Картотека "Хозяйственно-бытовой труд"
картотека (подготовительная группа)

Комова Татьяна Николаевна

Формирование у детей простейших трудовых умений, навыков, проявляющихся в повседневной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_hoz_byt_trud.docx28.41 КБ

Предварительный просмотр:

Карточка № 1

 

«Порядок

в шкафу с игрушками и пособиями»

 

 Цель: учить детей самостоятельно и эстетично расставлять игрушки и пособия, поддерживать порядок в шкафах, протирать пыль.

 Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок.

Воспитывать эстетический вкус, желание трудиться.

Карточка № 2

 

«Чистые подоконники»

 

 Цель: учить детей при работе с водой соблюдать гигиенические навыки: засучивать рукава, намочить тряпочку и насухо отжать ее, по мере загрязнения ополаскивать.

 Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой.

Воспитывать желание трудиться в коллективе, дружно.

Карточка № 3

 «Полив комнатных растений».

Цель: расширить знания детей о потребностях растений в свете и влаге, научить, как по листьям узнавать влаголюбивые и засухоустойчивые, светолюбивые и теневыносливые растения. Развивать аккуратность при работе с водой и растениями, уверенность в своих действиях, трудовые умения и навыки. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Карточка № 4

«Опрыскивание комнатных растений водой из пульверизатора». 

Цель: обучить новому трудовому навыку; закрепить представление детей о том, что листьям тоже необходима влага; воспитывать бережное отношение к растениям. Учить детей самостоятельно определять необходимость полива (по цвету и состоянию почвы, по внешнему виду растения), напомнить технику полива.

 Карточка № 5

 

«Помогаем

младшему воспитателю»

 

 Цель: Учить застилать постельное белье приучать детей оказывать посильную помощь взрослым.

Развивать трудолюбие, желание помогать взрослым.

Воспитывать уважение к труду взрослых.

Карточка № 6

 

«Дежурство по столовой»

 

 Цель: самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного; тщательно мыть руки, надевать одежду дежурного правильно сервировать стол, убирать посуду после еды; сметать щеточкой со столов и подметать пол.

Развивать трудовые умения и навыки, умение видеть непорядок в сервировке стола.

 Воспитывать желание трудиться.

Карточка № 7

«Мытьё комнатных растений».

Цель: дать детям представление о способах полива (в поддон, под листья) и правилах (не заливать, поливать равномерно); воспитывать желание ухаживать за растениями. Привлекать детей к посильной помощи, уточнить представления детей о комнатных растениях.

Карточка № 8

«3еленый десант

на комнатные растения»

 (убираем больные листья, подкормка).

Цель: учить детей определять по состоянию комнатных растений, какие действия по уходу за ними необходимы (полив, очистка, рыхление, подкормка), правильно выполнять соответствующие трудовые операции, предложить ребятам рассказать о назначении каждой из них.

Карточка № 9

 

«Дежурство по занятиям»

 

 Цель: самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного: раскладывать на столы материалы и пособия, приготовленные воспитателем для занятия; мыть и убирать их после занятия на место.

Развивать трудолюбие, желание помогать взрослым.

Воспитывать желание трудиться.

Карточка № 10

 

«Порядок в игрушках»

 

 Цель: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; содержать игрушки в порядке: мыть, сушить, протирать и расставлять на места.

Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок; аккуратность при работе с водой.

Воспитывать желание трудиться.

Карточка № 11

«Ухаживаем за растениями».

Цель: уточнить полученные ранее знания о способах содержания растений в чистоте, учить детей выбору способа снятия с растения пыли, ориентируясь на особенности его внешнего вида, строения.

Карточка № 12

«Рыхление почвы

у комнатных растений».

Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями; дать детям знания о том, для чего необходимо рыхлить почву растений; закреплять приёмы рыхления и правила пользования необходимыми предметами для этого. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе.

Карточка № 13

 

«Стираем салфетки»

 

 Цель: учить детей навыкам намыливания, прополаскивать и отжимать салфетки, продолжать формировать культуру труда

 

 (опрятность в процессе деятельности)

 

 Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок; аккуратность при работе с водой.

Воспитывать желание трудиться в коллективе, дружно.

 Карточка № 14

 

«Порядок

 в шкафу раздевальной комнаты»

 (вместе с младшим воспитателем)

 

 Цель: учить детей поддерживать порядок в личных шкафах для одежды: освободить шкаф от одежды и обуви, протереть полки влажной тряпкой, и сложить аккуратно одежду на место.

Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой.

Воспитывать желание трудиться в коллективе, дружно.

Карточка № 15

«Подкормка растений».

Цель: рассказать детям о необходимости подкормки растений, опираясь на знания детей о том, что источником питания для растений является почва, о том, что постепенно, отдавая питательные вещества растениям, почва истощается. Показать, как выполняется подкормка растений.

Карточка № 16

«Мытье поддонов».

Цель: учить детей выполнять работу самостоятельно и ответственно, распределять обязанности, согласовывать действия.

Карточка № 17

 

«Ремонт книг»

 

 Цель: приучать детей подклевать книги, правильно пользоваться клеем и ножницами, пользоваться салфетками.

 

 Развивать трудовые умения и навыки, глазомер, мелкую моторику рук, творческое воображение.

Воспитывать желание трудиться для блага других, бережно относится к книгам и игрушкам.

Карточка № 18

 

«Чистые стульчики»

 

 Цель: учить детей помогать няни поддерживать в порядке и чистоте стульчики в групповой комнате: протирать их влажной тряпочкой; расставлять по местам, после занятий.

 Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно – гигиенические требования.

 Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду.

Карточка № 19

«Пересадка

комнатных растений».

Цель: расширить представления детей о трудовых действиях по уходу за растениями различных видов: учить выполнять пересадку комнатных растений. Познакомить детей с последовательностью и техникой работы, правилами личной гигиены, предложить оказать посильную помощь воспитателю.

Карточка № 20

«Посадка лука».

Цель: учить детей ставить перед собой цель, подготавливать рабочее место, инструменты и убирать за собой. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста лука. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, желание добиться результата, участвовать в общем деле.

Карточка № 21

 

«Стирка кукольной одежды»

 

 Цель: Учить детей помогать воспитателю в стирке кукольной одежды и постельки: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; готовить необходимые принадлежности для стирки и сушки, а также рабочее место; уметь пользоваться мылом.

Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно – гигиенические требования.

 Воспитывать желание трудиться.

 Карточка № 22

 

«Моем расчёски»

 

 Цель: Учить детей помогать воспитателю в мытье расчёсок: полоскать замоченные расчёски, чистить их с помощью щёток.

Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой.

  Воспитывать желание помогать взрослым. 

Картотека

«Хозяйственно-бытовой труд»

в старшей группе.

Карточка № 23

«Посадка семян гороха».

Цель: предложить детям рассказать, как из семени вырастает растение, уточнить и дополнить ответы детей. Актуализировать и конкретизировать представления об условиях, необходимых для роста гороха.

Карточка № 24

«Посев семян цветов и овощей».

Цель: дать детям знания о том, что каждое растение имеет семена. Учить последовательности действий, требуемых при посеве семян: делать углубление в грунте (для посева семян, каждый раз отмечая палочкой расстояние между ними и бороздки); учить соблюдать при работе культурно – гигиенические навыки. Закреплять знания детей о том, в какое время, какие семена высеваются в ящички в группе для подготовки рассады, а какие семена сеют в открытый грунт. Развивать трудовые умения и навыки. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Карточка №25

«Высаживание рассады, уход за ней».

Цель: формировать представления детей об основных стадиях роста и развития растений (семя, проросток, стебель с листьями); об основных способах выращивания растений и ухода за ними (сажать в рыхлую землю, поливать рыхлить почву, пропалывать, подкармливать). При высадке рассады соблюдать осторожность, т. к. растения очень хрупкие. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Карточка № 26

«Дежурство зоне образовательной деятельности» 


Цель: самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного: раскладывать на столы материалы и пособия, приготовленные воспитателем для занятия; мыть, если это необходимо, убирать их после занятия на место.

Карточка № 27

«Приготовим оборудование и материалы для образовательной деятельности». 


Цель: развивать чувство ответственности за порученное дело, учить детей аккуратно раскладывать материалы и оборудование для образовательной деятельности. 

Карточка № 28

«Мытьё строительного материала».

Цель: учить мыть, просушивать и укладывать строительный материал, приучать детей постоянно и своевременно поддерживать порядок в игровом уголке, мыть строительный материал мыльным раствором, приготовленным воспитателем, ополаскивать его, просушивать; соблюдать правила личной гигиены.

Карточка № 29

Влажная уборка модулей для конструирования.

Цель: формировать навыки коллективного труда.

Карточка № 30

«Наведение порядка

в группе после игры».

Цель: формировать у детей осознанное стремление к порядку, привычку убирать игрушки после игры. Совершенствовать умение составлять план работы, отбирать необходимые материалы для предстоящей деятельности.

Карточка № 31

«Поддержание порядка в шкафу с пособиями». 


Цель: учить детей самостоятельно расставлять пособия, поддерживать порядок в шкафах, протирать пыль.

Карточка № 32

«Стирка кукольного белья».

Цель: учить детей помогать воспитателю в стирке кукольной одежды и постельки. Учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; готовить необходимые принадлежности для стирки и сушки, а также рабочее место; уметь пользоваться мылом. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно – гигиенические требования. Воспитывать желание трудиться.

Карточка № 33

«Порядок в игрушках»

 Цель: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; содержать игрушки в порядке: мыть, сушить, протирать и расставлять на места. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок; аккуратность при работе с водой. Воспитывать уважение к собственному труду и труду других людей.

Карточка № 34

«Мытьё кукол».

Цель: учить детей помогать воспитателю в мытье кукол: полоскать замоченные куклы, чистить их с помощью щёток. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду.    

Картотека

трудовых поручений

в старшей группе.

Карточка № 35

«Уборка в игровом уголке».


Цель: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; содержать игрушки в порядке, мыть их, сушить, протирать и расставлять на места.

Карточка № 36

«У нас в шкафу порядок».


Цель: приучать детей аккуратности при складывании вещей в шкафчике для верхней одежды.

Карточка № 37

Работа в книжном уголке.

 «Помогаем ремонтировать книги из библиотеки младшей группы».

Цель: предложить детям помочь отремонтировать книги малышей. Воспитывать бережное отношение к книгам, взаимопомощь. Формировать и учить использовать навыки ремонта книг.

Карточка № 38

«Уборка строительного материала». 


Цель: учить мыть, просушивать и укладывать строительный материал, приучать детей постоянно и своевременно поддерживать порядок в игровым уголке, мыть строительный материал мыльным раствором, приготовленным воспитателем, ополаскивать его, просушивать; соблюдать правила личной гигиены. 

Карточка № 39

«Расставим стулья в определенном порядке». 


Цель: продолжать развивать трудовые навыки; выполнять поручение аккуратно, быстро, старательно

Карточка № 40

«Ремонт коробок для бросового материала». 


Цель: закреплять технические навыки работы с ножницами и клеем, воспитывать бережливость, умение работать коллективно. 

Карточка № 41

«Работа в книжном уголке».

(реставрация книг).

Цель: учить детей выбирать книги, нуждающиеся в ремонте, аккуратно подклеивать их (правильно пользоваться клеем и ножницами, пользоваться салфетками).  Воспитывать бережное отношение к книгам, стремление трудиться, поддерживать порядок.

Карточка № 42

«Генеральная уборка в групповой комнате».

Цель: предложить детям внимательно осмотреть групповую комнату и определить, что необходимо сделать, чтобы навести порядок; совместно с воспитателем наметить план работы. Учить организовывать совместный труд. Формировать ответственность за выполнение поручений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовете Тема: «Ребенок познает предметный мир, приобщается к труду. Самообслуживание и труд».

Предметный мир – окружающие вещи, игрушки имеют особое значение в развитии дошкольника. Именно в предметной деятельности возникает познавательная актив...

Ознакомление детей с трудом взрослых (подборка практического материала по теме "Труд взрослых")

Данная подборка материлов подходит для ознакомления детей с трудом взрослых на занятиях, так и в совместной деятельности с детьми в течении дня....

Перспективный план по самообслуживанию, общественно – полезному труду, труду в природе, воспитанию уважения к труду взрослых. Подготовительная группа

Перспективный план по самообслуживанию, общественно – полезному труду, труду в природе, воспитанию уважения к труду взрослых в подготовительной к школе группе...

Трудовое воспитание дошкольников. Самообслуживание. Труд в природе. Общественно - -полезный труд. Уважение к труду взрослых. Задачи для разных возрастных групп.

Трудовое воспитание дошкольниковРебенок с детства  - в семье, детском саду, на улице – всюду ребенок так или иначе соприкасается с трудом взрослых, видит его и пользуется его результатами....

Трудиться, трудиться и еще раз трудиться!!!

Трудовое воспитание необходимо детям с самого раннего возраста....

Формирование позитивных установок к различным видам труда, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться.

Формирование позитивных установок к различным видам труда, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться.Формирование позитивных установок к различным видам труда, воспитание положите...