народа и воспитывать желание сделать город еще краше, комфортнее для жизни.

Цель проекта :

- развитие познавательной активности детей, повышение интереса к истории и культуре нашего города, формирование чувства патриотизма;

- воспитание любви к Отечеству, к городу в котором живем, гордости за её культуру.

Задачи проекта :

-Формировать устойчивый интерес и заботливое отношение к родному городу, чувство патриотизма, чувство гордости быть гражданином города Оренбурга.

- Расширять представления детей о достопримечательностях родного города

-Воспитывать любовь к родному городу. Вызывать восхищение родным городом, чувство уважения к своему народу, бережное отношение к тому, что сделано их трудом.

– Формировать восприятие целостной картины мира, расширять кругозор детей; познакомить с именами великих людей Оренбурга, их достижениями;

- Развивать все компоненты устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности

Участники проекта : дети старшей группы; родители; воспитатели.

Тип проекта : познавательно-творческий.

Предполагаемый результат:

Создать оптимальные условия для изучения детьми истории и культуры Оренбурга. Поднять интерес к городу, его прошлому и настоящему. Учить проявлять эмоционально – положительное и бережное отношение к городу. Помочь детям реализовать знания о городе в собственной деятельности (рассказы, рисунки, игры).Развить креативные способности детей и родителей в совместной деятельности.

Содержание проекта

Этапы реализации проекта :

1 Этап – Подготовительный

Планирование проекта

Анализ предметно-развивающей среды в группе

-Подбор методической литературы по теме

-Подбор и изготовление дидактического материала, наглядных пособий 

-Лото «Лекарственные растения Оренбургской области»

-Лото «Животный мир Оренбургской области

 -Достопримечательности г .Оренбурга

-Памятники г. Оренбурга

 -Реки Оренбургской области

 -Народные промыслы Оренбургской области.

 -Герб и флаг

2 этап – Основной :

    Рассматривание картин, иллюстраций:

     - с историей создания нашего города;

- с архитектурными памятниками;

- символикой Оренбурга и РФ;

Беседы:

- «Как мы бережем наш город»

- «Правила культурного поведения в общественных местах»

- «Правила культурного поведения в общественном транспорте»

- «Опасные ситуации в городе»

- «Гуляем по городу» (ПДД)

- «Безопасная прогулка»

Обсуждаем проблемные ситуации:

- «Я потерялся на улице; в магазине»

-«Если со мной заговорил незнакомый человек»

-Разучивание стихов об Оренбурге.

-Дидактические игры («Мой город Оренбург»)

Музыкальные произведения:

-Слушание: «Гимн Оренбурга» Юрия Энтина ; детской и классической музыки Оренбургских композиторов

Сюжетно-ролевые игры:

- «Семья»,

- «Строители»,

Дидактические игры:

- «Герб нашего города»

- «Продолжи фразы»

- «Найди пару»

-«Придумай название улицы»

Настольно-печатные игры:

- «Лото»

- «Пазлы»

    -Лото «Лекарственные растения Оренбургской области»

    -Лото «Животный мир Оренбургской области

     - Игры по ознакомлению с правилами дорожного движения

3 этап – итог проекта:

В ходе работы над проектом были созданы :

- Создан дидактический куб «Моё  Оренбуржье »

- Выставка совместных творческих работ детей и родителей «Мой город Оренбург» 

- Выставка творческих работ «Оренбургский пуховый платок»

Информационное обеспечение проекта: наглядно-дидактические пособия, сюжетно-ролевые игры, различные виды игр, методическая литература, художественная литература, интернет.

Методическое обеспечение проекта: материалы для проведения бесед, ориентировочный план занятия.

2.1. Тематическое планирование образовательной деятельности

Модуль/Тема

Материалы и оборудование

Цель

Краткое содержание

1.

В лаборатории дедушки Зная

Игрушка дедушка Знай баночка с водой, бумажные полотенца, стакан с водой, в которую добавлены чернила, сельдерей, ванилин, яблоко, банан, мяч, металлофон.

Уточнить представление детей о том, кто такие ученые (люди изучающие мир и его устройство).

Познакомить с понятием «наука» (познание), «гипотеза» (предположение).

Рассказать о способе познания мира - эксперте (опыте).

Дать представление детской лаборатории, культуре поведения в ней.

Знакомство с хозяином лаборатории. Беседа ученых.

Игра «Нюхаем, пробуем, слушаем, видим, ощущаем» с обучением правил работы в лаборатории.

Задание с фиксацией результатов.

2.

Кладовая Оренбуржья

 Познакомить детей с составом земли. Развивать умение определять и сравнивать вещество по его внешним характерным признакам. Тренировать навык

проведения простых экспериментов, умение пользоваться простейшим лабораторным оборудованием. Развивать логии-ческое мышление, познавательную активность, способность устанавливать причинно-следственные связи. Воспиты-вать любовь и уважение к родной земле.

1 Опыт Что это такое?

Вывод: земля из разных мест отличает по внешнему виду и составу

2.Воздушные пузырьки

Вывод: в земле содержится воздух

3.Есть ли в земле вода

Вывод: в земле содержится вода

4.Расторимость земли

Вывод: земля в воде не растворяется

5.Определение перегноя

Вывод: земля содержит перегной, называемой почвой

6.Сравнивание свойств песка и глины

Вывод: глина и песок разные по свойствам

3.

 Волшебница - вода

Стакан с водой изреки, стакан с очищенной водой, йод, зеленка, ватные палочки.

Познакомить детей со свойствами воды. Подвести детей к выводу о необходимости очищения воды перед употреблением

Беседа. Сравнение воды реки и крана.

Опыт: Свойства воды

Фильтрование воды. Обеззараживающие средства для очистки воды.

4.

 Степь, да степь кругом.

Презентация «Степь»

Стихотворение о степях

Энциклопедия

Песня “Ах ты степь широкая”

Развивающая игра «Рассели животных по своим средам обитания»

Минимакет Степи

 Познакомить детей с характерными особенностями ландшафта «Степь» (фауна и флора)

Установить причинно – следственные связи с климатическими условиями ( желтый цвет растений, почвы)

Воспитывать наблюдательность и уважение к своему месту проживания

(Оренбуржье – степная местность)

Презентация «Степь»

Художественное слово (художники, поэты, писатели о степях)

Едешь, едешь, ширь да небо, точно нет им края, стоит вверху над нами тишина немая. Промелькнут перед глазами две-три старых ивы и опять в траве волнами ветра переливы.

Песня “Ах ты степь широкая”

Экспериментальная деятельность

(маскировочный окрас цвет окружающей среды мимикрия)

Игра «Рассели животных по своим средам обитания»

Вывод: Природный мир Степей характерен для Оренбуржья

Флора и фауна принимает цвет Степей (желто – коричневый). Климатические условия (холодная зима и засушливое, жаркое лето)

5.

 Хлеб - всему голова

Схема процесса выращивания и изготовления хлеба. ИТК презентация работы хлеборобов. Зерно, мельница

 Дать представление о процессе выращивания и изготовления хлеба

(из зерен мелют

муку, а из муки пекут хлеб).

Развивать интерес к исследовательской деятельности. Воспитывать любовь к труду хлебороба, бережное отношение к хлебу

Игровая мотивация – открытие в лаборатории Лосяша мельницы.

Процесс перемолки зерен в ступе. Сравнение полученной

массы с готовой мукой

Составление схемы получения муки

Вывод:  При измельчении зерен получается мука, чем тщательнее перемолка, мельче и качественнее мука. А значит и вкуснее хлеб. Хлеб бывает ржаной из ржи, пшеничный - из пшеницы

6.

 В гостях у Хозяйки Медной горы (полезные ископаемые Оренбургской области, драгоценные камни Урала)

Коллекция минералов, карта Оренбургской области, иллюстрации Соль-Илецка, Саракташа (Фаянсовый завод), изделия из глины

Формировать у детей представления о полезных ископаемых и их свойствах (сыпучесть, твердость, рассыпчатость и др.) на примере минералов соли и мела.

Познакомить детей с глиной, её разнообразием (красная, белая, голубая, коричневая) и её качеством. Дать представление о способах изготовления кирпича и его значении в строительстве.

Глина, соль и мел важные полезные ископаемые Оренбургской области.

Лосяш инициирует встречу с хозяйкой медной горы. Маршрут расшифровывают по символам.

Опыты, сравнения, обследования камней, минералов, постановка проблемы, классификация камней по происхождению и назначению, глины, минералов.

Отрывок сказки «Откуда соль

берется»

7.

«Заповедные места Оренбуржья – Бузулукский бор

иллюстрации и фотографии с изображением: Бузулукского бора, карта Оренбургской области, музыкальный центр, компьютер, записи песен «Мы — с Оренбургской земли».

Выставка предметов

изготовленной из нефти

Формировать знания детей об уникальных природных объектах области Бузулукский бора. Продолжать воспитывать чувства патриотизма, разумное отношение к богатствам природы родного края. Развивать у детей любознательность, гордость за уникальность родного края, бережное отношение к своей природе.

Способствовать развитию логического мышления, связной речи.

Продолжить обучать умению работы с картой области.

Презентация Бузулукский бор. Рассказ детям о том, что Бузулукский бор стоит на границе степей. (Работа с иллюстрациями),

но Бузулукский район знаменит не только своим бором. С недавних пор его называют «нефтяной столицей» Оренбуржья,

Нефтяные скважины есть и у нас в Сорочинском районе. Исследовательская деятельность рассматривание капсулы, где находится нефть. Вывол : Вместе с детьми выясняют, это жидкость темно коричневого цвета, маслянистая) А ещё нефть обладает резким запахом, который вреден для здоровья людей.

8.

Подарки Хозяйки Медной горы (природные ресурсы, бережное отношение к ее богатствам,

Коллекция камней

художественная литература Сказки В.Бажова «Малахитовая шкатулка»,, иллюстрации «История в камее», иллюстрации, фотографии,

картинки о памятниках старины, архитектурных сооружениях, зданий постаментов, карта Оренбургской области.

Продолжать развивать у детей интерес к явлениям неживой природы. Камни в природе есть везде – в земле, по берегам рек и озёр, на дне морей; камни тяжёлые, очень твёрдые и прочные, поэтому их используют при строительстве зданий

мостов, дорог и других сооружений. Гранит состоит из отдельных зёрен (кварца, слюды, и полевого шпата). Поделочные камни (мрамор гранит), которые хорошо полируются и благодаря этому применяются для отделки зданий, изготовления памятников.

Отгадывание загадок камнях В.Мирясова.

Рассматривание и исследование камней мрамор и гранит

Дидактические игры «Назови и опиши»

9

Озеро соленое – диковинное «Развал» в Соль -Илецке (опыт с солью)

Карта Оренбургской области

Коллекция с полезными ископаемыми

Презентация «Озеро Развал»

Сказка «Откуда

соль берется?» Л. Мезинова

Формировать знания о свойствах соли (каменная, поваренная, калийная соль, каменная соль)

Калийная соль – ценное удобрение, его вносят под картофель, морковь,  

лук, чеснок. Подвести детей к выводу о том, что каменная соль это важное полезное ископаемое. Развивать у детей любозна-тельность, гордость за особенности богатств родного края, бережное отношение к совей природе.

Презентация «Озеро Развал»

Чтение сказки «Откуда соль берется?» Л. Мезинова

Исследовательская деятельность с солью

Рассказ детям о том, что соль используют

лесники для подкормки лесных обитателей (лезунцы), о лечебных свойствах соляных пещер, в них хранят древние книги, вещи

Работа со схемами «Работа горняков в соляных шахтах»

10

В гости к бабушке

оренбургские паутинки и палантины; образцы пух а оренбургских коз; чески, гребень, веретено, спицы, клубок нити.

Презентация Сорочинского района иллюстрации и

фотографии с изображением изделий. музыкальный центр, компьютер, записи песен «Оренбургский платок», карта Оренбургской области.

Формировать знания детей об уникальных природных объектах области Бузулукского бора. Продолжать воспитывать чувства патриотизма, разумное отношение к богатствам природы родного края. Развивать у детей любознательность,

гордость за уникальность родного края, бережное отношение к своей природе.

Способствовать развитию логического мышления, связной речи.

Продолжить обучать умению работы с картой области.

Презентация Сорочинский район, чтение стихов, отгадывание загадок, работа с картой Рассказ детям о том, где зародился промысел, который по сей день является визитной карточкой Оренбургской области

пуховые платки.

Исследовательская деятельность: говорят, что оренбургская паутинка может уместиться в скорлупе гусиного яйца и её можно протянуть через обручальное кольцо. помощью детей проводится опыт)

свойствам пуха знаменитых оренбургских коз . (Рассматриваем образец пуха) И конечно же, благодаря золотым женским рукам оренбургских мастериц, которые вкладывают в каждый связанный платок частицу своей души.

Вдохновлённый красотой оренбургского платка поэт В. Боков написал стихотворение, а композитор Г. Пономаренко — музыку к нему. Так родилась знаменитая песня «Оренбургский пуховый платок».

   Итоговое мероприятие: викторина «Мое Оренбуржье»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Красная книга Оренбуржья

описание, среда обитания некоторых животных, растений, птиц, насекомых, занесенных в КРАСНУЮ КНИГУ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ...

Презентация Оренбуржье-просторы малой родины.

https://docs.google.com/presentation/d/1Cv911tZBpd144dL0gyeCnUA08nvLpHvGRc7sBn-VpdQ/edit?usp=sharing Цель данной работы рассказать и показать многогранность нашего  Оренбургского края....

Интегрированное занятие в разновозрастной дошкольной группе "Моя малая Родина-Оренбуржье".

Интегрированное занятие «Моя малая Родина – Оренбуржье». Цель: Формирование духовно-нравственных отношений и чувства сопричастности к родному краю, культурному наследию народа.Задачи:• Сфор...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по программе «Оренбуржье моё» – «Музыка народов Оренбуржья»

Через музыкальное наследие народов Оренбуржья  дети знакомятся с музыкальными традициями казахского, татарского  и  башкирского  народов....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по программе «Оренбуржье моё» – «Традиции татарских и башкирских народов Оренбуржья»

Наследие Оренбуржья расскрывает интерес к многонациональному многообразию  компонентов музыкальных инструментов у татарских и башкирских народов....

Краткосрочный проект «Многонациональное Оренбуржье».

1.Актуальность темы:Оренбургская область многонациональна, на ее территории проживают представители разных народов: русские, татары, башкиры, казахи, немцы, и др. Чтобы отношения между этносами ...

Краткосрочный проект «Многонациональное Оренбуржье».

Краткосрочный проект «Многонациональное Оренбуржье». 1.Актуальность темы:Оренбургская область многонациональна, на ее территории проживают представители разных народов: русские, татар...