Родительский практикум:повышение уровня правовой компетентности родителей.Охрана прав ребенка.
материал по теме
Формирование у родителей представления о правах ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskiy_praktikum.docx | 26.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительский практикум.
Тема:Повышение уровня правовой компетентности родителей.Охрана прав ребенка.
Задачи:
-формировать у родителей представления о правах ребенка;
-развивать коммуникативные навыки и толерантность (способность принимать точку зрения собеседника) ;
-воспитывать уважение к общечеловеческим ценностям;
- развитие адекватной оценочной деятельности, направленной
на выявление позитивных средств общения с ребенком;
-развивать эмоциональную отзывчивость;
Материал: фотопрезентация «Жизнь детей группы»(право на отдых, право на образование, право на неприкосновенность жилища) ;альбом «Мои права и обязанности», изготовленная детьми и воспитателями группы; выставка домашних работ «Мое генеалогическое дерево», педагогические ситуации, выставка документов по защите прав детей: Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс и др. ; тест «Какой вы родитель? », тест «Я и мой ребенок»; памятка родителям «Права и обязанности родителей».
Ход собрания:
Здравствуйте, уважаемые родители!
Ребёнок - это дар любви.
Храни его и с ним живи.
В единстве и созвучье тонком
Ты отвечаешь за ребёнка.
Ещё с древних времён человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Дети - будущее каждого народа, каждого государства. От того, как государство заботится о своём подрастающем поколении, зависит завтрашний день общества. С наступлением XXI века во всём мире проблема правового воспитания стоит особенно остро. Не одно поколение специалистов ставило перед собой вопрос, с какого возраста надо начинать знакомить ребёнка с правами человека. Я считаю, что эту работу по правовому воспитанию надо начинать ещё в дошкольном возрасте.
Правовой культурой Россия, к сожалению, не может похвастаться. Наша страна встала на путь становления правового государства, а в цивилизованном обществе права и интересы человека должны быть поставлены на первое место. Необходимым условием этого является информированность ,правовая воспитанность людей и мы, воспитатели, должны внести свою лепту в педагогическую компетентность родителей, дать азы правового воспитания каждому родителю, в результате которых взрослые и дети должны осознать, что каждый человек имеет права. Родители являются законными представителями своих детей и должны выступать в защиту их прав и интересов. Воспитание гармонично развитой личности - задача не только педагогов, но и родителей. Главная задача взрослых - научить ребёнка соблюдать закон, не оставаться равнодушным к происходящему. Привлекая родителей к правовому воспитанию, мы формируем у них понятие того, что родители являются гарантом прав маленького ребёнка.
Современные психолого-педагогические исследования показывают, что родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, пассивность ,агрессивность детей-дошкольников, но родители не знают, как вести себя в трудных ситуациях. Установлено, что родители при воспитании своих детей используют телесные наказания, угрожают, запугивают. При этом большинство родителей не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить их причину. Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его личности. Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняется психика: они иначе воспринимают окружающую действительность, по-другому думают, ведут себя.
Правовая и педагогическая культура большинства родителей находится на низком уровне. С положениями Конвенции о правах ребенка знакомы единицы. О существовании Семейного кодекса известно большинству родителей, но назвать свои права и обязанности могут немногие. Только половина родителей понимают, что, уходя из дома по делам и оставляя ребенка одного на несколько часов, они нарушают тем самым его права. Большинство родителей справедливо считают, что ударить ребенка означает нарушить его права. Вместе с тем многие допускают шлепок по попе и использование ремня как вид наказания. Даже в нормальной российской семье, в которой социальная ситуация жизни не является критической, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства — вполне распространенное явление. В современном мире каждый цивилизованный, образованный человек, а особенно педагог, воспитатель, родитель, обязан знать свои собственные права, права своих детей, уметь отстаивать, защищать их, и уважать права других детей. Каждый ребенок на свете имеет право на детство. Это право защищено международными правовыми актами. Позитивно относиться — не значит лелеять, баловать детей, это умение принять точку зрения ребенка, понять его как целостную личность.
Ну а сейчас поприветствуйте своего соседа открытой, доброй улыбкой. Скажите несколько приятных слов. Улыбнулись? Значит, вы готовы к занятию.
Что вы чувствовали, когда улыбались другому человеку? Трудно ли улыбаться всем? Что вы испытываете, когда вам улыбаются?
1. Возвращение в свое детство. Сядьте удобно, закройте глаза, припомните какой-либо момент своего общения со взрослым в детском возрасте, проанализируйте свои ощущения (с позиции себя-ребенка). Какие чувства вызывает у вас это воспоминание?
2. Мое настроение сегодня.
Выразите свое настроение, используя для этого цветовую палитру. Объясните, почему вы выбрали именно этот цвет, что он для вас значит.
А сейчас мы увидим ,насколько вы осведомлены в области правовых знаний. С помощью сказок вспомним права человека.
-Какое преступление совершили гуси-лебеди в одноименной сказке, украв братца? (Похищение детей.)
- Какое право Царевны нарушил Кощей Бессмертный, забрав ее к себе и решив вступить ней в брак, в сказке «Царевна-лягушка»? (Право вступать в брак по свободному и обоюдному желанию.)
-Каким правом посоветовал воспользоваться говорящий сверчок Буратино в сказке А.Н. Толстого «Золотой ключик»? (Правом на бесплатное образование.)
- Какое право нарушил Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост? (Право на личную неприкосновенность.)
- Какое право нарушили лиса Алиса и кот Базилио, хитростью выманив у Буратино пять золотых монет? (Право на личную собственность.)
А теперь наоборот.
- Вспомните сказку А.С. Пушкина «О попе и о работнике его Балде». Кто из персонажей сказки воспользовался своим правом на труд? (Балда.)
- На какой срок и за какое вознаграждение поп нанял работника? (На год за три щелчка.)
- Вспомните сказку Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях». На какое право посягнула Царица, приказав Чернавке увести Царевну и бросить связанной в лесу? (Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.)
- Какое право охранял пес Соколко,не пуская старуху в дом? (Право на неприкосновенность жилища.)
3. Радость общения с ребенком. Закончите фразы:
мне нравится общаться с ребенком , потому что...
длительное общение с ребенком меня раздражает, потому что...
Проигрывая ситуации, сконцентрируйте внимание на своих ощущениях и способах нейтрализации негатива по отношению к детям.
4. Заморочки из мешочка”
Уточним или узнаем что-то новое о правах человека.
В современном мире каждый человек должен знать свои права, права ребенка, по возможности соблюдать их. Сейчас будут заданы вопросы, отвечать надо четко, громко и правильно!
1. Воспитание ребёнка является правом или обязанностью родителей? (И правом и обязанностью)
2. С какого возраста ребенок способен принимать самостоятельные решения? (с 3-х лет)
3. Кто несёт ответственность за воспитание ребенка в случае развода? (Оба родителя)
4. Какие права были нарушены в ситуации, ребенку в больнице перелили зараженную кровь. (Право на жизнь)
5. Почему обитатели двора в сказке Г.Х.Андерсена “Гадкий утенок” обижали утенка, какое право они этим нарушили? (Он не был таким как все, нарушено право на сохранение индивидуальности).
6. Какое право было нарушено в сказке “Заюшкина избушка”. (Право на собственность)
7. Какое право нарушила ведьма в сказке “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”. (Право на жизнь).
А мы продолжаем, работа по информационным карточкам. Перед вами карточки с вопросами и несколькими вариантами ответов. Зачитываете вопрос и находите на ваш взгляд правильный ответ. За каждый правильный ответ вы получаете жетон.
Карточка №1.
Какие права ребенка обязуются уважать и обеспечивать государство и участники Конвенции о правах ребенка:
а) право на жизнь, на гражданство, на образование;
б) право на жизнь, на семейные связи, на образование;
в) право на жизнь, свободное выражение мысли, на отдых и досуг;
г) весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.
Карточка №2.
Кто несёт ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребёнка:
а) органы управления Российской Федерации;
б) органы местного самоуправления;
в) образовательное учреждение;
г) родители и другие лица, воспитывающие ребенка.
Карточка №3.
Кто должен участвовать в принятии решений затрагивающих настоящее и будущее ребёнка :
а) родители или другие лица замещающие родителей несущие ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту;
б) ребенок и родители или лица замещающие родителей;
в) родители или другие лица замещающие родителей;
г) родители и органы местного самоуправления.
Карточка №4.
Кто несёт ответственность за нарушение прав и свобод детей обучающихся в образовательных учреждениях :
а) лица, совершившие или допустившие нарушение;
б) органы местного самоуправления;
в) местный орган управления образования;
г) образовательное учреждение.
Карточка №5.
Всем стало известно, что соседи по подъезду жестоко обращаются со своим ребенком. Какие действия вы предпримите:
а) побеседовать с родителями ребенка и указать на неправильность их действий;
б) сообщить в Образовательное учреждение, где находится ребенок;
в) позвонить в органы опеки и попечительства и сообщить координаты семьи, где нарушены права ребенка.
Карточка № 6.
Какие различия (расовые, национальная принадлежность, пол, состояние здоровья) могут повлиять на неодинаковое использование детьми своих прав:
а) таких различий нет;
б) национальная принадлежность;
в) состояние здоровья.
Карточка №7.
На кого конвенция о правах ребенка возлагается обеспечение ухода за детьми без родителей:
а) на благотворительные организации;
б) на иностранных спонсоров;
в) на государство.
Карточка № 8.
ООН считает человека ребенком до:
а) 16 лет;
б) 18 лет;
в) 19 лет.
Вы отлично справились с заданиями и самое время отдохнуть. Прошу всех встать в круг .Сейчас вы, передавая друг другу вот эту игрушку будете назвать слова, которые выражают похвалу ребенку, ласковые и добрые слова.
Игра - тренинг для родителей.
Вывод. Ни одного дня без похвалы и ласковых слов для наших малышей. Это надо взять за правило.
Давайте подведем итоги нашей сегодняшней встречи . Самое главное, я думаю, что работа по правовому образованию родителей дала положительные результаты:
расширилось представление родителей об особенностях правового воспитания; в процессе игры повысилась коммуникативная компетентность; при решении сложных педагогических ситуаций проявлялись толерантные отношения между родителями.
Любая педагогическая система не существует без семьи. И сегодня мы с вами нашли такую форму общения, при которой был осуществлен поиск взаимоотношений, поддержки в решении сложных ситуаций, касающихся воспитания. Создали дружелюбное партнерство между ребенком, детским садом и семьей, которое обеспечивает появление новых качественных характеристик, как в развитии ребенка, так и развитии педагогической системы в целом.
Тест “Какой вы родитель?”
"Как вы относитесь к воспитанию своего ребенка?", "Хватает ли вам терпения, внимания, желания, времени для него?": на этот и другие вопросы, вам поможет ответить этот совершенно несерьезный и не имеющий никакого отношения к детской психологии, но от этого не менее познавательный тест для родителей.
1. Есть ли у вашего ребенка детская комната?
Да - 5 баллов .Нет - 1.
2. Уделяете ли вы внимание ребенку каждый день?
Да - 5 баллов. Нет - 1.
3. Терпеливы ли вы, когда он капризничает, плохо ест?
Всегда - 5 баллов
Иногда - 3.Никогда -1.
4. Умеете ли вы прощать своему ребенку шалости?
Да - 5 баллов
Иногда - 3.Никогда - 1.
5. Пользуетесь ли вы телесными наказаниями?
Да, часто - 1 балл. Иногда - 3.Принципиально нет - 5.
6. Хотели ли бы вы, чтобы ваш ребенок во всем с вами делился?
Да - 5 баллов. Иногда - 3.Не хочу - 5.
7. Ваш ребенок послушен?
Всегда - 5 баллов. Иногда - 3.Нет - 1.
8. Если вы что-то запрещаете ребенку, объясняете ему причину запрета?
Да, всегда - 5 баллов. Иногда - 3.Нет - 1.
9. Требуете ли вы от своего ребенка выполнения всех обязанностей, которые, вы считаете, он должен выполнять?
Всегда - 5 баллов. Иногда - 1.Нет - 1.
10. Следите ли вы за специальной педагогической литературой?
Да - 5 баллов. Иногда - 3.Нет - 1.
А теперь подсчитайте набранные баллы:
От 10 до 23 баллов: вероятно вы неверно воспитываете своих детей. И чем меньше вы набрали очков, тем в большей степени это проявляется. Если вы в ближайшее время коренным образом не измените методы своего воспитания, вполне может случиться, что ваш ребенок огорчит, будет постоянно огорчать вас или замкнется в себе.
От 24 до 37 баллов: ваши взгляды на воспитание в основном правильны. Тем не менее, вам, вероятно, необходимо постоянно проявлять заботу о ребенке. В противном случае у вас в конце концов возникнут проблемы в отношении с вашим детьми.
От 38 до 50 баллов: вы заслуживаете большой благодарности, признания как способный воспитатель. У вас достаточно терпения, упорства и любви к ребенку. А это так важно.
Тест для родителей «Я и мой ребенок»
Роль родителей в воспитании ребенка незаменима. Они главные «проектировщики, конструкторы и строители» детской личности. Тест дополнит Ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей.
Ответы
А) Могу и всегда так поступаю
Б) Могу, но не всегда так поступаю
В)Не могу
Вопросы:
1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком? А-Б-В
2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст? А-Б-В
3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему? А-Б-В
4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты? А-Б-В
5. Сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел Вас из себя? А-Б-В
6. Поставить себя на место ребенка? А-Б-В
7. Поверить хотя бы на минуту, что Вы добрая фея (прекрасный принц)? А-Б-В
8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном свете?
9. Всегда воздерживаться от употребления выражений, которые могут ранить ребенка? А-Б-В
10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение? А-Б-В
11 . Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, вести себя как хочет, ни во что не вмешиваться? А-Б-В
12. Не прореагировать, если Ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка? А-Б-В
13. Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, прихоть? А-Б-В
Ключ к тесту
Ответ «А» оценивается в 3 очка.
Ответ «Б» - в 2 очка.
Ответ «В» - в 1 очко.
30 - 39 очков.Если вы набрали от 30 до 39 очков, значит, ребенок -самая большая ценность в Вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения.
Другими словами, Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.
16 - 30 очков. Сумма от 16 до 30 очков: забота о ребенке для Вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги, в других случаях - излишне мягки; кроме того, Вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.Менее 16 очков
Число очков менее 16 говорит о том, что у Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знания, как сделать ребенка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, того и другого .Советуем обратиться к помощи специалистов - педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.
Литература.
1.Пособие «Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка», авторы- составители Соловьева Е.В., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Степина Н.М., М.: АРКТИ, 2004
2.Пособие «Беседы о правах ребенка», автор Шорыгина Т.А., М.: ТЦ СФЕРА, 2011.
3.Пособие «Наследие. И быль, и сказка», авторы Соловьева Е.В., Царенко Л.И., М.: ОБРУЧ, 2011. 4.Пособие «Народная культура и традиции». Занятия с детьми 3-7 лет. Автор – составитель КосареваВ.Н., Волгоград: Учитель, 2012
5. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями [Текст]. – М.: 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание во второй младшей группе на тему «Права ребенка»
Родительское собрание во второй младшей группена тему «Права ребенка»Программные задачи:1. Познакомить с Конвенцией о правах ребенка на дом, семью, любовь и понимание, на имя, ...
Нормативно-правовые документы по защите прав ребенка
В статье перечислены основные нормативно-правовые документы по защите прав ребенка....
Родительское собрание во второй младшей группе на тему: «Права ребенка»
Родительское собрание во второй младшей группе на тему: «Права ребенка»...
"Нормативно правовые документы по защите прав ребенка" Памятка для родителей ноябрь 2019 год
Правовая защита ребенка "устами" нормативных документов РФ....
НОРМАТИВНО ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ РЕБЕНКА
НОРМАТИВНО ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ РЕБЕНКА...
Консультация для родителей. Охрана детского голоса ребенка при обучении пению.
Консультация для родителей. Охрана детского голоса ребенка при обучении пению....