Актуальность проблемы развития познавательно-исследовательской деятельности детей раннего возраста
учебно-методический материал на тему

Антонова Елена Валерьевна

В статье описано побробно о познавательно-исследовательской деятельности детей раннего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Актуальность проблемы развития познавательно-исследовательской деятельности детей раннего возраста»

Детство – пора поисков ответов на разные вопросы. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребенка приобретает познавательная деятельность, которая представляет собой главным образом, поиск знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого в процессе сотрудничества.

На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Существует мнение, что нужно как можно раньше научить ребенка читать, считать. Однако важнее развить у него мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им.

Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Это отражает всю сущность окружающего мира. Усваивается все прочно только тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Одним из эффективных методов работы является исследовательская деятельность, а именно экспериментирование.

Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное  экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. 

Исследовательская  активность - естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. 

Моя задача, как педагога - не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать! 

Познавательно-исследовательская деятельность детей раннего возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать  первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Детям свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Объектом познания являются окружающие предметы, их действия. Дети этого возраста активно познают мир по принципу: «Что вижу, с чем действую, то и познаю». Накопление информации происходит благодаря манипуляции с предметами, личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях, наблюдениям ребенка за реальными явлениями.

Необходимым условием активности познания является разнообразие и сменяемость предметной сферы окружающей ребенка, предоставление свободы исследования (предметно-манипулятивная игра), резерв свободного времени и места для разворачивания игр.

Все оборудование и предметы в моей группе безопасны.

В центре познавательного развития выделено место:

- для неструктурированных материалов (стол «песок - вода» или ёмкость для воды, песка, мелких камней и т.д.)

- для приборов;

- для выращивания растений;

- для хранения материалов (природного, «бросового»);

- для проведения опытов;

-для постоянной выставки, где дети размещают мини-музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы.

Дети раннего возраста очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В первые три года является практически единственным способом познания мира.

Основными материалами для экспериментирования с детьми раннего возраста являются – вода, песок, крупы, то есть те материалы, которые безопасны для детей.

Игры с водой - они не только чрезвычайно увлекательны, но и очень полезны: дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении вещества, познавать его свойства и возможности. Разумеется, игры с водой проводила не каждый день, поскольку требуется специальное оборудование: большая емкость, наполненная водой, множество мелких предметов – бутылочки, стаканы или миски.

Во время игр обязателен комментарий: я обращала внимание на то, как ведут себя в воде предметы из разных материалов, разного размера и веса, с отверстиями или без. После таких игр приходится мне долго наводить порядок. Однако дети получают от этих опытов массу полезных впечатлений.

На развитие познавательной активности направлены и некоторые эксперименты с красками. Смешивая их в различных сочетаниях, получая новые цвета и оттенки, дети открывают новые свойства цвета, его новые возможности. Для этих игр использовала специальные материалы: краски, кисточки, клеенчатые фартуки, стаканчики, наполненные водой, клеенки на стол.

В качестве познавательного материала для экспериментирования детей раннего возраста широко использовала коробочки с различными затворами, предполагающие разные, неизвестные способы открывания: выдвигающийся короб, открывающийся по принципу спичечного коробка; подвижная крышка типа пенала. Особенно интересны детям упаковки с прозрачной крышкой, сквозь которую можно увидеть, что находится внутри, с застежками-молниями или с крышкой на кнопочках; различные шкатулки.

 Внутри коробочки находился какой-нибудь маленький звучащий предмет. Моя задача как, педагога привлечь внимание ребенка, вызвать желание открыть коробочку, извлечь «секрет»; стимулировать интерес, поддержать самостоятельные действия, но, ни в коем случае не решать за ребенка предложенную задачу.

Окружающий мир наполняют самые разнообразные звуки. Обращала на них внимание детей – прислушивайтесь вместе с ними к этим звукам. К скрипу двери, к пению птиц, к звучанию музыкальных инструментов. И к тишине.

Игры с крупами. Играть можно любыми крупами, но все-таки, лучше я начинала с манки. Она чистая, очень мелкая, и не страшно, если малыш её попробует. Подавиться сложно, в уши и нос засунуть как скажем ядрицу гречихи не получится. Чуть позже попробовала поиграть с детьми в игры с кукурузной крупой, а затем и с гречкой, горохом, фасолью и рисом.

Игры с песком. Песочница – излюбленное место игр во время прогулок. Самое важное, чтобы песок был чистым. Как дети играют в песочнице, известно: копаются руками, лопаткой, палочкой; вставляют в песок палочки, веточки, листики, камешки. Ребенка раннего возраста лепить куличики может научить только взрослый. Ребенок видит образец и пытается повторить.

Также, игры с песком я организовывала и в группе, в центре «Песок и вода» Это помогло мне решить одну из важнейших задач в развитии ребенка 2-3 лет. Малыши очень любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в песок можно прятать всякие мелкие игрушки, стоить постройки, а потом разрушать их и снова строить. Отмечается что игры с песком и водой самые устойчивые и целенаправленные, чем другие игры. Постройки из песка можно считать началом конструирования, оно заставляет ребенка сосредоточиться. Работа с детьми в Центре «Песок и вода», требует определенных условий; центр должен располагаться  так, чтобы легко было проводить уборку  и чтобы дети могли подходить к нему  со всех сторон. Необходимо запастись непромокаемыми фартучками, формочками для песка, различными моющимися игрушками.

Подводя итоги нервно-психического развития детей в конце учебного года, я отметила, что дети становятся более любознательными, расширяется их словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах предметов.

Таким образом, систематическая, специально организованная работа по познавательно-исследовательской деятельности детей раннего возраста позволило мне качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательно - исследовательского интереса у детей раннего возраста через развивающие игры

В методической разработке вы найдёте интересный материала по организации и проведении развивающих игр с детьми раннего возраста: Упражнять детей в определении и назывании цвета (красный, жёлтый,...

Психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста

В статье разобраны психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста.Данные материалы разработаны для Методического объедине...

Познавательно-исследовательский проект для детей раннего возраста «Волшебные песчинки»

С приходом в детский сад у ребёнка начинается новый этап в его жизни. Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми и незнакомыми сверстниками становятся для ребёнка серьезной психической травмо...

Познавательно-исследовательский проект (для детей раннего возраста)   «Цветные денёчки»

laquo;Цветные денёчки: красный цвет, желтый цвет, синий цвет, зеленый цвет». Вид проекта: познавательно- исследовательский с использованием элементов ТРИЗ.формирование...