Компетентные родители - неотъемлемое право ребенка.
материал (подготовительная группа)
Рекомендации по взаимодействию дошкольного учреждения с семьей в интересах развития ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompetentnye_roditeli_neotemlemoe_pravo_rebenka.docx | 31.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Компетентные родители - неотъемлемое право ребенка
(рекомендации по взаимодействию дошкольного учреждения с семьей в интересах развития ребенка)
“Падали династии, гибли государства,
рушились империи, если рушилась семья”
(древняя мудрость)
В пункте первом 18-ой статьи Закона РФ “Об образовании” говорится, что родители являются первыми педагогами своего ребенка. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Впервые за последние десятилетия официально признана ведущая роль семьи в воспитании и развитии ребенка.
В недавнем прошлом государство брало на себя заботу о воспитании и развитии детей дошкольного возраста, создав с этой целью систему дошкольного воспитания с разветвленной сетью дошкольных учреждений и научно- обоснованной программой и методиками воспитания и обучения детей.
В современных же условиях значительная часть детей дошкольного возраста не имеет возможности пользоваться услугами системы дошкольного образования, а многие родители, к сожалению, не компетентны в вопросах воспитания и развития ребенка дошкольного возраста.
Воспитание и развитие ребенка в первые годы жизни - очень ответственная задача, т.к. именно в этот период закладываются основы личности. Для правильного решения этих задач нужны знания об особенностях не только физического, но и психического развития ребенка; не только знания о правилах ухода за ребенком и общения с ним (даже в период внутриутробного развития), необходимы знания основ педагогики, психологии, медицины, искусства...
В системе образования предпринимались периодически меры к педагогическому просвещению родителей, имеется немалый опыт (работа “школ матерей”, “университетов педагогических знаний”, “родительский всеобуч” и др.). Но нередко они носили характер эпизодический, потому что, как и вся система образования, содержание многих этих программ было идеологизировано и политизировано. Программы имели формальный характер. Кроме того, часто педагоги при общении с родителями вели себя всезнающими, использовали назидательный тон, не советовали и предлагали, а требовали; не подсказывали, а наставляли; чаще выступали в роли судейской, а не партнерской. Все это приводило к отчуждению родителей и к формам, и к содержанию данной работы.
В результате чего система дошкольного воспитания фактически полностью взяла на себя роль воспитателя ребенка дошкольного возраста, подготовки его к обучению в школе и к жизни. Хотя еще в 1924 году Е.А. Аркин говорил, что неправильное воспитание в семье в состоянии затормозить или парализовать все усилия образовательного учреждения. Это связано с тем, что для ребенка дошкольного возраста родитель - непререкаемый авторитет.
В американской программе “Шаг за шагом”, направленной на решение проблем взаимодействия образовательного учреждения с родителями, говорится: “Попытка воспитывать ребенка младшего возраста без помощи и поддержки семьи подобна сбору листьев граблями в сильный ветер".
Еще в глубокой древности осознавалась мысль о том, что надо учить родителей воспитывать своих детей. В настоящее время многие исследователи считают “воспитание “ родителей важнейшим условием решения многих социальных проблем.
Роль семьи в формировании личности является исходной и определяющей. Ни один из социальных институтов общественного воспитания не может сравниться с ней в этом отношении. Мать, гордящаяся своей дочерью, - самое разумное, что есть в этом мире.
Принято считать, что самое ценное, что у нас есть, - это дети. Однако дети не являются богатством нации. Они составляют ее ценнейший природный ресурс. Как любые природные ресурсы, их надо разрабатывать и делать это компетентно. Настоящее богатство любой страны - родители. Именно они в конечном счете определяют будущее страны. Это тот стержень, на котором держится вся цивилизация. Их руководящая роль (или отсутствие таковой) определяет характер и долголетие нации. Нация хороша лишь настолько, насколько хороши отцы и матери
Счастливая семья - главная опора благосостояния ребенка.
О значении и роли семейного воспитания, необходимости образованных родителей для нормального развития ребенка говорили педагоги 19 века (К.Д.Ушинский, П. Ф. Лесгафт и другие).
Не владея педагогической культурой, знаниями особенностей психического развития ребенка, родители зачастую не могут передать ребенку даже то, чем владеют сами. Бесконечно любя свое дитя, родители не знают, как проявить ее, чтобы ребенок чувствовал эту любовь и защиту своей семьи в любой ситуации. Вот почему С. Р. Бенуа в своей книге “Когда любви недостаточно” говорит, что подавляющее большинство детей заслуживает гораздо большего, чем получают. Они заслуживают мира, в котором могли бы спокойно расти и стать тем, кем им предназначено стать. И если родители некомпетентны в вопросах воспитания, то их дети не смогут стать личностями. И хотя любовь является вполне естественным чувством для большинства родителей, мало кто из детей получает именно ту любовь, которая помогает расти и развиваться, поэтому наиболее распространенный вывод, к которому в детстве приходит почти каждый человек, заключается в том, что он - не совсем достойная личность и является поводом для разочарования, что является одной из причин возникновения комплекса неполноценности, от которого трудно избавиться даже во взрослом состоянии.
Всемирная Декларация прав ребенка также говорит о необходимости благоприятных условий для физического, умственного, нравственного, духовного развития ребенка, что возможно, прежде всего, при наличии компетентных родителей.
Все это обуславливает необходимость создания более систематизированной и отвечающей требованиям гуманизации и индивидуализации и личностного развития ребенка, работы по педагогическому просвещению родителей и населения.
Главное управление образования рассматривает эту работу как одну из составляющих системы непрерывного образования и необходимое условие для совершенствования педагогического процесса в образовательных учреждениях.
Работа по повышению педагогической культуры родителей позволит повысить и более эффективно использовать воспитательный потенциал семьи. К сожалению, в настоящее время в значительной степени он используется слабо. Дошкольные образовательные учреждения нередко строят свою работу по воспитанию и обучению детей так, как будто ребенок - сирота, и больше никто не решает проблем его развития.
Детский сад фактически берет на себя функции семьи. И пока ребенок посещает детский сад, родители блаженствуют - все проблемы по воспитанию и развитию решают за них педагоги, нет домашних заданий, ребенка чаще всего хвалят, редко бывают замечания. Родитель, да и ребенок, привыкают к такой оценке, и от школы тот и другой требуют таких же оценок. Психология матери-производственницы - я жду от тебя успехов в школе, ты должен хорошо учиться (я ведь работаю). А что она сама предприняла для того, чтобы ребенок был подготовлен сначала хорошо адаптироваться в школе, а потом и хорошо учиться. Школа требует от ребенка не только здоровья, но и таких личностных качеств, как целеустремленность, самостоятельность, самоконтроль, готовность к неуспеху и др.
Исходным в работе по педагогическому просвещению родителей должно быть положение о том, что самые эффективные средства воспитательного воздействия на детей в семье - это личный пример взрослых, образ жизни в семье, ее уклад, традиции, внутрисемейные отношения. Кроме того, работа по повышению педагогической культуры родителей должна помочь родителям осознать свою ответственность за будущее ребенка.
Опыт проведения работы по педагогическому просвещению родителей показывает, что эффективность ее достигается при условии индивидуального подхода, учета особенностей и традиций каждой семьи и даже каждого члена семьи, сочетания педагогического просвещения с активным включением опыта семейного воспитания, а главное - при наличии доверительных отношений между родителями и педагогами и конфиденциальности в этих взаимоотношениях, что позволит объединить усилия родителей и дошкольного учреждения в интересах развития личности ребенка.
В. А. Петровский и др. в книге “Учимся общаться с ребенком” считают, что решению этой проблемы будет способствовать создание совершенно иной формы общения между родителями и педагогами - доверительный деловой контакт, который предполагает четыре этапа в развитии данного типа общения.
Первый этап - трансляция родителям положительного образа поведения ребенка. Благодаря этому с самого начала между воспитателем и родителями складываются доброжелательные отношения с установкой на будущее сотрудничество. Оправданность этого этапа определяется тем, что часто в повседневном общении с ребенком родители упускают из вида положительные черты его личности, сосредотачиваясь на негативных проявлениях. Этот факт “забвения” может усиливаться тревожными ожиданиями в отношении поведения ребенка в детском саду. Поэтому данный этап может быть обозначен как этап “перестановки акцентов”.
Второй этап - трансляция родителям знаний, которые не могли быть получены ими в семье (особенности общения ребенка со сверстниками, его учебной деятельности и т.п.). Например, данные социометрических исследований могут оказаться интересными для родителей, а иногда и неожиданными.
Третий этап - ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатель поддерживает диалог с родителями, в котором последним принадлежит активная роль. Данный этап является третьим. Только после первых двух этапов у родителей на основе достигнутой доверительности возникает потребность поделиться с воспитателем сведениями о проявлении индивидуальности ребенка (его вкусы, поведение, привычки) дома, причем не только о положительных сторонах, но и отрицательных. Позиция воспитателя в таком диалоге не столько судейская, сколько партнерская (общение на равных). Благодаря этому становится возможным переход к четвертому, определяющему перспективы дальнейшего сотрудничества этапу.
Четвертый этап - совместное исследование и формирование личности ребенка. Девизом данного этапа общения может быть: “Давайте узнавать вместе!” Исследования подобного рода общения показывают большие возможности сплочения воспитателя и родителей на базе совместной деятельности. Содержание такой работы может быть следующим: изучение направленности и типа протекания реакции ребенка на те или иные неприятности и успехи в присутствии взрослых; изучение возможности учета ребенком точки зрения другого человека (децентрализация); изучение особенностей чувства юмора и остроумия ребенка как показателей его интеллектуального и эстетического развития и т.п.
Важнейшим результатом такого содержательного, эмоционально насыщенного, деятельностно опосредованного общения воспитателей и родителей должна стать активная позиция родителей в воспитании ребенка, их готовность осуществлять коррекцию их собственных установок, “транслируемых” малышу.
Отмеченная выше динамика внешних и внутренних целей при организации доверительно-делового контакта такова: на первом этапе внешней целью является “перестановка акцентов”, а внутренней - установление доверительных отношений с родителями. На втором этапе внешняя цель может быть обозначена как ознакомление с проблемами семьи в воспитании ребенка, а внутренняя - как формирование и подкрепление установки к сотрудничеству. На третьем этапе внешняя цель - дать возможность родителям проявить свою готовность к сотрудничеству, а внутренняя - вызвать потребность в исследовании, а также в поощрении ребенка. На четвертом этапе внешняя и внутренняя цели совпадают. Это совместное исследование личности ребенка и формирование ее на основе перестройки собственных стереотипов общения с ребенком.
Вся работа педагога должна быть основана на совместной его деятельности с родителями, направлена на поиск решений, взглядов, сближения двух миров - родители и ребенок - столь близких, взаимосвязанных, но не всегда согласованных друг с другом. Поэтому для педагога ребенок и родители являются одним субъектом взаимодействия.
Решение проблем ребенка дошкольного возраста происходит в неразрывном единстве с решением проблем семьи.
Общение ребенка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром, который закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми. Социологические, этнографические исследования показывают, что в каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные национальные и региональные установки на воспитание ребенка в семье. Педагоги должны с уважением относиться к этим традициям, однако при этом их позиция должна быть всегда на стороне интересов ребенка.
По данным социологических исследований, за последние годы количество правонарушений среди подростков увеличилось в три раза, наркоманов - в 10. При этом лишь 8% составляют подростки из неблагополучных (в привычном понимании ) семей. Основная причина отклонений в поведении ребенка - отчуждение ребенка от взрослых, его окружающих. Уровень материального состояния не является показателем счастья ребенка.
8% родителей функционально не готовы к родительству.
86% родителей используют в воспитании телесные наказания, многие из них даже не считают “подзатыльник” или шлепок по любой части тела за наказание. Для ребенка любая статическая поза (сидение на стуле, стояние в углу) является физическим наказанием, т.к. статическое положение мышц влечет за собой боль у ребенка в мышцах.
Все это требует пересмотра подходов к роли дошкольного учреждения и семьи, их взаимодействия в воспитании и развитии детей. Если родители и педагоги будут действовать каждый сам по себе - успеха не будет.
В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья и происходит становление важнейших психических качеств, которые необходимы как для обучения в школе, так и для дальнейшей жизни:
- с 2 до 4 лет - наиболее благоприятный период для формирования у детей целенаправленной деятельности - способности ребенка ставить цель, определять пути ее достижения и добиваться результатов;
- с 4 до 6 лет - формируются основные коммуникативные способности - умение общаться со взрослыми и сверстниками, (в Финляндии 65% детей обращаются к педагогу с вопросами после занятий, в России - 2%);
- с 5 до 7 лет - происходит становление произвольности психических процессов. В этом же возрасте формируется адекватная самооценка. При отсутствии работы по формированию этих качеств у ребенка осложняется процесс адаптации к школе.
По уровню общего и психического развития ребенок детского сада в России на 1,5 - 2 года отстает от европейских сверстников. Основная причина - работа ведется без взаимодействия и поддержки семьи, отсутствия доверительных отношений между родителями и педагогами. В нашей стране выросли целые поколения, которые не получили от родителей тепла и доверительного отношения.
Для установления доверительных отношений необходимо обеспечить:
четкую достоверную информацию индивидуально по каждому ребенку по разным параметрам его развития;
заинтересованность родителей в работе по развитию и воспитанию ребенка, чтобы родителям было самим интересно заниматься этой работой;
разрушение эгоцентризма родителей - их установки на показатели развития ребенка (читать, писать, на иностранном говорить...);
посильное добровольное участие родителей в жизни дошкольного учреждения с учетом их интересов ( театрализованная деятельность, художественные выставки, совместные игры и труд и т.д., но не принуждение в оказании “помощи” - утеплить окна, отремонтировать групповую комнату, класс...); предложение родителям многообразия форм их участия в жизни учреждения;
индивидуальное общение с родителями на основе глубокого анализа развития ребенка (физического и психического) с целью определения стратегии и тактики по отношению к ребенку с учетом сил и возможностей образовательного учреждения и семьи;
партнерские отношения с родителями.
По свидетельству социологов, родители боятся глубоких знаний о ребенке, и они не готовы к длительной систематической работе по развитию своего ребенка. Поэтому лишь совместная работа педагогов образовательного учреждения и родителей позволит обеспечить необходимые условия для полноценного развития ребенка.
Взаимодействие с родителями может быть обеспечено за счет ежемесячных традиций в жизни детского сада - приход в группу интересных людей с целью рассказать о своей профессии, увлечении. Дети должны от живых людей узнать о многообразии профессий. Монотонность жизни детей - фактор отсутствия личностного развития ребенка. Многообразное общение ( разного возраста, пола, цвета кожи) способствует формированию многих личностных качеств. Оно необходимо для социального развития ребенка, формирования способности самому себя занять полезной и интересной деятельностью.
Важнейшим фактором приобщения родителей к взаимодействию с образовательным учреждением является посильное добровольное их участие в качестве зрителя в театрализованной деятельности, художественных выставках.
В настоящее время развитие детей в театрализованной деятельности является государственным компонентом содержания образования и входит в государственный стандарт образования. При этом театрализованная деятельность рассматривается не как эпизодическое участие ребенка на уровне художественной самодеятельности, а как развитие детей в театрализованной деятельности. Все дети равноценно должны участвовать в этом, как в занятиях. Это связано с задачами личностного развития, а не театрального мастерства (формирование уверенности в себе и своих возможностях, умение преодолевать сценическое волнение и опыт публичных выступлений, а также способность регулировать эмоциональные проявления). Эффективное решение этих задач во многом определяется реальностью создавшейся ситуации. Детям нужен реальный зритель. Надо выбрать удобное время для театрализованных занятий (время ухода детей домой).
На этапах дошкольного детства педагогам необходимо объяснить родителям, что цель спектаклей - не удивлять и восхищать родителей. Основная задача зрителей - помочь ребенку преодолеть сценическое волнение и сформировать у каждого ребенка уверенность в себе и своих возможностях. Поэтому педагог в конце каждого спектакля индивидуально представляет каждого актера зрителям как заслуженного артиста группы. Каждый ребенок выходит и кланяется. При этом педагог дает характеристику образа, которая дана каждым ребенком индивидуально (все - котята - но разные: Ксюша, какой ты котенок - рыжий пушистый. Ксюша - заслуженный артист группы, рыжий пушистый котенок). Это важно как признание взрослыми зрителями индивидуальности каждого ребенка.
Работа по созданию реквизита, костюмов является важной частью работы по созданию художественного образа (ребенок - средство реализации собственных амбиций), а также фактором, влияющим на взаимодействие образовательного учреждения с родителями. Если костюмы, реквизит изготовлены родителями совместно с детьми - это показатель работы педагога с родителями.
Перед спектаклем педагог говорит родителям, что у них не было репетиций. Мы покажем, как ребенок создает образ и может это показать. Идет разъяснение родителям подходов и задач данной деятельности.
Важной частью работы по приобщению родителей к детскому художественному творчеству является организация и проведение ежеквартальных выставок детского творчества. В основе данного подхода лежат требования государственного стандарта образования к художественному творчеству детей, из которого следует, что показателем художественного развития ребенка являются не учебные занятия, а продукт собственной самостоятельной деятельности ребенка, то, что создано им не под давлением, а то, что присвоено им на занятиях, уроках и реализовано самостоятельно. Принцип дидактики - то, что не присвоено детьми, должно быть еще повторено. Поэтому выставки должны включать только свободное творчество детей. Указывается, под чьим руководством осуществлена работа (воспитатель, специалист, родитель)
Методика и организация проведения выставок:
1. Информация для родителей заранее.
2. В торжественном открытии участвуют: заведующая (директор), она говорит о значении детского творчества в развитии личности ребенка - психотерапевтический эффект, эмоциональное развитие, развитие художественных способностей. Характеризует уровень работы по данному направлению. Методист (завуч) рассказывает о работе педагога - руководителя детских работ. Подчеркивает значение свободного рисования и лепки - как показателя развития ребенка. Подчеркивает, что свободное детское творчество развивается более эффективно в домашних условиях.
#1055;едагог рассказывает о рисунках каждого ребенка с привлечением автора.
Эффективность работы дошкольного учреждения с родителями определяется качеством, выразительностью работ, подготовленных ребенком дома вместе с родителями.
Должно быть взаимодействие заведующей, методиста с родителями, родители должны знать, кто чем занят.
Важнейшим фактором формирования доверительных отношений и взаимопонимания родителей с образовательным учреждением является индивидуальное общение, которое должно осуществляться педагогом, специалистом, методистом с родителями. Для того чтобы оно проходило эффективно, необходимо учитывать следующие моменты:
информация о проведении индивидуальной работы и времени общения должна быть доведена до родителей заранее (в рамках мирового этикета - за две недели);
для содержательного общения с родителями необходим предварительный сбор информации по каждому ребенку (здоровье + развитие), коллективный анализ этой информации, ее синтез и выработка стратегии и тактики по отношению к каждому ребенку с учетом сил и возможностей пед. коллектива.
Программа предоставляется родителям с целью погружения их в первоочередные проблемы здоровья и развития ребенка на каждом возрастном этапе.
Для практического содержательного общения необходимо:
проведение контрольных занятий по разным сферам деятельности, анализ состояния здоровья;
проведение на основе полученных данных коллективного обсуждения результатов по каждому ребенку. Из всего объема информации выделяется наиболее значимый аспект и он сообщается родителю (нельзя сразу все взваливать на них). Важно, чтобы родитель был задействован по одному направлению с определенными действиями, методикой и сроками последующего общения;
перспективное планирование работы с родителями по какому-то направлению, по ликвидации недостатков после того, как педагогическим коллективом будет проведен анализ результатов обследования.
Клубный способ общения с родителями - родители объединяются общими трудностями.
Нетрадиционными формами взаимодействия с родителями являются игротеки (1 раз в две недели): педагог готовит настольно-печатные игры или задания и приглашает родителей поиграть с детьми на воздухе или в группе.
Необходимость этой работы объясняется монотонностью жизни ребенка в детском саду и необходимостью взаимодействия с другими взрослыми, что является необходимым условием подготовки к школе - коммуникативные качества.
Аналогичным образом организуется общение с родителями на материале художественной литературы. В образовательном учреждении обязательно должно быть организовано общение методиста (завуча) с родителями в библиотеке (1 раз в неделю методист отводит время для общения с родителями в библиотеке).
Реализация всего перечисленного содержания становится возможной, если педагогический коллектив в начале учебного года вместе с родителями организует праздник, на котором в игровой форме предлагается программа работы по всем разделам и направлениям - чему должны научиться дети. Одновременно с содержанием педагогический коллектив раскрывает формы организации взаимодействия с ними. Каждый специалист, воспитатель раскрывает содержание работы и пути взаимодействия с родителями.
В конце года вместе с родителями проводится праздник “Наши достижения”, на котором педагоги демонстрируют продвижение каждого ребенка. На таком празднике каждый родитель должен получить благодарность в письменном виде за участие в формировании здоровья и развития своего ребенка.
Подготовка и проведение праздников предполагает предварительное обсуждение их содержания с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительский практикум:повышение уровня правовой компетентности родителей.Охрана прав ребенка.
Формирование у родителей представления о правах ребенка...
Презентация для педагогов "Психологическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей в воспитании ребенка с СДВГ
Из опыта работы педагога-психолога Панкрашкиной Т.В....
Буклет для родителей "Что надо знать родителям о правах ребенка"
Человек, действительно уважающий человеческую личность, должен уважать ее в своем ребенке… ...
Семинар для родителей "Родителям о правах ребенка"
Семинар , который знакомит родителей с правами и обязанностями детей, нормативно-правовой базой. С помощью теста помогает определить "Какой вы родитель?!...
"Права детей.Что нужно знать родителям о правах ребенка?»,
Консультация для родителей Тема: "Права детей.Что нужно знать родителям о правах ребенка?»,...
Консультация для родителей по правам ребенка "Счастье ребенка зависит от родителей"
Если говорить о счастье человека, здесь уместнее будет рассуждать не о его наличии, а скорее о его количестве и интенсивности переживания. Вернее как много времени мы проводим в состоянии счастья и ка...
Педагогическая компетентность родителей в отношении ребенка с особенностями развития
Работа с родителями детей с ОВЗ...