Проблема развития познавательного интереса у детей раннего возраста
статья (младшая группа)

Хитрова Надежда Анатольевна

 

Проблема развития познавательного интереса у детей раннего возраста

 

 Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания. Дети раннего возраста проявляют интерес ко всему, что происходит вокруг. В процессе экспериментирования воспитатель не только знакомит детей с природой, но и целенаправленно подводит детей к её пониманию. Малышей интересует всё новое и неизведанное. В детском саду развитие познавательного интереса осуществляется в играх, в общении. Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развить наблюдательность и пытливость ума, развить стремление к познанию мира, не только в условиях ДОУ, но и дома с родителями. Благодаря проведению опытов у детей развивается познавательный интерес.

 

По мнению Л.С. Выготского, познавательный интерес – это «естественный двигатель детского поведения», он является «верным выражением инстинктивного стремления; указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями». Вот почему оптимальным решением педагога будет построение «всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах…» .

 

Г.М. Лямина считает, что познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными .

 

Как показывают исследования Поддьякова Н. Н. познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием .

 

Ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой - начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

 

Существуют различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование». А.И. Савенков считает, что «Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний» .

 

В нашем исследовании мы придерживались определения, предложенного Поддьяковым Н. Н.: «Детское экспериментирование - одна из форм организации детской деятельности c одной стороны и один из видов познавательной деятельности детей c другой» .

 

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В первые три года жизни - он является практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский.

 

В настоящее время метод экспериментирования в системе дошкольного образования является одним из самых эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира. Современные исследователи такие, как Иванова А.И., Куликовская И. Э., Николаева С. Н., Рыжова Н. А., Поддьяков Н. Н., рекомендуют использовать метод экспериментирования в работе с детьми раннего дошкольного возраста .

 

Белкина В.Н., отмечает, что лишение ребенка экспериментировать, а также постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребенка .

 

Эксперименты с предметами помогают ребенку понять качества и свойства предмета и одновременно развивают речь и любознательность.

 

Комлева И.В., считает, что ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его успешного психического развития . Она проявляется в том, что малыш:

 

активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим;

быстро обнаруживает новое, стремится сразу исследовать его;

с интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, экспериментирование с различными веществами;

подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому и изобретая новые действия;

радуется своим открытиям, стремится поделиться ими со взрослыми.

Следует отметить, что детское экспериментирование – сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение и опыты, проводимые ребенком. Эксперимент развивает память, речь, воображение, логическое мышление, систему знаний об окружающем мире. В ходе эксперимента ребенок охотно вступает в контакт, овладевает речью, самостоятельно инициативно высказывается, расширяет словарный запас, происходит преобразование пассивного словаря в активный.

 

Детское экспериментирование включает эксперименты с:

 

песком;

водой;

объектами живой природы;

предметами и материалами.

Для осуществления опытно-экспериментальной деятельности необходимо организовать предметно-развивающую среду, то есть уголок экспериментирования. Он в себя включает следующее:

 

– подбор игр-экспериментов;

 

– подбор необходимых материалов и пособий для экспериментирования:

 

ёмкость с песком, разнообразные некрупные игрушки для закапывания, совки, формочки, грабельки;

ёмкости для игр с водой, набор резиновых и пластмассовых игрушек (рыбки, черепашки, кораблики, наборы камушков, ракушек).

Выделают особенности детского экспериментирования:

 

ведущая роль принадлежит взрослому, как носителю образцов действий с предметами, материалами и речевых образцов;

свобода;

продолжительность не регламентируется;

беседа во время эксперимента;

не требуется специальное оборудование, так как исследованию подвергаются не только окружающие предметы, но и объекты неживой природы.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие опытно- экспериментальной деятельности в раннем возрасте во всех видах и формах – является необходимым условием успешного становления личности малыша, развития познавательного интереса, воспитания потребности к целостному восприятию окружающего мира, развития умственных способностей, сенсорного воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problema_razvitiya_poznavatelnogo_interesa_u_detey.docx14.64 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема развития познавательного интереса у детей раннего возраста – одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания. Дети раннего возраста проявляют интерес ко всему, что происходит вокруг. В процессе экспериментирования воспитатель не только знакомит детей с природой, но и целенаправленно подводит детей к её пониманию. Малышей интересует всё новое и неизведанное. В детском саду развитие познавательного интереса осуществляется в играх, в общении. Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развить наблюдательность и пытливость ума, развить стремление к познанию мира, не только в условиях ДОУ, но и дома с родителями. Благодаря проведению опытов у детей развивается познавательный интерес.

По мнению Л.С. Выготского, познавательный интерес – это «естественный двигатель детского поведения», он является «верным выражением инстинктивного стремления; указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями». Вот почему оптимальным решением педагога будет построение «всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах…» .

Г.М. Лямина считает, что познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными .

Как показывают исследования Поддьякова Н. Н. познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием .

Ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой - начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Существуют различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование». А.И. Савенков считает, что «Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний» .

В нашем исследовании мы придерживались определения, предложенного Поддьяковым Н. Н.: «Детское экспериментирование - одна из форм организации детской деятельности c одной стороны и один из видов познавательной деятельности детей c другой» .

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В первые три года жизни - он является практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский.

В настоящее время метод экспериментирования в системе дошкольного образования является одним из самых эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира. Современные исследователи такие, как Иванова А.И., Куликовская И. Э., Николаева С. Н., Рыжова Н. А., Поддьяков Н. Н., рекомендуют использовать метод экспериментирования в работе с детьми раннего дошкольного возраста .

Белкина В.Н., отмечает, что лишение ребенка экспериментировать, а также постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребенка .

Эксперименты с предметами помогают ребенку понять качества и свойства предмета и одновременно развивают речь и любознательность.

Комлева И.В., считает, что ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его успешного психического развития . Она проявляется в том, что малыш:

активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим;

быстро обнаруживает новое, стремится сразу исследовать его;

с интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, экспериментирование с различными веществами;

подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому и изобретая новые действия;

радуется своим открытиям, стремится поделиться ими со взрослыми.

Следует отметить, что детское экспериментирование – сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение и опыты, проводимые ребенком. Эксперимент развивает память, речь, воображение, логическое мышление, систему знаний об окружающем мире. В ходе эксперимента ребенок охотно вступает в контакт, овладевает речью, самостоятельно инициативно высказывается, расширяет словарный запас, происходит преобразование пассивного словаря в активный.

Детское экспериментирование включает эксперименты с:

песком;

водой;

объектами живой природы;

предметами и материалами.

Для осуществления опытно-экспериментальной деятельности необходимо организовать предметно-развивающую среду, то есть уголок экспериментирования. Он в себя включает следующее:

– подбор игр-экспериментов;

– подбор необходимых материалов и пособий для экспериментирования:

ёмкость с песком, разнообразные некрупные игрушки для закапывания, совки, формочки, грабельки;

ёмкости для игр с водой, набор резиновых и пластмассовых игрушек (рыбки, черепашки, кораблики, наборы камушков, ракушек).

Выделают особенности детского экспериментирования:

ведущая роль принадлежит взрослому, как носителю образцов действий с предметами, материалами и речевых образцов;

свобода;

продолжительность не регламентируется;

беседа во время эксперимента;

не требуется специальное оборудование, так как исследованию подвергаются не только окружающие предметы, но и объекты неживой природы.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие опытно- экспериментальной деятельности в раннем возрасте во всех видах и формах – является необходимым условием успешного становления личности малыша, развития познавательного интереса, воспитания потребности к целостному восприятию окружающего мира, развития умственных способностей, сенсорного воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста

я представляю материалы, которые могут  пригодиться педагогам для работы. Надеюсь, что этот раздел будет интересен и востребован....

«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ»

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практ...

Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование( опыт работы)

Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Индивидуализация образовательного процесса через развитие познавательного интереса у детей раннего возраста

Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста, является потребность в новых впечатлениях, новых знаниях....

Программа по самообразованию "Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование" на 2016-2017 уч.год

Содержание исследовательской деятельности, перспективное планирование, картотека игр-экспериментов...

Актуальность проблемы развития познавательно-исследовательской деятельности детей раннего возраста

В статье описано побробно о познавательно-исследовательской деятельности детей раннего возраста....

«Современные проблемы развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста»

ДОКЛАД:«Современные проблемы развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста» В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, который обеспечивае...