кружковая работа
учебно-методический материал (старшая группа)

Карпова Анна Петровна

Кружковая работа "Декоративная тарелочка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Ханты-Мансийского автономного округа- Югры

Городской округ город Пыть –Ях

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Прогимназия «Созвездие»

(МАОУ «Прогимназия «Созвездие»)

Кружковая работа

дополнительного образования

по художественно – эстетическому направлению

«Декоративная тарелочка»

Воспитатели:

Карпова А.П.

г.Пыть-Ях,2021

Содержание.

Целевой раздел.

1. Пояснительная записка………………………………………………………3

2. Особенности программы……………………………………………………..4

3. Цель программы………………………………………………………………5

4. Основные задачи……………………………………………………………...5

5. Особенности возрастной группы…………………………………………….6

Содержательный раздел.

1. Содержание программы………………………………………………………6

2. Основные способы и формы работы с детьми………………………………7

3. Актуальность программы…………………………………………………….7

4.  Прогнозирование результатов……………………………………………….7

5. Средства, необходимые для реализации программы……………………….8

6.Материалы, инструменты  необходимые для работы по данной программе (традиционные и нетрадиционные)…………………………………………….8

Организационный раздел.

1. Тематическое планирование занятий в кружке «Волшебная  тарелочка» - помесячно………………………………………………………………………..8

2. Работа с родителями…………………………………………………………13

3. Методы и приемы используемые в программе…………………………….14

4. Литература, используемая педагогами для разработки программы и организации образовательного процесса……………………………………...15

Приложение

1. Консультация для родителей на тему: «Пальцы помогают говорить»…...17

2. Консультация для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования разными материалами и их роль в развитии детей»………………………….21.

3. Памятка для родителей на тему: «Хотите воспитать гения?»……………..30

4. Анкета для родителей на тему: «Развиваем любознательность»………….31

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка

«Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев.

Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» (В. А. Сухомлинский)

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т.С.Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами.

Использование нетрадиционных материалов в  организации изобразительной деятельности  удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким  интересным делом. Также бросовый материал даёт огромные возможности для осуществления фантазий. Самое интересное, что такой материал для поделок в этом случае находится под рукой.

В основе данной работы запланировано использование одноразовой бумажной  тарелочки, т.к  при желании ее легко превратить в многофункциональный материал для детского творчества.

Поделки из одноразовой посуды отличаются простотой изготовления, объемностью, четкостью форм и разнообразием. Ребятишки с удовольствием превращают привычные стаканчики, ложки, вилки и тарелки в необычные образы. Особенно легко перевоплощаются в различные изделия одноразовые бумажные тарелки.

В процессе работы дети приобретают трудовые умения и навыки, развивают творческое воображение и конструктивное мышление, осваивают способы работы с различными инструментами, подходящими именно к тому материалу, с которым в данный момент работают. Таким образом, поделки из бросового материала помогут детям ценить каждую мелочь. И главное — включать свое воображение и фантазию относительно того, как можно использовать тот или иной бросовый материал.

Работа в нетрадиционной технике открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии и воображения.

Программа направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста, с учётом возможностей и состояния здоровья детей, расширение функциональных возможностей развивающегося организма, овладение ребёнком базовыми умениями и навыками в разных упражнениях. При разработке Программы учитывались следующие нормативные документы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации » от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384).
3.СанПиН 2.4.1. 3049 – 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26).

Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО и реализует интеграцию образовательных областей "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Художественно-эстетическое развитие".

Работа по программе проводится в рамках дополнительного образования. Срок реализации программы 1 год. Кружок организован для детей среднего, старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся во вторую половину дня, 1 раз в неделю по подгруппам, по 20-25 минут.

Данная программа актуальна тем, что позволяет  детям лучше познать современный окружающий мир, развивать образное  мышление. Работа по программе  помогает ребенку фантазировать и воплощать в жизнь свои идеи. Ребенок увлеченно работает и видит конечный результат. А любой успех побуждает желание творить, учиться. Занятия с данным материалом  - это первые шаги детей в самостоятельной творческой деятельности.

Работа в данном направлении объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает  воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

2. Особенности программы.

Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является – работа с бумагой.

Ручной труд – это один из самых увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям младшего дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

Ручной труд (техника:  бумажная пластика) – это сочетание  разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги.                                                                                              Создавая красивые работы  своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции.

3. Цель программы.

Формировать художественное мышление и нравственные черты личности. Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых.

Формирование интереса к эстетической стороне окружающего мира, удовлетворение потребности ребенка в самовыражении через решение следующих задач:

4. Основные задачи. Образовательные:

  • формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством работы с бумажной тарелочкой;
  • учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок, сгибание); умение работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;
  • учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции)
  • обогащение сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет предлагаемого материала).

Развивающие:

  • развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер;
  • развитие речевых навыков;
  • развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия;
  • развитие навыков аккуратной работы
  • развитие навыков продуктивной деятельности
  • приобщение детей к изобразительному искусству;
  • развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса,
  • творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитания интереса и любви к искусству;
  • развивать умение работать различными материалами, в том числе нетрадиционными.
  • развивать творческую активность воображения у детей.
  • способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его
  • деятельности интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).

Воспитательные:

  • воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах;
  • воспитание любознательности и аккуратности;
  • воспитание интереса к предлагаемому творчеству.

5. Особенности возрастной группы.

Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном беспредельном мире. Чем раньше мы будем развивать эмоциональный и чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества

Организуя кружковую работу,  важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками,  необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

Так как дети  от 4 до 6 лет  только начинают знакомиться с нетрадиционной техникой работы с предлагаемым материалом, то на занятиях их лучше начинать знакомить с самыми простыми методиками.

  1. Содержательный раздел программы

  1. Содержание программы

Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области:
1. «Социально-коммуникативное развитие».
2. «Познавательное развитие».
3. «Речевое развитие».
4. «Художественно-эстетическое развитие».
5. «Физическое развитие
».

2. Основные способы и формы работы с детьми.

Программа рассчитана для детей среднего, старшего дошкольного возраста (4-6 лет)

Это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю длительностью 20-25 минут во второй половине дня, по подгруппам. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.

Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).

Срок реализации программы 8 месяцев: с октября по май включительно.

3. Актуальность программы:

Работа по программе  даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Кроме того, работа с предложенным материалом  развивает речевую активность детей, т. к. постоянно происходит тренировка моторики. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.

4. Прогнозирование результатов.

Решение задач данной программы поможет детям овладеть  основными приемами в технике «бумажная пластика»: разрывать и сминать бумагу, согласовывать свои усилия и действия, передавать образ предмета, явления окружающего мира. Освоению навыков работы с клеем, и самое главное  - развитию   умелости рук, мелкой моторики, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.

Итогом в реализации программы являются:  

  • выставки детских работ в детском саду;
  • дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам)
  • составление альбома лучших работ.

5. Средства, необходимые для реализации программы.

- создание художественно-развивающей среды в детском саду                                       - разработка НОД по развитию детских художественных способностей средствами нетрадиционных художественных техник работы с бумагой и бросового материала:

- использование дополнительной методической литературы по данной теме

6. Материалы, инструменты необходимые для работы по данной программе (традиционные и нетрадиционные)

- одноразовые   картонные тарелочки;

- цветная бумага и картон

 - гуашь;

- восковые  мелки;

- бумажные салфетки;

-семечки;

-пуговицы;

- различная крупа, макаронные изделия;

- вата, ватные диски и др. виды мягких материалов.;

- шерстяные нитки;

-перья;

-пластилин;

- стаканы для воды;

- подставки под кисти;

- кисти;

-клей;

-салфетки матерчатые;

- клеенки.

                                                                                   -

  1. Организационный раздел программы

  1. Тематическое планирование занятий в кружке «Декоративная   тарелочка» - помесячно.

Тема

Задачи

Материал

Октябрь

1

Аппликация с использованием крупы

 «Грибок»

Учить детей аккуратно наклеивать готовую форму, засыпать крупой шляпку грибочка, предварительно смазанную клеем.

Бумажная тарелочка, цветная бумага, клей, крупа

2

Объемная аппликация с использованием семечек арбуза

«Арбуз»

Учить создавать красивую композицию, изобразить арбузную дольку. Воспитывать аккуратность и усидчивость.

Бумажная тарелочка, гофрированная бумага, арбузные семечки, клей.

3

Аппликация  в техники

пластилинография.

«Гроздь винограда»

Продолжать учить создавать композицию на бумажной тарелке. Развивать творческие способности

Бумажная тарелочка, пластилин, трафарет «гроздь винограда», клей.

4

Аппликация с использованием крупных пуговиц.                                    

 «Осенний букет»

Учить аккуратно  наклеивать  пуговицу на  готовую основу. Дополнять изображение при помощи фломастеров

необходимыми деталями.  Развивать воображение, умение создавать композицию

Бумажная тарелочка, пуговицы, клей, фломастеры

Ноябрь

1

Аппликация

 «Черепашка»

Учить аккуратно намазывать клеем край заготовки , наклеивать на основу, прижимая салфеткой. Развивать мелкую моторику рук.

Бумажная тарелочка, клей, одноразовые цветные салфетки, фломастеры

2

Объемная аппликация с использованием бумажных тарелочек.

 «Ёжик»

Учить  передавать выразительность образа. Развивать воображение, умение создавать композицию из основы в виде бумажной тарелочки.

Бумажная тарелочка, гуашь фломастеры.

3

Объемная аппликация с использованием бумажных тарелочек.

«Котенок»

Учить отщипывать кусочки ваты, скатывать их в шарики и приклеивать на основу. Создавать образ пушистого котенка.

Бумажная тарелочка, вата, клей, фломастеры.

4

Объемная аппликация с использованием бумажных тарелочек

.

 «Лягушонок»

На основе бумажной тарелочки сделать лягушонка, используя картонные детали и пластилин. Развивать внимательность и мелкую моторику рук.

Бумажная тарелочка, картон, клей, пластилин.

Декабрь

1,2

Объемная аппликация с использованием бумажных тарелочек.

«Снеговик»

2 занятия.

На основе бумажных  тарелочек сделать снеговика, используя картонные детали и пластилин . Развивать творческие способности.

 По 2 бумажных тарелочки на каждого ребенка, цветная бумага, шерстяные нитки, клей

3

Объемная аппликация с использованием бумажных тарелочек.

«Новогодний веночек»

 Развивать творческие способности, воображение.

Бумажная  тарелочка,  цветные ленты, пластилин.

4

Аппликация с использованием бумажных тарелочек.

 «Елочная игрушка»

Создавать праздничное настроение и вызвать интерес к творчеству.

Бумажная  тарелочка,  цветная бумага, клей

Январь

1

Объемная аппликация с использованием бумажных тарелочек.

«Дед Мороз»

Продолжать учить выполнять аппликацию с использованием  бумажной тарелочки и подручного  материала.

Бумажная  тарелочка,  цветная бумага, клей, ватные диски, фломастеры.

2

Аппликация с использованием перышек.

«Петушок»

Передать образ нарядного петушка, дополняя композицию деталями из бумаги.

Бумажная  тарелочка,  цветная бумага, клей, цветные перышки.

Февраль

1

Ручной труд

 «Змейка»

Продолжать знакомить детей с бумагой и её свойствами (сенсорное развитие); учить  дополнять работу с помощью кисти и гуаши, скатывать небольшие комочки из пластилина,

формировать интерес и положительное отношение к аппликации.

Бумажная тарелочка, пластилин, гуаши.

2,3

Аппликация с использованием бумажных тарелочек.

Открытка для  папы «Самолет»

Выполнить красивую и интересную открытку.  Создавать праздничное настроение и вызвать интерес к творчеству.

Бумажная тарелочка, цветная бумага, клей

4

Объемная аппликация с использованием бумажных тарелочек.

«Зайчик»

Учить  передавать выразительность образа. Развивать воображение, умение создавать композицию из основы в виде бумажной тарелочки.

Бумажная тарелочка, белый картон, цветная бумага, клей

Март

1,2

Объемная аппликация с использованием бумажных тарелочек.

Подарок маме

2 занятия

Продолжать учить скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек. Воспитывать желание делать аппликацию и доводить начатое дело до конца. Укреплять кисти рук.

Развивать творческие способности.

Рамку  в виде сердечка на основе бумажной тарелочки, разноцветные салфетки, клей.

3

Объемная аппликация с использованием бумажных тарелочек.

«Лисичка»

Учить детей элементарному сгибанию картона по обозначенным линиям.

Создать красивую поделку, вызвать желание у детей доводить начатое дело до конца.

Бумажная тарелочка, гуашь, губка, черная бумага, клей

4

Объемная аппликация с использованием бумажных тарелочек.

«Ангел»

Учить детей элементарному сгибанию картона по обозначенным линиям.

Вызвать интерес к творчеству.

Бумажная тарелочка, трафареты ладошек детей

Апрель

1

Объемная аппликация с использованием бумажных тарелочек.

«Клоун»

Развивать творческие способности, радость от проделанной работы.

Бумажная тарелочка, шерстяные нити и цветные салфетки, клей

2

Аппликация  на основе бумажной тарелочки.

«Аквариум»

Развивать у детей творческое воображение, умение работать с дополнительным материалом

Бумажная тарелочка, гуашь синего цвета, губка, цветная бумага, ракушки.

3

Ручной труд

 «Осьминожек»

Развивать творческие способности, радость от проделанной работы.

Бумажная тарелочка, цветные карандаши, цветные шерстяные нити.

4

Аппликация  на основе бумажной тарелочки.

«Пасхальное яичко»

Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки различного размера и формы, аккуратно приклеивать на основу, пространственное освоение листа, развитие воображения.  Развивать творческие способности, радость от проделанной работы.

Бумажная тарелочка, цветная бумага, клей.

Май

1

Аппликация  на основе бумажной тарелочки..

«Божья коровка»

Учить детей составлять аппликативное изображение божьей коровки  из готовых форм (кругов). Продолжать учить аккуратно пользоваться клеем. Воспитывать самостоятельность и доброжелательные отношения к другим детям

Бумажная тарелочка, цветная бумага, клей, гуашь

2

Аппликация  на основе бумажной тарелочки..

«Поросенок»

Продолжать учить аккуратно пользоваться клеем. Формировать интерес и заботливое отношение к домашним животным.

Развивать мелкую моторику.

Бумажная тарелка, стаканчик (для пятачка) Цветная бумага (для ушей и глаз)

3,4

Аппликация  на основе бумажной тарелочки.

«Бабочка»

Учить детей пространственному освоению листа.

Воспитывать интерес к аппликации, радоваться  результатам своего труда

Бумажная тарелка, втулка от туалетной бумаги, цветная бумага, клей.

  1. Работа с родителями.

Формы взаимодействия с семьями воспитанников
Работа с семьей является одним из приоритетных направлений деятельности педагога. В основу совместной деятельности с семьями положены следующие принципы:
-родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;
-единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;
-помощь ребенку, уважение и доверие ему как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
-максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
-постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

Взаимоотношения с родителями строятся на основе добровольности, демократичности, личной заинтересованности. Формы и виды взаимодействия с родителями: приглашение на презентации технических изделий, мастер-классы, подготовка фото-видеоотчетов,  оформление буклетов, консультаций , обмен опытом семейной работы в данном направлении,  через интернет ресурсы. Привлечение родителей к совместному творчеству с детьми, что повышает мотивацию и интерес детей.

Календарно – тематическое планирование работы с родителями

 на 2021-2022 учебный год.

Сроки

Форма работы

«Октябрь.

Консультация на тему:

«Пальцы помогают говорить».

Ноябрь.

Анкетирование на тему:

 «Любознателен ли Ваш ребёнок?»

Декабрь.

Мастер – класс на тему:

«Изготовление ёлочки  с использованием бумажной тарелочки».

Январь.

Буклеты для родителей на тему:

«Рисуем»  бумагой вместе с ребёнком».

Февраль.

Консультация на тему:

«Развитие творческих способностей детей в игре и в быту».

Март.

Презентация на родительском собрании на тему:

«Увлекательное  превращение бумажной тарелочки».

Апрель

Памятка для родителей на тему:

«Не пропустите гения!»

Май.

«Наши семейные достижения» - выставка работ, выполненных родителями и детьми в домашних условиях (по замыслу участников).

  1. Методы  и приемы используемые в программе.

Для совершенствования методов и форм воспитательного процесса в программе используются  дидактические идеи педагогов-новаторов: опорные сигналы В. Ф. Шаталова, на зону ближайшего развития Л. С. Выготского, принципы развивающего обучения. Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались: А. В. Бакушинский, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова, В. И. Киреенко, Т. С. Комарова, Н. В. Рождественская и др. Известны исследования в этой области Г. Г. Григорьевой, Н. А. Дудиной, Т. В. Лабунской, Т. Я. Шпикаловой и др.

Использование компонентов информационно-коммуникационных технологий, коммуникативно - деятельного подхода в воспитании дошкольников позволяет строить такое воспитание, которое способствует творческому развитию личности.

Методы

Приёмы

Наглядный

Рассматривание на занятиях готовых поделок, наблюдение, демонстрация способов выполнения работы (сгибания, наклеивания, обрывания, скатывания и т.д.

приемов подбора бумаги по цвету, форме, а также бросового материала)

Информационно-рецептивный

Обследование образца, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с используемым материалом.

Репродуктивный

Воспроизводство знаний и способов деятельности (самостоятельная деятельность: аппликация  по образцу, беседа, упражнения по аналогу)

Практический

Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.

Словесный

Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, беседа, рассказ, художественное слово, педагогическая

драматизация, словесные приемы - объяснение, пояснение, педагогическая  оценка.

Проблемный

Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.

Игровой

Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

Частично-поисковый

Решение проблемных задач с помощью педагога.

Все методы используются в комплексе.

Все занятия строятся по коммуникативному принципу:

1. Создание оптимальных условий для мотивации детской речи,

2. Обеспечение главных условий общения,

3. Стимуляция и поддержание речевой инициативы,

4. Использование различных коммуникативных средств.

4. Литература, используемая педагогами для разработки программы и организации образовательного процесса.

  • Аппликации и поделки из бумаги для детей 4-6 лет-М: Стрекоза,2010.
  • Гришина Н.Н, Анистратова А.А. «Поделки из кусочков бумаги»  – М.,Оникс, 2009 г.
  • НевилькоН. «Волшебные салфетки» - Обруч,2003, №1
  • Рябко Н.Б. «Занятия по изобразительной деятельности дошкольника – бумажная пластика».  Учебно-практическое пособие – М., Педагогическое общество России, 2007.

Приложение

1.Консультация для родителей на тему: «Пальцы помогают говорить»

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.

Известный итальянский педагог, психолог и врач Мария Монтессори отмечала, что благодаря контакту с окружением и собственным исследованиям, ребенок формирует запас понятий, которыми может оперировать его интеллект. Без этого теряется способность к абстрагированию. Контакт происходит с помощью органов чувств и

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу.

Начинать работу по развитию тонкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. В этом помогут разные игры.

Средства развития мелкой моторики:

Тонкую мускулатуру рук помогут развить:

Пластилин. Крупа, бусы, пуговицы. Песок. Природный материал. Нитки, тесьма, веревки, шнурки, ткани. Карандаши, счетные палочки. Бумага. Куклы. Вода.

Игры с пластилином:

Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Покажите малышу все чудеса пластилинового мира, заинтересуйте его, и вы удивитесь, как быстро детские пальчики начнут создавать сначала неуклюжие, а потом все более сложные фигурки.

Что мы делаем с пластилином?

Мнем и отщипываем.

Надавливаем и размазываем.

Скатываем шарики, раскатываем колбаски.

Режем на кусочки.

Лепим картинки.

Готовим обед.

Для детей со слабыми мышцами рук очень полезно проводить занятия лепкой из пластилина. Работа с пластилином является подготовительным этапом к умению работать с другими материалами и инструментами.

Игры с бумагой:

Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок.

Игры с чётными палочками:

В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счётные палочки, карандаши или соломинки, веточки (если игра происходит на улице). Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием симметрии.

Игры с конструктором, мозаикой:

Игры на развитие тактильных ощущений

Игры с пуговицами

Заполните просторную коробку пуговицами.

Опустите руки в коробку.

Поводите ладонями по поверхности.

Перетирайте пуговицы между ладонями.

Пересыпайте их из ладошки в ладошку.

Найдите самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую.

Соберите из пуговиц по образцу букву или любой узор.

Протяните шнурок через отверстия в пуговице.

Нарядите ёлку.

Игры с крупой, бусами:

«Ракушка» — круглая игрушка, в которой перекатывается один или несколько шариков или бусинок. Ребенок ощупывает их через ткань, перебирает пальчиками, массируя активные зоны руки.

«Божьи коровки» — просто круглые мешочки, заполненные разными материалами. Ребенок ощупывает наполнитель через ткань. Можно сделать несколько игрушек, разных по размеру и с разными наполнителями. В самой маленькой игрушке может быть песок, в средней — гречневая крупа, в более крупной — горох или фасоль. Игрушки можно использовать, как счетный материал, как пирамидку (укладывая одну коровку на другую) и т. п.

Прячем ручки в крупу, массируя ладошки.

Пересыпаем крупу из ладошки в ладошку.

Изображаем дождь, град (дождь — манка, град – рис и т. д) .

Покормим птичек (щепоткой насыпаем крупу в тарелочку) .

Разберём из одной емкости по тарелочкам крупы: в одну рис, в другую гречку.

Вкусная кашка (превращаем руку в ложку и мешаем кашу в плошке) .

Найди игрушку (находим игрушку-сюрприз в крупе) .

Отгадай, какая крупа в мешочке.

«Сухой бассейн» из гороха и фасоли.

Собираем узор из бусинок и т. д.

Игры с природным материалом:

Гуляя с ребенком во дворе, в парке, в лесу, обратите внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Из камешков и палочек можно создавать интересные творческие композиции, из снега и глины лепить большие и маленькие фигуры. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка.

Рисование:

Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги.

Игры с песком:

- Погладь рукой песок. Что ты чувствуешь?

Какой песок? Как его сделать сырым? Попрыскай из пульверизатора.

- Положи свою ладонь на песок. Это след от твоей ладони. А это след от моей ладони. Чей след больше? Чей меньше? Посмотри, какие следы можно сделать с помощью крышек от бутылок, палочек. Попробуй изобразить след кошки. Сделай большой след и маленький.

- Разгладь песок двумя руками. Отряхни руки.

- Я закопаю несколько игрушек, а ты попробуй найти.

Игры с водой:

Возьми бутылку двумя руками. Какая вода в этой бутылке, теплая или холодная? А в другой бутылке? Открой бутылку с теплой водой, вылей воду в таз.

Возьми губку, намочи ее в воде. Выжми воду в миску сначала одной рукой, потом намочи губку и выжми другой рукой.

Намочи салфетку, выжми ее двумя руками, протри стол. Расправь салфетку и сложи ее. Вытри руки полотенцем и др.

Игры с куклами:

Для развития мелкой моторики используются куклы, соответствующие возможностям ребенка и развивающие их. Куклы бывают разные: петрушечные куклы, вязаные пальчиковые куклы, мягкие подвижные «куклы-рукавички», комбинированные куклы, «я–куклы», куклы-марионетки.

Массаж кистей рук и пальцев:

Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.

Приемы массажа и самомассажа кистей и пальцев рук:

массаж тыльной стороны кистей рук;

массаж ладони;

массаж пальцев рук.

Пальчиковая гимнастика:

Вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи.

Игры с массажерами:

Упражнения с предметами для массажа:

Катать по столу от кончиков пальцев до локтя, между ладонями, по тыльной стороне кисти. Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.

Упражнения с мячами:

Учиться захватывать мяч всей кистью и отпускать его;

катать мяч по часовой стрелке;

держать одной рукой – другой рукой выполнить ввинчивающие движения, пощелкивания, пощипывания;

выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.

Народные пальчиковые игры:

С народными пальчиковыми играми ребенок встречался уже в грудном возрасте. Это были еще не игры, а потешки и пестушки – забавы взрослого с ребенком. Например, «Сорока-ворона», «Перепёлочка», «Кисель», «Банька», «Барашка купишь?» и другие.

Их смысл не только в развитии мелкой моторики. Они позволяют ребенку ощутить радость телесного контакта, почувствовать свои пальцы, локоть, плечо; осознать себя в системе телесных координат, сформировать схему тела. Это предотвращает возможность возникновения многих неврозов в дальнейшем, дает человеку чувство самообладания. Аналогичные игры встречаются у очень многих народов.

С полутора лет ребёнка надо учить:

Застёгивать пуговицы.

Завязывать и развязывать узлы.

Шнуровать игрушечную или свою обувь.

Запускать пальцами мелкие волчки.

Проводить пальцем по дорожке и т. д.

Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей позволяет детям:

1. Развивать речь. Ребёнок, познавая окружающий мир, развивает: мышление, воображение, память, восприятие.

2. Овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

3. Лучше адаптироваться в практической жизни.

4. Научиться понимать многие явления окружающего мира.

2.Консультация для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования разными материалами и их роль в развитии детей»

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей.

Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет

 собой маленького исследователя, с радостью и удивлением

открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.

 Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет

разностороннее развитие ребенка, реализуются

 его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Вот почему одним из наиболее близких и доступных

видов работы с детьми в детском саду является изобразительная,

художественно-продуктивная деятельность, создающая условия

для вовлечения ребенка в собственное творчество,

в процессе которого создается что-то красивое, необычное.

Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному.

Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании у детей на генетическом уровне; копируя окружающий мир, они изучают его. Как правило, занятия в детских дошкольных учреждениях чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей. И ведь изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать, а на чем и чем, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно. Наша задача – научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения.

Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, как известно, - это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребенка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.

Нам, взрослым, необходимо развить в ребенке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь.

-Как вы думаете, что может обозначать слово нетрадиционно?

Нетрадиционно - не основываясь на традиции. Происходя не в силу установившейся традиции, устраиваясь не по заведенному обычаю. Отличаясь оригинальностью. Не придерживаясь традиций.   (Толковый словарь Ефремовой.ТФ.Ефремова.2000.)

Синонимы: индивидуально, на новый лад, неординарно, неповторимо, нестандартно,  нетривиально, оригинально, по-новому, по-своему, самобытно, самостоятельно, своеобразно, своеобычно.

(Словарь синонимов).

- Что подразумевается под словосочетанием «нетрадиционное рисование»?

Нетрадиционное рисование –    искусство изображать  не основываясь на традиции.

Дети с самого раннего возраста  пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда.  Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и.т.д).Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами обогатили уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Использованием нетрадиционных техник:

-Способствует снятию детских страхов;

-Развивает уверенность в своих силах;

-Развивает пространственное мышление;

-Учит детей свободно выражать свой замысел;

-Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

-Учит детей работать с разнообразным материалом;

-Развивает чувство композиции, ритма,  колорита, цветовосприятия;       чувство фактурности и объёмности;

-Развивает мелкую моторику рук;

-Развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии.

-Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.

Кляксография.

Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

Рисование вдвоем на длинной полосе бумаги.

Кстати говоря, формат бумаги полезно менять (т.е. давать не только стандарт). В данном случае длинная полоска поможет рисовать вдвоем, не мешая друг другу. Можно рисовать изолированные предметы или сюжеты, т.е. работать рядом. И даже в этом случае ребенку теплее от локтя мамы или папы. А потом желательно перейти к коллективному рисованию. Взрослые и ребенок договариваются кто, что будет рисовать, чтобы получился один сюжет.

Тычок  жесткой полусухой кистью.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование с секретом в три пары рук.

Берется прямоугольный лист бумаги, 3 карандаша. Распределяются взрослые и ребенок: кто будет рисовать первый, кто второй, кто третий. Первый начинает рисовать, а затем закрывает свой рисунок, загнув листочек сверху и оставив чуть-чуть, какую-то часть, для продолжения (шея, к примеру). Второй, не видя ничего, кроме шеи, продолжает, естественно, туловище, оставив видной только часть ног. Третий заканчивает. Затем открывается весь листок - и почти всегда получается смешно: от несоответствия пропорций, цветовых гамм.

Рисование самого себя или рисование с натуры любимых игрушек.

Рисование с натуры развивает наблюдательность, умение уже не творить, а изображать по правилам, т.е. нарисовать так, чтобы было похоже на оригинал и пропорциями, и формами, и цветом. Предложите вначале нарисовать самого себя, глядя в зеркало. А еще непременно много раз поглядывая в зеркало. А еще лучше, покажите, как вы, взрослые, будете рисовать себя, непременно много раз поглядывая в зеркало. Дальше пусть сам ребенок выбирает себе предмет. Это может быть любимая кукла, мишка или машина. Важно учить длительно наблюдать, сопоставляя части предмета. И еще. Если ребенок отойдет от натуры, внесет что-то свое, в результате чего появится совершенно непохожий предмет или игрушка, - не огорчайтесь. Похвалите своего малыша: "Ты сегодня нарисовал новую машину! Наверно, тебе такую хочется?" Но обязательно в конце такого рисования важно спрашивать: "А чем нарисованная машина отличается от этой?"

Скатывание бумаги.

Средства выразительности: фактура, объем. Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы. Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Оттиск смятой бумагой.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Свеча + акварель.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Точечный рисунок.

Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Вот как это делается. Спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком ваты и окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.

Набрызг.

Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см). Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Отпечатки листьев.

Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Поролоновые рисунки.

Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой.  На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.

Загадочные рисунки.

Загадочные рисунки могут получаться следующим образом. Берется картон размером примерно 20х20 см. И складывается пополам. Затем выбирается полушерстяная или шерстяная нитка длиной около 30 см, ее конец на 8 - 10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует затем поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают взрослые с детьми. Чрезвычайно полезно давать названия получившимся изображениям. Это сложная умственно-речевая работа в сочетании сизобразительной будет способствовать интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

Рисование мелками.

Дошкольники любят разнообразие. Эти возможности предоставляют нам обыкновенные мелки, сангина, уголь. Гладкий асфальт, фарфор, керамическая плитка, камни - вот то основание, на которое хорошо ложится мелок и уголь. Так, асфальт располагает к емкому изображению сюжетов. Их (если нет дождя) можно развивать на следующий день. А затем по сюжетам составлять рассказы. А на керамических плитках (которые порой в остатках хранятся где-нибудь в кладовой) мы рекомендуем изображать мелками или углем узоры, маленькие предметы. Большие камни (типа волунов) просятся украсить их под изображение головы животного или под пенек. Смотря, что или кого по форме камень напоминает.

Метод волшебного рисунка.

Реализуется этот метод так. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может бать целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету. К примеру, нарисованного свечой снеговика лучше закрасить голубой краской, а лодочку зеленой. Не нужно беспокоиться, если при рисовании начнут крошиться свечи или мыло. Это зависит от их качества.

Разрисовка маленьких камешков.

Разумеется, чаще всего ребенок изображает па плоскости, на бумаге, реже на асфальте, плитки больших камнях. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений. В этой связи в идеале используются морские камешки. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать (а иногда взрослые помогут малышам). Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой - под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок. На камешек наносится яркая густая краска - и образ готов. А лучше его закончить так: после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком. В этом случае блестит, ярко переливается объемный жук или лягушка, сделанная детскими руками. Эта игрушка еще не один раз будет участвовать в самостоятельных детских играх и приносить немалую пользу ее хозяину.

Метод  ниткографии.

Существует этот метод в основном для девочек. Но это не значит, что он не пригоден для детей другого пола. А заключается он в следующем. Вначале делается из картона экран размером 25х25 см. На картон наклеивается или бархатная бумага, или однотонный фланель. К экрану хорошо бы подготовить симпатичные мешочек с набором шерстяных или полушерстяных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит следующая особенность: к фланели или бархатной бумаге притягивается ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Из таких ниток можно готовить интересные сюжеты. Развивается воображение, чувство вкуса. Особенно девочки учатся умело подбирать цвета. К светлой фланели подходят одни цвета ниток, а к темной - совершенно другие. Так начинается постепенный путь к женскому ремеслу, очень нужному для них рукоделию.

Метод  монотипии.

Два слова об этом, к сожалению, редко используемом методе. И напрасно. Потому что он таит в себе немало заманчивого для дошкольников. Если кратко сказать, то это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисуем краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем. Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.

Рисование на мокрой бумаге.

До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.

Тканевые изображения.

В мешочек собираем остатки тканей всевозможных рисунков и различного качества. Пригодится, как говорится, и ситец, и парча. Очень важно на конкретных примерах показать, как рисунок на ткани, а также ее выделка могут помочь изобразить в сюжете что-то очень ярко и в то же самое время легко. Приведем несколько примеров. Так, на одной из тканей изображены цветы. Их вырезают по контуру, наклеивают (только клейстером или другим хорошим клеем), а затем подрисовывают стол или вазу. Получается емкое красочное изображение. Бывают ткани, которые могут хорошо послужить в качестве домика или туловища животного, или красивого зонтика, или шапочки для куклы, или сумочки.

Объемная аппликация.

Очевидно, что дети любят заниматься аппликацией: вырезать что-либо и наклеивать, получая от самого процесса массу удовольствия. И нужно создавать им все условия. Наряду с плоскостной аппликацией научить их делать объемную: объемная лучше воспринимается дошкольником и более реалистично отражает окружающий мир. С целью получения такого изображения нужно хорошо помять в детских руках аппликативную цветную бумагу, затем слегка распрямить и вырезать требуемую форму. После чего едва наклеить и в случае необходимости дорисовать отдельные детали карандашом или фломастером. Сделайте, к примеру, так любимую детьми черепашку. Помните коричневую бумагу, слегка распрямите, вырежьте овальную форму и наклейте, а затем подрисуйте голову и ноги.

Рисуем с помощью открыток.

В самом деле, почти в каждом доме хранится масса старых открыток. Переберите вместе с детьми старые открытки, научите вырезать нужные образы и наклеивать к месту, в сюжет. Яркое фабричное изображение предметов и явлений придаст даже самому простому незатейливому рисунку вполне художественное оформление. Разве может трех-, четырех- и даже пятилетний ребенок нарисовать собаку и жука? Нет. Но к собачке и жучку он дорисует солнышко, дождик и будет очень рад. Или если вместе с детьми вырезать из открытки и наклеить сказочный домик с бабушкой в окошке, то дошкольник, ориентируясь на свое воображение, знание сказок и изобразительные навыки, бесспорно, дорисует что-то к нему.

Учимся делать фон.

Обычно дети рисуют на белой бумаге. Так отчетливее видно. Так быстрее. Но некоторые сюжеты требую фона. И, надо сказать, на сделанном заранее фоне лучше смотрятся все детские работы. Многие дети делают фон кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и надежный способ: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске.

Коллаж.

Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных. В целом нам в идеале кажется важным следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, один из детей 5-6 лет решил нарисовать лето, и для этого он использует точечный рисунок (цветы), а солнышко ребенок нарисует пальцем, фрукты и овощи он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет. Английский педагог-исследователь Анна Роговин рекомендует все, что есть под рукой, использовать для упражнений в рисовании: рисовать тряпочкой, бумажной салфеткой (сложенной много раз); рисовать грязной водой, старой чайной заваркой, кофейной гущей, выжимкой из ягод. Полезно так же раскрашивать банки и бутылки, катушки и коробки и т.д.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

Внимания и усидчивости;

Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Творческий процесс - это настоящее чудо. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь.

Рисовать можно чем угодно и как угодно! Лежа на полу, под столом, на столе… На листочке дерева, на газете… Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. А из каракуль и мазни, в конце концов, вырисовывается узнаваемый объект – Я. Ничем не замутненная радость удовлетворения от того, что и “это сделал Я – все это моё!”.

Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво.

А вообще рисовать можно везде и чем угодно: печатать разными предметами, создавать композиции свечой, зубной щеткой, руками, пальцами, помадой, ступнями… Дерзайте, фантазируйте! И к вам придет радость – радость творчества, удивления и единения с вашими детьми.

Основная наша цель с вами – научить растущего человека думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявляя свои способности, свою индивидуальность.

Но… - может быть, скажет кто-нибудь из родителей, - все это в том случае пригодится моему ребенку, если он захочет стать художником.

Позвольте вам возразить, уважаемые мамы и папы. Рисование помогает малышу преодолевать психологические проблемы, выражать себя и свое видение мира.

Конечно же, не все станут художниками. Это дело таланта и осознанного выбора. Но можно и не быть художником, а любить и понимать прекрасное, постигая волшебный мир творчества.

3. Памятка для родителей на тему: «Хотите воспитать гения?»http://ds3.centerstart.ru/sites/ds3.centerstart.ru/files/4638922_952c57133bd8.jpg

\

4.Анкета для родителей на тему: «РАЗВИВАЕМ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ».

1. Общаетесь ли Вы с ребенком? ___________________________________________________________________

2. Совершаете ли Вы совместные прогулки и экскурсии в природу? ____________________________________________________________________

3. Как Вы с ребенком наблюдаете за природой и окружающим миром? ____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Беседуете ли Вы с ребенком? О чем? ____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Посещаете ли Вы музей, выставки, театр, зоопарк? ___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

6. Читаете ли Вы ребенку познавательную литературу? Какую? ____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

7. Смотрите ли Вы с ребенком телевизионные передачи о природе? Какие?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

8. Организовываете ли Вы опытническую и экспериментальную работу с детьми дома, на даче? Какую? ____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Увлекаетесь ли Вы загадыванием загадок, решением кроссвордов, ребусов совместно с ребенком? ____________________________________________________________________

___________________________________________________________________

10. Играете ли Вы с малышом в шашки и шахматы? ___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

11. Увлекаетесь ли Вы викторинами и конкурсами с участием детей? ___________________________________________________________________

12. Играете ли Вы с ребенком в подвижные игры с правилами? Какие? ____________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Список детей в кружковой работе

«Декоративная тарелочка»

№ п/п

Фамилия, Имя ребенка в Кружковой работе

«Декоративная тарелочка»

1 подгруппа

1

Абдулов Тимур

2

Абсатаров Тимур

3

Акрамов Тимур

4

Амаева Ясмина

5

Багалаев Муслим

6

Абдунематова Адиба

7

Акзаметдинова Виктория

8

Даудова Арапат

9

Логинов Константин

10

Низамова Полина

2  подгруппа

1

Прозор Марк

2

Чаущак Матвей

3

Яндиев Якуб

4

Григорьева Варвара

5

Чибитько Алиса

6

Якимчев Андрей

7

Сафаров Халиг

8

Яркина София

9

Данилина София

10

Кожеурова София

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по кружковой работе «Обучение игре городки»

Разработка кружковой работы по обучение детей старшего дошкольного возраста русской народной игре "Городки"...

ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ «В СТРАНЕ ШАХМАТ»

Представлен годовой план работы по кружковой работе "В стране шахмат" с целями обучения на год, подробным описанием занятий на год обучения...

Из опыта работы "Формирование духовно-нравственных чувств у старших дошкольников на традициях отечественной культуры в процессе кружковой работы"

Большую работу по воспитанию у детей духовно-нравственных чувств важно начинать с самых ранних лет. Возрождение духовности, обращение к национальным и  культурно -  историческим традициям, я...

Развитие одаренности детей дошкольного возраста через кружковую работу фольклорного ансамбля "Веснушки" (Из опыта работы)

Выявление одаренных детей по средством кружковой работы и дальнейшее их развитие....