Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
я представляю материалы, которые могут пригодиться педагогам для работы. Надеюсь, что этот раздел будет интересен и востребован.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kulagina_sopr_slovo.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
АКТУАЛЬНОСТЬ
В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова мы читаем:
познание - это приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира.
Дети – природные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Развитие познавательных интересов воспитанников раннего возраста является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Для ребенка раннего возраста характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Поэтому тема моей работы: Развитие познавательной активности детей раннего возраста через ознакомление с природой.
Следовательно, Основной задачей на 2012-2013 учебный год стала:
Развитие познавательных интересов у детей раннего возраста
А именно:
Учить детей различать, узнавать, называть конкретные растения, животных, птиц;
- Формировать представления о сезонных изменениях в природе;
- Дать детям элементарные знания по уходу за растениями и животными;
- Учить детей видеть и чувствовать красоту природы;
- Развивать любознательность, умение согласовывать свои действия с действиями товарищей;
- Развивать память, мышление, внимание, речь;
- Воспитывать у детей бережное отношение к природе;
- Воспитывать умение сопереживать;
- Воспитывать самостоятельность, инициативу в познании нового.
Работая по вышеназванной теме, я использовала следующее программно-методическое обеспечение:
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ №655 от 23.11.2009 года)
- Основная общеобразовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида №270 г. Нижнего Новгорода
- «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» Дрязгунова
- «Место игры в экологическом воспитании дошкольников»
Николаева С.М.
- Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» Николаева С.М.
- «Знакомим дошкольника с миром животных» Золотова Е.И.
Так как в нашу группу пришли дети, ранее не посещавшие детский сад, уровень их знаний в образовательной области «Познание» я определила методом диагностических наблюдений.
Выше среднего уровня – 11% . Средний уровень – 55% Ниже среднего – 34%
К развитию познавательных интересов у детей раннего возраста
я приступила, поставив перед собой следующие задачи:
Образовательные:
- Формировать первичные представления детей о сезонных изменениях в природе.
- Познакомить с основными видами фруктов и овощей.
- Формировать знания о потребностях растений и животных.
- Формировать активный и пассивный словарь.
Развивающие:
- Развивать внимание, память, мышление.
- Развивать наблюдение, воображение.
- Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- Воспитывать любознательность.
- Воспитывать доброжелательное отношение к природе.
- Воспитывать общую культуру поведения в коллективе.
Я как воспитатель основное внимание уделяла адаптации детей к новым для них условиям детского сада. Чаще всего малыши трудно «отрываются» от дома, от самых близких людей. Поэтому моя задача — создать максимально теплую обстановку, окружить вниманием, лаской, заботой.
Отвлечь ребенка от переживаний можно не только с помощью красивой и забавной игрушки, но и другими способами, например общением с объектами природы.
Я брала за руку или обнимала малыша и вела его к уголку природы, в котором, не смотря на сентябрь, расцвела лилия. Аналогичным образом я успокаивала детей на прогулке, потому что когда мы выходили на участок, ребятки искали глазами мам и начинали плакать. Чтобы отвлечь детей, я вела их к цветочной клумбе, к дереву, к кусту, к огороду. Ребятки постепенно успокаивались, а первые впечатления о природе оставались с ними. Рассматривая клумбу, я знакомила детей с понятием ЦВЕТЫ. Мы с ребятами искали на клумбе цветы: красные, желтые, большие, маленькие. И, конечно я учила детей ухаживать за цветочками. Например: поливать. Наблюдая за деревом, я объясняла ребяткам, что у дерева есть ствол, ветки, листья. Заодно мы продолжали учить цвета (листочки зеленые, желтые, красные), величину (листья большие и маленькие). Часто ребятки приносили мне понравившиеся им листочки, и к концу прогулки у нас получался красивый осенний букет. А чтобы дети научились различать дерево, куст и траву, мы играли в П\И « Раз, два, три, к (дереву, кусту, травке) беги». Так, с регулярных наблюдений, я приступила к формированию первичных представлений детей о сезонных изменениях в природе. В это же время, во время наблюдений за живой и неживой природой, мы с ребятами развивали внимание, память, воспитывали любознательность.
Познание какого – либо объекта начинается с его неоднократного наблюдения с подключением различных анализаторов (потрогать, понюхать, и т.д.). Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир. Поэтому на прогулке дети стремились взять в руки понравившийся листочек, упавший с дерева, утром приносили ягодку рябины любимому воспитателю. Стремились потрогать всё, что зеленеет на огороде. Осуществляя ежедневные наблюдения, я всем своим видом – речью, мимикой, жестом показывала детям, как я удивляюсь, радуюсь, восторгаюсь красотой природы. И ребятки настраивались на положительные эмоции при общении с природой.
Наряду с элементарными понятиями о сезонных изменениях в природе, дети приобретали знания о цвете, форме.
Художественная литература - могучее действенное средство развития и воспитания детей. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение. В начале учебного года в работе с детьми я использовала малые фольклорные формы (песенки, потешки, небольшие русские народные сказки).
С помощью книги дети с раннего возраста узнают о явлениях природы, о жизни растений и животных. Например, когда я знакомила ребят со временем года «Осень», прочитала им сказку «Репка», объяснила, что репка – овощ. И мы плавно перешли к рассматриванию иллюстраций овощей и фруктов, созревающих осенью.
Как средство воспитания и обучения детей рассматривал иллюстрации К.Д. Ушинский, подчеркивая необходимость отражения в них познавательного и художественного начал.
Слушая и воспринимая книгу, ребенок учится думать, размышлять над новой информацией, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Например, я постепенно подвела ребят к следующим выводам: все, что растет на огороде – овощи, в саду – фрукты.
Изучение темы домашних животных я начала с прочтения детям сказки «Курочка Ряба» и рассматривания к ней иллюстраций. А потом объяснила, что у бабушки и дедушки кроме кур живут: корова, коза, лошадь и др. животные, которые называются домашние, потому что живут у дома. Животные, которые живут в лесу – дикие (вывод).
В детской книге особенно важно единство познавательного, нравственного и эстетического начал. Как уже было сказано ранее, детская книга о природе имеет большую познавательную ценность. У детей развивается память, мышление, внимание, воображение.
Огромное значение в работе с детьми раннего возраста имеет игра. Я использую разнообразные игры: дидактические, подвижные и творческие. В них дети накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретённые знания.
В дидактических играх познавательные задачи соединяются с игровыми, что и делает дидактическую игру особой формой обучения - легкого, быстрого и непреднамеренного усвоения детьми знаний.
В процессе дидактических игр с природным материалом типа «Чудесный мешочек», «Поставь цветок в вазу такого же цвета» дети познакомились с листьями, цветами, фруктами, овощами. В этих играх уточняются и обогащаются представления ребенка о свойствах и качествах растений, у него формируется умение обследовать предметы, накапливаются представления о явлениях действительности.
Играя в дидактическую игру – вкладыши «Домашние животные», дети не только берут в руки яркие, интересные фигурки животных, развивают мелкую моторику, но и закрепляют знания о дом. животных. С помощью таких настольных игр как «Дары лета», «Соберем урожай» дети учились узнавать отдельные признаки предметов, цвет, форму, группировать их по определенным качествам: овощи, фрукты.
Зная, что малыши, особенно в первой младшей группе, любят играть в одиночку, я давала им такую возможность, но в то же время привлекала детей к совместным играм для того, чтобы научить культуре поведения в коллективе.
Определенные знания о природе дошкольники получают и при проведении подвижных игр, когда одновременно решаются несколько задач: повышение эмоционального тонуса детей, удовлетворение потребности ребенка в активных движениях, уточнение знаний о различных объектах и их свойствах (дождик идет \ не идет), развитие ориентировки в окружающем, умение слушать и выполнять движения в соответствии с требованиями. Игры я подбирала с учетом времени года, темы наблюдения. Я являлась одновременно и организатором, и участником игры. Поддерживала радостное настроение играющих.
Например, в подвижной игре «Солнышко и дождик», дети закрепляли знания о природных явлениях и приучались согласовывать свои действия с игрой и даже соблюдать определенные (вначале, конечно, примитивные) правила.
Художественное творчество тесно связано с познанием окружающей нас природы. Учить ребенка видеть мир — вот одна из задач воспитателя. А это значит развивать в детях наблюдательность, умение сознавать увиденное, т. е. развивать в детях способность мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы. Большую роль играют эмоции, которые способствуют проявлению интереса к изобразительной деятельности, концентрации внимания и чувств ребенка на создаваемом образе, усиливают работу воображения. Богатый материал для этических и эстетических переживаний дает природа: яркие сочетания цветов, разнообразие форм.
В Этапе активизации практической деятельности детей, опираясь на полученные знания и умения, я поставила перед собой следующие задачи
Образовательные:
- Продолжать формировать представления детей о сезонных изменениях в природе
- Закрепить знания детей о живой и неживой природе.
- Продолжать обогащать активный и пассивный словарь
Развивающие:
- Развивать умение сравнивать, анализировать
- Развивать любознательность, стремление к знаниям
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к оказанию помощи объектам живой природы
- Воспитывать чувство прекрасного
- Воспитывать активность в образовательной деятельности
Поставленные задачи я решала через:
У младших дошкольников, метод наблюдения, является важнейшим "проводником" в природу и познание природы. Оно расширяет кругозор детей, обогащает их мышление множеством конкретных сведений о таинствах жизни природы. Приобщая ребенка к миру природы с помощью наблюдения, я сознательно развивала различные стороны его личности. Пробуждала интерес и желание познавать природное окружение, вызывала у ребенка сочувствие к самостоятельной жизни животных, желание им помочь, указывала на сезонные изменения, необходимость сохранять, уважительно и бережно обходиться с природой. Зимой я продолжила формировать представления детей о сезонных изменениях в природе. На слайде вы видите, как мы с ребятами рассматриваем то же дерево, что и осенью. Если вначале учебного года во время наблюдений моя беседа с детьми была эмоциональным монологом, то зимой и весной мы вели с детьми активный диалог. Из чего я могу сделать вывод, что формирование активного и пассивного словаря у детей идет успешно.
Моя задача как педагога - воспитывать интерес у детей к оказанию помощи объектам живой природы (в данном случае – птицам). Как вы видите на фото, зимой на территории детского сада на значительном расстоянии друг от друга у нас всегда висят несколько деревянных кормушек.
Каждый раз, выходя на прогулку, мы с детьми подкармливали птиц, рассматривали их, запоминали названия, цвет, величину, учились сравнивать разных птичек (воробей и ворона).
Весной я предлагала детям подставить лицо под солнечные лучи, чтобы ощутить как греет солнышко, обращала внимание ребят на появление зеленых листьев на деревьях и кустах, на зеленую травку, на распустившиеся цветы. И опять же, если осенью я называла детям основные цвета в природе (например: листочек желтый, красный, зелёный), то весной я была приятно удивлена, когда услышала от детей : а травка зеленая, вон желтый цветок.
В результате дети приобрели новые знания, умения и навыки, у них развивается любознательность, воспитывается доброта, душевная щедрость.
Красота зимней и весенней природы вызывала у детей глубокие, неизгладимые впечатления, способствовала развитию эстетических чувств. Чтобы правильно изобразить предмет, надо иметь четкое представление о нем, т. е. видеть характерные черты предмета, их соотношение друг с другом, форму, цвет. Если осенью в НОД по худ творчеству моя помощь требовалась всем без исключения детям, то зимой, а потом и весной я была приятно удивлена активной позицией и проявлением самостоятельности ребят во время рисования и аппликации на зимнюю тематику.
Как говорилось ранее, Подвижные игры развивают у детей младшей группы скорость мышления, быстроту реакции, сообразительность. Особое удовольствие испытывают малыши, когда в П\И используются атрибуты: шапочки животных, мягкие игрушки, нагрудные знаки. Если на обучающем этапе я подбирала для детей П\И с примитивными правилами, то на этом слайде дети играют в П\И с более сложными правилами: в п\и «Белые снежинки» у ребят более творческий подход к выполнению действий по слову воспитателя. Ангелина часто спрашивает: А я красивая снежинка? Гриша постоянно утверждает: я далеко улетела. В п\и «Курица и цыплята» я заметила, что дети имитируют поведение цыплят (клюют зернышки, пьют водичку, машут крылышками), проговаривают вместе со мной слова игры.
Дидактические игры типа «Чей малыш», «Парочки» и др. помогли систематизировать знания о природе, о животных и их потребностях. В процессе игр развиваются речь, логическое мышление, наблюдательность, совершенствуется мелкая моторика рук.
Дети очень любят опыты. В возрасте2-3-х лет это практически единственный способ познания мира. Главное достоинство опытнической деятельности заключается в том, что в процессе опытов:
1. дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта
2. идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.
3. развивается речь ребенка
4. воспитывается активность в образовательной деятельности.
5. у детей формируются представления о живом и неживом мире, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы: опыты с водой. Опускали предметы в чистую воду и в цветную водичку. В прозрачной воде предметы видно, а в цветной – нет. Знакомство детей с таким свойством воды как прозрачность.
Цветную водичку разливали в формочки, замораживали, цветными льдинками украшали участок.
Приносили с улицы снег, наблюдали за его таяньем при комнатной температуре.
Весной мы с детьми наблюдали за ветками, поставленными в вазу с водой. Я объясняла, что веточка живая, пьёт водичку, и так как в группе теплее, чем на улице, то листочки на ней появятся быстрее, чем у веточек деревьев, которые остались на улице.
Ещё я с малышами сажала л у к.
Объясняла детям, что земля мягкая, рыхлая, давала время рассмотреть луковицу. Далее мы с детьми поливали лук, наблюдали как он растет. Во время опытов с водой я продолжала формировать у детей наблюдательность, любознательность.
Во время посадки лука и наблюдения за его ростом у детей закреплялись знания о потребностях растений.
Музыка в раннем возрасте для детей является игрой. Ребенку намного интереснее вообразить себя осенним листочком или нарядной белой снежинкой под соответствующее музыкальное сопровождение. Красота природы вместе с музыкой вызывает у детей глубокие переживания, неизгладимые впечатления, способствует развитию эстетических чувств.
Инструктор по физической культуре дает детям задания, например: идем к Мишке, как медвежата, побуждает детей на основе ранее приобретенных в группе знаний о медведях, учиться ходьбе вразвалочку.
Так как большую роль в развитии познавательной активности детей играют родители, то я стараюсь привлекать к работе и их. Осенью было проведено родительское собрание, в течение учебного года я проводила индивидуальные консультации. В уголке для родителей я размещала рекомендации по воспитанию у детей познавательных интересов.
Мама Гриши С. сделала для ребят нашей группы такой подарок: картины из соленого теста: 1 – «Осень наступила», 2- «Зимний хоровод». 3,4,5- серию картин об овощах и фруктах «Что растет на грядке», «Девочка Весна».
Я предложила родителям собрать совместно с детьми природный материал, смастерить поделки для осенней выставки семейного творчества. А для зимней выставки (Мастерская Деда Мороза) родители принесли поделки из бросового материала. Весной я была приятно удивлена, когда в начале марта родители принесли поделки для весенней выставки семейного творчества.
Результаты работы.
- У детей повысился уровень знаний о живой и неживой природе.
- Воспитанники проявляют интерес и эмоционально выражают своё отношение к животным, птицам.
- Сформированы первичные представления детей о сезонных изменениях в природе (осень, зима, весна).
- Дети проявляют активность в образовательной деятельности.
- Научились сравнивать и анализировать.
- Обогатился активный и пассивный словарь дошкольников.
Перспективы работы:
- Продолжать работу по формированию представлений о сезонных изменениях в природе
- Наладить тесное сотрудничество со специалистами детского сада по познавательному развитию
- Продолжать работу по привлечению родителей к развитию познавательной активности детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ»
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практ...
Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование( опыт работы)
Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Индивидуализация образовательного процесса через развитие познавательного интереса у детей раннего возраста
Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста, является потребность в новых впечатлениях, новых знаниях....
Программа по самообразованию "Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование" на 2016-2017 уч.год
Содержание исследовательской деятельности, перспективное планирование, картотека игр-экспериментов...
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ
DВыявить значение детского экспериментирования в системе воспитания детей....
«Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование»
В представленном материале предложен примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования, предложена организация мини-лабораторий в детском саду, пер...
"Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста средствами сенсорного воспитания как фактор повышения качества образования в ДОУ"
Ранний возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые п...